Священник в погонах

15 ноября в Культурном центре Вооружённых Сил РФ состоялось вручение штатным военным священнослужителям дипломов об окончании курсов повышения квалификации. Перед собравшимися выступили начальник Главного управления по работе с личным составом Вооружённых Сил генерал-майор Михаил Смыслов, представитель Управления по работе с верующими военнослужащими Юрий Луганский, и.о. председателя Синодального отдела по взаимодействию с Вооружёнными Силами и правоохранительными органами протоиерей Сергий Привалов. 19 священнослужителей Русской Православной Церкви и один представитель Буддийской традиционной сангхи успешно окончили обучение в Московском военном университете, получив знания, которые им предстоит использовать в частях и соединениях ВС России.
В настоящее время в Вооружённых Силах Российской Федерации сформирована система профессиональной доподготовки вновь назначенных священнослужителей на должности помощников командиров по работе с верующими военнослужащими. По мере назначения на должности формируется учебная группа, которая в соответствии с приказом министра обороны проходит обучение в Военном университете по 144-часовой программе.
Подбор священнослужителей для работы в армии и на флоте осуществляется из числа имеющих опыт военной службы и окормления военнослужащих. Тем не менее в динамично развивающихся и реформируемых Вооружённых Силах происходят существенные изменения в системе управления, боевого применения и работе с личным составом.
В соответствии с приказом министра обороны Российской Федерации обучение проводится регулярно один раз в шесть месяцев. В течение четырёх недель слушатели получают знания о современной организации, управлении, задачах и способах боевого применения Вооружённых Сил. Большое внимание уделяется вопросам организации подготовки войск, военной педагогике и психологии.
За последний год численность штатных военных священников увеличилась более чем  в  п я т ь  раз и составляет 110 человек. Кроме того, ещё около  п я т и д е с я т и  личных дел кандидатов на замещение этих штатных должностей направлено на рассмотрение в управление по работе с верующими военнослужащими.

Военные священники укрепили
дисциплину в частях ЦВО

Дисциплина в частях и соединениях Центрального военного округа со времени начала работы в них штатных священнослужителей повысилась в полтора раза. Эти данные были озвучены на сборах военных священников, прошедших в ноябре в Новосибирском гарнизоне. В качестве примера участники сборов рассмотрели часть радиационной, химической и биологической защиты в Екатеринбурге. После того как в ней появился священник, случаи нарушений дисциплины сократились на 63 процента.
Комментируя представленные данные, помощник председателя Синодального отдела по взаимодействию с Вооружёнными Силами и правоохранительными органами Борис Лукичев подчеркнул, что военные священнослужители работают прежде всего с офицерским составом, поскольку офицеры подают пример солдатам.

В Рязани подвели итоги работы
священников ВДВ

В Рязани прошло заседание военного совета Воздушно-десантных войск, посвящённое итогам уходящего года и задачам на 2014 год. В нём принял участие заведующий сектором ВДВ Синодального отдела по взаимодействию с Вооружёнными Силами и правоохранительными органами иерей Андрей Шеломенцев и настоятель Патриаршего подворья при штабе ВДВ протоиерей Михаил Васильев.
Священники рассказали о проделанной работе по духовно-нравственному воспитанию и окормлению военнослужащих. Так, за этот год за богослужениями в местах постоянной и временной дислокации причастилось более шести тысяч десантников, проводилось опытное десантирование мобильного храма ВДВ, священники ВДВ совершили более тридцати прыжков с парашютом. 


             

    КАЖДОЙ СЕСТРЕ ПО СЕРЬГЕ – ИЛИ ХРИСТОЛЮБИВОЕ ВОИНСТВО?!

     Религиозные объединения отделены от государства. Что это значит?!..
КОНСТИТУЦИЯ РФ:
Статья 28

     "Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними".

     Служба в армии частично временно ограничивает военослужащему некоторые Права и свободы человека и гражданина. Именно поэтому в Вооруженных силах вводится институт военных священников?..

31 мая 2011. Сегодня в Академии Генерального штаба Вооруженных сил принимали Патриарха Кирилла.  Министр обороны Анатолий Сердюков устроил для Предстоятеля экскурсию, показал домовый храм Академии покровителя воинов Архистратига Михаила. Его прихожане, в первую очередь, преподаватели и офицеры, которые приезжают на обучение. Позже, уже на встрече с преподавателями и слушателями Академии, Патриарх Кирилл отметил, что у армии и церкви есть много общего в служении. В конце встречи министр обороны и Патриарх Кирилл обменялись ценными подарками. Предстоятель церкви оставил пожелание сотрудникам Академии в книге записей для почетных гостей.

03.03.2011. В российской армии в 2011 году будет создано 240 штатных мест для священнослужителей. По итогам первого этапа 13 первых священнослужителей были направлены на военные базы Вооруженных сил РФ за рубежом и в Северо-Кавказский военный округ. Предполагалось, что второй этап завершится к концу 2010 года и к тому времени в армии должны были служить уже 250 священников.
 Как сообщал ранее министр обороны РФ А.Э. Сердюков, зарплата штатных священнослужителей в армии будет как у заместителей командира бригады по воспитательной работе ; чуть более 20 тысяч рублей в месяц.

21.03.2011. Введение должностей священнослужителей в российской армии стало темой заседания в культурном центре Вооруженных сил. Как заявил временно исполняющий обязанности начальника Главного управления по работе с личным составом Юрий Дашкин, уже завершился первый этап этой работы. Теперь сотрудники, которые будут работать с верующими военнослужащими, должны появиться во всех воинских частях. Подбор кадров должен быть особенно тщательным.
(ТК "ЗВЕЗДА)

25.02.11 Деятельность православных священнослужителей в армейских подразделениях будет оплачиваться государством — об этом сообщил 24 февраля на совещании в Санкт-Петербурге начальник управления по работе с верующими военнослужащими Минобороны РФ Борис Лукичев.
Подразделение Минобороны, возглавляемое Лукичевым, было образовано в 2010 году как результат президентской инициативы о возрождении в армии института капелланов (военных священников).
При Академии генштаба в Москве откроется центр подготовки капелланов. Планируется проводить ежегодные конференции по обмену опытом. Священники не только будут помогать верующим военным в удовлетворении их законных религиозных потребностей, но и оказывать поддержку командирам в воспитательной работе.

     "Благодаря духовному преимуществу наши воины одерживали победы, изумлявшие даже врагов. «Дайте мне русских солдат, и я с ними завоюю весь свет... Русских солдат можно уничтожить, но не победить», – говорил Наполеон. «Русского солдата мало убить, его ещё и мёртвого надо повалить, чтобы пройти там, где он стоял», – сказал Фридрих II. В этих красноречивых признаниях указывается на духовное преимущество русских воинов, но ничего не говорится о его истоках.
     Истоки этого преимущества – в осознании высокого духовного смысла воинского служения и в высшей духовной мотивации воинской службы русских солдат, матросов, офицеров и генералов России. Любой непредвзятый исторический анализ свидетельствует, что источник этого – православная вера и любовь к Отечеству, освящаемая этой верой. Это самое главное!
Как ни больно об этом говорить, но в наши дни возникла реальная угроза утраты многих духовных ценностей, которые на протяжении веков были основополагающими в жизни народов России. Речь идёт и об отношении к ратному служению Отечеству, к воинской службе и Вооружённым Силам, которое становится всё более негативным. Возникает опасность полной утраты духовных основ воинского служения.
     Отношение к воинской службе как священному долгу, уважение и любовь к армии и флоту, к ратным защитникам Отечества были частью образа мышления нашего народа. Если это исчезнет, армия престанет быть армией с большой буквы, частицей своего народа, оплотом российской государственности, а превратится в организацию вооружённых людей, объединяемых далеко не духовными целями. Думаю, что именно это может стать необратимой трагедией для России, трагедией, последствия которой не смогут ликвидировать никакие успехи в экономике, науке, культуре и образовании".(Александр Черкасов, генерал-майор в отставке, профессор Военного университета).



Флотский священник
 Автор  Вадим МАМЛЫГА, «Красная звезда». 
Отец Александр - первый, кто прошёл строгий «кастинг» Министерства обороны России на должность помощника командующего Черноморским флотом по работе с верующими военнослужащими, став первым в Вооружённых Силах России военным священником.
Духовные ценности во флотских коллективах отец Александр начал прививать задолго до того, как на самом высоком государственном уровне, было принято решение об учреждении в Вооружённых Силах института военного духовенства.
Наше знакомство состоялось ещё в то время, когда в обществе даже речи не было о священниках «в погонах». В одно из своих посещений бригады охраны водного района я оказался в центре оживлённой дискуссии экипажа малого противолодочного корабля «Муромец» со... священником.
Выяснилось, что батюшка отнюдь не редкий гость на борту этого корабля, он давно взял его под свой духовный патронаж, и это радикально отразилось как на боевых показателях корабля, так и на моральном состоянии экипажа.
- Не поверишь: до того, как отец Александр стал частым гостем на корабле, «Муромец» словно кто сглазил! - рассказал заместитель командира по воспитательной работе капитан 3 ранга Павел Максимов. - За несколько месяцев до этого мы из передового корабля бригады скатились в беспросветно отстающие. Причём по всем показателям. Отец Александр узнал о наших проблемах и предложил свою помощь. А почему нет? - подумали. Плохому не научит, а воспитательная работа - такая штука, в которой все средства хороши. Лишь бы во благо. Опять же подкупило то, что батюшка из наших, из военных. А значит, о проблемах воинских коллективов прекрасно осведомлён, и потому его предложение заслуживало доверия.
Всё, что случилось в дальнейшем, по словам Павла Максимова, иначе как божьим промыслом назвать трудно. В канун ближайшей ракетной стрельбы, которую корабль по объективным причинам не выполнял больше десяти лет, отец Александр в торжественной обстановке освятил «Муромца» и «муромчан». После чего стрельба прошла на удивление гладко и с высокими оценками. В канун учений все работали не покладая рук. По настроению экипажа было очевидно, что духовная поддержка священника сыграла свою положительную роль.
До недавнего времени капитан 2 ранга (ныне в запасе) Александр Бондаренко являлся действующим офицером оперативного управления Черноморского флота. Это его последняя «государева» должность, на которой он много лет сочетал свое духовное призвание с сугубо техническими специальностями, обслуживая в различных должностях авиационное «крыло» флота. Кстати, в сан священника он был рукоположен именно в то время. Надо ли пояснять, что подобное сочетание «двух служб» (по будням - в военном строю, а по выходным - в храме) иными его вышестоящими начальниками воспринималось, мягко говоря, неоднозначно.
За два года официального пребывания в должности помощника командующего Черноморским флотом отец Александр несколько раз побывал в дальних морских походах за Босфором, нередко выходил на кораблях флота на учения в черноморских акваториях. Практически ежедневно он посещает корабли, воинские части, подразделения, полигоны флота, стараясь глубже вникнуть в реальную жизнь воинских коллективов. Тем более что в отличие от многих своих коллег Александр Бондаренко знает, чем дышат «войска» не с чужих слов, а основываясь на личном многолетнем опыте офицерской службы. Он знает жизнь воинских коллективов, как говорится, изнутри, и потому ему совершенно нетрудно находить общий язык и с
командирами, и с рядовым личным составом.
- Сегодня в армии и на флоте, - говорит отец Александр, - открыто двести сорок штатных должностей военных священников. Занято при этом всего двадцать четыре, хотя в кандидатах недостатка нет. Дело в строгости отбора. И это очень правильно, потому как допускать в столь деликатную и специфическую сферу деятельности случайных людей недопустимо. По своему опыту работы в должности флотского священника признаюсь, что авторитет Церкви среди всех категорий военнослужащих сегодня очень высок. Ко мне много раз обращались командиры подразделений с просьбой оказать влияние как на отдельных военнослужащих, так и на целые коллективы. И в большинстве случаев мне это удавалось. Конечно, огромную помощь в этом мне оказывает мой 25-летний стаж службы на флоте. Сочетание многолетнего военного опыта с многолетним духовным опытом создаёт превосходные условия для эффективной работы в «войсках»... Кстати, ко мне нередко подходят и представители прочих конфессий: кто за советом, кто с просьбой достать духовную литературу. На днях, к примеру, ко мне подошёл матросик, который представился буддистом и попросил меня снабдить его необходимой литературой. Просьбу я, разумеется, выполнил. В этом отношении просматривается некоторое сходство работы военного священника с помощниками по работе с личным составом.
Так что вполне закономерно, что духовная служба отца Александра была высоко оценена на всеармейских сборах военного духовенства. «Солидный опыт организации работы в условиях дальних морских походов имеет духовенство Черноморского флота в лице помощника командующего ЧФ по работе с верующими военнослужащими протоиерей Александр Бондаренко...» - так высказался об отце Александре начальник Главного управления по работе с личным составом Вооружённых Сил Российской Федерации генерал-майор Сергей Чварков.
...Если ещё несколько лет назад сослуживцы капитана 2 ранга Александра Бондаренко скептически относились к его духовным целеустремлениям, сегодня отец Александр обрёл авторитет не только на Черноморском флоте, но и у руководства Вооружённых Сил. Его опыт изучают и распространяют среди других помощников командиров по работе с верующими военнослужащими.    

13.01.11. Севастополь. 9 января на флагмане Черноморского флота гвардейском ракетном крейсере «Москва» в корабельной церкви Покрова Пресвятой Богородицы помощник командующего флотом по работе с верующими военнослужащими протоиерей Александр Бондаренко совершил Божественную Литургию. За богослужением молились командир крейсера капитан 1-го ранга Сергей Тронев и экипаж корабля. Десять моряков исповедались и причастились Святых Христовых Таин.

     Впервые после Октябрьской революции 1917 года в российских Вооруженных силах создана должность главного военного раввина. На этот пост был недавно назначен раввин Аарон Гуревич, уроженец Москвы.

     Реально в российской армии существует такое явление, к примеру, как ИМАМ ПОЛКА. Никто не разрешал, но и не запрещал. Молоденький сержант был по статусу выше дедов из северо-кавказских республик. Как он ведет проповедь, один Аллах знает... Наверно, лучше будет военный образованный мулла, чем партизанщина в этом деле?!..

     Встреча 15 ноября 2010 года министра обороны РФ Анатолия Сердюкова с Патриархом Московским и всея Руси Кириллом стала знаковой. Предстоятель отметил, что Церковь внимательно следит за реформой в армии. «От состояния Вооруженных Сил, конечно, зависит безопасность Отечества, но не только. Потому что армия в России была очень мощной, патриотической силой, которая влияла на настроения в обществе, на самочувствие людей, всегда была элитой нашего общества, в том числе в интеллектуальной, культурной сферах», - поделился своим мнением Патриарх Кирилл.

     БАТЮШКИ РАКЕТНЫХ ВОЙСК СТРАТЕГИЧЕСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ

     В 1997 год, когда заключили базовое соглашение о сотрудничестве с целью духовно-нравственного воспитания военнослужащих Ракетных Войск Стратегического Назначения, подписанное Патриархом Московским и всея Руси Алексием II и главнокомандующим РВСН И.Д. Сергеевым. 
          Что касается стратегических ракетчиков, то это наиболее интеллектуальный вид войск. Страшное смертоносное оружие, которое действительно способно уничтожить всю нашу планету за несколько минут, находится в руках людей, которые очень большое внимание уделяют духовно-нравственному воспитанию своих подчинённых. Именно поэтому  храм во Власихе благоукрашается, и в большинстве соединений РВСН тоже имеются храмы.
     Первым делом батюшка борется с таким грехом, как уныние, которому подвержены некоторые новобранцы. Когда он говорит, что военнослужащему попасть в Царствие Небесное гораздо легче, чем священнику, парень начинает спрашивать: «Почему?»
     Священники участвуют в заседаниях командования РВСН по проблемам дисциплины и правопорядка, в приёме и вводе в строй молодого пополнения. В первые дни своего пребывания во Власихе солдаты посещают храм, где им говорят с ними о том, почему они должны лишиться тепличных условий домашней жизни (в отличие от их одноклассников, которые «откосили» от армии.
     Армия – не место для систематического воцерковления, тем более в настоящее время, когда срок срочной службы составляет всего один год.
     В Военной академии РВСН имени Петра Великого действует факультет православной культуры; кроме того,  есть священники, которые постоянно трудятся в Ростовском военном институте и в Серпуховском военном институте РВСН. Есть священник, который постоянно работает с военнослужащими РВСН в Плесецке, где проходит большинство пусков ракет, присутствует священник на 4-м полигоне в Капустином Яре в Астраханской епархии, то есть почти во всех соединениях РВСН уже трудятся священнослужители.

    

    
ПОЛОЖЕНИЕ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ВЕРУЮЩИМИ ВОЕНОСЛУЖАЩИМИ  ВС РФ

Утверждено

Министром обороны

Российской Федерации

24 января 2010 г.
ПОЛОЖЕНИЕ

по организации работы с верующими военнослужащими

Вооруженных Сил Российской Федерации
I. Общие положения
1. Настоящее Положение устанавливает порядок взаимодействия органов военного управления и религиозных объединений в отношении реализации верующими военнослужащими прав на свободу совести и свободу вероисповедания в соответствии с Конституцией Российской Федерации и иными правовыми актами Российской Федерации.

Участие военнослужащих в религиозных обрядах, церемониях является добровольным.

Командир (начальник) воинской части (учреждения) не вправе принуждать военнослужащих к обязательному участию в религиозных обрядах, церемониях.

2. В своей деятельности органы военного управления и должностные лица по работе с верующими военнослужащими руководствуются законодательством Российской Федерации.

3. Взаимоотношения должностных лиц по работе с верующими военнослужащими, представляющих различные конфессии, основываются на взаимном уважении, сотрудничестве и принципе невмешательства во внутренние дела, касающиеся организации работы по удовлетворению религиозных потребностей верующих военнослужащих.

II. Структура органов по работе с верующими военнослужащими
4. В Вооруженных Силах Российской Федерации создаются органы по работе с верующими военнослужащими в порядке, определяемом Министром обороны Российской Федерации.

5. Должностные лица по работе с верующими военнослужащими назначаются на должности в установленном порядке на основании решения Министра обороны Российской Федерации по представлениям соответствующих религиозных объединений.

6. Органы по работе с верующими военнослужащими могут издавать документы по вопросам своей деятельности по согласованию их в обязательном порядке с Главным управлением воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации.

7. Руководитель органа по работе с верующими военнослужащими по согласованию с Главным управлением воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации представляет для утверждения Министру обороны Российской Федерации предложения по кадровому составу органов по работе с верующими военнослужащими, исходя из пропорционального соотношения верующих военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации.

Указанные предложения должны быть согласованы с соответствующим религиозным объединением.

8. Численность должностных лиц по работе с верующими военнослужащими определяется Министром обороны Российской Федерации.

III. Общие требования, предъявляемые к должностным лицам

по работе с верующими военнослужащими
9. Должностные лица по работе с верующими военнослужащими должны быть профессионально подготовленными специалистами, обладать необходимыми знаниями и умениями, позволяющими эффективно планировать, организовывать и проводить работу по укреплению духовно-нравственных основ военнослужащих.

10. К должностным лицам по работе с верующими военнослужащими предъявляются следующие требования:

должен быть гражданином Российской Федерации;

не иметь двойного гражданства;

не иметь судимости;

иметь уровень государственного образования не ниже среднего (полного) общего образования;

иметь рекомендацию от соответствующего религиозного объединения;

иметь положительное заключение медицинской комиссии о состоянии здоровья.

11. При назначении на руководящую должность должностные лица по работе с верующими военнослужащими должны иметь опыт служения в соответствующем религиозном объединении не менее пяти лет.

12. Лица, назначаемые на соответствующие должности, должны пройти специальную подготовку по вопросам военной службы в порядке и на условиях, установленных в Министерстве обороны Российской Федерации.

IV. Основные задачи должностных лиц

по работе с верующими военнослужащими
13. Основными задачами должностных лиц по работе с верующими военнослужащими являются:

организация и проведение религиозных обрядов, церемоний и удовлетворение религиозных потребностей личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации;

организация и проведение духовно-просветительской работы;

участие в мероприятиях, проводимых органами военного управления по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию;

участие в работе по укреплению правопорядка и воинской дисциплины, профилактике правонарушений и суицидальных происшествий.

14. На должностных лиц по работе с верующими военнослужащими не может быть возложено выполнение задач, противоречащих статусу духовенства.
V. Основные функции должностных лиц

по работе с верующими военнослужащими
15. Основными функциями должностных лиц по работе с верующими военнослужащими являются:

проведение с участием военнослужащих при соблюдении их прав на свободу совести и свободу вероисповедания религиозных обрядов и церемоний;

участие в планировании, организации и проведении духовно-просветительской работы с военнослужащими;

содействие командирам (начальникам) в проведении мероприятий духовно-просветительской работы, профилактике правонарушений и суицидальных происшествий;

участие в укреплении духовно-нравственных основ военной службы, здорового климата в воинских коллективах и семьях военнослужащих;

оказание духовной поддержки военнослужащим, находящимся на лечении.

16. Допуск должностных лиц по работе с верующими военнослужащими к сведениям, составляющим государственную тайну, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне.
VI. Организация деятельности должностных лиц

по работе с верующими военнослужащими
17. Должностные лица по работе с верующими военнослужащими выполняют свою работу на основании трудового договора (контракта), заключаемого в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

18. Командир (начальник) воинской части (учреждения) в ходе повседневной деятельности предоставляет отдельное помещение, оборудованное средствами связи, для организации работы с верующими военнослужащими.

19. Должностные лица по работе с верующими военнослужащими должны принимать участие в учениях (походах), других мероприятиях боевой учебы войск (сил).

Участие должностных лиц по работе с верующими военнослужащими в указанных мероприятиях оформляется соответствующим решением командира (начальника).

20. Обеспечение жилыми помещениями, медицинское обеспечение, выплата заработной платы, другие социальные выплаты должностным лицам по работе с верующими военнослужащими осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации и отдельными решениями Министра обороны Российской Федерации.

21. Обеспечение религиозной утварью, другими культовыми предметами для осуществления деятельности должностных лиц по работе с верующими военнослужащими на командира (начальника) воинской части (учреждения) не возлагается.


Беседа Анатолия Ермолина ("Эхо Москвы") с начальником Управления по работе с верующими военнослужащими Вооруженных Сил Российской Федерации Главного управления по работе с личным составом Вооружённых Сил Российской Федерации БОРИСОМ МИХАЙЛОВИЧЕМ ЛУКИЧЕВЫМ.

А. ЕРМОЛИН - Мы продолжаем заседание «Военного совета». Для тех, кто к нам только что присоединился, скажу, кто слушал нас, напомню, что в гостях у нас сегодня Борис Михайлович Лукичёв, начальник Управления по работе с верующими военнослужащими. Вопрос такой, Борис Михайлович: а с неверующими военнослужащими работают? С данной категорией людей. Пытаются каким-то образом повлиять на их мировоззрение?

Б. ЛУКИЧЁВ - Вообще преимущества военного священника… стараются делать так, чтобы его работа привлекала людей на добровольной основе. И практика показывает, у меня есть уже священник, который рассказывает. Он, допустим, православных военнослужащих, которых он знает, конечно, приглашает на беседу, но и ребята, которые исповедуют другую веру, условно говоря, или мусульмане, или буддисты, охотно идут тоже на эту беседу, и они активно участвуют и вопросы всякие задают. И мы подбираем таких священников, которые могут дискутировать, вести диалог, беседу с людьми, исповедующими другую религию и уважая её, не пытаясь их переделать, а пытаясь откровенно говорить на волнующие их темы. Поэтому здесь неверующие или верующие, хотя по моему убеждению, неверующих людей нет, есть просто люди, которые ещё не слышат свою веру или её исповедуют, как, допустим, каким-то таким нечутким отношением к тому, что у него в душе звучит или есть люди, которые суеверные, но в армейской среде, знаете, такая обстановка, что внимательное отношение человека к военнослужащему всегда вызывает отклик, и порой те ребята, которые себя позиционируют как неверующими, они тоже часто участвуют в этих мероприятиях.

А. ЕРМОЛИН - Ну, вот, кстати, как мне кажется, вопрос всё-таки не всегда стоит в конкуренции между той или иной верой, да, а вообще в отсутствии каких-то системных религиозных взглядов у, мне кажется, большого количества современной молодёжи. В армию приходит именно молодёжь. И такое ощущение, что столько, я извиняюсь, мусора в голове, да? Мне кажется, что сейчас огромное количество молодых ребят если не язычники, то чем только голова ни забита, то есть это смесь где-то атеизма, где-то каких-то там полузнаний. Вы чувствуете эту проблему? И как в принципе оцениваете тот контигент, который приходит? Много ли реально верующих, оцерковлённых людей или людей, которые реально исполняют, скажем, обряды, которые требует ислам? А какой процент относится к той категории, которую я сейчас пытался вам обрисовать?

Б. ЛУКИЧЁВ - Ну вы знаете, что я бы здесь так ответил, что, во-первых, духовную жизнь или духовный опыт имеет каждый человек. Просто он порой не осознаёт. Он переживает иногда какие-то жизненные коллизии, и тогда он в душе ощущает, может быть, и призыв какой-то, и так далее. Что касается военнослужащих, то они радикально не отличаются, я имею в виду в статистическом смысле, от нашего населения, от нашей страны. Известно, что, допустим, я назвал цифру – 60%; военнослужащих из числа верующих исповедуют православие. Ну, по разным оценкам, от 5 до 10% тех, кто, может быть, реально и регулярно утреннее правило, вечернее правило читают, исповедуются, причащаются, но остальные себя ощущают православными. Просто это как бы как на конфессиональном…

А. ЕРМОЛИН - Записывают в православные.

Б. ЛУКИЧЁВ - Да, потому что он так себя ощущает, он так живет, потому что у него в семье какая-то традиция была. Его за этот язык никто не тянет, он сам говорит – я православный. Там, допустим, в храм не ходит, но если батюшка скажет – пойдём, поговорим, или, допустим, увидел его грустные глазки – ты чего такой грустный? – Да вот, повеситься хочу. – Ну давай, дышать трудно будет.

А. ЕРМОЛИН - Страшная история.

Б. ЛУКИЧЁВ - Поговорит. Может быть, действительно как-то поможет. Такое часть встречается. Потому что в армейской жизни много сложностей, особенно для молодого человека, и тогда душа начинает проявляться основательно. И здесь нужен священник, который может увидеть такую проблему. Поэтому, конечно, молодёжь, который приходит в армию, она плоть от плоть того, что мы имеем в гражданском обществе.

А. ЕРМОЛИН - Что может сделать священник? Вот, как вы эту ужасную историю… скажем, идёт батюшка… парень говорит – «повеситься хочу», да? А если он действительно служит в такой части, что есть дедовщина, где действительно есть объективные предпосылки, для того чтобы наводить молодых людей на такие мысли? Вот, что реально? Как священник может повлиять на команду?

Б. ЛУКИЧЁВ - Я пока не отвечу на этот вопрос. Понимание того, что пришёл священнослужитель в армию или в подразделение, и тут началась воинская дисциплина исправляться, тут же у нас меньше происшествий, преступлений будет – это неправильная позиция. Дело в том, что здесь одновременно…. То есть одномоментно в краткое время получить эффект улучшения состояния воинской дисциплины невозможно. Ведь у священника работа деликатная. Но мы считаем, что введение института военных священников – это внесение нравственного измерения в жизнь армии. И он занимается и нравственным воспитанием, и социальной работой, и духовным просвещением священник занимается. И он работает не только с военнослужащими срочной службы, которым нужно служить 12 месяцев, но он и с лейтенантом, с офицером должен, который формирует ситуацию в воинском коллективе, и он и с генералом должен, который, может быть, бы не своровал те деньги, как сейчас часто бывает или не утаил часть премий, которые положены офицеру получить. То есть здесь очень широкое… там и дети военнослужащих, и члены семей. И мы можем увидеть эффект от внедрения в институт военных священников, может быть, в течение какого-то времени. И это может быть не только реакция офицера по работе с личным составом, но мы в большей степени ожидаем реакцию командиров. И мы эту реакцию уже имеем. Например. Черноморский флот. Там была введена одна из первых должностей – помощник командующего по работе с верующими военнослужащими. Там протоиерей Александр Бондаренко – он известная личность, он был офицером флота, капитан 2-го ранга, и так далее. И командующий его поставил военного священника своим помощником. А сейчас командующий инициировал, ему ещё 3 должности ввели, командующий понял, что ему нужны люди. Вот это как раз первый эффект от того, что вводятся военные священники.

А. ЕРМОЛИН - А вы не чувствуете, что вот эта формализация может на самом деле сыграть недобрую службу. Я сейчас поясню, что я имею в виду. Всё-таки церковь – это, наверное, третий сектор. То есть это такой независимый, ну, как должно быть, взгляд на общество. В той ситуации, о которой вы рассказывали, когда священники приходили в качестве личной инициативы и приживались в воинских частях – они никак не зависели от командования части. А сейчас… мы сейчас как раз об этом давайте поговорим, сейчас они по сути дела идут на зарплату и заключают договор с командиром части. Как ему после этого… то есть он теряет те преимущества, которые у него были как у независимого священника.

Б. ЛУКИЧЁВ - Хорошо, спасибо, ничего он не теряет. Он приходит в армию, но он остаётся человеком церкви. Это первый момент важный. Мы, грубо говоря, нанимаем священнослужителя как помощника командира по работе с военнослужащими, с верующими военнослужащими, но он помощник командира, как я сказал, и в духовно-просветительской, и в социальной работе, и в нравственном воспитании военнослужащих. И именно эта сфера больше всего интересует командира, и именно эту сферу его деятельности они планируют вместе. Командир говорит – отец, у меня молодые офицеры пришли, у меня с сержантами непорядок, у меня неуставняк, что ты можешь… как ты можешь помочь? И они пишут план на месяц; в котором то-то, то-то. С семьями, с детьми, праздник, и так далее. Этот план может содержать, конечно, ещё богослужебную часть. Потому что выпадает праздник какой-то, который уважают все. Условно Пасха, и так далее. То есть есть в этом плане у священника его непосредственная независимая работа по календарю православному. Я сейчас говорю про православного священника. По календарю богослужебная часть, там 2-3 мероприятия, которые могут участвовать, могут не участвовать добровольно совершенно. Он службу правит у себя где-нибудь в храмике или в часовенке, и люди приходят. Это его часть независимая, там, где им никто не командует, кроме патриарха и священноначалия. И он в этом смысле свободен. А та часть, которая касается его воспитательной, социальной и его духовно-просветительской работы – эта часть планируется вместе с командиром, вместе с офицером по работе с личным составом, кстати говоря, согласовывается, утрясается.

А. ЕРМОЛИН - То есть совместная воспитательная работа, да?

Б. ЛУКИЧЁВ - В принципе да. Но у него свой план. Потому что это его отчётный документ.

А. ЕРМОЛИН - Угу.

Б. ЛУКИЧЁВ - Он нанят на работу.

А. ЕРМОЛИН - То есть нанят не как по сути священник, он нанят как помощник.

Б. ЛУКИЧЁВ - Как помощник. Ну, формально, да, именно это. И именно в этой части он отчётен перед командиром. Но командир понимает, с кем он имеет дело. Здесь же… он командовать не будет…

А. ЕРМОЛИН - У нас разные командиры бывают. Может, скажет – батюшка, ты не так службу служишь.

Б. ЛУКИЧЁВ - Как он себя поставит. И мы стараемся брать тех людей, и министр, кстати говоря, требует, чтобы люди были в возрасте, чтобы были с опытом житейским, чтобы мог говорить и с солдатом, и с генералом, и с членами семей, как это нужно. Как, например, у нас есть Александр Терпугов, например, в Абхазию назначен, опытный человек, священнослужитель. Там условия сложные на базе на нашей. Большая ротация. Есть мусульмане, есть разные представители вероисповеданий. Он умеет тактично и гармонично строить отношения, и командир уже сам почувствовал. Во-первых, куда в первую очередь пошёл священник? В санчасть. И посмотрел, каких больше заболеваний. Оказывается, простудные. Командир, почему ты людей выводишь без бушлата на построение? Ну, такой маленький пример, который показывает подход священника конкретный – забота о солдате.

А. ЕРМОЛИН - Ну всё равно это лишний инструмент контроля появился.

Б. ЛУКИЧЁВ - Понимаете, если не знаешь ситуацию… это не контроль. Это просто значит, вот, что происходит в части? Он же приходит конкретной работой заниматься, конкретными людьми. И он, конечно, должен знать, что происходит в части.

А. ЕРМОЛИН - Всё равно контроль. Это ж хорошо.

Б. ЛУКИЧЁВ - Можно согласиться, что это контроль. Правда. Нравственный контроль, так скажем.

А. ЕРМОЛИН - Ну да, да. А как… у нас не принято. У нас как раз часто этот вопрос задают. В некоторых странах не принято, да? А вот такой сотрудник служит по контракту. Сколько он зарабатывает? И насколько соизмерима зарплата тех же офицеров, там, контрактников, и так далее. Кто платит ему? Церковь ему платит? Но раз контракт, не церковь ему платит. Значит, государство платит.

Б. ЛУКИЧЁВ - На договорной основе. Он заключает договор с командиром части. Но с разрешения министра обороны. Сейчас это так ситуация идёт. Министр берёт на контроль поручение президента. Да, когда есть благословение министра, грубо говоря, он заключает договор с командиром части, и в этом договоре оговаривается его денежное содержание. По 555-ому приказу министра обороны это 10 000 рублей в месяц. И к этим 10 000 прибавляется за сложность службы, за военный коэффициент. Если у него есть выслуга, если батюшка когда-то служил, мы стараемся и таких тоже привлекать, которые в своё время служили в армии, чтобы он знал, куда идёт, то вот эта выслуга лет армейская тоже как-то влияет на получку. И так далее. То есть… это набирает 25000 рублей в месяц.

А. ЕРМОЛИН - Ну это такая нормальная зарплата. Ну, она в целом-то ненормальная, конечно.

Б. ЛУКИЧЁВ - С учетом того, что у него 5-6 ребятишек.

А. ЕРМОЛИН - В среднем по вооружённым силам, да, для младших офицеров, скажем.

Б. ЛУКИЧЁВ - Ну, конечно, практика ж существует – священник он и есть священник. Он окаймляет людей, люди бывают ему благодарны. Может, они какое-то ему пожертвование выдают, но это уже, как говорится, он может использовать и для облачения…

А. ЕРМОЛИН - То есть священник может ещё… то есть яйца принесут на пасху, там, и какие-то такие.

Б. ЛУКИЧЁВ - Ну, конечно. Потом, для богослужения нужно масло, вино. А для мусульманина нужен коврик красивый, чтобы повернуть его в сторону Мекки и помолиться. Так что дело такое.

А. ЕРМОЛИН - А как в таком двойственном статусе священник выстраивает отношения собственно с церковью? Его рекомендуют, его контролируют, является ли его приход, как-то учитывается ли он среди приходов…

Б. ЛУКИЧЁВ - Вы знаете, спасибо, вот этот вопрос очень важный. Дело в том, что все руководители, лидеры традиционных религиозных объединений России относятся к этому делу очень ответственно. Я со всеми с ними встречался с нашими представителями религиозных объединений, и они, конечно, все поддерживают. Порядок такой. Ну мы хотели бы прежде всего, чтобы в армии служили люди, которые готовы и способны работать в этих сложных условиях. И как правило, мы сейчас стараемся взять тех, кто 5-7 лет взаимодействует, реально работает. Таких очень много. Стоят гарнизоны, стоят храмы и батюшки взаимодействуют уже много лет. И мы стараемся из числа этих людей, которых командир знает, пригласить их на работу. И как правило, мы хотим, чтобы командир ходатайствовал, к нам приходило в управление ходатайство от командира через главное управление по работе с личным составом, что ходатайствует о назначении такого-то священнослужителя на должность помощника командира по работе с верующими военнослужащими. Это один момент важный. Но недостаточный.

А. ЕРМОЛИН - Потому что командир сегодня здесь, а завтра его перевели на Дальний Восток.

Б. ЛУКИЧЁВ - Должно быть ещё ходатайство со стороны церкви. Я приведу пример мусульман, например. Вот, для назначения на должность начальника отделения в Южном военном округе. Там у нас имам Ильдар Карибулаевич Синдикаев работает такой. Его представлял Талгат Таджуддин, муфтий центрального духовного управления мусульман. Представлял министру обороны. И министр обороны смотрит – с одной стороны, есть представления военные, с другой стороны, церковь или духовное управление мусульманами рекомендует, и тогда он принимает решение. «Согласен». И его там командующий округом своим решением принимает на работу. То есть по линии церкви, по линии духовного управления мусульман. Или по линии буддистской традиционной сангхи России, если речь касается буддистов, они являются священнослужителями и полностью подчиняются всем уложениям, всем требованиям священноначалия и другим моментам, которые связаны с религиозной службой, и в этом смысле они независимы. В смысле договора там всё оговорено, какими делами он занимается, и он должен выполнять эти вещи. Вот такая ситуация.

А. ЕРМОЛИН - Угу. Но, кстати, вы сказали про буддистов. А у вас есть статистика, вот, вообще по священникам, это была бы сейчас важная информация. Сколько таких людей сейчас находится в вооружённых силах и сколько из них или в процентах или в конкретных числах, сколько из них представляют ислам, сколько из них представляют буддизм, и если есть какие-то другие прецеденты, то как с этим?

Б. ЛУКИЧЁВ - Вы знаете, сейчас, что касается буддистов. У нас на территории России локально больше всего в Калмыкии буддистской и в Забайкалье. Хотя, конечно, они расселены и по другим регионам. Есть серьёзная организация в Санкт-Петербурге.

А. ЕРМОЛИН - Иркутск, Бурятия, да, там…

Б. ЛУКИЧЁВ - Но что касается вооружённых сил, мы видим более компактное наличие военнослужащих, исповедующих буддизм, в Забайкалье. У нас есть прямой контакт и взаимодействие с председателем традиционной буддистской сангхи России бандита Хамбо-Ламой… была договорённость с ним. И мы сейчас в этом направлении работаем. У нас в Дальневосточном военном округе есть отделение по работе с верующими военнослужащими. Сейчас пока это формируется отделение. Мы планируем в дальнейшем, если всё нормально будет, чтобы был там координатор. Потому что так, чтобы в воинской части было больше половины буддистов, это маловероятно всё-таки. И будет, наверное, какое-то количество меньше половины. Значит, мы не сможем…

А. ЕРМОЛИН - В Бурятии, может, когда-то и будет.

Б. ЛУКИЧЁВ - Может, когда-то и будет. Пока так. И поэтому мы заинтересованы нанять в округ координатора, который будет внимательно смотреть за наличием такого контингента военнослужащих, отслеживать, встречаться с местными ламами и организовывать работу, оказывать помощь, привлекать их к тому, чтобы они привлекали военнослужащих решать свои духовные задачи.

А. ЕРМОЛИН - Вы мерили как-то отношение самих военнослужащих, вот, к этой инициативе, как они сами её воспринимают?

Б. ЛУКИЧЁВ - Ну, вы понимаете, как. Этот вопрос индивидуальный. Потому что если я верующий, то мне очень хорошо и комфортно, что есть батюшка.

А. ЕРМОЛИН - Я имею в виду не персональное отношение каждого человека, а в среднем как из 100% личного состава кто позитивно к этому относится, кто говорит, что обязательно должно быть, а кто-то говорит, вот, не хочу и видеть, и слышать, я атеист или как-то там.

Б. ЛУКИЧЁВ - Как правило, мы видим только позитивные отклики. Если кто-то не хочет, то его просто никто не привлекает. Ведь батюшка говорит – у меня объявление. Я говорил, что он планирует. И у него в распорядке дня или в расписании определено время и место, где он будет проводить свои занятия. Но он не строит никого, с палкой не стоит и не загоняет никого… это мероприятие дело чисто добровольное. Поэтому никакого такого духовного насилия нет. И те, кто хотят, они получают духовную помощь и отдохновение, даже так это можно сказать.

А. ЕРМОЛИН - А возвращаясь к горячим точкам, скажем, будучи на контракте, в случае каких-то, я не знаю, боестолкновений, там, вот, какая позиция священников, особенно те, которые находятся в такой ситуации, имеют ли право они вообще применять оружие, получают ли оружие?

Б. ЛУКИЧЁВ - В этом отношении мы определяем чётко, что отношение священнослужителя к оружию регламентируется внутренними установлениями религиозного объединения. Как правило, они все не комбатанты. То есть они не имеют право брать в руки оружие. И вообще по вере убивать кого-то они не могут. Но только, может быть, в случае личной опасности, когда против них уже… это он может задушить кого-нибудь, допустим.

А. ЕРМОЛИН - Известны случаи, когда священники обороняли церковь.

Б. ЛУКИЧЁВ - Ну, эти случаи мы не берём. В принципе задача в другом состоит. В особый период, так мягко скажем, священнослужитель, как правило, в старой русской армии находил своё место возле медицинского пункта, возле санчасти, там, где раненых приносят, там, где нужно утешить, проводить, психологический какой-то стресс снять, а если человек умирает, вот, допустим, просто касаться если православной веры, как это было в царской армии, человек провожал, причащал, если мог, это очень важно было для верующего, потому что ища утешения перед смертью, он страшно боялся этого, но это не половина дела. Если он проводил человека, похоронил, если его похоронили, хотя бы какой-то молебен совершил при отпевании, он родителям писал и говорил – ваш Иван – православный, я его проводил, причастил, он похоронен по-нормальному, не валяется где-то посреди дороги и вороны не клюют его. И это было утешение тем, которые получили эту весточку о том, как кончил свой путь солдат российской армии. Вот примерно в таком же аспекте задачи будут стоять у священников в особые периоды. Они, как правило, будут занимать место где-то в районе, вот, оказания помощи – психологической помощи, медицинской помощи, сами должны уметь перевязывать, и так далее, все эти вопросы решать. Может быть, командир эти задачи поставит – посетить отдалённый какой-то участок или ещё что-то, поддержать ребят психологически, но в принципе задачи будут примерно вот такие. Они и сейчас будут задачи там, где это горит и гремит.

А. ЕРМОЛИН - А как вы оцениваете угрозы личной безопасности священников, ну, на том же Кавказе? Совсем недавно произошло убийство известного…

Б. ЛУКИЧЁВ - Ну, вы знаете, это как раз подтверждение эффективности и важности работы священнослужителя, в том числе и вооружённых силах, потому что когда человека убивают за его духовную же работу, это означает, что признаю её эффективность и важность. Недавно убит, например, ректор Исламского теологического института международных отношений Синдикаев в Махачкале. Он выступал против ваххабитских таких проявлений, и эта его работа, видимо, вызывала отторжение. Поэтому, конечно, священнослужитель, особенно в армии, конечно, имеет определённый риск. Например, у нас отец Дмитрий из Санкт-Петербурга приезжал в горячую точку, ранен был, но он не имел договора, поэтому по ранению он никакой компенсации не получает. Но он добровольно приехал.

А. ЕРМОЛИН - Экстремальный туризм, получается.

Б. ЛУКИЧЁВ - Нет, не туризм. Он настоящий священник.

А. ЕРМОЛИН - Нет, я не в укор батюшке говорю. Я говорю в укор тем, кто не засчитывает ранение.

Б. ЛУКИЧЁВ - Солдаты его знали давно. Он оказывал реальную помощь. И крестил, и просто своими личным контактом с военнослужащими и офицерами, в том числе, он просто оказывал психологическую помощь, если так по-простому говорить. А если по вере, то он поддерживал просто душевное состояние людей.

А. ЕРМОЛИН - А не проигрываем мы на Кавказе как раз в вопросах духовно-нравственного воздействия на людей? В данном случае не про православную церковь говорю, а именно про ислам, потому как известно, что у нас, в общем-то, не знаю, сколько медресе, скажем, официальных таких, с глубокой традицией и корнями работают и дают глубокое высшее образование, но известно, что огромное количество таких курсов ускоренного выпуска работают и в Египте, и в других странах Ближнего Востока, там, и, вот, таких людей тысячи уже работают и в Дагестане, и на Кавказе. Как в этой ситуации быть священнику?

Б. ЛУКИЧЁВ - Я не хотел бы обобщать и делать выводы на весь Северный Кавказ. Я отвечаю за работу в армии и на флоту. Поэтому я просто в данном случае выступаю убеждённым сторонником того, что мы обязаны сформировать институт военных священников в армии и на флоте. 240 должностей введены. Мы должны подобрать тех людей, которые тем принципам отвечают, о которых я сегодня рассказываю. И они будут эти задачи выполнять. Тогда армия со своими задачами справится, я думаю, успешно.

А. ЕРМОЛИН - Ну, мы нащупали тему. Думаю, её надо обсудить отдельно. Я напоминаю, что сегодня в «Военном совете» принимал участие Борис Михайлович Лукичёв, начальник управления по работе с верующими военнослужащими, главного управления по работе с личным составом. Спасибо большое.


Батюшка в погонах
 Автор  Юрий ДМИТРИЕВ.  04.04.2012

Помощник командира 7-й авиагруппы 7000-й авиабазы в Чкаловске (Калининградская область) отец Дмитрий Тюрин не единственный в России священник, имеющий воинское звание гвардии майор. Но пока он единственный из офицеров, имеющий священный сан. В будущем духовных наставников, вышедших из офицерства, в Российской армии и на флоте будет значительно больше. Об этом есть договорённость между Патриархатом и руководством Министерства обороны. Многие бывшие офицеры уже сегодня учатся в духовных учебных заведениях, приобретая знания и опыт священнослужителей.

Пока кажется необычным то, что Отец Дмитрий Тюрин, надев военную форму, как и полагается офицеру ВВС, садится за штурвал вертолёта Ми-24, поднимает винтокрылую машину в небо и, как и все лётчики эскадрильи, отрабатывает в воздухе задачи боевой подготовки.
Он родился в 1969 году в городе Ельце Липецкой области. В 1991 году окончил Сызранское высшее военное авиационное училище лётчиков и был направлен служить в 6-ю армию ПВО, в отдельную эскадрилью в городе Тапа (Эстония). Быть офицером в то время было непросто: никому не нужные, брошенные на произвол судьбы, чувствующие себя оккупантами в тогда ещё единой стране. Стремительные негативные перемены, происходящие вокруг, заставляли размышлять не только о себе, но и о вечном. Решил Дмитрий сходить в храм. Почувствовал, что там может найти ответы на вопросы, которые ставит перед ним время.
В Тапа православный храм был уже тогда. Одним из аргументов для молодого офицера стало желание чувствовать себя ближе к Родине.
В 1992 году воинскую часть, где служил Дмитрий, расформировали. Его перевели в Хабаровск, а оттуда – в Забайкалье. Вот уж здесь России сколько хочешь! В то время он приобщился к походам в церковь сознательно. Именно тогда, по признанию Дмитрия, у него и появилась мысль стать священником.
– Мне хотелось узнать, чем жили великие русские люди, когда они оставались одни, наедине с собой, когда их никто не видел. Чем жила их душа, что их интересовало, – отмечает отец Дмитрий. – Например, Александр Суворов – наш прославленный полководец. Каков был его внутренний мир? Или Александр Невский, Дмитрий Донской. Люди, которые внесли значительный вклад в развитие России, в формирование её духовной ментальности, государственности. Это желание побудило меня получить духовное образование. И я поступил сначала в семинарию, а потом – в духовную академию. Но при этом я хотел служить в армии, и в этом было много противоречий. В то время быть одновременно и священником, и офицером было нельзя. Я помню, как пришёл на приём к командующему Забайкальским военным округом, попросил, чтобы мне разрешили учиться в семинарии без увольнения из Вооружённых Сил. Но мне в то время отказали, а сейчас, кстати, это возможно.
Когда служил после восстановления на военной службе в Вязьме духовным наставником авиационной вертолётной базы, с командиром части написали бумагу в адрес его Святейшества Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, и он благословил обучение офицеров авиабазы в духовных семинариях в Калуге и Смоленске на отделении экстерната и заочном отделении. Два офицера из этой авиабазы поступили в семинарию, и сейчас они уже учатся на третьем курсе. Вот и недавно пришла телеграмма в адрес 1-го командования ВВС и ПВО, в составе которого находится 7000-я авиабаза, в которой офицерам предлагается обучение в Свято-Тихоновском богословском университете без отрыва от военной службы.
20 августа 1997 года по организационно-штатным мероприятиям Дмитрий Тюрин в звании майора был уволен из Вооружённых Сил. А уже через 10 дней он успешно сдал вступительные экзамены в духовную семинарию, по окончанию которой подал документы в столичную духовную академию и был принят. Восемь лет учёбы в семинарии и академии не прошли бесследно. Поменялся образ мыслей, были по-иному расставлены и жизненные приоритеты. Когда поступал в семинарию, у Тюрина было двое детей, когда выпускался из академии – пятеро. А сейчас у него растут семь ребятишек мал мала меньше.
Во время учёбы в академии у Дмитрия Тюрина были попытки вернуться в армию.
– Есть такой термин: «По воле Божьей». Для верующего человека он много значит, – продолжает отец Дмитрий. – И думаю, что всё, что со мной происходит, происходит именно по воле Божьей. После академии был направлен в Синодальный отдел Русской Православной Церкви по взаимодействию с Вооружёнными Силами и там был пристроен сначала внештатным священником, потом стал на штат одного из приходов. И служил по праздникам и по воскресеньям, а в будние дни находился в академии, продолжая обучение на очном отделении. По ощущениям, духовные семинарии и академии – как армия: мужской коллектив. Могу сравнить семинарию с военным училищем. Там тоже, например, есть наряд по столовой, называется послушание в столовой. Разница в том, что нет выходных. В субботу и воскресенье – церковная служба. Или, если говорить авиационным языком: полёты по субботам и по воскресеньям. А c понедельника по пятницу – учёба. Учат практически тому же, чему и в университете.
После окончания академии отец Дмитрий снова предпринял попытку вернуться в армию. И 26 ноября 2006 года он вновь был зачислен в ряды Вооружённых Сил России. В 1997 году он увольнялся старшим лётчиком вертолётного звена, а в 2006 году пришёл на должность лётчика-оператора вертолёта Ми-24, на низшую должность. Но опять стал летать. Получил сначала 2-й класс, затем 1-й. В 2006 году в Калужской области отец Дмитрий стал командиром вертолёта. Потом ему предложили должность старшего лётчика в Торжке Тверской области. Согласился. Потом пригласили в Воротынск Калужской области. Оттуда перевели в Вязьму. И везде он летал... и проповедовал. Фактически отец Дмитрий стал первым в истории России авиационным священником. При этом он ещё и профессиональный лётчик.
– Я летаю в лётной форме. И мне никто не сказал что-то против моего присутствия в армии. Правда, меня заставили сбрить бороду, – признаётся отец Дмитрий. – Думаю, что меня пригласили в армию прежде всего как священника. Поэтому я был назначен духовным наставником в авиабазу. В Воротынске мы создали домовый храм в помещении солдатского клуба, прямо в штабе, недалеко от кабинета командира, создали молельную комнату. Она и сейчас действует... Здесь, как только приехал, решил построить в шаговой доступности на аэродроме храм. Чтобы лётчики могли зайти туда, исполнить свои религиозные потребности. Убеждён, что безбожная армия России не нужна. Должно быть христолюбивое воинство российское, которое будет защищать внешние рубежи Родины как хранительницы святой православной веры. Как хранительницы русского нравственного менталитета.
Родные Дмитрия Тюрина, как это ни банально, были связаны и с авиацией, и с церковью. Его дед по материнской линии Александр Иванович Титоренко в годы Великой Отечественной войны дошёл до Берлина. До 1947 года он служил в Группе советских войск в Германии. Потом был переведён в Черняховск, в Мурманск. С 1961 года после переподготовки летал на бомбардировщиках Ту-16. Был лётчиком 1-го класса. Из наград деда – орден Ленина, два ордена Красной Звезды. Он и сейчас жив и здоров. В этом году ему исполнится 90 лет.
Многие годы Дмитрий не знал, что в его роду были и церковные люди. Будучи студентом духовной академии, он впервые услышал, что его прадед по отцовской линии был расстрелян, потому что выступил против закрытия Православной Церкви.
– Я видел дело прадеда в липецком архиве, – делится отец Дмитрий. – Именно тогда я понял, почему я стал верующим человеком и пошёл в семинарию.
Отец Дмитрий носит имя великомученика Димитрия Солунского. Был крещён в малолетстве. Его бабка отвезла младенцем в церковь. И он долгое время не знал, что из-за этого были большие проблемы у его родителей и на работе, и на службе. Но сегодня свобода вероисповедания определена Конституцией РФ, боле того, пример отца Дмитрия говорит о том, что в ХХI веке возможно даже совмещение двух миссий – церковной и военной.
– В связи с тем что сегодня я занимаю одну из командных должностей в авиагруппе, в мои обязанности входит обучение лётного состава лётной подготовке, – говорит гвардии майор Дмитрий Тюрин. – Моё глубокое убеждение – военный священник должен быть из среды военнослужащих. Он должен знать службу не понаслышке, тянуть ту же лямку, есть тот же хлеб, что и все вокруг. Только так можно стать настоящим воспитателем и духовным наставником тех, кто стоит на защите нашего государства. ("Красная звезда". 4 апреля 2012)

Б. ЛУКИЧЁВ - Спасибо вам за интересные вопросы.


Рецензии
Серафим, по Вашей просьбе повторю своё мнение здесь.
На мой взгляд, идея введения в армии множества попов, имамов, раввинов и буддийских священников (не знаю, как их точно именуют)порочна и вредна. И вот почему:
Раз уж: "Сержант - имам полка. И он выше их дедов!", так он ВЫШЕ и командиров - гяуров в ИХ глазах. Вам этого они не сказали?! Случись какая заваруха в мусульманском районе страны, кого послушают бойцы: командира или своего "имама"?!
Чем дольше этот идиотизм с разделом армии по вероисповеданиям продолжается, тем хуже для армии и страны.
Тем более, что православие наше в обрядах (и то - далеко не у всех воинов), а вот ислам - в душах и сердцах, как правило. Да и вес слова пастыря в исламе куда выше, чем в православии, увы.
В Русской армии в 1-й Мировой войне было 5000 ШТАТНЫХ попов. Это - не спасло её от разложения и развала.
Приведённые в посте примеры высокой боеспособности и побед русских войск были в 18 и начале 19 века, когда войска действовали сомкнутыми строями. Тогда русская крестьянская мононациональная и православная армия была сильна. А вот потом... Появилось скорострельное огнестрельное оружие, потребовавшее грамотности, инициативы, рассыпного строя, соответствующей подготовки и... Крымская, Русско-японская, 1-я Мировая - сплошь поражения и никакие попы не помогали. На 2-й Тихоокеанской эскадре попы и корабельные церкви имелись на всех русских кораблях (в отличие от "басурман" и "макак" японцев). Все освящения и все обряды перед боем на нашей эскадре были проведены и... результат Цусимы известен.
В Вашем посте пример тоже характерный. На огромном крейсере "Москва" сделали корабельную церковь. Прекрасно. Наверное и поп корабельный уже есть. И помощник командующего флотом по работе с верующими военнослужащими (!!!) протоиерей Александр Бондаренко совершил там Божественную Литургию. И командир даже молился. А вот "исповедались и причастились Святых Христовых Таин" всего-то 10 моряков. Это - РЕАЛЬНОЕ количество православных верующих на корабле. Не густо, прямо скажем, для экипажа из нескольких сотен моряков...
Не доведут страну до добра эти заигрывания с конфессиями в армии.
(Напишу, на днях, основательную работу по истории и эффективности деятельности священников в Русско-японской и 1-й мировой войнах).

Сергей Дроздов   30.01.2011 18:48     Заявить о нарушении
Сергей, спасибо за искренность!
1) Кого послушают в бою, ты знаешь, в нормальной армии. Что будет с отказником… Твой горький опыт в Абхазии не забыт. Я помню его.
2) Почему «раздел армии», а не объединение в кулак?
3) Почему у мусульман бог в душе, а Православие только в обрядах?.. И не Сергий ли Радонежский благословил войско, дав при этом лучших своих монахов? Или эта традиция умерла?
4) В Советской армии было сколько штатных политработников? И членов КПСС – гораздо более 5 тысяч! И это не спасло ее от разложения и распада…
5) «Цусима». И с комиссарами мы терпели поражения и разгромы, более ощутимые. 1941 год!..
6) К причастию идут постящиеся, совершившие исповедь, читавшие молитвы соответствующие, а это час времени + еще час. Живу в пяти метрах от церкви иконы Успения Богородицы. То +, то -. Каюсь!.. Так я прошел такой жизненный путь. А эти еще греховности своей не ощущают, не осознают!
P.S. А как же соблюдение Прав человека? В армии и на флоте они временно ограничиваются. Или идти в церковь в иностранном порту (г. Севастополь), в котором при Ющенко устраивались провокации с избиением наших матросов, или молиться в корабельной часовенке – храме?!..

Серафим Григорьев   30.01.2011 19:14   Заявить о нарушении
Отвечу по п.п.
1. В бою должны слушать ТОЛЬКО командира. «Отказника», дезертира, самострельщика и перебежчика в бою положено уничтожать. Иначе ОНИ подорвут боеспособность и уничтожат армию. Пример – русская армия в 1-й Мировой.
2. РАЗНЫЕ религии неизбежно порождают религиозные споры, дискуссии и раздоры. В армии это – недопустимо. В нашей полуразвалившейся армии к национальной напряжённости (имеющейся, увы) будет добавлена религиозная. Кому это непонятно?! С какой радости произойдёт «объединение в кулак»?! На какой основе? «Общечеловеческих ценностей», про которых нам ещё Горби рассказывал?!
3. Я НЕ ГОВОРИЛ «ТОЛЬКО» в обрядах!!! Разумеется, есть и истинно (истово) верующие. Но их ОЧЕНЬ немного. Ваш же пример с 10-ю причастившимися это подтверждает. Среди мусульман крепко верующих больше. Сказываются влияние семьи, адатов, воспитания религиозного и т.д. Сергий Радонежский жил в 14 веке. И даже тогда не смог (через 2 года после Куликова поля) спасти Москву от разорения Тохтамышем. «На Бога надейся…»
4. В годы Великой Отечественной немцы в первую очередь расстреливали «Комиссаров, коммунистов, жидов» - верно?! С евреями- всё понятно, Холокостом немцы занимались, а с чего первые то две категории военнопленных изводили, не подскажете? Сдуру, наверное, свои директивы «О комиссарах» издавали они в 1941 году?!
5. Не смешите, уважаемый. НИЧЕГО позорнее Цусимы в истории русского ВМФ не было и не будет. Комиссары, которых Вы походя «лягнули», целые боевые флотилии (как адмирал Небогатов и его «высокоблагородия» отцы-командиры) ни немцам, ни японцам не сдавали.
6. К причастию идут ИСТИННО ВЕРУЮЩИЕ православные. Если Вы этого не понимаете, - почитайте литературу богословскую.
7. Про «права человека» - и вовсе смешно. «В иностранном порту (г. Севастополь)» есть несколько действующих православных храмов московской патриархии. (Не говорю уж про киевскую митрополию). При чём тут Ющенко (который давно в отставке). Пусть молятся, НИКТО этого не запрещал и не запрещает.

Сергей Дроздов   30.01.2011 19:44   Заявить о нарушении
Спасибо! Вы в лучшей форме!..

Серафим Григорьев   30.01.2011 20:18   Заявить о нарушении
Стараюсь быть в курсе дела.
Позже - подробнее напишу об этом.
С уважением,

Сергей Дроздов   30.01.2011 20:27   Заявить о нарушении
Браво Григорьев! Дроздов читайте побольше и думайте!

Виктор Дорифор   23.04.2012 03:52   Заявить о нарушении
Дорифор Вы о чем?
Мы не в цирке, а "браво" - не аргумент.

Сергей Дроздов   23.04.2012 09:02   Заявить о нарушении
А мне показалось? Простите.

Виктор Дорифор   23.04.2012 10:09   Заявить о нарушении
Когда "кажется" - креститься рекомендуют.
Бог простит.

Сергей Дроздов   23.04.2012 10:27   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.