Украина. Ясли. Короткое счастье. Осень 1961-1963

Глава 83

   Сентябрь, 1961г. Итак, с трудом мы разместились пять человек в одной маленькой комнатке, где помещалось две кровати и стол. Прежде всего мы наелись хлеба с молоком. На душе стало спокойно, но причин для веселья не было. Хлопот - полный рот. У мамы шесть соток земли под подсолнухом. Пора убирать урожай. Потом свозить на маслобойку и получить подсолнечное масло; часть масла продать и купить на зиму картошки. И Славика ныжно устроить в школу интернат, так как в пос. Степном было только 4 класса в школе, а ему надо идти в 5-й класс. С маленькими детьми очень трудно было хлопотать. Мама работала до позднего вечера. Hаконец, я поступила на работу бухгалтером в контору Центрального совхоза им.Петровского.
   Купили Томе и Гуле теплые капюшоны и устроили в дет-ясли номер 2 гор. Петровское, а находились они рядом с моей конторой. Мне дали одну комнату, чуть побольше маминой. Мама осталась жить в совхозе Степном, а мы стали жить в поселке Петровском, Луганской обл. Работа мне понравилась. Я вовремя начисляла аванс и зарплату. Рабочие были довольны. Но директору захотелось, чтоб я приходила на работу раньше 8-ми часов. Кстати, директора фамилия была Бабак, а гл. бухгалтер был Кабак. Рабочие часто говорили:" У нас в совхозе хорошо жить только Бабакам да Кабакам." В совхозе было полеводство, животноводство, свиноводство,сад - богатый совхоз, но уже многое стало приходить в упадок. Директор, парторг, зоотехник, ветврач, гл. бухгалтер - основные расхитители совхозного добра. Они бесплатно брали все, что им хотелось: мед, кролей, молоко, сметану, масло, овощи, фрукты и мясо. Приезжему ревизору из области тоже всего хватало в сумку. Я застала в 1962 г. уже пустой кролятник. Все списали по акту, что кроли подохли от болезни. В это можно поверить. А на что свалить недостачу молока? Солома есть, буряки есть, комбикорм есть, силок есть, даже сено есть для тельных и для слабоватых коров, а молока по плану нет! Начальство отчитывается - усилим контроль за сохранностью продуктов животноводства - рабочие, скотники, пастухи, доярки расхищают молоко, примем все меры к недопущению.
   Hу, думаю про себя, и тут беззаконие. Конечно, лично меня это все не касалось, но все равно отразилось. А вот каким образом.
   Когда директор Бабак принимал меня на работу, он присматривался, задавал вопросы:" Мне очень хотелось бы узнать, вот Вы работали гл. бухгалтером в ЦСК, а смогли бы Вы работать в нашем совхозе гл. бухгалтером?" Я об этом никогда не думала. "Это абсолютно разные системы." - ответила я. "Да, но Вы бы смогли?" - настаивал Бабак.  Я смотрела на его выхоленное лицо и думала, что ему надо от меня? Поговорить с новым сотрудником с целью узнать, что за человек перед ним или тут кроется его личное что-то? "Антон Павлович, я бы смогла, но мне надо бы только познакомиться с номенклатурой счетов совхозного баланса и бланками документаций по всем отраслям хозяйства. Один-два месяца и гл. бух. готов, но зачем Вам он, у Вас же есть Кабак?"  "Сейчас есть, но он старый, вот-вот пойдет на пенсию, я Вас очень прошу, приходите на работу до 8 часов. У нас будет время поговорить на эту тему очень серьезно." "Да о чем же нам говорить с раннего утра? Я справляюсь с работой в рабочее время, у меня не нормированный труд. А серьезно сказать o чем-то Вы мне сможете в любое время," - возмущенно сказала я. "А если я напишу приказ?" - оживился директор. "Э-э-э-э, вот этого Вы никогда не сделаете, Вы лучше меня знаете, что бывает за нарушение трудового законодательства," - заявила я и, глянув на часы, сказала:"Ну, я пойду, меня ждут дети." Я думала, что он понял, что я с 7-ми часов работать не буду. Но, он не понял. Он мне после 8-го Марта заявил:"Галина Александровна, Вы или будете работать с 7-ми часов или я Вас увольняю."
 "Пожалуйста,"сказала я с радостью, - "я даже в суд не буду подавать жалобу на Вас, надоело уже,"- и бросила на стол давно написанное заявление об уходе. Директор оторопел. Он не ожидал.
   10-го Марта 1962 г. в конторе висел приказ о моем уходе, а в дет-яслях номер 2 висел приказ о зачислении меня на должность счетовода. В это время Славику было 12 лет, а Гулечке только 2 годика. Когда я ходила в ясли к Томе и Гуле посмотреть, как они в обед сладко спят, то слово за слово с заведующей Марией Петровной и медсестрой Екатериной Васильевной я рассказывала им, что требует от меня Бабак. Они мне сообщали, что достоверно знают, что Бабак держится  "на волоске", что ему нужен новый гл. бух., на которого можно было бы свалить хотя бы часть своих недочетов. Как бы он это сделал  осталось неясным. Заведующая уговорила меня перейти к ним счетоводом:"И детей будете видеть всегда, и кушать законно три раза вместе с работниками яслей. Пусть зарплата чуть меньше, зато выгоднее, чем в совхозе. А квартиру у Вас не отнимут, потому что совхоз обязан обеспечивать жильем сотрудников детяслей."  А их прежнего счетовода Нину Журбу посадили  на три года за присвоение государственных средств; она получала для яслей хорошие вещи, по научению отца-алкоголика продавала их, а деньги они с отцом вместе пропивали. Попалась она на базаре, когда продавала детские саночки. Милиция заинтересовалась, откуда у молодой девушки (18 лет) саночки для детей. Грянула ревизия на работе, и обнаружили много недостачи. Суд. Тюрьма. Так, считай, что отец погубил дочь. Она после 3-х лет тюрьмы стала отпетым алкоголиком и больше никогда не работала, а отца по пьянке сбросили с поезда на смерть - привезли труп. Сколько я знаю, Нинка сидела на шее матери и все пила.
   У меня был сарай для дров и семь курочек, неслись они так хорошо, что яйца у меня не пeреводились. Я вела учет каждой курице: Чернушка, Рябушка и Слепушка неслись подряд по 5 дней, а на 6-й день отдыхали. О остальные, Белушка, Пеструшка и две Хохлушки неслись по разному, то 4 дня, то 3, а то иногда 2 дня, на 3-й отдыхали. Но в среднем я имела 5 яиц в день. За полтора года никаких новостей не было, кроме гостя, моего двоюродного братишки Жени. Он приехал неожиданно, побыл у мамы в пос. Степное, потом зашел к нам. Пришлось одну курицу зарезать, угощать его, он уже тогда без вина не садился обедать. Но и шесть курочек хорошо снабжали меня яйцами. Я делала им травяные салаты, сыпала кукурузу, два дня в неделю пшеничку и остатки еды со стола дет-яслей. Даже петуха своего не было. Один раз в день, когда я свободна, выпускала их погулять. А рядом была куча петухов соседских. Свой петух был бы ни к чему. Жизнь проходила однообразно, как в любом совхозе. Правда, я поступила на курсы кройки и шитья. Hас, молодых женщин от 25 до 35 лет ходило на курсы четверо. Я хорошо усваивала чертежи, и даже пошила себе цельнокроенное платье. Самой не верилось, так хорошо сидело на мне, что я даже хвасталась. Но курсы не закончила из-за следующих событий.
   Итак, я прожила вне Чимкента два года, а проработала возле своих крошек полтора года и 13 дней, до 23-го сентября 1963 г., покуда опять не возник Умарбеков. Kак гром среди ясного неба произнес кто-то:"Ваш муж приехал! Gалина Александровна, Вы слышите, Ваш муж ждет Вас у квартиры..."
   У меня застучало в голове:"Не может быть! Не верю! Ведь начальник милиции взял мое заявление с просьбой не сообщать мой адрес в случае розыска мужем."  Мать начальника была соседкой моей мамы. Начальник приезжал к своей матери и я смамой рассказывали ему мое горе. Он обещал, что ни за что не пойдет навстречу такому негодяю и ответит, что такая не проживает. Но я тогда боялась, что начальник забудет наш уговор и сама отнесла ему заявление, лишний раз напомнив ему о моей просьбе. "Hе беспокойтесь, если я дал слово - я его сдержу, а заявление я положу сюда," сказал начальник Щербаков и положил его под зеленое сукно стола. После этого я была уверена, что буду жить спокойно. Я провела у себя радио. Слушала новые песни "Маричка", "Черемшина" на украинском языке и на русском "Я люблю тебя, жизнь." Я их быстро выучила и пела у себя в кабинете на работе, дома и на прогулке с детьми. Мужчины меня не интересовали, мне так было хорошо без Яши, я старалась его забыть.
  В выходные дни, если я стирала или готовила обед, то Славик играл во дворе, или на улице с Томой и Гулей. Соседская девочка лет 5-ти, узнав, что полное имя Гули - Гульнара, никак не могла его выговорить. Она стучала в дверь и звала: Гурналя, выходи играть!" Я открывала дверь и говорила ей:"Галочка, не Гурналя, а Гульнара, а лучше просто Гуля." " А я хочу ее звать Гур-на-ля, мне нравится." Соседи слышат, хохочут:"Но ты же не можешь!"  Слышым, как Гуля на улице кричит:"Сявик, возьми меня на руцьки." Одна девочка, Рая Домнина, очень любила Славика, всегда крутилась около него :"Гулечка, иди лучше ко мне," и берет ее на руки и долго ходит с ней, лишь бы рядом со Славиком. А до того, как мне дали комнату, я у Домниных жила на квартире. Поэтому они нас хорошо знали.
   И вдруг эта спокойная жизнь кончилась. Девочки были в яслях, Слава в школе. Я подбегаю к квартире - сидит на корточках мое горе, мой враг номер один. "Ты к кому приехал? Кто тебя звал?"- и не обращая внимания на его ответ, я бросилась бежать прямо в отделение милиции, к Щербакову. Я влетела, как ошпаренная к нaчальнику, а там его заместитель "Мне нужен начальник Щербаков," -задыхалась я. "Он скоро вернется из отпуска, а что?" "Скажите, был запрос Умарбекова, а то кто-то дал ему мой адрес и он приехал из Казахстана." "А-а-а-а! Из Казахстана был запрос.... Так что, это Вас искали?" - удивился зам. начальника. "Дело в том, что Щербаков принял мое заявлние и обещал... да, Вы поднимите скатерть, он туда клал мое заявление," - совсем запаниковала я. Заместитель поднял сукно и достал мое заявление:"Вот это?" "Да." - сказала я. "Начальник мне ничего не говорил, да и не мог он этого сделать, потому что он руководил очень сложным розыском преступников и сразу взял отпуск; а я ответил, что Вы тут живете. Но он Вам ничего плохого делать не будет, если он уже у Вас?" - сказал зам. начальника. "Но я  же не могу с ним жить, а он не вытерпит и что угодно может со мной сделать." "Хорошо, я пошлю наряд в совхоз, они там будут несколько дней, в случае чего к ним обратитесь,"- пообещал зам. начальника.
   Убитая горем, я поплелась домой, не зная, что делать.

   


Рецензии