О связи счастья и добродетели
Если бы счастье зависело от Бога и добродетели /как верили евреи/, то никому не нужно было бы уходить, бежать от созданного Богом мира.
Но счастье, по-видимому, зависит от чего-то ещё. Не следует ли отсюда следующий логический шаг, что Бог в мире не имеет власти, что Он Бог не от мира сего, то есть загробного мира? И христианство провозглашает этот тезис как нечто новое и прогрессивное, как новое откровение христианства, именно, что счастье не зависит от добродетели и набожности - величайший стимул для людей отвращаться от добродетели. В результате большинство людей избрало счастье целью жизни и ищет его любыми путями, а от христианства отвращается. Христианство сулит призрачное счастье в ином мире, в альтернативу неверности и превратности этого мира. Но чтобы получить это призрачное потустороннее счастье, человек должен выпить в этой жизни чашу горьких скорбей, сравнимых с муками человека, которого избрали объектом жертвоприношения его «добренькие» ближние.
Но христианство на самом деле не учит, что жребии людей в руках слепой фортуны и что добрые дела не вознаграждаются. Чудеса Христа показывают, что Он имеет власть над миром, но, в большинстве случаев, по каким-то причинам, не желает её проявлять. Бог воздаёт каждому по делам, но тут Церковь в скобках замечает, что человек, намеревающийся просить у Христа счастья, может быть обманут.
Достичь такого нравственного и духовного величия, чтобы вопрос о счастье попирать ногами, чтобы он перестал быть актуальным, чтобы сама просьба о счастье рассматривалась как пошлость /хотя, возможно ли такое для людей?/ - вот, похоже, идеал христианина. В подавляющем большинстве случаев этот заоблачный идеал недостижим. Крылья появляются у людей лишь как чудо, в какие-то отдельные моменты жизни. Христос в этом смысле похож на профессора Сальватора из романа «Человек-амфибия», который видя обездоленность людей и вопиющую несправедливость жизни, говорит: «Я уведу всех униженных и оскорблённых в океан».
Опошлению земного счастья способствовало именно разлитие зла, а не добрый Бог и Его благие намерения про создании этого мира. Человек, ищущий счастья и не достигающий своей цели, обнаруживает недостаток Божьего одобрения в самом себе, и мировое зло в его конкретном проявлении становится сильнее его. При этом человеческая немощь и несостоятельность проецируется на Бога в виде сомнения в Его всемогуществе или благости..
Зло непрестанно расширяет свои границы, но оно не сильнее Бога, и для человеческого счастья всегда остаётся возможность осуществления как именно Евангельского хождения Петра по волнам. Борьба со злом у христианина происходит именно через бегство в идеальный мир, причём это не порождение сознания, это не цветочек сентиментальности, некоего священного безумия, рождающегося как реакция на разлитие мирового зла у людей определённого типа и характера. Христиане, как электроприборы к сети, подключаются к духовному миру. В этом объективно-сущем духовном мире они становятся едины с первоосновой бытия, мир в них и через них очищается и возвращается к своему источнику.
7 декабря 2008 г.
Свидетельство о публикации №211012201729