После боя

Ныне пали сильнейшие воины,
Поле битвы окутал туман.
Были крепки доспехи... но сломаны.
Клич победы не теми издан.

В утра дымке шаги неширокие
Прошуршат пожелтелой травой.
Глянут вдаль те глазницы глубокие;
Над курганом лишь дух полевой.

"Так за что ж вы сражались...", - подумает,
Мыслям ветер вторит: "И когда..."

И уж некому помнить, что была та война,
Кто погиб, кто герой, кто вернулся домой...
Не рассудят теперь, что была не нужна,
И сквозь время их глас: "Про сраженье, бард, спой!"

На заре стали звон разорвал тишину,
Там, где было когда то сраженье.
Снова вышли бойцы на войну.
Кто - за веру, кто - за боль, униженье.

"Что мы делаем здесь?!" - скажет вдруг ветеран,
"Вот осознание!" - поздно пришло...


декабрь 2010


Рецензии
"Так за что ж вы сражались..."
Ключевая фраза. Остап религию назвал опиумом для народов, а я бы назвал войну. Приведу цитату из АБС, в которой очень хорошо по этой теме, на мой взгляд:
«…Корея, Вьетнам, Афганистан, Ближний Восток, Индостанский полуостров, Персидский залив... Сколько крови, сколько горя, сколько красивых слов, зовущих убивать; могилы, руины городов, руины человеческих душ - и для чего? Кто-нибудь стал счастливее после этого? Лучше? Добрее? Умнее? Хоть кому-нибудь стало после этого легче жить?.. Кто победил? И кого?»

Арыкъ   18.06.2015 13:50     Заявить о нарушении
Где-то классе в десятом или одиннадцатом, году восьмом, проходили мы по литературе "Войну и мир". Я на тот момент школьную программу очень плохо читал, и учитель наша, зная меня до девятого класса тоже, была во мне разочарована. В процессе обсуждения вышеупомянутого мне был задан вопрос: "Что такое война?".
В этот момент куча мыслей заполонила сознание, и я не смог вычленить что-либо, сидя молча в течении минут пяти. На меня смотрел весь класс, и учитель решила, что мне нечего сказать. Я-таки сейчас понял, что вот мой ответ.

Арнольд Янсон   18.06.2015 23:26   Заявить о нарушении
Кста, о школьной программе. Меня где-то класса с девятого читать её попёрло, но, похоже, только одного меня)

И что особенно запомнилось, как пытался изложить содержание «Мастера и Маргариты» классу, который в это произведение даже не заглядывал. Жесть.

Что до сочинений по «Войне и миру» и прочему подобному, вот здесь писал об этом:
http://www.proza.ru/diary/a3ryk/2012-10-01

Арыкъ   19.06.2015 09:20   Заявить о нарушении
Однако, "Мастера и маргариту" прочитал еще в восьмом классе, сейчас неспешно в третий раз. А "Войну и мир" ни разу. Предпринял попытку году в одиннадцатом, но за март - конец мая, шутка ли, не более шестидесяти страниц прочел. Две-три страницы часу во втором дня, и не знал я снотворного лучше. Это без отношения говорю, просто констатирую, ведь с предметом, выходит, не знаком.

Арнольд Янсон   19.06.2015 13:44   Заявить о нарушении
О, у меня та же история с Достоевским, только не в сон клонит, а хочется повеситься)
Прямо согласен с Набоковым, что не стал причислять сего автора к великим русским писателям.

Арыкъ   25.06.2015 11:43   Заявить о нарушении