C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

Реквием

Когда мне задают вопрос о том, какое музыкальное произведение мне нравится больше всего, я не пытаюсь уклониться от ответа, прибегая к общепринятой отговорке, что на это сложно ответить однозначно, так как существует огромное количество хорошей музыки. Чаще всего я без промедления отвечаю, что мне нравится «Реквием» Джузеппе Верди (1813–1901). При этом я даже осмеливаюсь заявить, что сочини Верди только это произведение взамен трёх десятков опер, его уже можно было причислить к рангу величайших композиторов всех времён и народов.
Я люблю эту музыку за её глубину, драматизм и красоту. В ней отражено не только огромное композиторское мастерство в оркестровке, но также умение создавать превосходные сольные и ансамблевые партии. К сожалению, никак не могу найти полную запись версии Герберта фон Караяна, дирижирующего этим произведением в Москве в 1969 году. В том концерте принимали участие прекрасные оперные певцы Леонтин Прайс, Фьоренца Коссотто, Карло Бергонци и Николай Гяуров. Замечательное, лучшее, на мой взгляд, исполнение! Очень рекомендую послушать «Ingemisco» в исполнении Лучано Паваротти. Эта часть, наряду с «Offertorium» и «Hostias», является наиболее любимой мною.
Слово «реквием» в переводе с латинского означает покой, отдых. В свою очередь, месса с таким названием есть музыкальное сочинение по усопшему, предназначенное для церковного служения в католической церкви либо непосредственно перед погребением, либо в знак поминовения. Такая месса по своей структуре близка обычной литургической мессе, только из неё извлекаются «Глория» и «Амен». Появление данного типа музыки совсем не случайно. Ещё с древних времён повелось, что траурная музыка писалась для людей высокопоставленных, выдающихся и богатых. Люди рангом ниже удостаивались музыки не такой грандиозной, а «попроще», как например используемая в наше время 3-я часть Второй Сонаты для ф-но Шопена, известная больше, как «Траурный марш».
Насчитывается более сорока «Реквиемов», написанных известными композиторами. Одним из первых, дошедших до нас и получившим признание, является «Реквием» Йоханнеса Окегема (1425–1497). Другим – «Реквием» Томаса Луиса де Виктория (1548–1611), написанный в 1605 году и носящий название «Officium defunctorum».
На тот момент, когда Виктория писал это сочинение, Папа Римский Климент VIII издал правила по организации похоронной службы, из которых следовало, что она должна делиться на две части. Первая для проведения в тот же вечер, когда умирал человек, а следующая – на другой день, непосредственно перед погребением. «Реквием» Виктории был написан по случаю кончины Марии Австрийской, вдовы Императора Максимилиана II, и содержит не только пение, но и тесно вплетённые в него речевые фрагменты, произносимые священником. Сама же музыка, несмотря на свой полифонический характер, имеет части одноголосного, унисонного звучания, характерного для григорианского пения. В «Реквиеме» Виктории нет инструментального сопровождения и в этом он похож на Византийские акапельные распевы.
Одними из самых известных реквиемов эпохи барокко считаются реквиемы австрийского композитора Генриха Игнаца Франца фон Бибера (1644–1704) и француза Жана Жиля (1668–1705). Бибер заслужил широкую известность в музыкальном мире, благодаря сочинению грандиозной «Зальцбургской Мессы». Точно не известно, для какого конкретного случая был сочинён его «Реквием», но зато из него мы с полной уверенностью можем заключить о таланте композитора и о его великолепном знании акустики Зальцбургского Кафедрального Собора. Он абсолютно чётко представлял себе, сколько музыкантов и певцов должно участвовать в исполнении, чтобы музыка получила необходимый объём и силу. Однако в произведении Бибера отсутствует ярко выраженный драматизм, может быть, он присутствует только лишь в «Dies irae». Интересно отметить, что в конце XVII века композиторы, писавшие заупокойные мессы, не ставили себе задачу во что бы то ни стало выжать из присутствующих на церемонии грустные эмоции. Им больше хотелось удивить синтезом искусств, как, например, соединение музыки с декоративным искусством. В данном случае для похоронной службы стены и пол в церквях драпировывались в чёрную ткань, а поверх нее ставились и подвешивались канделябры с огромным количеством ярко горящих свечей. В результате этого рождался своеобразный спектакль, в котором смерть была последним актом в драме человеческой жизни.
«Реквием» Жана Жиля считается одним из самых известных среди сочинённых французскими музыкантами того времени. Когда композитор закончил произведение, заказанное ему городскими властями, те отказались выплатить ему договоренный гонорар – шесть золотых монет, сославшись на то, что сочинение слишком сложное и потребует больших затрат на подготовку и исполнение. Жиль ужасно возмутился и заявил, что тогда он сделает так, что «Реквием» не будет звучать ни для кого другого, а только по случаю его собственной кончины. Говоря о музыке данного «Реквиема», интересно отметить, что её характер не является тяжёлым и монументальным, а наоборот. Во многих частях прослеживается лёгкость, почти «танцевальность», с трёхчастным мелодическим ритмом. Произведение получило широкое признание французской публики и даже исполнялось на похоронах другого композитора – Жана Филиппа Рамо в 1764 году, а позже, в 1774 году, на похоронах короля Луиса XV. Однако после этого о «Реквиеме» Жиля забыли почти на 200 лет, и лишь в 1958 году он вновь появился на свет.
Другой французский композитор, Гектор Берлиоз (1803–1869), написал свой «Реквием» по случаю поминовения погибших во время Июльской Революции 1830 года. Об этом его попросил министр внутренних дел Адриен де Гаспарен. Первое исполнение «Реквиема» должен был осуществить дирижёр, с которым Берлиоз находился в довольно натянутых отношениях. Тот уже с самого начала относился к произведению свысока и с некоторой лёгкостью, что в результате чуть не привело к полной неудаче первого исполнения. В одном из сложных моментов «Tuba mirum», когда должна была вступать группа медных духовых инструментов, дирижёр вдруг отложил дирижёрскую палочку и потянулся за табакеркой. Берлиоз, сидящий рядом с подиумом, соскочил со своего места и сам показал музыкантам вступление и смену ритма. «Реквием» Берлиоза является ярким доказательством незаурядного, новаторского таланта. Его музыка во многом опережала своё время, благодаря особой гармонии и оркестровке. Берлиоз не был верующим, поэтому слушая его «Реквием» не погружаешься в себя, а невольно обращаешь внимание на музыкальную структуру произведения. Одной из наиболее интересных частей является «Offertorium», которую Роберт Шуман назвал «превосходящей все остальные части произведения». Символично также использование флейт в верхнем регистре и тромбонов в нижнем в «Hostias», что позволяет интерпретировать этот фрагмент как задумку изобразить контраст между человеческим и божественным началом. Очевидно, что именно «Реквием» Берлиоза послужил ключевым моментом в переходе от написания заупокойной мессы строго литургического характера к мессе более свободного, философского содержания. Примером таких стали реквиемы Иоганнеса Брамса (1833–1897), Габриэля Форе (1845–1924) или Мориса Дюруфле (1902–1986).
«Немецкий реквием» (Ein Deutsches Requiem) Брамса на самом деле не имеет никакой связи с заупокойной католической мессой. Брамс сам подготовил текст для произведения, основываясь на переводах глав из Библии, выполненных Мартином Лютером. Композитор посвятил это сочинение памяти своей матери, а также памяти Роберта Шумана. Несмотря на эпический размах, «Немецкий реквием» отличают удивительный лиризм и проникновенность. В тексте отсутствуют слова молитв, ни разу не упоминается имя Христа, нет картин Страшного Суда (Dies Irae), зато много слов утешения, надежды, любви. Можно сказать, что «Немецкий реквием» больше обращён к живым, чтобы примирить их с мыслью о неизбежности смерти. Брамс работал над сочинением в течение десяти лет и закончил его летом 1866 года.
Говоря о реквиеме как об особой разновидности музыкального сочинения, возможно ли обойти молчанием тот, который по праву считается образцом? Это «Реквием» Моцарта (1756–1791). Когда произносят слово «реквием», в первую очередь возникает ассоциация именно с «Реквиемом» Моцарта. Можно с уверенностью сказать, что это произведение знают все, потому что его музыка явилась наивысшим выражением музыкального гения, обращённому к Богу с мольбой о спасении и упокоении человеческой души.


Рецензии
Здравствуйте, с большим вниманием прочел эту статью, очень интересно вы пишете, спасибо, у меня есть видеозапись (на диске) Реквиема Верди,
Сопрано – Леонтина Принссе,
Альт – Флоренца Коссотте,
Тенор – Лучиано Поваротти,
Басс – Николай Гяуров,
Дирижер – Герберт Караян,
Хор и оркестр театра Ла Скада.
С удовольствием послал бы вам, только вот как?
В моей коллекции есть реквиемы, в аудио записях Моцарта, Брамса, Форе, Берлиоза, Керубини.
Желаю вам удач, Сами.

Друг Сами   15.10.2011 19:02     Заявить о нарушении
Спасибо большое, Сами. Очень тронута вашим предложением. У меня тоже есть эта запись. Та, которую я ищу, была сделана в Москве в 60-е годы, и там пел Карло Бергонци. Однако, я предполагаю, что выпустили только LP, а на компактдиск запись никогда не была перенесена.
Всего Вам хорошего!

Надя Коваль   15.10.2011 19:45   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.