Казахстан. Назад. Экспедиция. Краткий мир. 1963 г

Глава 84

 Убитая горем, я поплелась домой, не зная, что делать. Зашла в ясли и рассказала всем о приезде Яши. Работницы яслей успокаивали меня, как могли:"Да не бойтесь, ну что муж вам может сделать плохого, он такой смирный, спокойный, приходил к дочерям, обнимал их, и спрашивал, куда ушла Галя. Мы сказали, что не знаем."
Я не могла сообразить, как его выгнать. Я ему сказала, что не пущу в комнату, чтоб Якуб немедленно уехал назад, но он спокойно слушал и ждал, пока я успокоюсь. У меня на нервной почве пропали силы, и я решила зайти и лечь. Он тоже зашел, оглянулся, где присесть, хотел сесть на мою кровать. Я срывающимся голосом крикнула:"Не смей, вон отсюда!" Тогда он сел на землю, то есть на пол. Днем раньше мне привезли от мамы мешок яблок, по 5 коп. за 1 кг. Они пахли и Яша глотал слюни. Он был голодный. Я успела поесть в яслях. Я думала может голод заставит его уйти хотя бы в Петровское, а я за это время сбегаю в Степной и расскажу маме. Сам Яша не знал, где живет мама. Он больше боялся мамы. Он думал, что вот-вот зайдет моя мама, оглядывался на дверь и строил из себя ангела. А когда он увидел, что даже на ночь она не пришла, то спросил:"А мама уехала? Да?" "Не твое собачье дело!"— огрызнулась я.  "Ты думаешь отсюда уезжать или нет? Или вызвать милицию, чтоб они тебя выволокли?" Наконец он заговорил:"Меня отсюда никто не выгонит - я твой муж и приехал за своими детьми."  - " Только начал платить алименты и уже стало жалко... Конечно, 33% зарплаты терять каждый месяц на детей, ох, как тяжело! А взять детей и посадить на шею своей матери для голодного проживания, а деньги пропить с любовницей — вот на это ты способен! Сразу видно, как ты любишь своих детей... Ты тех детей, что казашка тебе народила, моришь голодом, а моих детей морить голодом не дам. Я не зря от тебя вырвалась, как из неволи, потому что главное для меня - это вырастить детей. Убирайся отсюда, дай нам подышать воздухом и пожить по-человечески."
Каждый день я умоляла начальство в милиции, чтоб они его или по-хорошему уговорили, или по-плохому выгнали из совхоза. Но они отвечали, что не имеют права:"Это Ваш муж, он приехал к вам мириться."
Прошло сколько-то мучительных дней, но он сидел голодный и в мое отсутствие ел из мешка яблоки. Я заметила, что яблок съедено пол мешка. Я не знала, что от избытка яблочной кислоты человек может заболеть. Яша покрылся прыщами по всему телу. Он стал чесаться, как чесоточный больной человек. Я не знала, что делать. Я боялась, что и я с детьми начну чесаться.
Я рассказала о происходящем в яслях. Женщины говорили, что это жестоко, безжалостно; что надо прощать, что это отец детей и что с 3-мя детьми невозможно найти нового мужа, а "может и найдете, а он окажется хуже Яши."
Яша ходил к заведующей и просил ее уговорить меня уехать с ним в Чимкент. Заведующая и медсестра обе приходили к нам и видели, что он голодный, предлагали ему кушать вместе с нами в яслях. Он молчал. Потом начинал доказывать, что он поступил в Алма-Атинский сельхозинститут, только потому, чтобы выучиться и быть достойным меня. И показал удостоверение. Мы все увидели Яшин фото с печатью и подписью декана и записью, что Якуб является студентом заочником с сентября 1963 г. Потом он показал нам пропуск водителя автобуса при Чимкентской геолого-разведочной экспедиции. Оказалось, что ему дали отпуск для поездки на Украину за своей семьей. Начальник сказал ему:"Без семьи не приезжай. Геолого разведывательной экспедиции нужен спокойный и надежный водитель автобуса, возить геологов по всей области, чтоб искали полезные ископаемые для Советского государства." Вот какие пышные слова слышали мои сотрудники. И он добавлял, входя во вкус вранья:"А Галя мне не верит, не может простить мне связи с одной женщиной с вредной привычкой - она пьет. Но она уехала, я все два года жил сам и разыскивал Галю. Сперва приходили ответы, что Галя в СССР вообще не проживает, и на Украине ее нет. Но, когда Галя подала на алименты, то в конторе я узнал адрес, куда высылают мои деньги для детей. По этому адресу я и прилетел самолетом, до Луганска, автобусом до Петровского; вот я и здесь." Как я сразу не догадалась, ведь я на алименты подавала...
Сотрудники что-то еще говорили и потом купили шампанское и накрыли стол в моем кабинете. Был сентябрь и у нас было много овощей; огурцов, помидор, зеленого лука и фруктов. Все были веселые. Я дала одну курицу, повар Надя сварила 1-е блюдо, и Анна Матвеевна из кладовой нашла "излишки", были и колбаса, и сыр, и пирожки.
Заведующая первая разлила шампанское всем, встала в середке и серьезно сказала:" Галина Александровна, мы очень к Вам привыкли. Мы долго не хотели Вас отпускать. Но, поговорив с Яшей, мы поняли, как ваш муж Вас любит, он ведь нам доказал, что совершено изменился. Он дал нам слово, что не обидит Вас никогда. Яша! Мы Вас очень просим, не обижайте Галину Александровну, у Вас чудные дети, пусть у них будут всегда отец и мать. Мы Вам, Яша, верим, и будем ждать от вас писем, как вы устроитесь и будете жить."
Медсестра Екатерина Bасильевна сказала:"Выпьем за мир между вами, не ссорьтесь, живите дружно и счастливой вам дороги!" Яша цвел от радости, раскраснелся:"Спасибо, спасибо, спасибо вам всем. До свидания!"
Анна Матвеевна дала два костюмчика для Томы и Гули (из кладовой). Соседка дала тачку для вещей, довезти до г. Петровского. Я получила расчет, документы, передала маме, чтобы забрала остальных кур и оставшиеся вещи из комнаты.
Мы распрощались со всеми, Яша уложил вещи в тачку, я взяла Тому и Гулю за руки, Яша взял тачку за оглобли, соседка сзади приготовилась помогать, чтобы потом привезти тачку домой.
Вдруг я вспомнила, что вчера повесила сушить новое платье шерстяное, красное, с поясом, во дворе, на веревке, из-за маленького пятна и забыла его вечером снять. Я быстро побежала за дом, но платья уже не было. Одна соседка увидела меня и спрашивает:"Ты что-то ищешь, Галя?" -"Да, я вчера забыла на ночь снять платье." -" А этот пояс не от него?" -"Да, где ты взяла?" -"Я утром шла за водой, смотрю, висит пояс красный, думаю, дай сниму, а то дети будут с ним играться, порвут, а без пояса платье не оденешь, может это Галина платье, взяла и повесила на своем окне, чтоб все видели." Соседка видела, что я его одевала на 1-е мая. "Ни к чему мне теперь этот пояс, платье украли,"- со слезами на глазах сказала я. "Все равно возьми, память о платье," - сказала Нина.  Я молча взяла пояс и пошла. -"Галя, если я увижу на ком-нибудь твое платье, я обязательно отниму и тебе вышлю, адрес твой возьму в яслях. Будь уверена. Счастливого пути!" Я показала Яше один пояс. Он понял. "Ну, ладно, не расстраивайся, купим в Чимкенте такое же. Это я виноват. Отвлек тебя и ты забыла про платье."  У остановки мы вернули соседке Тамаре тачку, попрощались и сели в автобус на Луганск.
Дальше не помню: как ехали, каким поездом: что ели, где пересадка была; когда приехали в Чимкент; чем ехали до геологов в экспедицию. Полный мрак. Значит сильно была нарушена психика. Я была как околдованная.
С момента появления в экспедиции, помню, как Яша повел нас на проживание к одной бабушке узбечке, в одну комнатку. Я сказала Яше, что попробую поискать работу любую, сберкассы здесь нет. "Как хочешь," - сказал Яша.
Я оставила детей у бабушки узбечки и пошла в "экспедицию". В отделе кадров женщина ответила, что требуется только уборщица. Я согласилась. Она взяла мою трудовую книжку, паспорт и стала смотреть. Вдруг как рассмеется:"Вот это да! Вы же финансист и будете работать уборщицей?" "А почему нет? Здесь нет сберкассы, а деньги очень нужны, у нас 3-е детей, значит буду убирать," — улыбаясь, ответила я, "муж мой работает здесь водителем автобуса, но одной зарплаты мало." Хотя Славика я не взяла с собой, но всем говорила, что 3-е детей. Мы же решили высылать для него маме каждый месяц по 20 рублей. А в глубине души я не хотела, в случае если Яша не исправился, мучить Славика поездками туда и обратно. Да и стоимость билета была уже как у взрослого, и от учебы его не хотелось отрывать. Он и сам не хотел ехать; как раз в это время мама (его бабушка) решила рассказать Славику, что Яша ему не родной отец, а родной жил и работал врачом в Чимкенте, надеясь, что Славик подрастет и сам найдет своего кровного отца, Рахмата.
Инспектор отдела кадров покачала головой:"Неужели Вам самой безразлично? Вот здесь, где написано, что Вы работали главным бухгалтером, я напишу "принята уборщицей" - не смешно? Нет, давайте в трудовой книжке не будем писать; будете работать и получать 75 рублей в месяц (это уже после денежной реформы, один к десяти), договорились?"- улыбалась инспектор. "Да мне все равно, не хотите писать, не надо," - и я приступила к уборке 2-го этажа. Кабинеты все чистые, кругом коврики небольшие. С балкона вытряхну вечером, помою полы, налью свежей воды в графины, сначала протерев столы, протру окна раз в неделю. Все довольны. А мне красота! Два или три часа работы и 75 рублей в кармане, больше, чем бухгалтер, получаю. Повезло! Прихожу на квартиру, а дети еще спят. С семи часов утра до девяти и вся работа закончена. В геологии ставки, оклады высокие. Если уборщица 75 получает, то геологи по 200 и выше. Яша тоже хорошо получал, только его деньги я не видела, зато за свои стала кое-что приобретать.
Я купила новый, красивый электрический утюг за 6 рублей. Вечером Яша спросил зачем я купила утюг, не посоветовавшись с ним. Это была первая неприятность. Я первый раз взорвалась:"Утюг - это необходимая вещь в семье и работа с ним чисто женская. Ты бритву купил, посоветовался со мной? Нет. Эта вещь тебе нужна, и ты сам заработал деньги. Так? Ну и я купила утюг, он и тебе нужен, между прочим, ведь не наглаженные рубашку и брюки не оденешь! А деньги я сама заработала, ты смотри на него, умный какой. До сих пор еще не купили шерстяное платье, что у меня украли, а обещал... я терплю, жду." "Ладно, хватит, я думал, что у нас есть старый утюг," —старался держать себя в руках Яша, — "а про платье я не забыл, видел в магазине, только нужна примерка."
Это меня успокоило. Он поиграл с детьми, а за обедом мы совсем помирились, будто я и не злилась.


Рецензии
Думаю, что тяжело было вашей маме вспоминать всё это. Но она молодец, сделала это. И вспоминала и писала. Мужественная женщина. Так хочется, чтобы дальше у неё всё было бы хорошо! Надеюсь, что так и было.

Спасибо Вам, Гульнара!
Всего доброго Вам м вашей маме!

Алевтина Крепинская   23.01.2011 12:52     Заявить о нарушении