Гл. 31. Спелеологи круглого стола - Предки Алкальд

БРЕД ПЕЩЕРНОГО ЧЕЛОВЕКА В ФОРМЕ ВОЛЬНОГО ТРЁПА


Следующая глава: http://www.proza.ru/2012/01/01/862

Предыдущая глава: http://www.proza.ru/2011/01/23/206




Глава 31. ПРЕДКИ АЛКАЛЬДА
---------------------------------------

                Эти Снорри, Сигурды, Тормодды, Гуннары,
                С именами железными, духи морей,
                От ветров получили суровые чары
                Для угрюмой, томительной песни своей.
                К.Д. Бальмонт

                А вот как переводятся типичные имена
                викингов на русский язык: “Раскалыватель
                Черепов, Гадюка, Коварный, Кровавая Секира,
                Брюхотряс, Грабитель, Свинья, Живодёр,
                Вшивая Борода, Поджигатель”.
                А.Б. Снисаренко  [1]

И поднялся Алкальд с места, на котором сидел, и, обратившись к Зелёным Змиям, молвил слово, сказав так.

Древний род, к коему я имею честь принадлежать, весьма знатен. И вельми славен. Своё начало он ведёт от грека Пиора Дниомоса. Сей славный муж отличался неимоверной физической силой, дикой страстью к путешествиям и необоримым влечением к вину. И вот однажды, услышав от какого-то заезжего Платона или Сократа стихи Вергилия:

                Станешь ли богом морей беспредельных и чтить мореходы
                Будут тебя одного, покоришь ли ты крайнюю Туле…  [2]

возгорелся он страстным желанием найти эту загадочную северную страну. У Пиора имелось три закадычных друга – армяне Вдоскупян, Встелькупян и Совсемпян. Вместе с ними, с сыновьями и собутыльниками, сей досточудный удалец уселся в триеру и помчался по бескрайним водным просторам навстречу Полярной звезде. Туда, где суровая Гиперборея окутывает сумеречные скалы покровом тайны. Туда, где с чёрных круч будто бы неземных неправдоподобных пиков скатываются снежные лавины, наводняя весь север звуками гневающихся асов, беснующихся йотунов и раздражённого всемирного змея Йормунганда. Туда, где абсолютный мрак полярной ночи временами пронзают серии вспышек неведомого чуждого света, в котором самым безумным и неразрешимым образом соединяются ярко-жёлтый, карминный цвета и индиго.

Сохранилось предание, что Пиор Дниомос сначала прибыл в страну саксов, править которой оставил своих сыновей. После чего отправился дальше на север, дошёл до побережья Норвегии и от местных жителей узнал, что дальше к северу земель нет. Тогда отважный эллин решил, что разыскал страну Туле. И остался там жить. Тамошний конунг Эльвейн, когда отведал греческих вин, сразу предложил Пиору править вместо него, а заодно отдал ему в жёны свою дочь. Не растёт на севере виноград, потому и уважение к греческому бухлу проявилось соответствующее. Но северяне пили не меньше южан. И хоть не росли в суровом климате пригодные для брожения плоды и ягоды, научились они сбраживать разбавленный водой мёд, а позже освоили сложную технологию ферментации и сбраживания крахмала – пивоварение.

Новому же конунгу Пиору сопутствовала удача во всех делах, за какие бы он ни брался.

И родился у него сын, которого назвали Хрен. И был он во всём подобен отцу, и многими подвигами прославил своё имя. Звенящий меч в его могучей руке одолел непобедимого до той поры варвара Бубулика, принёс победу в борьбе с империей чёрного мага Сбрдыга и спас прекрасную принцессу Чучу от кровожадного короля Матюти. Помимо всего прочего, Хрен сделался родоначальником такого известного народа, как хренцузы.

Множество славных деяний свершили потомки Хрена. Особенно хочется отметить путешествие сыновей Вольфхрена, жившего несколько веков спустя. Сей богатырь, когда уже состарился и не мог сам водить дружины на кровавые сечи, занялся изгнанием злых духов. К нему приводили одержимых, старый ярл доставал свой тяжёлый топор и проделывал им отверстие в голове больного. Вольфхрен полагал, что через дырку нечистые духи покинут человека. Правда, после его “лечения” ещё никто не выживал.

У ярла-“экзерциста” было три сына: Хренхер, Хреник и Хренальд. Когда Вольфхреновичи возмужали, отправились в дальние земли, чтобы совершить подвиги, достойные великих мужей.

Сначала они привели свою рать в страну Лихтенштейн. На её обширной территории располагалось тридцать одно королевство. Их правители одевались в пурпур, бархат и виссон, обитали в высоченных неприступных замках, охраняемых неисчислимыми дружинами могучих рыцарей. Хренхер, Хреник и Хренальд со своими неустрашимыми викингами одно за другим покорили тридцать королевств. А когда после празднования последней победы наши славные герои валялись вдрызг пьяные [3], хитрый король тридцать первого государства коварно напал на них и уничтожил многих витязей сурового севера. К счастью, каким-то чудом большинство успело бежать. Сами три брата с половиной своих людей укрылись в пещере. И поселились они там, делая набеги на соседние деревни за провиантом. А местные жители, которым оные походы почему-то не нравились, стали думать да гадать, кто же всё-таки не даёт им покоя. Одни утверждали, что это тролли. Другие клялись, что это эрдлюитлы (эрдлюитл – “земляной народ” (Швейцар. и Сев. Итал.) – мифические существа с тёмно-коричневой кожей ростом до трёх футов, обитают в пещерах, управляют погодой, опекают домашний скот) [4]. Третьи божились, что это туссеры (туссеры (сканд.) – мифические существа высокого роста, наделённые мудростью и великими умениями; живут в холмах вместе со своими стадами; занимаются кузнечными работами) [5]. А некий проезжий финн предположил, что в пещере поселился не кто иной, как Сурма (Сурма – мифическое существо, упоминаемое в Калевале; он – воплощение насильственной смерти; занимается тем, что хватает проходящих мимо него людей и пожирает их) [6]. Видя несогласие своих подданных по этому вопросу, феодалы пошли за советом к местной колдунье. Старая хромоногая горбунья, получив мешок золота, принялась их учить:

– Чтобы победить тролля, надобно капнуть в горшок семь капель желчи, взятой из тела старого разбойника в безлунную ночь на заброшенном кладбище; добавить к ним тринадцать слезинок старой девственницы, оплакивавшей потерю последнего зуба у своей лошадёнки; и смешать всё это с тремя щепотками пепла, полученного от сожжения шапки гнома, плаща эльфа и навоза, похищенного с огорода своей тёщи в полнолуние. Затем надо смазать полученным веществом серебряный наконечник копья, который должна выковать седьмая дочь одноглазой матери; отдать приготовленное оружие беззубому мальчику, которому необходимо проскакать на одной ноге вокруг входа в пещеру сорок раз, потрясая копьём и восклицая при этом:

                Фиточай “Чертополох”
                С добавленьем тёртых блох –
                Чашку выпил – и оглох,
                Две осилил – вовсе сдох.

После этого он должен метнуть копьё вглубь пещеры. И если в этот момент он не будет думать про белых медведей, то все тролли, находящиеся там, обязательно погибнут. А против туссеров…

Так вот, пока жители тех мест думали, как избавиться от незваных гостей с севера, сами эти гости ушли из той страны и прибыли в Андорру. На её обширной территории располагалось тридцать одно королевство. Их правители одевались в пурпур, бархат и виссон, обитали в высоченных неприступных замках, охраняемых неисчислимыми дружинами могучих рыцарей. Хренхер, Хреник и Хренальд со своими неустрашимыми викингами одно за другим покорили тридцать королевств. А когда после празднования последней победы наши славные герои валялись вдрызг пьяные, хитрый король тридцать первого государства коварно напал на них и уничтожил многих витязей сурового севера. К счастью, каким-то чудом половина успела бежать и поселилась в лесах. Некоторое время они питались тем, что убивали на охоте и отбирали у местных крестьян. А потом прослышала про трёх братьев одна герцогиня из Кастилии, полюбились они ей, и отправила она в их лагерь обоз со множеством продуктов и хмельных напитков. Тогда воспрянули духом неустрашимые мужи, расправили свои могучие плечи, облачили тела в непробиваемую броню и вышли на бой с коварным тридцать первым королём. Про то, как происходила сия кровавая битва, барды сложили дивную песнь, которая сохранилась до наших дней. Это – образец великолепной, вдохновенной поэзии седой старины, погружающей современного читателя в мир героических подвигов из любви к Отчизне.

                Вдруг на поле васильковом
                Скрылись мыши и сурки –
                То в порядке бестолковом
                Вышли викингов полки.
                Как дыхнули перегаром –
                Шибануло до небес!
                Побежали с пылом, жаром –
                Нишкни, вражина-балбес!

                Ведь налево пьяна рать,
                И направо пьяна рать,
                Так чего бы с перепою
                Ей мечом не помахать?

                Ярл Хренхер лют в атаке,
                Но на ём одни портки –
                Всю кольчугу в пьяной драке
                Изодрали мужуки.
                Напугал похмельным рылом
                Хреник вражеских стрелков –
                Будто влез дурной чертила
                К юным барышням в альков.

                И налево пьяна рать,
                И направо пьяна рать,
                Так чего бы с перепою
                Топором не помахать?

                А Хренальд по-пьяни ногу
                Мимо стремя, хоть убей!
                – Братцы! Живо на подмогу!
                Выручай, зелёный змей!
                И сошлись, гремя булатом,
                Пьяна рать на трезву рать.
                Всё допито, всё дожрато –
                Больше нечего терять.

                И налево пьяна рать,
                И направо пьяна рать,
                И какого с перепою
                Ей врагов не раздолбать?!

После славной победы наши отважные герои скандинавских гор покинули те места и пришли в Сан-Марино. На обширной территории этой южной страны располагалось тридцать одно королевство. Их правители одевались в пурпур, бархат и виссон, обитали в высоченных неприступных замках, охраняемых неисчислимыми дружинами могучих рыцарей. Хренхер, Хреник и Хренальд со своими неустрашимыми викингами одно за другим покорили тридцать королевств. А когда после празднования последней победы наши славные герои валялись вдрызг пьяные, хитрый король тридцать первого государства коварно напал на них и уничтожил многих витязей сурового севера. К счастью, каким-то чудом половина успела бежать. После странствий по италийским полям оставшиеся в живых викинги вышли в какой-то приморский город, сели на купеческие корабли, стоявшие в гавани, и пустились в путь по бескрайним водным просторам. После долгих раздумий на тему “Что делать?”, взялись они за такое выгодное и достойное их сана занятие, как взимание дани с прибрежных селений и проплывающих мимо них кораблей. Когда же наскучила трём братьям эта забава, Хренальд сошёл со своего судна в каком-то богатом граде и предложил свою кандидатуру на безальтернативной основе на пост герцога (предыдущего отправили в командировку на тот свет) [7]. Хреник после долгого запоя полез в воду спасать русалку от морского чёрта, да так и не вернулся (может, подводным царём стал). А Хренхер с богатой добычей вернулся на Родину.

Можно долго рассказывать о героических деяниях славного рода Пьёрднём. Не одну неделю можно посвятить перечислению подвигов этих бесстрашных ярлов. Посему Алкальд перешёл к рассказу о похождениях собственной персоны.


[1] Снисаренко А.Б. Рыцари удачи. Хроники европейских морей. СПб., “Судостроение”, 1991, стр. 90.

[2] Георгики I, 29-30 // Публий Вергилий Марон. Буколики. Георгики. Энеида. М., 1971. Пер. С.Шервинского.

[3] «…выставлялась стража, охранявшая покой спящих или досуг бодрствующих. Судя по обмолвке одной из саг, в караул отряжался каждый третий член экипажа. И горе было тому, кто засыпал на посту! Викинги не знали снисхождения и жалости. Современные романы и фильмы, рисующие их беспечными и удачливыми бродягами, мало имеют общего с действительностью», – сообщает историк Снисаренко А.Б. Рыцари удачи. Хроники европейских морей. СПб., “Судостроение”, 1991, стр. 140.

[4] Королёв К. Мифические существа. Энциклопедия. М., “АСТ”, СПб., “Terra Fantastica”, 1997.
      
[5] Там же.

[6] Мэлтон Д.Г. Энциклопедия вампиров. Ростов-на-Дону, “Феникс”, 1998, с. 504.

[7] «Что это было за государство и какие царили в нём нравы, представить нетрудно, если вспомнить, как умирающий герцог пожертвовал сотню золотых монет христианским патерам, купив своей душе за такую цену пропуск в Рай, и тут же повелел заколоть сотню пленников на алтаре Одина, обеспечив на всякий случай своей бренной оболочке местечко в языческой Валгалле», – сообщает историк Снисаренко А.Б. Рыцари удачи. Хроники европейских морей. СПб., “Судостроение”, 1991, стр. 105.


Следующая глава: http://www.proza.ru/2012/01/01/862

Предыдущая глава: http://www.proza.ru/2011/01/23/206


Рецензии