Хризалит и Америка
Saint America, like cowboys you looked wild,
And you became most cozy land for my lovely child.
You invented Internet for multilingual world,
And people can communicate through it word by word.
We were too criticizing your consumerism
And you are just improving things for people's optimism.
You investigating them on difference in habits
And show individuality just as atom labeled.
We were in cold war for many distinct years
And we are two big territories which appear in pairs.
You thought over this affair before it is too late
And built radiophobic-hall for new consulate.
Восприятие Америки формировалось у Хризалит по любимому мультфильму «Шпионские страсти», который смотрели и взрослые, и дети, когда собирались что-то отмечать у них дома, в мультфильме СССР и США играли в странную игру выведать путём шпионажа что-то о друг друге, это была странная игра, но смешная. С детства Хризалит было интересно выучить английский язык, чтобы лучше понимать англоязычную Америку, она представляла себя миссионером, как Незнайка на Луне, - сказка Н.Носова, которую она прочитала позже. Хризалит в младших классах школы делала «журавлики» из бумаги, говорили, что их отправят детям Японии, как солидарность против ядерных взрывов, однако, позже на уроках истории Второй мировой войны, Хризалит узнала, что СССР и США были союзниками и значит разделяли ответственность за ядерные взрывы в Хиросиме и Нагасаки. В этом не было ничего удивительного, поскольку в тоже время, как в Удачном, где росла Хризолит, появились японцы, там тоже был произведён ядерный взрыв, при личной ответственности высшего руководства СССР, в частности, Косыгина.
В школе Хризалит узнала, что мир после Второй мировой войны поделился на две сферы влияния – страны, солидарные с коммунистами, и страны империалистические. Конечно, было ясно для советских людей, что мир постепенно станет коммунистическим, как описывали это советские фантасты, которых, повзрослев и перестав читать сказки, так любила Хризалит. Всё, что писали про Америку, основывалось на двух обвинениях – рабстве негров (афро-американцев) и истреблении американских индейцев, так живо описанном Фенимором Купером, который, как позднее выяснилось, сам никогда не бывал в Америке. Конечно, братство советских народов и Интернационал были провозвестниками нового будущего, которое связывалось в представлении Хризалит с ООН и Юнеско, которые почему-то находились в Америке.
Космонавтика была областью соперничества СССР и США, высшей точкой отношений которой была стыковка Союз-Аполлон, как раз в это время семья Хризалит была в отпуске и в каком-то из городов купили марки "Союз-Аполллон", мама говорила, что их не надо ни на что обменивать, потому что со временем они станут ценными памятниками истории.
Спорт и Олимпиада-80 стала разочарованием из-за отказа спортсменов США в ней участвовать, хотя родители Хризалит как раз перед Олимпиадой купили цветной телевизор и спорт ворвался в их чёрно-белый, особенно зимой, мир всеми яркими красками лета, голубая вода водных видов спорта была особенно прекрасна!
После того, как Генеральным секретарём стал М.С.Горбачёв, в мире и в стране повеяло ветром перемен, две антагонистичные, как казалось, державы, два полярных мира, начали вести переговоры о разоружении, сокращении ядерных потенциалов. В тоже время, в самом СССР начали публиковать запрещённую ранее литературу, как например «Сказка о тройке» братьев Стругацких ("Приходите к нам, уйдёте с синей печатью" (С), как шутил один менеджер Демос-Интернет позднее), пока ещё как первые звоночки, что в строящем коммунизм мире не всё благополучно. Тем не менее, Хризалит в это время всё же вступила в ряды КПСС, написала заявление, как традиционно принято, что хочет быть в первых рядах строителей коммунизма, фраза выглядела довольно наивно, но в любом возрасте лучше для здоровья быть наивной, чем циничной, как считала Хризалит. Хризалит собиралась строить карьеру, работая в комсомольских и партийных органах, поступая в ВКШ (Высшую комсомольскую школу), но судьба распорядилась поступить в МГУ.
С первого же года в Москве и МГУ, Хризалит, поразившись, что целый континент Южной (Латинской) Америки говорит по-испански, и что испанцы не истребляли индейцев, а мирно сосуществовали, Хризалит стремилась выучить испанский, и даже хотела переехать в испаноязычную Америку, выйдя замуж. Хризалит быстро продвигалась в испанском, но судьба не складывалась создать семью.
Первые книги, отражавшие культуры анголоязычной Америки были, пожалуй, Карнеги, которого читать было просто смешно, настолько примитивно-прагматичную логику он пропагандировал. Хотя, в самом деле, те, кто с восторгом принимал Карнеги, были успешны в бизнесе и стали в последствии «новыми русскими». Забавными были не только книги по психологии, но и инструкции пользования, прилагавшиеся к американским товарам. Позднее Хризалит уже серьёзно объясняла это многонациональность США, где было много эмигрантов, необходимостью объяснить простым языком самое необходимое. В России такой подход американцев порождал мифы о «тупости американцев», самонадеянные русские считали, что эмигрировав в Америку, они сразу попадут в элиту общества, состоявшего из, конечно же, «тупых американцев». Этот миф был развенчан, когда появилась книга «Это я - Эдичка» Эдуарда Лимонова.
Мартини с оливкой и рыбка-бананка Селинджера, Лолита Набокова, "Я подумаю об этом завтра!" из "Унесённых ветром", - всё это были открытия "западного мира" с его так понятной, хотя и необычной, другой, болью...
И, конечно, советское "У нас в стране секса нет!"(С) телемост Познера,
vs.
французкая Эмануэль; немецкое порно; американский секс-как-спорт - "О дивный новый мир" Хаксли.
Хаксли был прав не только в этом, новым для Хризалит было западное "всё извлечь на поверхность", самые сокровенные тайны...
Хризалит, как и другие русских, смешила советская пропаганда («Ленин – кыш, Ленин-пышь, Ленин тахтамыш» на каком-то из языков народов СССР), она была тоже примитивна в своей основе, не хуже «тупых американцев», советский народ был подобен роману «МЫ» Замятина. Когда появились первые учебники по рекламе, перевод американских, это было потрясающее открытие. Появилась и экология во главе с «Зелёными», и социология, и рынок Форекс, так совмещавший в себе шахматы и дар предвидения, и маркетинг.
У Хризалит появилось новое устремление изучать английский язык, чтобы читать всё в оригинале, она поступила на государственные двухгодичные курсы английского. Интересно, что на этих курсах она впервые полюбила играть в спектаклях на английском языке, хотя на родном русском языке это не вызывало энтузиазма. Один раз преподавательница выбрала для театральной постановки простенький и одновременно совершенно непонятный рассказ, сюжет которого основывался на традиции одной семьи запускать воздушного змея, которая была почему-то почти священной для главного героя, его единственной радостью в жизни.
(Уже позднее, когда сын и муж Хризалит были в США, на Новый год они пошли запускать воздушного змея, когда уже традиционно при бое кремлёвских курантов Хризалит им позвонила, чтобы, как в примете - "с кем встретишь Новый год, с теми и проведёшь весь год" - быть с ними, они как раз были на улице со змеем, который запутался в деревьях и спешно пришлось покупать новый. Не понятно почему в разных англоязычных странах так популярен был китайский воздушный змей).
Поступив в аспирантуру социологического факультета МГУ одновременно с первым выпуском социологов в России, Хризалит начала работать м.н.с. в Институте социологии РАН. Было удивительно, говорили, что Институт социологии был основан ещё в 1960-ые годы, хотя даже в Москве, когда обращались с просьбой ответить на вопросы анкеты, люди пугались и принимали интервьюеров за агентов КГБ. Ещё удивительней были маркетинговые исследования, которыми сначала занимались тоже преимущественно социологи, они были как революционная парадигма, как если вдруг исчезла, к примеру, сила тяжести, опровергая русскую поговорку "Еда за брюхом не ходит", в западном маркетинге "еда" просто-таки навязывалась "брюху".
Как будто предначертано, Хризалит вышла замуж за американца-татарина. Когда она была уже заметно беременна сыном и обратилась с оформлением документов в 1 ОВИР г.Москвы к его начальнику Иванову, на приёме Иванов заявил ей, что бумаги не подпишет, потому что её муж – шпион. Это было психологической травмой, так не похожей на забавный мультфильм детства «Шпионские страсти» и более современный героический сериал «Агент 007». Две страны по-прежнему напрягали друг друга взаимной подозрительностью. Муж Хризалит удивил её любовью к России, выражавшейся в знании добрых фильмов о России и Сибире, которые сама Хризалит не знала порой (например, "Сибириада"), и необычным убеждением мужа, что живя в России нужно поддерживать отечественного производителя, покупая российские товары… Вряд ли г-н Иванов из первого ОВИРа сам настолько любил Россию, родную (как Россия для татар) землю начинаешь сильнее любить только когда оставишь её! И всё же, когда сын подрос и видя новый виток «холодной войны» между Россией (уже не СССР) и США, Хризалит дала согласие на то, чтобы муж увёз его в США, тогда ещё думая, что может быть и сама эмигрирует туда. Почему-то именно в этот момент Хризалит настигла ностальгия по Мирнинскому району Якутии-Саха, - Мирному, Алмазному, Удачному… Она начала понимать, что сама в душе не кочевник, как татары, а «земледел», склонный к оседлости и долго привыкающий к каждой новой местности, - даже хотя Якутия-Саха была той же Россией, Крайний север был другой Россией, во всём не познаваемой, казалось, для тех, кто там никогда не жил. Что было и говорить о переезде на другой континент! Явно она недооценивала, что такое ностальгия. И всё же душа Хризалит в случае разногласий между странами и взаимного непонимания была на стороне той страны, где живёт её ребёнок, то есть на стороне США!
Может быть «шпионские страсти» - забавная игра, -
Не понимаю её сама.
Может Штирлиц и агент ОО7
Нравятся мужчинам всем.
Противостояние миров,
Сокрушение мира основ,
Подозрительность и поднятый воротник пальто,
Скрытое тёмными очками лицо,
Двойная правда, как в политике,
Никем не исправляемые войн «ошибки»,
"Камень за пазухой" и "фига в кармане"
Да иже с нами...
Женское непонимание "мира мужчины",
"Разделяй и властвуй" - в том причина?
Так ли это, в самом деле, интересно?
Когда это кончиться? Неизвестно?!
В последний год в Москве, летом, посмотрев какой-то сюжет по телевизору про советские времена и американских шпионов, пробиравшихся куда-то в метро, что было как в "Шпионских страстях", Хризалит облюбовала небольшой холмик с канализационным люком на площади перед ГЗ МГУ, собирала семена лучших дикорастущих цветов в окрестностях МГУ, сеяла их на этом холмике, установила на нём табличку "ФСБ и ФБР - люди не промах", верила что будущее за Интерполом, как бы не пугала нас "Матрица" (фильм), "Глобализация" и т.п. с её вселенским подчинением порядку и однобразной массовостью иллюзий.
Семья и ожидание ребёнка на какое-то время прервали работу, именно муж - американец-татарин открыл Хризалит мир Интернет, который до этого ограничивался только электронной почтой. Интерес к рекламе получил новое подкрепление для Хризалит, когда она узнала, что интернет-реклама позволяет индивидуализировать обращение, вплоть до того, что адресовать её фермерам, выращивающим определённую с/х культуру. Когда сын подрос, Хризалит пошла работать в интернет-рекламе, которая только развивалась в России. Работая в Демосе, она с удивлением узнала, когда праздновали 10-летие Интернет в России, что первые шаги сделали российские хакеры, которые были как герои того времени противостояния СССР и США, и этого прошлого практически стыдилась и пыталась всячески забыть Россия 21 века.
На последних курсах почвоведения Хризалит познакомилась и с американскими базовыми знаниями в почвоведении, которое как и антагонистичные "реклама vs. пропаганда", разительно отличались от российской школы. Даже в естественных науках, науках о природе, американская школа стремилась к индивидуализации ("педон"), а советская - к массовости ("зональность почв"). Неудивитильно, что и в социальной сфере индивидуальное, демократичное было пронизано американской духовностью. После знакомства с таким американским по духу Интернетом, у Хризалит появился новый интерес к американской школе почвоведения, который остался открытым вопросом для будущего!
В духовной сфере Америка в восприятии Хризалит была представлена
* баптистами, которые очень отличались от сибирских баптистов;
* моромонами, так отражавшими душу Америки и единственной, пожалуй, "ересью" которых с точки зрения христиан других стран было утверждение, что Христос бывал в Америке;
* Шри Чинмоем, марафонским бегом во имя мира на Земле, ООН, коммунистом М.С.Горачёвым (за которым закрепилось определение "сказочник"), БГ (Борисом Гребенщиковым - "...а в городе том сад, всё травы да цветы, гуляют там животные невиданной красы...")... ;
* "время собирать камни " - государством Израиль, поддерживаемым Америкой;
* христианством афро-американцев, таким жизнеутверждающим как джаз, танцующим;
* индейцами Аляски, о которых мало что было известно, - только сериал, который как-то показывали в России, да музыка
...
Свидетельство о публикации №211012300384