Рецензия на фильм Какраки

            Хочу высказаться по поводу недавнего « Закрытого просмотра» фильма «Какраки» режиссера Ильи  Демичева. Сразу скажу: фильм замечательный, глубокий, а игра выдающегося актера Михаила Ефремова – образец подлинного искусства.
 К сожалению, мрачный ведущий Александр   Гордон   как всегда подверг критики создание режиссера, продемонстрировав при этом поразительное нежелание и неумение смотреть и понимать происходящее на экране. Принимавшие участие в обсуждении картины писатели и киношники мололи чепуху ( за редким исключением), что наводило на печальные мысли о том, что многие люди, считавшие себя знатоками искусства на самом деле ни черта в нем не понимают
  Никто из собравшихся не удосужился вникнуть в смысл названия фильма «какраки», а ведь оно дает ключ к раскрытию замысла режиссера. Мне вспоминается один зарубежный фильм о горе-ученом, который делал вид, что он занят наукой, Она его не интересовала, зато он увлекся игрой на восточных барабанах и нашел в этом подлинное естественное  существо  бытия. Что ж заимствования в искусстве  возможны. И нет греха в том, что Демичев вдохновился зарубежной картиной. Во всяком случае он взял оттуда образ человека, который не живет, а притворяется живым. Куда-то ходит, что-то пишет – зачем, к чему? Жизнь главного героя Демичева в блистательном исполнении  М. Ефремова
тоже пуста, лишена смысла, а ему хочется почувствовать счастье, для которого в молодости было достаточно легкого дуновения ветерка. Он пробует найти свои «барабаны» - пытается учить китайский язык, лезет в бассейн, знакомится с девушкой,  которая не знакома с проблемой пустоты жизненного существования. Конечно, это не любовь, а тоска по подлинным чувствам, по утраченному смыслу жизни. Считаю, чт о в фильме прекрасно показан стиль жизни нынешних чиновников, для которых важна не работа, а наличие дорогих иномарок, возможность получать взятки и без конца устраивать  пиршественные застолья. Такая жизнь мучительна для
героя_ романтика в душе. Он понимает, что должен вырваться из этого плена и признается жене, что возможно уйдет. Не к другой, а просто уйдет, исчезнет. Вот кульминации я фильма: человек не в состоянии больше выносить «какжизнь» ( вспомним сцену в ресторане, где герой препарирует омара, похожего на рак, потом болезнь матери девушки, у которой оказался не рак, а как рак, не опасная опухоль). В картине нет  ни одного случайного эпизода. На деловом совещании он сидит, как лишний человек. В машине с персональным шофером чувствует себя незаслуженно богатым. Ботинки. которые с упоением по показывает  герою босс-дурак герою
не нужны, но его  интригует игра под названием статусность.
 Режиссер вдумчиво подошел к изображению людей, окружающих горе-романтика.
Жена похожа на вырезанную из картона игрушку. Дежурные поцелуи, дежурные слова, но мужа она не понимает. Это, собственно, не жена, а функция жены.
Даже девушка Настя, которой увлекся герой Михаил Михайлович.  не может стать
 героиней его романа- слишком тускла, без речи и характера. И зачем-то приняла от него  в подарок дорогое платье и туфли. Куда же деваться человеку среднего возраста, когда все отгорело и превратилось в нежизнь?
 Ощущения подделки вместо жизни оказалось столь сильным, что он забыл позаботиться о собственной безопасности и на глазах у посторонних людей, в своем кабинете  получил большую взятку. Таким образом из одной тюрьмы он попал в другую, на этот  раз реальную. Концовка навевает  известный чеховский рассказ о смерти чиновника. Только в фильме страшная развязка не смешна, а трагична.


Рецензии