Шансон

    Почему на "Шансоне" нет героических саг об олигархах, но широко представлена "тюремная романтика" ( сюжеты о неудачниках )?

    Банальные мысли не всегда очевидны.

    -Во-первых, об олигархах ( о патриархах ), кажется, все уже сказано, в -"Бытии".
    -Во-вторых, всем нам интересен процесс, а не только - результат.
    -В-третьих, великий правнук Авраама, Иосиф, покоривший древний Египет, сам, как мы знаем, длительное время провел в тюрьме, откуда он и вознесся к вершинам  власти.
    -В-четвертых, - Ходорковский, опять же...

    Кто не рискует, тот - не пьет шампанского.

    Тюрьму, ведь, тоже, можно воспринимать  как некий необходимый этап, мученичество.
    Перед - вознесением.
    Множество ЗК, отбыв положенный срок в заключении, достают из загашников трудно добытые накопления и становятся легальными предпринимателями.
     И, все же, большинство обитателей тюрем - неудачники.

    Тюремная романтика ВСЕГДА находит своего потребителя.
    В русле идеологического наследия ветхого завета, героем является не тот, кто сражается со «злом» с оружием в руках, а тот, кто с рождения и до смерти, стремиться овладеть материальным богатством с целью своего РЕАЛЬНОГО самоутверждения ( а не – чужого ), а также, для обеспечения будущего грядущих поколений.

    Олигархи, таким образом, однозначно, являются эпическими героями, достойными увековечивания на страницах истории.
    Но, и то Большинство ("сорвавшихся канатоходцев"), не сумевшее обвести судьбу вокруг пальца и переиграть органы государственного контроля, тоже заслуживает награды, т.е., - собственной мифологизации в качестве героев, вступивших в ( всегда - неравный) бой с обстоятельствами.

    Песня блатная, если хотите, является синонимом еврейской народной песни.
    Давайте не будем здесь и сейчас обсуждать вопрос, кто такие евреи, и существуют ли они на самом деле. Евреи считают, что они существуют.         Это – важно.

    Авраам, Иаков, Иосиф, Беня Крик, Остап Бендер, это - литературные персонажи, списанные со своих реальных прототипов. Их объединяют и общие архетипичиские черты.
   
     Авраам и Иаков, конечно, лишены особого обаяния "легкомысленных мошенников". Ветхий завет суров и не допускает юмора.
    Но и они, как герои тюремной лирики, постоянно ходят " по лезвию ножа", старательно балансируя между законом и преступлением.
    Жизнь на границе сред ( географических, политических, экономических и юридических ) - вот в чем состоит рецепт выживания наших героев.
    И - "блатные" и – ветхозаветные, они обязаны проявлять не только самоотверженность в эпохальном деле обогащения, но и постоянный
творческий поиск с целью  обойти законы, предписания, правила.

    Патриархами - не рождаются, патриархами - становятся.
Патриарх, это - средоточие энергии, создающей плацдарм для наступления будущих поколений.
    Нуль-переход из грязи - в князи - есть основной лейтмотив стандартного сюжета о "вознесении" избранного судьбой героя.

   Не воспользоваться историческим шансом есть великий грех.

    Иосиф осуществил свой беспрецедентный взлет на фоне 7-летнего неурожая в Египте.
    "Семибояре" - в период очередной революции в России.

    Но не бывает и окончательных, необратимых побед. Борьба за выживание, она - вечна.
    Самый крутой из свежеиспеченных, Ходорковский, все-таки осел в тюрьме по - серьезному.
    Для него, замахнувшегося на сверхзадачу обретения политической власти, и для всех других ЗК, удачников и неудачников – ежесуточная и, - бьющая в точку, деятельность радиостанции "Радио-шансон".

    "Шансон", если не брать во внимание неизменный эпатаж, весьма скромен в своих художественных претензиях.

    Эпатаж ( универсальное издевательство над действительностью ) -совершенно необходим авторам и аудитории радиостанции, в качестве методики идеологического поражения вероятного противника ( очевидно, борьба с язычеством продолжается ).
    С другой стороны, эпатаж является безотказным средством самоутверждения.

    Но, "эпатаж" - только часть народного творчества, представленного "Шансоном".
    Как и библия, "Шансон" делится на две несоединимые части, предназначенные  одна - для "своих", другая  - для "чужих".
    Тот, кто не слушает "Шансон" по причине "низкопробности" его песен, не способен осознать, что значительная часть текстов, представленных радиостанцией, это не КВН-ское ерничество, это - "всерьез".

    Шансон, как улитка, - скромен, и старается спрятать свои живые рожки.
    Самые трагические темы проходят под видом примитивного блатняка.
    Но это - и есть аутентичный еврейский фольклор.
    Он - не сложен, он - прост, груб, даже - вульгарен. И - неизменно-сентиментален. Но он - есть. 
    Ничего общего с русской культурой ( что это - такое? ) он не имеет.  Зато всегда готов полностью заменить таковую. Истории этого процесса - уже лет - сто, не меньше.

    Авторы авторских текстов - смелы и отчаяны.
"Вкус рябины на губах" и "журавли в небе", эти "художественные" элементы, применяемые авторами, никогда в своей жизни не видевших журавлей и никогда пытавшихся есть рябину, ( и никогда не сидевших в тюрьме!) способны отпугнуть только эстетов.

    Русские авторы, пораженные болезнью христианского греха ( что это - такое? ), не только не обладают собственной энергией самовыражения, но, даже, во всем следуют калейдоскопическому художественному методу "шансонье".

    Все мужчины на российской сцене либо умирают ( физически: Цой, Тальков ), либо – исчезают ( Серов, к примеру ).
    История "двух братьев"  Меладзе - трагическая. Сегодня они стали образцом для подражания, воплотив в своем творчестве высшие критерии художественной пошлости.
    Нельзя уйти от основной темы предлагаемого материала. Демократия не знает пределов в деле утилизации природы. В том числе, - человеческого вещества.

    Шансон, это - не только "Шансон", но, также, - и "Русское радио", "Шарманка" и - все прочие, в той ( или – иной) степени.
    Стандарты и кураторы, волею нашей демократической судьбы взявшиеся из "ниоткуда", как - тюремные стены, крепко стоят на защите принципа "свободы". Попробуй, их тронь. Мало не покажется. Вони будет – много, на - весь мир.

    Только косный, зверский тоталитаризм способен преодолеть романтизацию "тюрьмы" в качестве  воплощения образа"братства народов", инкубатора свободы нашего будущего, универсальной модели социума.
   Да, и то, при - фантастическом условии: отказе России от христианства.
Чепуха - одним словом. Фантазия. Шансон.
   Но: время – не ждет.


Рецензии