Ночная тренировка

Что дело привычное для "большой авиации" - ночные полёты, то для «мелкой» - редкость.

Сегодня, нам дают тренировку ночью, к осеннее-зимнему периоду, и мы, разделив очередь «по часам» готовимся к вылету: Не спеша прошли предполетную медкомиссию, побывали «на метео», «отметились» у диспетчера, и...разъехались по домам, договорившись - кто за кем летает.

Уже с десяти вечера начался лёгкий трепет внутри, а посему - поужинал без особой охоты, и «проконтролировав вполглаза» программу «Время», договорился с автостоянкой о визите в полночь.
Волнение, перед, хоть и не новым, но таким редким и приятным занятием, которое даёт мне не только новые ощущения но и опыт, а он - пригодится в работе – полностью заняло мысли.
Хоть и редки ночные полеты и «допуск» к ним есть, но каждый раз жду этого, потому, что люблю такие моменты из моей жизни, да думаю это и понятно.

Проигрываю в уме всю работу в воздухе от начала до конца:  вспоминаю расстояния, примерное время полёта до поворотных пунктов маршрута, высоту, рассчитанную в штурманской комнате вечером; варианты «отказов», варианты «ухода или возврата» «по погоде».
«По погоде» - вряд ли конечно,  так как ночь ясная, «как в песне».


Еду на аэродром, к вылету, всматриваясь в ночное небо: не видны ли «светлячки» в небе  – бортовые огни, не вспыхнет ли ослепительный свет посадочной фары?

Нет, не видно: наши сейчас, ещё утюжат маршрут.

Жду, томясь в прокуренном вагончике в полуха прислушиваясь, к приглушённым дрёмой, голосам техников обслуживающих вертолет.
Но вот, встрепенулся один из них, и схватив на бегу фонарик, умчался, хлопнув дверью.
Умчался встречать, вернувшуюся из полёта машину.

Иду и я за ним, не торопясь. Приветствую знАком, прилетевший экипаж, ещё немного возбужденных после полета ребят.

Мы с комэской – моим «тренером» в предстоящем полете, ходим парой вокруг ещё горячего вертолёта заправленного под пробочки и потрескивающего остывающим металлом - осматриваем матчасть и перекидываемся короткими фразами.
Комэска устал - у него на сегодня остался только я и можно будет идти бай-бай.

- Но, прости друг, ведь я ещё не летал, сегодня - бормочу себе, уже забыв о нем...

Быстро и автоматически усаживаюсь в ещё тёплую от предыдущего полёта кабину, вживаясь в другой - ночной образ моего рабочего места.
Включаю необходимые тумблеры; красноватый подсвет ярко выхватывает из темноты все необходимые приборы - такие привычные и родные, что кажутся неотъемлемой частью меня самого.
Приветливо гудят насосы, обнадёживающе и дружелюбно светятся стрелки приборов, пока ещё замершие на своих местах, басовито и надсадно - после щелчка тумблерами, заныли-завыли преобразователи.

Мы с машиной собраны, и,.. готовы.

Даю отмашку авиатехнику, стоящему в пяти метрах от нас и наблюдающего за процессом запуска: «Первому, запуск»!
- «Есть первому!» - отвечает он, подняв голову и всматриваясь в силовую установку, бодро запевающую высоким звуком стремительно нарастающих оборотов двигателя.

Руки привычно летают, под пристальным но доверительным контролем глаз, словно сами по себе делая все необходимые операции и работая,  как программный механизм: …тумблерами «Клац, клац, клац»!  «Щёлк, щёлк»! – перекладка ими от нейтрального положения. Точно и быстро нажимаются нужные кнопки, поднимаются, опускаются,  двигаются, рычаги и арматура кабины согласно отточенной годами предполетной процедуре проверки.

Секундомер звучно и сочно издает характерные звуки: "Чок, чок, чок"! И его бегущая стрелка начинает свой отсчет, а мои глаза следят-отсчитывают  параметры запускаемого двигателя: всё ли в норме и идет ли по программе цикла, запуск? 

Мозг,  как бы отстраненно отслеживает показания показания приборов доверяя им сейчас, как самому себе..
Пока - всё в норме. 

- «Запуск второму!» - выставляю в окно два пальца, растопырив, словно показываю жестом «вИктори».
- «Есть второму!» - кивает техник, отслеживая с земли и повторяет жест в подтверждение.

Ещё тридцать секунд  и, запуск окончен. Всё в норме!
Подтверждая благополучное окончание процесса, контролируемого им с земли, показывает и техник мне, большой палец.

Земля - такое привычное и родное понятие, но в данном случае она уже сама по себе, как и мы сами по себе в кабине вертолета.

       Запустившись и опробовав с помощью органов управления двигатели, посадочные и рулёжные огни, настроив и проверив частоты у радиокомпаса, осмотревшись и подготовившись внутренне, прошу разрешения у диспетчерской вышки на выруливание, на предварительный старт.
Сонный голос диспетчера - сипло одобряет, и мы медленно трогаемся с места, проверяя исправность тормозов.

       Как всё-таки здорово чувствовать себя маленькой, но важной частичкой большой слаженной семьи под названием  «Аэрофлот»!
Каждый раз тренируясь ночью, чувствую себя минимум пилотом Ил-62, ведущего на взлёт огромный корабль с сонными пассажирами, каждый из которых безоговорочно доверяет тебе - командиру.

Так уж получилось по жизни, что ночью приходится летать чаще всего на тренировках, а для моих друзей, однокашников-северян, полеты ночью обычное и нормальное явление.
Ну что ж, каждому своё. Даже если мне один раз в жизни, пригодятся мои навыки и опыт ночных полетов, значит – всё это не напрасно.

       Мы как в замедленном кино – медленно и плавно повисаем низко над землей - вместе, и командир чувствуя моё нетерпение и уверенность, убирает руку с ручки управления. Почувствовав это,  всецело отдаюсь полёту.

Я люблю свой маленький вертолетик словно девушку, и он, отвечает взаимностью.
Сейчас мы с ним одно целое, словно сращены проводами-нервами, а слух улавливает малейшие интонации в голосах его двигателей - сердец.

       Это очень ценная информация для меня, проводящего в кабине большую часть жизни в одиночестве - ровный монотонный звук движков - словно ровный пульс живого организма.  Не раз и не два привычный звук работающих двигателей и вращающегося винта вовремя подсказывали о критической ситуации не глядя на приборы: на взлете-ли, при посадке, на авторотации, при полетах на одном двигателе.
А однажды, винтокрылая машина звуком, вовремя предупредила о серьезнейшей аварийной ситуации, тем самым предотвратив её возможный переход в катастрофическую.
      
Но, сегодня всё ровно и спокойно работает и нет причин для беспокойства.
Вертолёт спокойно и уверенно висит в ночной, спокойной атмосфере.
Можно отпустить руку, привычно-мгновенно оттриммеровавшую ручку управления, но, мелькнувшая мысль быстро сменяется напряжённым внимаем на бегущую в луче света - под фюзеляж, взлетную полосу.
Комэска разрешил взлетать разбежавшись по полосе - как самолет.

       Вертолетчики, в том числе и я, любят этот вид взлета казалось-бы совершенно ненужный вертолету, но такой важный на самом деле из-за некоторых особенностей конструкции.
Вот и я, пользуясь возможностью практикую свою коронку - взлёт на скорости, с плавным отходом от земли.
Это не так-то просто как кажется - всего лишь вовремя вернуть на нужное место, отданную для разбега вперёд ручку управления, чтобы не отрывались основные колёса и вертолёт не становился на нос.

Со стороны кажется, что только что стремительно бежавший по полосе вертолёт, вдруг незаметно и очень плавно - не меняя положения отделился от земной тверди и стал быстро набирать высоту.
И только опытному глазу заметно, как быстро вспыхивающий изредка от проблескового маячка тюльпан конуса винта, из агрессивно наклонённого вперёд положения, быстро вернулся в положение для набора высоты.
Вертолёт просто не успевает за чувствительным и подвижным несущим винтом из-за приличной массы, и взлёт получается действительно красивый.

Идём в наборе высоты к первому развороту. Ночью, по "Правилам визуальных полётов" нам нужно выдерживать четыреста метров. И мы неторопливо и плавно ложимся на заданный курс набрав требуемую высоту, прибирая режим верным движкам - переходим в горизонтальный полет, настолько комфортно и послушно выполняемый вертолетом в условиях тихой ночи словно это происходит в кабине тренажера – на земле, в кабинетной прохладе.

Огромная жёлтоликая луна, медленно выплыла из-за темнеющих в ореоле лунного света гор, молча следуя за нами и мгновенно залила окрестности, мертвенно-бледным светом.
Возникло ощущение, что мы неподвижно висим в этом свете, и только искорки лампочек пролетаемых посёлков под нами, дают ощущение перемещения в пространстве. Глядя в сторону, кажется, что это не мы а небо движется вокруг нас, посверкивая подмигивающими, будто смеющимися глазами звёзд. Воздух вокруг настолько спокоен, что вертолёт идёт как влитой, не шелохнувшись. Он держит заданный ему пилотом курс и высоту, выполняя волю человека - подчиняясь и дружелюбно помогая.

       Проходим поворотный пункт и рубеж, одновременно, докладывая Алма-Ате необходимую информацию. Диспетчер «поднял» нас на ближайший попутный эшелон, и, вскарабкавшись на него мы окончательно замерли в мерном звуке и легком покачивании в огромном небе.
Но нет - постепенно проявляется серебрясь, озеро впереди, и доложив диспетчеру пролёт его траверза вносим корректив в курс полёта: нас немного сносит к востоку. Чувствуется свежий ветерок на высоте. Даю расчетное время пролета поворотного пункта маршрута – "приводную радиостанцию" союзного значения Акчи.

Эта небольшая авиационная радиостанция, как добрый друг:  в любую погоду излучая в эфир и повторяя две буквы - свои сигналы-призывы, привлекает на себя стрелочку радиокомпаса в кабине пилотов, помогая тем самым определять свое место в небе даже в самых неблагоприятных метеоусловиях.

       В эфире тихо - ведь кроме нас, в радиусе с пару сотен километров нет никого.
Похоже, попали в «мёртвую» полосу времени полётов. От нечего делать включаю посадочную фару: мне интересно на сколько бьёт свет нашего прожектора с этой высоты. Что взять с мальчишки, хоть и около тридцати годов....

Однако прилично светит! Луч белого света столбом упёршись в землю, выхватывает из темноты, скользя, огромное поле. Ме-едле-енно-медленно, - из-за большой высоты, просвечивает насквозь отдалённую ферму. Вот удивятся наверно хозяева, внезапному свету с небес.
Что подумают - интересно? Хорошо бы не ругались.

Выключаю фару. Пусть спят.

Диспетчер сиплым тенорком намекает: "Мол, правильно идёте товарищи".
Видно надоело, одиноко сидеть на своей вышке.
- Вот работёнка у них! - не позавидуешь: день вперемешку с ночью, как и у экипажей с больших кораблей, работающих наверно по скользящему графику.

Пора бы нам уже и разворачиваться, но стрелка радиокомпаса упорно не хочет крутиться, отмечать тем самым пролёт над «радиопомощником» на земле.

Ну наконец то! – крутанулась вокруг оси «золотая стрелочка», и можно начать пилотировать над заданной точкой в ночном небе. Пилотировать, тренируя себя координации и «заутюживанию навыков в мозг», чтобы в сложной ситуации руки привычно управляли машиной подчиняясь навыку, оставляя мозгу пространство для мышления и контроля.

Плавно и координировано входим в левый вираж, чуть задрав нос, чтобы вертолёт
не снижался, и очерчивал в ночном небе чёткий и красивый огненный эллипс, от вспыхивающего на хвосте маячка.
Спасибо этой умной винтокрылой машине созданной людьми для людей: она чутко послушна рулям и пилоту. От этого становится тепло на сердце и спокойно уму, вселяя уверенность в своих силах и укрепляя веру в свой вертолет.

Открутив пару-тройку виражей и разворотов, выполнив разгон и гашение скорости, пробую зависнуть, в этой искрящейся и спокойной темноте, на огромной по нашим меркам, высоте.
Скорость, указываемая верными приборами медленно падает, падает, и стрелка её указателя начинает биться около нуля – верный признак зависания вертолета, а прибор вариометр - указывающий есть-ли вертикальная скорость - послушно и спокойно стоит на месте.
Но, уже через секунды начинается крупная дрожь машины работающей на предельном режиме. Чтобы не мучить свой воздушный кораблик, плавно перехожу в разгон скорости.

Есть, норма! И, мы снова летим в горизонте, рассекая винтом прохладу ночного эфира...

Командир устало машет головой вбок: поехали мол домой и показывает мне,
сложенные вместе ладошки под щекой.
- Как, всё?! Уже!? Так ведь всего-навсего … возмущаюсь внутренне я, и взгляд падает на часы. Оказывается, действительно пора...

       Мы привычно-автоматически  заходим на посадку, крутим схему над
аэродромом в спокойнейшей атмосфере и вот уже ярко-желтый, почти белый свет включенной посадочной фары услужливо показывает бело-жёлтую посадочную полосу,
с точками-тире разметки, бегущей под нас всё быстрей и быстрей.

- Чи-вв-вирк! – раздался слышимый сквозь тихую на снижении песню двигателей, приглушенный, но высокий звук касания стоявших без дела - не вращаясь доселе, колёс шасси по бетонке - мы очень нежно вновь коснулись Земли-Матушки и катимся, притормаживая, охлаждая двигатели, давая им остыть от напряженной и верной работы, одновременно руля к себе, по разметке на асфальте.

Техник, заруливая нас на стоянку, меняет диспозицию разворачивая жестами. Развернулись за ним и мы, на сто восемьдесят, и встав на тормоза, выключаем двигатели.

- У-уу-у...- подчиняясь, плавно и послушно стихают они.

- Ну вот и всё! - мы, на своём аэродроме.
Завтра, то есть уже сегодня, настанет новый рабочий день и сколько ещё будет их
у меня, никто не ведает.

Хорошо бы побольше....


Рецензии
Доброго дня эти блинские полеты над водой покруче ночных будут, высотомер то до земли, а "воды то неймет", так то высота нормально, а у кашки ка-26, есть такая проблема соосника, перехлест винтов..
Шел с инструктором, с запасом, над речкой между двумя склонами, примерно метров 15-20, налетел боковой ветер из-за бокового склона, хорошо налетел, нас немного накренило, инструктор быстрей меня сыграл на снижение и если б у меня над водой было мало высоты наверно полет был бы последним.
Зачастую слышу ка упал, шел над водой понимаю, какая ситуевина могла быть.
Конечно, в сумерках еще стрелки приборов фосфоресцируют, но ночью только раз летал.
Дополню немного, у меня есть больной астмой подводник, кап 2 БЧ-5, пенсионер, астматик, последней степени, последние три года каждые 1,5 месяца больница терапия. Говорит что последние 3 года не дышал, а потихоньку задыхался, без трубки кислорода, не чувствовал себя нормально.
Вот этот доходяга 65-лет, прочитал, записал мои средства, короче на первых десяти повторах упражнений, чуть не загнулся. Написал мне, что я дол-б,и кре-н.
Я объяснил, что если болеешь больше десяти лет, то проблема начнет исправляться максимум, через 2-3 года, а не 2-3раза.
На этом и порешили.
Командир, взялся снова, через две недели отстучал себя за один подход 50 раз!
После он лечился (симбикордом), активными жидкостями, вибрационными упражнениями.Все взял до кучи, но уже через пятнадцать дней стал засыпать без шланга, с кислородом.
Короче говоря воодушевился, до кучи стал пить урину, через 50-дней астма отступила!!??


Алек По   27.04.2021 19:07     Заявить о нарушении
Да, над водой летать непросто. Очень много нюансов.

Здорово, что смогли астматика вытащить. Молодцом! Надо подтягивать клиентов:)

С улыбкой и теплом, Виктор

Степаныч Казахский   27.04.2021 19:42   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.