Рецензия 2 на рассказ Раисы Пузыревской

Рецензия на рассказ "Лесостепь" Раисы Пузыревской (Проза.ру)

       В произведении «Лесостепь» автор раскрывает внутренний мир человека, который стремится к более продуктивному взаимодействию с людьми и интеграции своей личности в сообщество, к которому он принадлежит. 
      
     Автор произведения дарит читателю богатую смыслами метафору лесостепи как компромиссный способ взаимоотношения с людьми.Образ лесостепи олицетворяет в себе переходное пространство от темноты к свету, от зависимости - к свободе.
    
      Герой произведения находится в поиске компромисса - как остаться в значимой группе (образ леса) и одновременно чувствовать свою свободу от него (образ степи).
      
      Автор не противопоставляет эти метафоры, а объединяет лес и степь в единое пространство взаимодействия - лесостепь.
      
      В чем психологическая ценность этих метафор?
      
      Степь - это символ пустынности, одиночества, безлюдия, страха неопределенности, незащищенности от природных стихий. Степь выступает у автора произведения выражением уединения, спокойного размышления, уравновешенности и открытого видения.
    
      В степи уединения человек боится остаться один на один со своим нуждающимся Я, в то время как в стабильном лесу стереотипов темно, но тихо и привычно.
    
      В лесу деревья через ветки неизбежно соприкасаются друг с другом, чем выражается потребность героя в контактах с окружающими, однако, плотная чаща леса не дает человеку возможности ощутить свое интимное пространство.
      
      Лес выражает собой образ внутреннего мира героя, который еще только предстоит исследовать и понять: в нем много неясного, темного, предрешенного, где страшно заблудиться, не имея внутреннего света и точного понимания того, куда  двигаться.
    
      При этом автор не противопоставляет два разных мироощущения, а напротив, пытается найти грань взаимоперехода, плавного перетекания одно в другое по принципу контакт-уход.
      
      Герой произведения хочет быть одновременно с людьми, связь с которыми он чувствует как свою укорененность в них (не случайно метафора дерева как символ глубокой привязанности, пустившей могучие корни).
Однако образ дерева не дает герою произведения внутренней динамики, он чувствует дискомфорт от отсутствия возможности двигаться вширь.
   
     В метафоре дерева автору не достает полета, способности подняться над очевидностью, мешает приземленность, прикрепленность «дерева» к определенному месту раз и навсегда.
   
     Ветер, который качает деревья -  это выражение негативных эмоций, непринятие себя недоброжелательным и бунтующим.
   
     Дерево не может выбирать, оно будет там, где зародилось и пустило корни. Человек как субъект свободы, данной ему от рождения, протестует против такой детерминированности своей жизни.
   
     Свобода человека состоит в возможности выбора.  Для этого у него есть сознание, разум, чувственность, осознанность.
   
     Герой находится как бы на перепутье своего экзистенциального выбора. Его растерянный взгляд блуждает в дымке неопределенности, отсутствия видимости, где нет ясного понимания индивидуальной цели бытия.
   
     Он пытается разглядеть внутри себя четкую линию горизонта, стремление к которому давало бы ему силы идти вперед. Его потребность в свободе требует расширения внутреннего видения.
   
     Герой произведения интуитивно стремится к легкости взаимоотношений и самоощущения, но одновременно опасается этой легкости, поскольку не готов показаться другим легкомысленным, легковерным, изменчивым, меняющимся, интригующим и  ненадежным. Это не соответствует его привычному представлению о самом себе. Он хочет и одновременно не позволяет себе быть изменчивым.
   
     Через описание образа одинокого дерева он хочет освободиться от излишней внутренней отягощенности запретами и табу, избыточных привязок к объективному.
   
     От этой двойственности и кажущейся безысходности консервативного ума герою проиведения хочется кричать, и он внутренне напрягается. Однако попытка удержать неуловимое и неосязаемое приводит к краху.
   
     Примерив на себя метафору раскачивающегося от ветра дерева, герой произведения осознает, что он не хочет быть эмоционально затвердевшим и неподвижным, но гибким и живым, и одновременно ощущает свою зависимость от влияния других.
   
    Он учится прощать, а, значит, и быть более милосердным к себе, он понимает, что свобода от всех и единение со всеми лежит где-то посередине внешнего леса и внутренней степи.
   
    Герой произведения готов идти широкой дорогой по пространству своих способностей, но опасается остаться один на один со своими накопившимися переживаниями.  Его пугает вселенский простор степи как пространства безграничных возможностей и неготовность эффективно управлять ими.
   
     Герой ждет подсказки в преодолении внутреннего сопротивления от своего внутреннего голоса, своей интуиции. 
   
     Ответ постепенно созревает у него внутри, но герой с какой-то детской нетерпеливостью требует  однозначного ответа от своего внутреннего мира, категорично настаивает на немедленном отклике, испытывая разочарования от того, что этого не происходит.
   
     Он готов совершить переход от чужого «должен» к своему «хочу», но эти понятия сливаются у него воедино, и он сам не знает, когда он должен, а когда имеет право.
   
     Оперируя понятием «должен» вместо «хочу» или «имею право», автор показывает читателю, как герой произведения теряет связь с самим собой, становится эмоционально неотзывчивым, не чувствует себя.
   
    Герой через погружение в свои внутренние переживания пытается сформулировать для себя социально полезную цель, следуя которой он мог бы чувствовать себя более интегрированным в социум и почувствовать себя нужным и значимым.
   
    Героя произведения испытывает страх неопределенности – каким его воспринимают окружающие и как себя правильней вести? Он ощущает внутреннюю двойственность – кто он в этом мире и кем хочет быть?
   
    Он еще не готов довериться себе, своему интуитивному выбору и по привычке пытается найти решение с помощью логического ума в вопросах, которые составляют его эмоциональную жизнь.
   
    Препятствием для своего истинного видения герой произведения неосознанно считает собственные эмоции. Эмоции противопоставляются в произведении логичному уму, и олицетворяются в метафоре ветра как природной стихии, раскачивающей прочное дерево мысли.
   
    Когда человек подавляет свой чувственный мир эмоциональных переживаний, не будучи готовым прислушиваться к своему телу, он лишает себя возможности осознать подлинные мотивы своего поведения и истинные желания. 
   
    Отделяя свое разумно-рациональное начало от своих эмоций, он препятствует своему целостному самоощущению, как бы отрицает существование иного, эмоционально изменчивого Я, теряет связь со своим внутренним центром.
   
    Герой произведения хочет нащупать  верное решение с помощью цепочки размышлений, вместо того, чтобы больше довериться себе, то есть, своему эмоциональному Я и своей непосредственной восприимчивости.
    
    Герой произведения отчуждает себя от своих негативных переживаний, перенося ответственность за их возникновение на внешнюю среду, природную стихию в образе палящего солнца или внезапного ветра.
    
     Не имея надежной обратной связи своего разума с миром своих потребностей и эмоциональных ожиданий, герой произведения ощущает недостаток собственной субъектности, и разрешает другим использовать себя в качестве объекта в чужой психологической игры.
    
    Внутри героя зреет неудовлетворенность своим местом в группе и своей ролью в социальном взаимодействии, он чувствует недостаток признания группы и ищет пути продуктивного контакта с ней.
    
    Свою физическую потребность дышать легко, в том числе через освобождение своего ума от тревожащих размышлений, герой неосознанно подавляет вдыханием сигаретного дыма, причём он делает это каждый раз, когда эта потребность становится наиболее актуальной и ощутимой. Человек как бы задыхается от своих бесконечных сомнений, но одновременно не желает от них освободиться, поскольку не готов принять себя другим - спонтанным, дерзающим, непредсказуемым. 
 
    Герой произведения стремится к счастью, внутренней гармонии, согласованности, свободе от недостатка уверенности в себе.
    
     Он осознает, что его путь к этой цели состоит в избавлении от двойственности бытия, объединения объективного и субъективного, интеллекта, ума и эмоций.
    
     Страх отвержения значимыми другими мешает положительному самопринятию героя.
   
     Автор произведения легко входит в метафоры и легко выходит из них через осознавание того, что ему не нужно. Метафора дерева сменяется взлетающей птицей как обозначением готовности начать действовать.
    
     Герой сожалеет, что его жизнь уходит на малопродуктивную борьбу со всем огромным миром за свое маленькое Я. Он ощущает себя ребенком, который борется со взрослыми за свою независимость и право быть собой. Но силы кажутся неравными. Он понимает, что нужно выйти из борьбы и начать жить собственной жизнью.
    
     Герой произведения ощущает своё Я как туманное, зарождающееся в дымке горизонта. И снова это новое самоощущение скрывается за сигаретным дымом, подавляя желание свободного дыхания ядом курительной смеси.
    
     Чтобы стать автономным Я, человек  должен сам ставить себе задачи и решать их. 
    
     Через раскрытие центральной темы произведения - кто Я и где моё место в мире людей – герой внутренне протестует против того, чтобы внешний мир (другие люди) указывали ему, кто он и какова его роль на земле. 
   
      В размышлениях об этом актуализируется детский страх перед доминирующей фигурой (в этом плане многозначительна реплика «каждый тебе учитель»), которую привычно слушаться вместо того, чтобы прислушиваться к своему внутреннему чувству.
   
     Свобода состоит в том, чтобы выйти из леса стереотипов восприятия себя и других, из борьбы за право быть собой в своё подлинное бытие.
    
     Когда герой произведения на короткий момент избавляется от сомнений, он легко начинает двигаться по степной дороге, которую ощущает как индивидуальный путь самопознания и самосовершенствования.
   
     Он понимает, что его дорога в степи эмоционального самопринятия – это работа над своими недостатками, и это есть путь к достижению результата и удовлетворенности. Но идти нужно медленно и неспешно, чтобы целостно проживать каждую секунду своего бытия.

24.01.2011


Рецензии
Восхищаюсь! Недоумеваю,как можно сделать такой анализ,по таким "действующим лицам",как лес,степь, дерево,птица... Сколько людей страдает от разъединённости в себе рационального и эмоционального!От сюда, не только неудовлетворённость в своей душе,но неприятие окружающим миром. Думаю, особенно в наш век УМА,необходимо почти всем лечится. Правда,не льстя Вам,скажу,где найти такого психолога? Думаю, у Вас нет отбоя то клиентов. Может Ваши познания уже за гранью этого мира? Нет, нет,не познания,у Вас особая способность чувствознания.Спасибо, за сделанный упор на веру с себя, на уход от постоянного "надо" и вмещения в себя спонтанности и непредсказуемости.Спасибо,Вам Женя,огромных размеров!

Раиса Пузыревская   25.01.2011 12:09     Заявить о нарушении
Раиса, спасибо за Ваш отзыв, очень лестный. Если Вам интересно общаться со мной, можно продолжить как на этом сайте, так и через электронную почту. Мои познания это синтез личного опыта и психологического знания. Если Вы начнете изучать психологическую научную литературу, Вам будет легче понимать себя и других. Я бы посоветовала начать с книги Эрика Берна "Игры, в которые играют люди" - это трансактный анализ, с помощью которого человек может понять схему своих взаимоотношений с другими людьми (когда человек находится в состоянии Я-Ребенок, Я-Родитель или Я-Взрослый и по разному реагирует на аналогичные состояния сознания других).

Жанна Кусмеш   25.01.2011 14:11   Заявить о нарушении
Женя,спасибо за совет.Общаться с Вами, думаю мечта многих. Ваши афоризмы не читать надо,а обдумывать и применять. Я к ним постоянно возвращаюсь,они наталкивают на переосмысление многих устоявшихся стереотипов.Думаю мы продолжим знакомство,если я Вас не утомила своим напором.Просто я никогда не думала,что есть люди,которым не сложно понять беспристрастно другого. До встречи!

Раиса Пузыревская   25.01.2011 16:06   Заявить о нарушении
Раиса, спасибо за обратную связь. Мне понравился Ваш термин "чувствознание" - великолепная словесная находка. Знание действительно идёт изнутри, а то, что нам преподают в системе образования -это просто информационный материал, который приходиться критически перерабатывать на предмет его истинности.
Прочитала Ваш рассказ "Не убий" - порадовалась глубине Вашего понимания - очень чувственное, тонкое произведение, наполненное глубоким осмыслением, моментами прозрения. Такая внутренняя работа вызывает уважения.
Осознавание - это неприятное состояние, поскольку человек узнает изнутри интуитивно о себе и о мире, что ему не хотелось бы знать (что он далеко не совершенен).
Действительно, различные формы отвержения, неуважение к чувствам других, которые, к сожалению, в значительном количестве присутствуют во взаимоотношениях - это как бы маленькая смерть, психологическое уничтожение друг друга, так как такая негативная коммуникация разрушает веру человека в себя, наносит удар по самооценке и самоуважению. Не убий - это значит, не делай того, что может повредить другому, подорвать его здоровье. Не убий - это отказ от всех форм насилия, готовность прощать и понимать. Когда человек не прощает другого, он вредит и себе самому, потому что эмоция обиды и вины разрушают его организм, обиженный мешает себе стать милосердней и тем самым расширить свои возможности. Если бы героиня произведения, у которой муж отнял ребенка, нашла способ отпустить былое, она могла бы восстановить свои отношения как с сыном, так и бывшим мужем, и, возможно, стала бы более счастливой. Если она не идет на контакт с ними, получается, она сама себе не дает шанса всё изменить, как бы наказывает себя, что тоже непродуктивно, а значит, она сама виновата в своем одиночестве, а не только ее близкие.
Спасибо за возможность об этом поразмышлять. Ваш рассказ "Не убий" действует вдохновляюще.

Жанна Кусмеш   25.01.2011 22:51   Заявить о нарушении
Женя, для меня очень важно Ваше мнение. Я ведь сама не готова дать какой-то совет людям,так как имею много проблем внутри себя,а хочется,поэтому пишу,может больше убеждаю себя в чём-то,не исключаю,что помощь порой явно идёт Свыше,дабы вразумить меня. А слово"чувствознание" не моё, по моему я его взяла (с удовольствием) у Е.Рерих. Оно отражает как раз Ваше миропонимание. Спасибо за понимание. Это сейчас стоит дорого. Удачи!

Раиса Пузыревская   26.01.2011 09:44   Заявить о нарушении
Спасибо, по-моему, очень продуктивно продвигаетесь в выбранном для себя направлении. Дальнейших успехов Вам!

Жанна Кусмеш   26.01.2011 14:07   Заявить о нарушении
Простите, девочки, за вторжение в вашу интереснейшую переписку.
Евгения, вы профессионально вычислили Раису и раскрыли ей то, что автор сам порой не видит, раскрыли ее миросозерцание. Зная Раису немало лично, я всегда отмечал ее какую-то мятущуюся душу, ее стремление найти и показать человека в человеке. Ей не всегда удается раскрыться как, например, цветку навстречу солнцу, она сжимается, скромничает, боясь своим творчеством вроде бы обидеть кого-то, всегда пытается отойти как бы в сторонку, в некую тень. Что ж, это черта ее характера, вообще черта характера русской женщины, а может, женщины мирового порядка.
Спасибо вам, Евгения, как человеку, как профессиональному психологу - своим исследованием вы окрыляете, вы ставите на крыло автора.

Виктор Герасин   21.02.2011 08:41   Заявить о нарушении
Виктор, спасибо за отклик. Человек сам раскрывает свой внутренний мир и развивается в нужном для себя направлении. Что касается рецензии психологического плана на рассказ Раисы - это сделано по просьбе автора.

Жанна Кусмеш   21.02.2011 16:32   Заявить о нарушении
Виктор Иванович и Женя спасибо Вам. Опять кое-что узнала о себе, это
немало важно. Говорят:" умный знает других, мудрый знает себя". Так как
я далеко отстаю от этих понятий, то стараюсь,хоть что-то понять о других и о себе.

Раиса Пузыревская   21.02.2011 18:04   Заявить о нарушении
Раиса, когда Вы познаете и себя, и других, Вы станете мудрецом, то есть, постоянно развивающимся человеком.

Жанна Кусмеш   22.02.2011 00:26   Заявить о нарушении
Спасибо. Рада, что встретила Вас на сайте. Жаль, что не в жизни.

Раиса Пузыревская   22.02.2011 11:15   Заявить о нарушении
Спасибо, взаимно.

Жанна Кусмеш   22.02.2011 16:22   Заявить о нарушении