Буровая. Назад в Чимкент. Через мой труп. 1964

Глава 85

   Яша разрешил мне выступать в хоре геологов. У одинокой бабушки-хозяйки не было детей никогда, и она от радости, что будет играть с моими детьми, пока я буду ходить на репетиции в клуб, сварила нам вкусную шурпу, а я в благодарность за любовь к нашим девочкам купила ей ситцевое платье, которое она бережно положила в сундук, приговаривая по казахски:"Вай, вай, какое красивое платье, пусть до Октябрьского праздника полежит, я в нем пойду в гости к сестре." А праздник был на носу. 7-го ноября будет концерт с участием нашего хора. Многие геологи считали меня девочкой, а когда им говорили, что этой девочке 33 года, и у нее трое детей, они удивлялись. Яша всем растрезвонил:"Гале мы отметили 33 года в октябре, 12-го числа; у нас же трое детей, поэтому она пошла работать уборщицей, а до этого она работала гл. бухгалтером в Самарканде и в Казахстане, в Сары- Агаче. Я не пускал ее в уборщицы, но она настояла на своем, я не стал с ней ссориться." Об этом рассказал мне один холостой молодой казах, участник хора, перед началом концерта; а с первых дней он не сводил с меня глаз, а я старалась не провоцировать его ухаживания за мной. Я по своему характеру допускать этого и не могла, и не хотела, и не желала.
   Тем более, что я уже поверила Яше, что он исправился, стал терпеливым, брал дополнительные поездки, чтоб больше заработать. Уже купили мне платье, только зеленого цвета, оно мне больше понравилось, чем красное. С рукавом до локтя, с отделкой воротничок, с поясом по талии, цельнокроеное. Это был не мой цвет, но я не думала, что это играет большую роль и оно меня украшало.
   Однажды я убаюкала девочек, они быстро заснули. В ожидании Яши с работы я перед зеркалом примеряла платье, так как это было 11-е октября а завтра мой день рождения. Мне очень хотелось сходить всей семьей в кино. Девочки тоже любили кино и могли до конца сеанса не спать. Я села у окна и задумалась. Вспомнила, как хорошо было в Петровском; наше окно выходило прямо во двор детсада; я вижу как детки вышли гулять, как Гулечка потихоньку уходит из группы и идет к моему окну (именно Гуля, могла бы Тома, как старшая, покинуть детей и подойти к окну, но она была дисциплинированная, а Гуля ничего не боялась), под окном останавливается и кричит:"Ма-а-ма, дай вишни!" "Сейчас, сейчас, миленькая," - я высовываюсь из окна и бегу к столу, кладу чистые вишни в чистое ведерко, привязываю веревочку метра 2 и опускаю ведерко прямо на Гулечкины ручки. Она радостно убегает, догоняет группу и угощает кого-то, но мне за деревьями уже не видно. Девочки мои очень хотели куклу. Я успела получить алименты и в первую очередь решила купить куклу. На 2 куклы денег не хватало. Я решила подготовить их:"Если вы будете ссориться и драться за куклу, то я не куплю. А если будете по очереди хорошо и дружно играть, куплю. Когда у нас будут еще деньги, то я куплю другую. Тогда у вас будет у каждой своя кукла. Ну, покупать одну или не надо?" я смотрела на их глазки, а они разом в один голос:"Купи, купи, мама." А Томочка, уступчиво, как старшая, уже ей было 5 лет:"Спелва Гуля поиглает, потом я." (Через 2 месяца после этого Тома уже выговаривала букву "р" четко и ясно). Гуля смекнула доброту Томы и, заглядывая Томе в лицо, сказала:"Или спелва ты, потом я." Я купила куклу. Она, ложась, закрывала глаза, и если чуть наклонить ее, говорила:"Ма-ма." Они сдержали свое слово и ни разу не поссорились.
   Так, задумавшись, я долго сидела у окошка, а Яши все не было. И заснула. Вдруг перед самым моим носом как застучат в окно - я испугалась - в окно глядело запыленное лицо с красными глазами, я не узнала Яшу. А он раскрыл рот с белыми зубами и поднес к стеклу наручные женские часы, тогда я узнала его и крикнула, выбегая:"Яша, я тебя не узнала, скорей умываться!" Но он сказал:" Я тебе заработал часы, но работа на всю ночь, не кончилась, грузчики меня ждут в машине, осталось перевезти груз и я вернусь. А ты ложись и спи." Мне было радостно от подарка. Часы засияли на руке, а вместе с тем было грустно, что его не будет до утра.
   Зато 12-го мы съездили на концерт, а вечером в кино. А девочки брали меня за руку:" Мама, дай  посмотреть часики." Я им по очереди одевала часы на руки, а они бежали к бабушке узбечке, хвастаясь:"Посмотрите, аккие часы папа подарил маме! Во-о!" Бабушка цокала языком:"Вай, вай, какие красивые, какой у вас папа хороший!"
   Жизнь будто наладилась. Как хорошо работать уборщицей. Я еще ни разу в сберкассе не имела зарплату 75 руб.. Глав.бухом я получала всего 60 рублей. А тут никакой ответственности и целый день дома с детьми. Правда, такая зарплата была только в геолого- разведке. Ведь мама работала уборщицей в институте в Самарканде и получала всего 30 рублей ( до 1961 г. 300 руб., до денежной реформы. Это было при Хрущеве Н. С.)
 Так что, думала я, пользуйся, Галочка, наконец-то можно жить. Я регулярно каждый месяц высылала маме по 20 рублей и, скучая за Славиком, уже мечтала, как он будет учиться в 6-м классе уже тут, вместе с детьми геологов.
   Да не тут то было. Мой Яша все чаще говорил, что тут нельзя оставаться на зиму. Холодно. Угля нет. А что в Чимкенте пустует дом, что родные и для нас купили уголь и дрова, что ему надоело возить геологов на точки бурить, что в степи можно замерзнуть до смерти. Одним словом, он уволился и повез нас в Чимкент. Я от неожиданности упала духом. Я поняла, что счастливая жизнь для меня кончилась.
   Мы оставили детей временно у Таджигуль и пошли благоустраивать свой дом. По пути, по улице Лескова, Яша сказал, что ему надо зайти к соседке казашке.  Я спросила у него:" Зачем, сейчас нам некогда, завтра зайдешь." Это ему не понравилось. Глянул на меня злым взглядом, точно чтобы я поняла, что говорил этот взгляд:" Ааа, не нравится, что привез в Чимкент? И уже начала командовать? Сейчас ты у меня присмиреешь... Я покажу."  И он врывается в домик, а там соседка одна, ни мужа,  ни детей в доме нет. Кидается на женщину и начинает ее бить. Со всего размаху как даст ей в лицо кулаком. Она упала и с кровью на лице спрашивает :"За что? Что я тебе сделала?" Я не вытерпела и дернула его  за руку:"Ты что делаешь, за что ты ее ударил, какое ты имеешь право бить женщину?"  Яша меня так толкнул рукой, что я шлепнулась в угол, но быстро вскочила, когда он начал колотить ее, как боксер. Она не успевала спрятать лицо, как он снова и снова ударами валил ее на пол и искал ее лицо, чтобы попасть по зубам.
   Я снова кричала:"Не бей ее! Tы уже искалечил ее, тебе за это попадет! Ну скажи, за что ты ее бьешь?" -и я опять шлепалась от его удара. "Знаю, за что бью! Я знаю, что делаю. Уйди, не лезь под руки!" -и неистово колотил ручищами, пока не выбил ей зубы. Она кричала от боли. А он, пнув ее ногой по лежащему длинному телу (она была очень высокая женщина), что-то сказав по-казахски и матюкнувшись, злой как зверь, выскочил наружу. Я хотела ей хоть как-то помочь, но Яша рванул меня за руку и не отпускал моей руки, пока через 20 шагов мы не зашли в свой дом. Так я и до сих пор не знаю, за что он ее бил. Неграмотная, 3-е детей, муж тоже нехороший, а мне она всегда помогала нянчить моих детей, если мне надо было сходить в магази или еще куда.
   Вскоре собрались казахи  мужчины: ее муж, братья и отец Яши и свидетели. Мне позже рассказали соседи. Суд был домашний. Муж ее требовал: поставить поломанную дверь; заплатить за лечение и вставить зубы жене. Суд решил  исполнять расходы будет отец Умарбек, дверь сделает Абдулла, сбор денег со всех родных Яши. Ну, думала я, теперь денег совсем не будет, как будем жить? Значит, Яша не сдержал свое слово; не говорит, за что бил; не исправился; я опять зря ему поверила. В то время я пыталась решить, почему он бил казашку, не говоря мне за что. Этим он хотел запугать меня, что елси я ему буду перечить, то получу вот такую порку и останусь без зубов и без защиты. У казашки хоть муж заступился  и заставил родных Яши потратить много денег на возмещение ущерба. А у меня близко никого нет. Кто заступится?
   Впервые за 4 месяца я отчетливо поняла свое безвыходное положение. Когда Яша решил выгнать квартирантов Аню с сержантом Володей (я их хорошо знала и они меня любили за мои песни), я попыталась внушить ему, что лучших квартирантов не найти, они и платят за квартиру досрочно и спокойные. Но он назло мне пустил других квартирантов. Кухня с ними была общая и варили еду мы по очереди. Однажды я нажарила сковородку картошки, чтобы хватило нам 4-м и осталось для Яши. Я с трудом затопила печь, дрова плохо горели, и квартирантка, пожилая женщина, хотела нам помочь. Она дала свои сухие дрова. Но Яша схватил картошку с посудой и швырнул прямо в огонь. Хлопнув дверью, он скрылся. Хорошо, что есть свидетели, подумала я, ато неизвестно, чем бы кончилось.
   Как прошел Новый 1964 г, праздник, я не помню. Разве мне было до праздника? Я, чтобы не голодать и иметь деньги на случай ухода от него, решила поступить на работу в сберкассу. Кадыров был рад, что вернулся опытный работник и пожалев, что Яша не исправился, а я опять ему поверила, сказал;"Ну, что ж, в таком случае, даже обязательно надо идти работать. Пока поработай Зав.сберкассой 1 разряда на Главпочте, тут в центре,  а потом может найдем что-нибудь получше."
   Яша решил, что под страхом того, как он может драться и избивать женщину до полусмерти, Галя не будет к нему придираться и ему можно теперь вести образ жизни, какой ему нравится, то естъ можно пить водку с кем заблагорассудится.
   Я так бы и не знала, что он мне опять изменял, если бы однажды, перед поступлением на работу в сберкассу, в январе 1964г., я не почувствовала боли и неприятное ощущение внизу живота. Я сходила к гинекологу и у меня обнаружили гонорею. Я не знала, что это за болезнь, и гинеколог венеролог объяснила, что эта болезнь передается половым путем. "То есть как половым? У меня кроме мужа никого нет за 11 лет и никогда не было!" - возмутилась я. Гинеколог посмотрела на мою медицинскую карточку и вслух произнесла:"Умарбекова... а Умарбекоб Я. не Ваш муж?" -"Мой, а что, откуда Вы его знаете?" -"Да оттуда, откуда и Вы сюда попали  он у нас лечится от гонореи, а разве он Вам ничего не говорил?" -"Ничего. И давно он лечится?" "Kончает курс лечения. Мы его просили, чтоб он пришел с женой, с Вами,  а Вы пришли без него..." - удивилась венеролог.  "Он ни слова не проронил об этой болезни, а я думала, что я сильно простудилась, хотя он был чем то озабочен, но я считала, что это от его новой работы." Вдруг стук в кабинет:"К Вам можно?"- и, увидев меня, входящий покраснел до ушей, это был Яша. "А, вот и он, голубчик! Вы почему пришли без жены? Hа что рассчитывали?" -напала на него врач. "Да ведь она сама пришла,"- не знал, что сказать врачу, Яша. "Она то пришла, а Вы еще не знаете, что бывает за сокрытие заразной болезни и ее распространение.." -зло ответила врач. "Tеперь будем лечить вас обоих."  Он кончал лечение, а я начала. Мне даже видеть его было тошно, не то, что разговаривать.
   Одна из моих знакомых, что жила рядом с Яшиной сожительницей, рассказала мне при встрече, что Яша избил сожительницу до полусмерти, отбил селезенку и она лежит в реанимации. Я соседям он сказал:"Пусть она сдохнет в больнице, а детей я заберу и мы с Галей их вырастим." Откуда у него была такая уверенность? Ведь я его уже теперь так ненавидела, что и не скрывала от него. Я потеряла на время страх и прямо в лицо ему прошипела:"О, как же я тебя ненавижу, когда же я от тебя избавлюсь?" За что и получила удар сапогом по моей ноге. От боли и неожиданности я упала. А он сказал:"С перебитыми ногами ты от меня никогда и никуда не уедешь." Это было 18 января, 1964 г., и он повторил удар 25го января. Вгорячах я, хромая, пошла в медэкспертизу и мне дали справку, что удары относятся к разряду легких. Я опять очнулась, да разве можно такому тирану говорить правду? В милиции я убедилась, что никто мне не поможет:"Вы муж и жена, не разведенные, и мы рекомендуем Вам или терпеть, или развестись. Чужого мужчину мы можем наказать, но не мужа." Я поняла, что это их отговорки, защитить меня некому. "А развод  только через мой труп!" - кричал Яша. Я то знала, что через "мой труп", а не его. Сиротить детей не дам, не дам себя убить - поклялась я себе. 
   Яша испугался, что меня нет дома, и какой же догадливый, пройдоха, я выхожу из кабинета медэкспертизы, а он идет навстречу мне по двору. Я переступала порог калитки(очень высокий, 30 40 см.), а он услужливо берет меня за руку, чтоб я не упала. Я оттолкнула его, но он, не обращая внимания, подобострастно пытался меня обнять и внушительно твердил:"Ну зачем ты себя мучаешь, ну ты же знаешь, что я тебя ня трону, если ты будешь молчать."
   Я чуть было не открыла свой рот от негодования, но тут "Высшая сила разума" вовремя посетила меня. Я сказала себе:"Галя, ты почему не сдерживаешь свое слово; сказала, что будешь молчать, чтобы тайно уехать от него, и невредимой, так молчи! Теперь будешь лечить ноги, чего ты добилась от этого страшилища?" И я всю дорогу до дома молчала. Я гневно, незаметно взглянула на него, его лицо сияло от удовлетворения. Что меня поразило, он даже не пытался вырвать из моих рук справку медэксперта и порвать. А зачем? Ему же не впервой бить ногами свои жертвы и он хорошо знал, как милиционер, что это относится к разряду легких телесных повреждений и что он не понесет никакого наказания.


Фильм "Только не без моей дочери"
http://www.kinopoisk.ru/level/1/film/9285/

   
   


Рецензии