Протест лекарство от болезней общества или его нов

Протест в обществе, как известно, может проявляться в форме (а) протеста политического, или гражданского неповиновения, с выдвижением соответственно политических требований, направленных против действий власти, или (б) протеста социального, с выдвижением социально-экономических требований либо к власти, либо к  противостоящим интересам протестующих социальным группам (наглядный пример – московские события вокруг Химкинского леса и питерские – вокруг строительства Охта-центра). Протест является как правило групповой формой проявления социальной неудовлетворенности (причем адресатами протеста не всегда оказываются реальные виновники этой неудовлетворенности) и возникает, когда люди не видят иных форм отстаивания своих ущемленных интересов и нарушенных гражданских прав. От степени этой неудовлетворенности завис уровень вовлеченности населения в протестные действия. Однако, даже самые массовые акции протеста вовлекают лишь какие-то доли процента населения – поскольку бОльшая часть населения социальна пассивна и покорна (конформна), на этой покорности в основном и держится «общественный договор». К протестным действиям способна лишь незначительная по численности (в нашем обществе) социально и политически зрелая, граждански активная часть населения. В частности, она может включать и относительно социально благополучные слои населения (т.н. «средний класс»), неудовлетворенность которых может быть связана с повышенным уровнем притязаний. К ней примыкает несколько большая по численности маргинальная часть населения, склонная к деструктивным действиям, либо «протесту ради протеста». Эти две группы могут «раскачивать», подталкивать к протестным действиям остальную часть населения, в первую очередь людей с повышенной тревожностью, перерастающей в панические настроения либо в агрессию. Таким образом, протест является не только ответом на «болезни общества», но и сам по себе, в наиболее массовых и деструктивных формах, вовлекающих психологически неадаптированные слои населения, может рассматриваться как своего рода «социальное безумие», регресс к архаичным, первобытно-агрессивным способам поведения человеческих масс (погромы, массовые побоища, акты вандализма, мародерство). К подобным же примитивным формам поведения относится ксенофобия, опирающаяся на инстинктивный механизм «свой-чужой», благодаря которому социальный протест может направляться, «канализироваться» в националистическое русло.
Если задачей-максимумом протестных акций является  удовлеворение выдвигаемых требований, то задачей-минимумом, достигаемой п умолчанию – разрядка социальной напряженности. И если даже в результате протестных действий внешне ничего не меняется, они не остаются бесплодными - результатом становится то, что меняютсяся сами люди, участвующие в протесте.
Впрочем, это - теория. За практическими же примерами далеко ходить не придется - прошедший год ими был насыщен с лихвой. Новые протесты - ожидаются вскоре.
Как вы думаете, в каких регионах они будут возникать, и по каким поводам?


Рецензии