Почём нынче кукуруза?

Этот летний отпуск, как и все остальные, я провела у своей мамы в деревне. Мама – инвалид II группы, ей 75 лет, и ходит с двумя палками, помогающими держать равновесие. Некогда красивая жизнелюбивая женщина и сейчас поражает меня оптимизмом и стремлением быть здоровой и всеми любимой.Что только не делает мама чтобы её страшная болезнь Бехтерева (когда срастаются позвонки), не развивалась так быстро! Пьет всякие травяные снадобья, делает гимнастику, растирки и примочки, лежит по два часа в день с грузом на ногах на специальном топчане для растяжки позвонков… И все это для того, чтобы оттянуть момент, когда придется сесть в инвалидное кресло. Она боится стать обузой своим детям. Я всегда восхищалась ею и с полной уверенностью заявляю, что таких, как она, мало. Вы пробовали растирать себе спину палкой, смазанной кремом? А надевать носки с помощью тех же палок, когда туловище не подчиняется и никаких наклонов не делает? При этом мама остается оптимисткой: она не ноет и не жалуется на судьбу, не злится на все и не показывает своих страданий. Напротив, еще спешит помочь мне, когда я, после очередной покраски, жалуюсь на боли в спине.
«Битый небитого везет», - смеюсь я и послушно усаживаюсь делать мамины процедуры.
Соседи очень уважают мою Тамару Ильиничну за общительность, волю и усердие, а так же всячески стараются ей помочь. Два раза в неделю забегает Галочка из «соцзащиты». Благодаря ей у мамы всегда чистота, порядок и свежий хлеб на столе. В прошлом году Галя помогла огород посадить. Полоть мама тоже умудряется сама. В этом году я волевым решением запретила ей заниматься земледельческими работами. Половину огорода отдали соседям, а вторую, она все-таки уговорила меня засеять кукурузой.
- Корм нынче очень дорого стоит, на пенсию мне не прокормить своих несушек.
Десяток курей для нее – святая реликвия. Она с ними даже разговаривает. Они же, в благодарность, засыпают ее яйцами. Продаст штук 20 и колбасы купить можно. В общем, убедила меня мама, что кукуруза будет хорошим подспорьем для курей. Разве можно согласиться с тем, что одной пенсии пожилым людям достаточно для прожиточного минимума? У меня для материальной помощи тоже возможности невелики. Открывая в день приезда мамин холодильник, я содрогаюсь от ужаса, когда вижу пустую морозилку, в лучшем случае гоняющую холод для трех кусочков соленого сала. Поэтому, приезжая, я всегда стараюсь загрузить е максимально рыбой и мясными продуктами.
В благодарность Богу нужно сказать, что живет мама на море и те немногочисленные туристы, что случаются иногда, помогают добавить копейку к пенсии. Опять же, не скучно, есть с кем поболтать. О своих нынешних постояльцах мама рассказывала мне с особым волнением…
Две женщины откуда-то со средней полосы, приехали отдыхать с детьми. У одной – пятилетняя Антонина, прозрачная, как стакан с водой, у другой – ушастый светловолосый Колька, лет 12-ти. Ох и задали они жару бабе Тамаре! Что гоняли по двору, как оглашенные, да чуть не провалили крышу на летнем душе – это ладно. С первого дня в холодильнике пропал хозяйский пакет с шоколадками, которые баба Тамара берегла для своих маленьких правнуков. Хотела мама отругать их, да обстоятельства изменились так, что забыла она и простила сорванцам их скверную выходку… Я слушала мамин рассказ и ясно представляла себе эту маленькую худышку с большой сумкой на плече, идущую с моря. Утром, собираясь на пляж, они с Колькой, по приказу бабы Томы, набивали сумку яблоками и чуть ли не по полу тащили ее вдвоем. Обратно, пустую, несла Тонечка, волоча ношу по земле.
- Дети невредные, - говорила мама, - просто шаловливые. И очень ласковые. Тонечка все с Тузиком в обнимку сидела. Коленька тоже прижмется головкой ко мне, я его глажу, а он все ближе и ближе норовит, и сам меня чуть ли не обнимает.
Но про все это мама рассказала мне уже после того, как я узнала главное.
Однажды она шла в сарай набрать курам зерна.
- Слышу, - говорит она, - кто-то шуршит там. Я тихонечко заглянула и ахнула. Стоит Тонечка и жадно, жадно грызет кукурузный початок. А он старый и твердый, грызть его невозможно. Увидела меня и за спину спрятала.
- Я больше не буду. – виновато говорит она.
- Что не будешь? – спрашиваю.
- Кукурузу без спроса брать.
- Ты любишь кукурузку? – поинтересовалась бабушка.
Тонечка кивнула.
- Дома часто кушаешь?
- Нет, нам в детдоме давали.
- Где? – переспросила мама.
- В детдоме. – тихо повторила Тонечка.
От Коли мама узнала, что он – друг Тонечки по несчастью, из того же детского дома. Но на его долю выпали еще более тяжкие испытания. За свою маленькую жизнь он видел две смерти. На его ручонках умирал дедушка. Потом, не выдержав тягот суровой жизни, повесился Колин папа. Мама пропала давно, о ней Коля не знал ничего. Женщины, взявшие детей жить к себе, рассказывали, как детдомовцы выстраиваются в очередь с жадными пытливыми взглядами, словно спрашивая: «Когда же придут за мной?». Видимо, общежитие, каким бы хорошим оно ни было, им не нравится, они мечтают о своем доме, о своей, пусть даже не родной семье. Они с благодарностью называют чужих тетей мамами, не смотря на то, что живут с ними совсем недавно. Вера – опекунша Коли, жаловалась, как плохо мальчик спит по ночам, видно, сказываются пережитые стрессы. Она собирается везти его в специальный санаторий, подлечить психику. Разумеется, тех десяти тысяч рублей, что щедро раз в месяц выделяет государство, недостаточно, чтобы прокормить и одеть ребенка, а уж про лечение и разговора нет. Вот и крутится мама Вера, как может. Имея навыки швеи, она нашила бабе Тамаре ночных сорочек, да халатов, чтоб дешевле обошелся отдых на море. А мама, узнав о детях все подробности, готова была отдать все, не то, что шоколадки из холодильника! Да только нет у нее особого богатства. Уродившая нынче кукуруза на огороде, что была надеждой на бесплатный корм курам, да мизерная пенсия – вот собственно и все.
В тот же день, отняв у Тонечки сухой старый кочан, и, дождавшись, когда постояльцы уйдут на море, мама, кое-как, с палками, прочесала всю кукурузную плантацию в пол-огорода и выбрала несколько молодых початков, чтобы сделать деткам приятный сюрприз.
Как уплетали они оба, не жалея своих зубов! А женщины, все трое, смотрели на них и не скрывали слез умиления. Никто из взрослых к початкам не притронулся. Это был их детский маленький праздник. Тонечка с Колей съели все початки до одного, смачно высасывая из них соленую водицу!.. А на следующий день стали грустно поглядывать в сторону огорода. Ну как тут устоишь? Стала баба Тамара выламывать им каждый день по десять кочанов и варить, а они больше и есть ничего не хотят, как вкусную, сладкую, молодую кукурузку.
Видимо, самые яркие впечатления оставило для них сие лакомство в детском доме. За десять дней их проживания у мамы почти не осталось на огороде, разве что силос кукурузный. Того, что заработала она на постояльцах, не хватит на покупку корма для курей, ведь за ситцевые ночнушки и пару халатов никто зерна не продаст. Но слезы у мамы текут не из-за этого. Курей она как-нибудь прокормит, а вот что делать с глобальной проблемой, брошенных на произвол судьбы, детей? Старуха – инвалид, еле выживающая сама, озабочена этим. Но в должной ли степени озабочено наше государство и те, кто так безжалостно, дав жизнь ребенку, отнимают у него радость этой самой жизни? Отзывчивых добрых людей в России великое множество, только это не панацея от сиротства детей. Нужно менять мировоззрение, воспитывать подрастающее поколение так, чтобы каждая девочка твердо знала – ребенок, рожденный тобой, не кукла, это маленький Человек, за которого ты несешь полную духовную и материальную ответственность. Тогда тысячи бездомных детей не будут называть чужих женщин мамами и как котята прижиматься к неродным бабушкам в поисках любви и ласки…


Рецензии
Очень трогательный рассказ, Ольга. И увлекательный. С уважением и теплом!

Алексей Санин 2   09.10.2012 23:01     Заявить о нарушении
А я считал, что прочёл все Ваши произведения. С теплом!

Алексей Санин 2   09.10.2012 23:03   Заявить о нарушении