Пример экспансивности

В свое время молодого Ницше привлекла своеобразность и смелость прогрессивных идей древнегреческих обществ. Греки любили собираться вместе не от праздности, а для действий. И направленностью их целей был общественный замысел, ибо цивилизационная народность в окружении дикарей ощущала ответственность, которая падала на пастыря (хоть среди овец, хоть волков). Но, правда, основоположник индивидуализма, как человеку глубоко закомплексованному и одинокому, из всего этого различал лишь религиозные буйства, прелести вакханок, митраистические таинства и тому подобные крайности. Мне же показалась достойной внимания другая особенность различных социальных объединений Греции - их взгляд на мир, как на средство приложения их созидательных сил. Гимназии, лицеи, различные школы и академии, возникавшие вокруг всяческих ''быстрых разумом'' философов представляли собой не кружки по интересам, а училища жизни. Юноши, проявляя личную заинтересованность сами себя готовили на руководящие должности, пытались найти себя в этом мире и мир подстроить под себя, привести его в состояние полезности. Сие достигалось детальными обсуждениями с мудрецами, физическими упражнениями, созерцанием мира и самопознанием. Совершенно очевидно, что такой автотренинг приносит свои плоды. Человек становится всесторонне развит, зная сильные и слабые стороны своего окружения, умея направить его на пользу.
      И ныне такой подход человека к саморазвитию кажется мне необходимым. В каждом из нас должны гармонично сочитаться грани сегодняшнего профессионального обращения с нашей планетой. Наше поведение и должно представлять собой именно ту культуру, которая составляет эволюцию земли. Человек должен быть полноценным заменителем и религии, как высших достижений в Боговедении, и спорта, как обращения своего тела в универсальный инструмент мозга вплоть до дремлющих возможностей организма, и искусства, как взгляда на цельность и красочность мира, выраженную упорядоченностью и повторяемостью дискретных составляющих среды, правильный угол зрения на которые нам дает и умиротворенность, и нужный эмоциональный заряд, и даже верное решение на какую- нибудь проблему, и политики, как организации средств по способам необходимого достижения цели, способность увидеть все связи элементов единым взглядом, и техники, как самообеспечиваемости производительных сил, умения заставить среду выполнять все задачи по содержанию вселенной в полном порядке и чистоте самостоятельно, без дополнительных усилий и запросов извне, и науки, как поиска ответов в неизведанности на вопросы своих же собственных сил, знаний и идей. Человек должен разбираться в чужой психологии, не требуя помощи у специалистов, в экологии всегда дальним видением предчувствуя, предугадывая последствия своим нынешним действиям, в медицине, становясь лекарем для себя самого и всю жизнь свою, поведение и интересы превращая в философский камень. 


Рецензии