Философия-3

 Объект и субъект, бытие и мышление, природа  и разум. В каком отношении могут находиться предметы, обозначенные этими парными категориями? Они могут быть разделены, как полюса одного магнита, они могут быть разделены, как низшая и высшая степень одного и того же качества. В обоих случаях они тождественны, ибо взаимопроникают друг друга. Они могут находиться в отношениях друг к другу в разной степени независимости, оторванности. И тогда говорят: объект независим от субъекта, бытие – от мышления, природа – от разума. Масло с водой, сколько ни мешай, всегда будут находиться отдельно, хотя и в одном сосуде. Мне понятнее гегелевская позиция о тождественности объекта и субъекта, бытия и мышления, природы и разума. Можно сказать, что объект первичен, но лишь в том смысле, в каком первичен материал, из которого руки мастера строят дом. Субъект, однако, в этой ситуации  является началом и движителем всего процесса развития. Бытие и природа – другие названия объекта.

Что касается сознания и его противопоставления материи, то, мне кажется, это – феномен субъективный, зародившийся в мозгу или в мозгах (психические тонкости опустим).  Сознание познает мир, внешний и внутренний, и не ставит вопрос о специфической роли той или другой стороны. Кантово сознание – уже самосознание, потому что он разделил сферы исследования на «вещь в себе» и трансцендентальную апперцепцию субъективных категорий. Он исследовал, что есть мир вещей, объективный мир, и что есть «Я». (Здесь следует помнить, что у Гегеля «Я» больше, чем самосознание, оно – Самость, движущая сила развития, сила, полагающая объект, отчуждающая и снимающая отчуждение.)

Сознание предполагает наличие внешнего предмета познания, наличие материи или одной из ее разновидностей,  а самосознание предполагает другие сознания, в общении с которыми формируются объективные общественные отношения. Отношениями самосознаний отличаются этапы исторического прогресса. Первый этап – отношения раба и господина, последний этап – отношения двух равных самосознаний, двух равных людей, прошедших долгий путь борьбы за сохранение самости. Все, что в середине, – ступени развития самосознания, ступени освобождения.  В эту схему укладывается вся история человечества. У  Гегеля это выглядит так: Восток – свободен один; Греция и Рим – свободны некоторые; христианская эпоха – свободны все (первоначально – в себе, в потенции, в сознании, в понимании). Маркс использовал гегелевскую схему, но приспособил ее к классовой борьбе за освобождение угнетенного класса. Чтобы посадить на шею обществу якобы самый передовой класс – пролетариат, а точнее – партию пролетариата. Что вышло из его приспособления, сегодня мы знаем. Мысль Гегеля можно выразить так: свободным ты можешь стать лишь тогда, когда ты понял, что свободен по природе, по понятию, по самосознанию, когда сам стремишься к этому. Мысль Маркса можно выразить так: хочешь ты или не хочешь, мы тебя освободим. Или еще нагляднее: если ты слишком короткий – мы тебя вытянем, если слишком длинный – подрежем. Так великий Маркс стал великим Прокрустом.

Есть и так называемое общественное сознание. Оно тоже имеет две стадии. Когда народ понимает свою роль в семье подобных, можно говорить о его самосознании. «Что русскому полезно, англичанину – смерть». Русские понимают, что другие народы завидуют их огромной территории и богатству недр, и готовы для защиты владений и богатства содержать на своих плечах большую армию. И они готовы простить бездарность и преступность правления захватившим власть большевикам. Была победа – и она все покрыла. При неадекватности самосознания народа его дух выходит за рамки разумного – или слабеет (жди смуты), или усиливается до агрессивности (жди захвата чужих территорий). Немцы раздували патриотизм – перешли черту разумного. Русским патриотизм помог защититься.

«Он пришел в сознание», - сказал врач. Это значит, что больной проснулся, стал отличать, отделять себя от внешнего мира. Самосознание наступило, когда он понял, где находится, что за люди в белых халатах стоят перед ним, что сам он – Петр Васильев, работник  городской пекарни, которого вчера привезли в больницу на скорой помощи. 

О первичности и вторичности будут идти бесконечные споры. Гегелевская логика дает ученым отличный метод познания, но российские интеллектуалы были загнаны, как стадо в загон, в марксизм-ленинизм, то есть в диалектический материализм, и не выйти им из него  в ближайшее столетие. Особенно пострадали наши общественные науки. Для чего большевикам надо было утвердить материализм в экономике, то есть первичность экономических отношений? Чтобы не выпустить думающих людей за «ворота» коммунистической идеологии и крепить свою бессмысленную диктатуру. «Экономика – дело серьезное, победа экономического материализма неизбежна, а о всякой там логике, помимо экономической необходимости,  – забудьте», – было смыслом их идеологической работы. И заработали мозги, и заскрипели перья студентов, кандидатов и докторов. Сегодня марксистской макулатурой завалены книжные полки библиотек и склады. Куда все это вывезти? Многие еще продолжают свою бесполезную научную работу, подновляют марксизм, требуют Второй перестройки. понедельник, 24 января 2011 г.


Рецензии