Украина. Красный Луч. Сберкасса 1964 г

Глава 87

   Мне же достались хлопоты. Я ходила в г. Петровское в паспортный стол, добиваясь временного паспорта для поступления на работу. Так как работы в Петровском для меня не было, то я решила поступать в сберкассу в другом городе нашего же района, то есть Краснолучского горсовета (так тогда называлась территория Петровского, Штеровки, Ивановки и др. пунктов). Я съездила в г. Красный Луч, с населением 180 тысяч, в Центрсберкассу номер 3115. В разговоре с работниками ЦСК я уже знала, что у них заведующий  хороший, простой человек, у него есть жена - медсестра и дочка - школьница. Раньше он работал сапожником в п. Ивановка, потом проучился в финансовом техникуме заочно, поработал рядовым  немного, показал свои способности и Обл. Управление утвердило его Зав. ЦСК г. Красный Луч.
  Я постучалась в дверь кабинета заведующего.
- Да, войдите..., -  продолжая писать, ответил заведующий.
- Я к Вам насчет работы. - поздоровавшись, сказала я.
- Здравствуйте, но у меня штат укомплектован.
- Нo, что поделаешь, я хотела поступить на работу в свою систему, поэтому обратилась сразу к Вам, в противном случае мне прийдется поступать на любую работу, где требуется; тогда до свидания, - сказала я, расстроенная, берясь за ручку двери.
- Постойте, постойте, Вы что, финансовый работник?
- Да, я закончила Самаркандской финансовый техникум с дипломом бухгалтера системы Гострудсберкасс СССР.
- О, с этого Вы бы и начинали. А то в последнее время просятся на работу то секретари,  то машинистки. Садитесь, пожалуйста. Давно Вы закончили техникум? И почему так далеко отсюда? Это, кажется, в Узбекистане?
- Да, в Узбекской ССР, в 1951 г., это был первый выпуск отделения "Сберегательное дело в системе ГТСК и ГГК", а до этого были только "Доходы СССР" - это Госбанки, и "Государственное старховение" - это учреждения госстраха, и "Налоги и сборы"- это финотделы. И наконец, в 1948 г. появилось новое  4-е отделение "Учет и отчетность в системе Гостридсберкасс и Госкредита СССР", куда я и поступила," - быстро отчеканила я, подавая ему диплом. Увидев слово "с отличием" он улыбнулся: "Вот бы мне такой диплом, я б давно институт закончил, а Вы не пытались в институт?"  "Как же, я поступила в 1957 г. но на 3-м курсе мне муж запретил, чтобы я по ночам не выполняла задания и больше внимания уделяла ему и детям. Он сказал, или институт с разводом, или без института жить. Тогда я страшно боялась развода и с болью бросила учебу."  -"А где он работает? Почему Вы сюда приехали?" -"Я от него уехала навсегда к маме, в п. Степное, и очень жалею, что не смогла это сделать раньше."  "В п.Степной, это что в 6 км. от Ивановки? Так мы с Вами земляки будем," - рассмеялся  Зав.. Потом больше говорил он, а я молчала. Он сказал, что хотя сейчас действительно нет свободной должности, но упускать специалиста, а потом принимать лиц с улицы или со школьной скамьи - я себе не прощу, так нельзя. Для этого я должен уточнить, согласны ли  Вы на должность контролера, если я для начала постараюсь?"
 -"Я сказала на любую должность, могу и кассиром..." "Замечательно. Вы подождите несколько дней и я решу этот вопрос," - как-то задумчиво сказал Зав. ЦСК. Теперь надо ему рассказать до конца, подумала я.
"Николай Тимофеевич," - начала я, но он перебил меня :"Вы даже знаете, как меня зовут?"
"А кто же Вас не знает?"- льстиво сказала я и не зря; его лицо стало таким добрым, внимательным:"Вы что-то хотели сказать, а я Вас перебил..." "Я Вам показала диплом, трудовую книжку, характеристику с работы, даже профсоюзный билет, все это выслали мне по приказу Зав. ЦСК г. Чимкента, даже зарплату и премию за 1-й квартал. Но другие документы, как паспорт и свидетельства о рождении детей муж спрятал, чтобы я от него не уехала. Но паспорт нигде не требовался, а вот на работу без паспорта Вы меня не примете. Я хлопочу временный паспорт. Запрос в Чимкентский паспортный стол уже отправлен, осталось получить подтверждение, что паспорт действительно был выдан в Чимкенте. И мне выдадут временный паспорт, я пропишусь на лето у мамы в пос. Степной, а к зиме перееду в Красный Луч и найду себе квартиру. Пока Вы найдете место контролера для меня, я получу паспорт. Мы с Вами договорились? Тогда я, как в залог, оставляю Вам мой диплом, трудовую и характеристику. Хорошо? Вы согласны?" "Да, да, я согласен, но Вы сказали, документы детей, неужели их у Вас двое?"- удивленно спросил он. "Не двое, а трое," - подтвердила я.
 Зав. быстро открыл документ и глянул, там было написано год рождения 1931 (мой год рождения тогда еще не был восстановлен правильно, то есть 1929г., везде я числилась 1931г.) "Так мы с Вами ровесники, я тоже с 1931г., но у меня только одна дочь в 6-м классе, а у Вас?" "А у меня только один сын 14 лет, и две девочки, одной 6 лет, другой 4 годика." Но тут, на счастье, постучалась женщина и громко, через дверь сказала :"Николай Тимофеевич, просим Вас в кладовую, пора закрывать." "Я иду, иду, одну минутку," - сказал Зав. и , обернувшись ко мне:"Не дали договорить, но я Вас жду с паспортом." Мы попрощались.
   В общей сложности мои хлопоты тянулись 2 месяца - май и июнь. И только 3-го июля 1964 г. я пришла с паспортом поступать на работу. Заведующий был рад. Он показал мне картотеку с лицевыми счетами, остаток денег, облигаций и лотерейные билеты. Сказал, что контролер ушла в декрет, а так как Вы не приходили последние 8 дней, пришлось мне самому по акту принять эту сберкассу. Теперь я передаю Вам, а вы будете закрывать счета по мере явки вкладчиков и предлагать им открыть новый счет в ЦСК. За одно будете предлагать им облигации 3% займа и лотерейные билеты, за что дополнительно к зарплате будете получать премию. Оклад, как везде, 48,2 рубля в месяц.  Встанете на профсоюзный учет и мы Вас поставим в очередь на получение новой квартиры. Кстати, могу ли я называть Вас, как всех, на "ты"?" - закончил Зав. ЦСК. -"Да пожалуйста, мне все равно."
   Я каждый день приезжала на работу к 8-ми часам.


Рецензии