Колотуши

               
 Дед сидел на крылечке и размешивал руками в старом потрескавшемся корытце какую-то серую кашу. Он подливал в неё воду из ковша, подсыпал из мешочка тёмную муку, и снова перетирал пальцами  слипшиеся комочки. Возле корытца на расстоянии топтались курицы, осторожно подкудахтывая и поглядывая на деда. Они, наверно, думали, что  в корытце для них готовится еда. Я тоже с любопытством следила за большими дедовыми руками, присев рядом на корточки,  вдыхая приятный хлебный запах тугого месива.
- Что ты делаешь?
- Рыбам кашу готовлю.
Дед хитро прищурился, подбросил на ладонях получившийся  липкий колобок и, завернув его в тряпку, спрятал в  сумку, с которой ходил на рыбалку.
- А  рыбы червяков едят и ещё кашу едят? – удивилась я.
- Едят, - нараспев произнёс дед, - ещё как едят, а иначе рыбу -то  не поймашь, - засмеялся он.
- А как они едят кашу? – пытала я деда. Как ловят рыбу на удочку, мне уже приходилось наблюдать. Мы не раз ходили вместе с мамой и отцом на речку. Там  купались, а иногда отец рыбачил.  Когда он в очередной раз, взмахивая удочкой, вдруг вытаскивал из воды белую рыбку,  мы с сестрой бежали смотреть, как она подпрыгивает на песке и  открывает рот. Отец снимал её с крючка и бросал в ведёрко с водой. Мы с Таней, склонившись над ведёрком, трогали  рыбу, пытаясь вытащить её, но рыбка выскальзывала из рук и падала обратно. Но как-то мы всё-таки схватили одну самую большую, побежали и выбросили её обратно в речку. Отец ругался. Тогда мы отходили от ведёрка и заглядывали в банку с червями. Рыбы любят есть червячков и хватают их под водой, не зная, что червяк-то на остром крючке висит. С этим было уже всё понятно. А вот зачем рыбам каша под водой, неясно. Я выжидающе застыла возле деда, но он готовил вёсла.
- Рыбы прямо в воде кашу едят что ли? – снова спросила я, боясь, что так и не дождусь ответа.
- Прямо в воде, где ж имя ещё есть. Я их в колотуши* кашей приманиваю, вот они и идут туда, - объяснял дед, а сам в то время уже собирался  идти на речку. Но я ещё не всё поняла и вопросительно заглядывала  деду в морщинистое загоревшее лицо.
- А как они заплывают в колотуши? – вертелась я возле деда со своими вопросами.
- Иди, Наталья, скажи матери, что со мной пойдёшь колотуши проверять. Может, отпустит. Только живо! – вдруг решил дед, и я пулей побежала в дом к маме.
    За огородами воздух был совсем другой, не то, что во дворе, и ветра было больше и неба.  Пахло травой, солнцем, бабочки летали! Мы шли с дедом по узкой тропиночке, и я, размахивая руками, пыталась отодвинуть в стороны, разросшиеся на пути, кусты куриной слепоты. Эти растения с яркими жёлтыми цветочками я недолюбливала. Кто-то придумал, что от них курицы слепнут. Потому и куриная слепота. А люди? И я на всякий случай прикрывала глаза, чтобы не ослепнуть. Обычно с родителями мы ходили на речку другой дорогой, но теперь меня вёл дед. Он шёл на полусогнутых ногах, шаркал старыми ботинками, и изредка оглядывался на меня. На плече дед нёс деревянные  вёсла.
- Вон, гляди, Наталья, больница наша, - дед показал рукой вправо на невысокий дом за забором, - а вон там через ложбину в ельнике кладбище, - показал дед налево и вздохнул. Мы поднимались по склону вдоль заборов, и слева в тени высоких ёлок я заметила чёрные деревянные кресты. Кладбище мне не понравилось, и я спряталась за деда, чтобы не смотреть на кресты.
      Наконец тропинка пошла под горку, и я увидела голубую, сверкающую на солнце,  речку. Сразу стало веселей. Я побежала вперёд деда к берегу, но дед закричал:
- Наталья, там круто, жди меня!
    Мы спустились по натоптанной тропке к воде, где стояла дедова лодка. Длинная деревянная лодка, привязанная верёвкой к колышку, была тёплой от солнца. Я радостно бегала возле неё в нетерпеливом ожидании. Дед бросил в лодку вёсла, уложил сумку на дно, отвязал верёвку и стал толкать лодку в воду. Когда на берегу остался только щербатый лодкин нос, дед скомандовал:
- Полезай!
Забравшись, я уселась на одну из досок, прибитых поперёк  лодки.
- Сюда садись, ближе, там я сяду!- опять прикрикнул дед, и залез в лодку. Он оттолкнулся веслом от берега и я, сразу почувствовав лёгкое покачивание на воде, от неожиданности схватилась обеими руками за край сиденья.
Бульк, бульк, бульк,- шлёпали вёсла по воде, а я, сидя напротив деда, смотрела во все глаза по сторонам. Над Чулымом кружилась веселая стайка стрижей. Их длинные заострённые крылышки и хвостики так быстро мелькали в воздухе, что мне казалось, что птички радуются речке и лету вместе со мной. От воды пахло илом.
- А куда мы плывём?
- На ту сторону, калатуши-то там поставил. Я оглянулась. И правда, лодка подплывала к песчаному берегу.
- Ну - ка, смотри, Наталья.  Не видно ещё калатуши в воде?
Я стала внимательно вглядываться в воду и удивилась,  да здесь дно уже видно!  Под зеленоватой толщей воды проплывали волны из песка, на которых качались солнечные зайчики. Дно жёлтое, чистое, камешков совсем мало. Но что это?! На дне появился какой-то странный тёмный предмет, похожий на корзину, привязанную верёвкой к торчащей  из песка палке.
- Там что-то лежит на дне, - таинственно говорю я деду.
- Так это колотуши и есть, приплыли, значит, - дед посмотрел в воду и стал грести потихоньку.
- Там ещё есть!- обрадовалась я, заметив чуть дальше от лодки под водой две корзины, похожие на больших загадочных рыб.
- Там три их должно быть,- дед достал из сумки свёрток с рыбьей кашей.
- Наталья, ты же с отцом купалась уже, не боишься воды-то? – зачем-то спросил дед.
- Я плавала уже! Вот так!- радостно загребая руками воздух перед собой, я пытаюсь показать деду своё умение в плавании.
- Аааа, вон как! Тогда давай, ты сегодня  колотуши будешь проверять, тут мелко. От такого предложения я даже не знала, что сказать. Может дед опять шутит?
- Платье- то скинь, намочишь, - дед не шутил.
     Я быстро вылезла из платья и  уже перекинула ногу через край лодки, чтобы выбраться, но дед, подхватив меня, осторожно опустил в воду. Лёгкая дрожь быстро пробежала по мне, и я почувствовала тихое покачивание волн. «Тёплая, как парное молоко», вдруг вспомнила я слова отца о нашей речке. Вода была мне чуть ниже груди. Я посмотрела вниз. Под водой мои ноги казались коротенькими и белыми. Пальцы провалились в песок. Рядом с ногами лежала колотуша. Дед крепко держал меня за руку.
- Давай, тащи её  за верёвку из воды, - скомандовал дед.
Я присела, чтобы схватиться за верёвку, привязанную к прутьям колотуши, но тут же моя голова оказалась под водой. Хлебнув воды, я быстро выпрямилась и, моргая мокрыми ресницами, закашляла.
- Что? Не получается?- Дед сидел в лодке и, мне показалось, что он расстроился из-за того, что я не смогла ему помочь. Тогда я набрала побольше воздуха, задержала дыхание и снова наклонилась к воде. Зацепив верёвку, я с силой потянула колотушу из воды. В этот раз мне повезло, и колотуша тяжело поплыла наверх.
    Когда она показалась над водой, дед схватил её за плетёные бока и потащил в лодку. Из колотуши фонтаном во все стороны полилась вода. И тут я услышала, что в ней что – то шевелится. Дед расправил края сумки шире, вытащил из мокрой колотуши пробку, которой она была закрыта с одной стороны, и тут же из образовавшейся дырки в сумку посыпалась живая рыба. Так вот кто бился в колотуше!  Беленькие ельцы, переливаясь чешуйками на солнце, извивались в сумке и дрыгали прозрачными хвостами.
- Ого! Сколько рыбы! – Я, держась за край лодки, восторженно заглядывала в сумку. Когда дед раньше приносил рыбу домой, она не радовала меня так, как сейчас!
- Наталья, смотри, сколько ты рыбы поймала! – улыбался дед. Коротенькие волоски на его щёках и подбородке  светились на солнце, и от этого дед стал ещё добрее. Я была счастлива!
-А каша?!  Когда они кашу будут есть? – вдруг вспомнила я про заветный свёрток с рыбьей едой.
- Эти уже наелись. Сейчас мы другим ельцам каши дадим. Дед развернул тряпку с серым колобком и, отделив от него большой липкий кусок, засунул его вовнутрь колотуши через дырку.
- Что ты делаешь? Зачем там кашей намазал? – я ничего не могла понять из дедовых действий.
- Приманку делаю для рыбы. Рыба почует её и вот сюда в дырку поплывёт за кашей-то, наестся, а обратно уже не сможет выйти.
-Почему?
-Видишь, как  колотуша сплетена, - дед развернул ко мне колотушу, - края у дырки-то, куда рыба заходит, вовнутрь завёрнуты, а дырка узкая.  Обратно рыба не выскочит.
- И она там потом плавает внутри?
- Плавает, пока не вытащишь её, - дед закрыл пробкой отверстие, через которое высыпал рыбу.
- Вот, хорошо! Одну выбрали. Давай её потихоньку обратно на дно опускай,- дед стал топить колотушу и вода, просачиваясь сквозь стенки, потянула колотушу вниз.  Дальше принималась за работу я. Дед только подсказывал.
Остальные две колотуши мы тоже проверили. Я уже знала, что делать, и старалась изо всех сил! Мне становилось так радостно, ведь я сама деду помогаю!
- Как мы с тобой ловко управились, Наталья! Я даже ноги не замочил! Ты всё сделала сама! – нахваливал меня дед, помогая мне забраться обратно в лодку.
- А ты всю кашу  в колотуши  спрятал? – допрашивала я деда, когда  снова  оказалась в лодке.
-Всю. Пусть ещё рыба ловится. А мы с тобой потом опять поедем.
 Дед ещё раз раскрыл сумку и показал мне наш улов. Я смотрела на рыбу и уже представляла, как обрадуются мама и бабушка, когда мы вернёмся домой.
Дед развернул лодку и зашлёпал вёслами. Бульк, бульк, бульк…
    Весь обратный путь от речки до дома я не шла, а почти бежала впереди деда. Мне не терпелось всех удивить. Я же сегодня научилась колотуши проверять и теперь тоже умею рыбачить!

Колотуша*- приспособление для ловли рыбы, сплетенное из ивовых прутьев.


Рецензии
Добрый день, Наталья!!!!!
Вот и новый рассказ на Вашей страничке появился!!!!!!
Как всегда прочла с интересом!!! Столько добра и тепла несут Ваши рассказы!!!! А я вспомнила рассказы своей бабушки, они жили возле реки Урал и тоже из ивовых прутьев плели приспособление для ловли рыбы, только называли их не колотуши, а самоловки!!!!!!
Спасибо Наталья за интересный рассказ-воспоминания!!!!!
Вдохновения Вам, солнышка и радости!!!!

Татьяна Кирюшатова   27.01.2011 11:21     Заявить о нарушении
Спасибо, Таня!!! Рада, что поддерживаешь мои темы!!! Колотуши, самоловки, морды...везде называют по разному.
Думаю, что пора мне из деревни в город возвращаться или о чём-нибудь другом писать.
Вдохновения и счастья!!!

Наталья Сафронова 2   27.01.2011 17:06   Заявить о нарушении