Хлеба и зрелищ!

                ХЛЕБА И ЗРЕЛИЩ!


      Наш «сын Павлищева» от либеральной экономики г-н Ясин, ведущий познавательную рубрику на «Эхе Москвы», в которой на поучительных примерах, почерпнутых из истории России, как давней, так и не очень, пытается нащупать причины кризиса либеральных реформ, начатых господином Гайдаром и с тех пор как будто никем не остановленных и не отменённых, но явно забуксовавших и приведших явно не к тем результатам, которых от них ждали прекраснодушные мечтатели-шестидесятники, - г-н Ясин склоняется к выводу о том, что главной причиной неудачи реформ стала их незавершённость в политической сфере.
   Возьмём на себя смелость поправить уважаемого мэтра Высшей школы экономики. Причина поражения реформаторов, с одной стороны, коренится глубже, а с другой – она достаточно проста и незамысловата.
   Можете ли вы, читатель, представить в порядке мысленного эксперимента попытку проведения либеральных реформ по Гайдару во Флоренции, Генуе или Венеции на заре капиталистической эры, в годы правления в этих городах-республиках крупной буржуазии, опирающейся на городские низы, церковь и крестьянство, руками которых олигархи держали за горло городскую мелкую буржуазию?
  В лучшем случае г-на Гайдара побили бы палками угольщики вечером в тёмном переулке, сломали бы пару рёбер и вынесли за городские стены. В худшем – упрятали бы в подвал инквизиции как закоренелого еретика. Именно это мы и наблюдаем сегодня в путинской России, где роль могущественных цехов производителей шерсти, банкиров и крупных оптовых торговцев играют ГАЗПРОМ, СБЕРБАНК, РЖД и иже с ними, а в роли низших цехов угольщиков и носильщиков выступают бюджетники, готовые довольствоваться скудной пайкой и периодически устраиваемыми для них немудрящими, но красочными зрелищами  на спортивных аренах и аффилированных с монополиями телеканалах, подпитываемых щедрыми рекламными заказами, размещаемыми всё теми же монополиями. Вот уж поистине кража прибыли у самих себя, у своих миноритариев и у государства, никем как будто не замечаемая и уж точно не наказуемая судьёй Данилкиным. И государство, и все так называемые «политические партии», включая оппозицию, и «независимый суд», и вооружённая стража на ночных улицах, - всё куплено на корню монополиями.  И чем дальше продолжается правление Путина и Медведева, тем полнее сходство наблюдаемой картины исторического тупика, который может кончиться либо революцией Гарибальди, либо приходом из-за Альп генерала Бонапарта, но уж никак не «постепенным смягчением нравов и утверждением принципов уважения права, политкорректности и человеколюбия», столь любимых сердцу г-на Медведева и наших либеральных маниловых, не желающих признать, что капиталистическое развитие России искусственно прервано в 1917 году контрреволюцией большевиков и эсеров и с тех пор так и не возобновилось по существу, что  уродливые общественно-политические и экономические конструкции, установившиеся в России за последние два десятилетия и пытающиеся изобразить из себя «рыночную демократию» и «строящийся по кирпичику капитализм», поддерживаются исключительно руками коррумпированных, полуграмотных и прогнивших морально спецслужб, пытающихся опереться на авторитет церкви и на самые тёмные, невежественные и нетребовательные слои общества, жалкого общества, которое с каждым годом вполне сознательно и целеустремлённо его лубянские поводыри пытаются сделать ещё темнее, ещё невежественнее и ещё враждебнее к «либеральным бородёнкам». Какие уж тут «реформы»? Какая «модернизация»? О чём вы, г-н Ясин и г-н Медведев?   Пока есть во Флоренции земля, шерсть и золото, пока есть в России газ, нефть, никель и кругляк, пока наука будет вытесняться, подменяться и подавляться шарлатанством, воинствующим средневековьем, лубянским фиглярством и церковной проповедью, а либеральная общественность будет пережёвывать подбрасываемые ей куклы вроде ЕГЭ, РОСНАНО, Сколково и обсуждать плюсы и минусы переименования милиции в полицию и обратно, - никто в России не заинтересован в смене этой глубоко удручающей картины, если не считать последних могикан из среды не продавшейся и не давшей себя одурачить и запугать интеллигенции, то есть из среды городской мелкой буржуазии.
 К счастью для России, г-н Сурков – не Макиавелли, Путин – не Борджиа, Медведев – не Лоренцо Великолепный, Сечин – не герцог Сфорца. Они всего лишь серые бесталанные бюрократы на услужении у разжиревших, но совершенно не способных самостоятельно защитить себя монополий, руководствующихся исключительно жаждой наживы. Монополии бы и рады как-то защититься, но у них нет для этого мозгов – мозги атрофированы за десятилетие бурным ростом цен на сырьевых рынках. Поэтому монополии исходят из простого принципа – чего нельзя купить за деньги, то можно купить за очень большие деньги. Древние римляне тоже так считали, но меч Бренна, положенный  на весы, перевесил всё их золото – и Рим пал. Кто положит меч на весы в сегодняшней России? Гниль переполняет сточные канавы и уже подбирается к окнам первого этажа. Поглупение российского общества достигло таких масштабов, что управление обширной сырьевой империей с помощью чиновников становится невозможным и подменяется примитивным подкупом бюджетников, для которых день за днём крутят на ТВ развлекательные шоу и рекламные ролики ГАЗПРОМА, вдалбливая в мозги мысль, что ГАЗПРОМ – «национальное достояние», которым все обязаны гордиться невзирая на инфляцию и рост тарифов ЖКХ. Народ в это никогда ни минуты не верил. Всем в России давно ясно, кто есть кто и кто против кого дружит.  Когда масштабы воровства достигают степени гротеска, когда дежурный набор зрелищ  больше не вызывает энтузиазма у угольщиков и носильщиков, когда на изобретение новых зрелищ у Суркова не хватает изобретательности, а на раздачу новых дотаций у Кудрина не хватает заначки, приблатнённые чекисты зовут на помощь церковь и селигерских неофашистов из золотой молодёжи и провалившихся шпионок. Мелкую буржуазию, буквально загнанную в угол, пытаются удержать от бунта методом устрашения. Однако на дворе не шестнадцатый век. И уж если в те давние годы мелкая буржуазия Италии не раз и не два сбрасывала ярмо олигархии и инквизиции, и лишь малость городов-государств позволяла олигархам возвращаться к власти во главе банды навербованных наёмников, то сегодня, в ещё не до конца раздробленной и не вполне зомбированной России,  перспективы у наших «старших цеховиков» удержать власть весьма туманны. Понимая, что десятилетний лохотрон вот-вот накроется, власть держателей лохотрона начинает суетиться и нервничать, она сокращает российскую армию, всячески пытаясь её ослабить, но этим лишь создаёт новый большой отряд мелкой буржуазии, которой с сегодняшней властью не по пути. Напрасно г-н Медведев в поисках спасения стучится лбом в НАТО, как отец Фёдор – в фикус. В НАТО его никто не примет, голубые каски для охраны газопроводов, Сколково и Селигера не пришлют. А на «Мистрале» в Кремль, в случае чего, не вернёшься. Разве что смету расходов можно попилить с Саркази. 
   Что до рыночных реформ в России, то они потому и зашли в глухой тупик, что проводили их Ельцин и Путин по лекалам «детей Павлищева», то есть зашоренных энтузиастов дурно понятого абстрактного либерализма вроде Чубайса, Гайдара, Ясина, Касьянова, Германа Грефа и Дворковича. Сравните, например, с Китаем. И мобилизационная, и рыночная модели экономики, и либерализм, и дирижизм хороши не сами по себе, а исключительно в зависимости от того, насколько грамотная, умная и сильная власть их строит. Хоть горшком назови компьютер, только в печку не ставь. Где Горбачёв, там и Форос. Где Ельцин, там и «Мабетекс» с Юмашевым. Где Путин, там и отмена лесного кодекса, и «Курск», и Саяно-Шушенский «прорыв», и роспуск транспортной милиции при миллиардных вливаниях в «безопасность», и «сорок критериев эффективности чиновника по Козаку». Где Медведев, там Цхинвал и Сколково с ЕГЭ. То ли ещё будет, господа, если учесть, что из-за спины каждого из вышеупомянутых корифеев торчат ушки спецслужб. Там ведь тоже не боги вышли наверх, а Фрадковы с Сердюковыми, ещё более недалёкие, чем Крючков, и, в отличие от Пуго и Ахромеева, уже совершенно беспринципные и готовые лизать любую руку, была бы не пуста. В России со времён Ивана Третьего кадры решают всё. Беда в том, что территории и природных богатств у России очень много, а Пётр был один.
  Пока «огораживание» и оптовая продажа шерсти на экспорт в разы рентабельнее фермерского сельского хозяйства, «невидимая рука рынка», из которой сделали фетиш наши «дети Павлищева», изучавшие философию по «Краткому курсу истории ВКПб», будет приводить к одному – разорению мелкой буржуазии, буржуазной революции, гражданской войне и казни пытающегося «опереться на вертикаль власти» упрямого короля. А чтобы контрреволюция, питаемая всё той же «невидимой рукой глобального рынка и международного разделения труда», не взяла реванш, мелкой буржуазии нужен ещё Кромвель. Но не Шелов-Коведяев с Бурбулисом, не Юмашев с Березовским и уж тем более не Сурков с Нарышкиным.   
  Пока «Единая Россия», единственное предназначение которой – поддерживать грабительский и убийственный для внутреннего рынка низкий курс национальной валюты, ориентированный исключительно на оптовую внешнюю торговлю сырьём в интересах групп, кормящихся в процессе коррупционного передела получаемой от продажи сырья сверхприбыли, - пока «Единая Россия» и купленная ею на корню парламентская оппозиция будут имитировать «парламентскую демократию» при газовой трубе в качестве ориентированной на невзыскательный Запад декорации, - главная забота власти в России будет заключаться в том, чтобы не появились здесь Ломоносовы, Лафайеты, Дантоны и Бонапарты, способные сплотить и повести за собой мелкую буржуазию в борьбе за её классовые интересы. А господа Бжезинский с Березовским, истинные заказчики сурковской музыки, будут потирать руки, глядя на то, как резво Путин с Медведевым крестят лбы, а г-н Фурсенко заменяет школьные уроки русского языка, истории, литературы и математики законобожием, казённым сусальным «патриотизмом» и физкультурой. Нет интеллигенции – не будет и Кромвеля. Останутся газовая труба и резервации индейцев, живущих на продовольственную помощь ООН, а высотку ГАЗПРОМА можно возвести и на Манхэттене – да и по цене это скоро будет дешевле. Что вы хотите – невидимая рука и глобальная экономика, понимаешь.
 Но есть ещё в России могикане.  И пусть воинственных и грамотных индейцев (т.е. мелких буржуа) у нас теперь гораздо меньше, чем пассивных иждивенцев и разжиревших на халявном бивалютном курсе гринго. Халява выезжать на биржевых пузырях подошла для Путина к концу, все резервы вивисекции экономики по рецептам «от Павлищева» исчерпаны, а без интеллигенции ни на что другое Путин не способен. Кормить народ обещаниями грядущего сколковского рая на десятый год правления «галерного пахана» уже не получается. Вместо рая народ видит экспоненциальный рост цен на крупу и картошку – а это не та проблема, которую могут решить Скрынник с Набиуллиной. Питерских Кису и Осю любители картофеля скоро будут бить ногами.  А потом замочат в их же лубянском сортире, чего мы им от всей души и пожелаем. Другим будет урок.  Не лезь, чекист с суконным рылом, в калашный ряд, ничем хорошим не кончишь. Невидимая рука истории найдёт тебя и возьмёт за шиворот косоворотки.


Рецензии
Так спаситель России - городская мелкая буржуазия? Кто же ей мешает - монополии? Что же, на то и капитализм - каждый за себя и противу всех. Пишете вы темпераментно, но не очень-то понятно, какие конкретно претензии к правительству. Судя по фотографии, вы анархист, и как каждый порядочный анархист, обязаны ругать любую власть. Анархизм, кто же спорит, благородная, гуманная идея. Но - утопия в чистом виде, и будет утопией оставаться еще лет 300, не меньше. Если же сегодня сосчитать всех иждивенцев: депутатов, чиновников, пенсионеров, детей, студентов, военных, моделей, спортсменов, певцов, ювелиров, кутюрье, наконец, торговцев всех уровней, то получится, что производителей ПРОДУКТА ширпотреба у нас процентов 15. Я имею в виду - рабочих, батраков, инженеров и т.д. - назовем их всех условно слесарями. Так вот - это как же надо слесарям надрываться, чтобы прокормить и обслужить всю эту ораву. Точно по пословице - один с сошкой, семеро с ложкой. Вот кого защитить надо - пусть их меньшинство, всего 15%, но они всех обеспечивают и беднее всех живут. А вы положением мелкой буржуазии обеспокоены. Да у слесаря больше общих интересов с олигархом, чем с рыночным спекулянтом.

Алекс 22   15.03.2011 15:51     Заявить о нарушении
Слесарь себя не защитит. А мелкий биржевой спекулянт, согласный клевать крохи под столом у ГАЗПРОМБАНКА, - не мелкий буржуа, а шпана или лакей Сурковых и Дарькиных. Почувствуйте разницу и не путайте мелких буржуа с маргиналами. Своё орудие производства - мозг - можно использовать и как воровскую отмычку. Кто же спорит? И Остап Бендер ходил порой в сыновьях лейтенанта Шмидта. Но Балагановым он не был.

Григорий Макаров 2   08.04.2011 19:16   Заявить о нарушении
Здрасьте... Вы же историк! Похоже, ваш полемический азарт вас из колеи выбивает. Шпана и маргинал - не классовые категории. Маргинал, как я понимаю, есть элемент, отбившийся от своей социальной базы. Допустим, кандидат технических или исторических наук, торгующий туфлями на базаре. Если он сам за прилавком стоит, так он пролетарий, хоть и от торговли. А если он владеет магазином и держит продавцов, то он - мелкий предприниматель, эксплуататор. Или средний, если у него сеть магазинов. Вы уж, пожалуйста, тоже разграничивайте. А к этим пролетариям, которых 15%, я причисляю (не как историк, а сам себе для лучшего понимания) всех, кто производит продукт. Слесарей, инженеров, батраков и в том числе фермеров, которые вообще-то относятся к буржуазии. Эти 15% всех содержат - себя, мелкую и среднюю буржуазию, и косвенно крупную, которая в основном заграничное потребляет, лучшего качества. Но нефть-то и газ для заграницы пролетарии добывают, чтобы у господ олигархов была валюта майбахи покупать. Мелкая и средняя буржуазия обслуживает себя и вышестоящих. Это адвокаты, ювелиры, кутюрье, модельные агентства, строители коттеджей и прочие. Они, конечно, работают, например, продают пролетариям туфли, сарафаны и булки, которые те сами же сшили и выпекли. Ну, а олигархи наверху пирамиды безумствуют. Чем больше мелкой и средней буржуазии, тем ожесточенней эксплуатация оставшихся пролетариев. Раньше их вместе с крестьянами было процентов 80, так они могли погоду делать под руководством интеллигенции, которая почитала хорошим тоном заботиться о народе. А теперь им (пролетариям) вообще хана. Нищие, бесправные, обездоленные, да к тому же всеми презираемые, как "неуспешные". Прошу прощеньица за многословие, но вы, как я заметил, не любитель полемики, так что вряд ли будем тему развивать. А я и десятой доли не сказал того, что накипело. "Кипит наш разум возмущенный", вот что вспомнить пора бы, да где там! - всего 15% и без оружия. И без организации. Единственный способ борьбы - перестать пахать, сеять, сталь выплавлять, скважины бурить и стать всем, как один, за прилавок. Подохнем все с голоду, одной дружной семьей, и никому не будт обидно.

Алекс 22   09.04.2011 15:56   Заявить о нарушении