Продолжение16. Новый этап времени. Н Безуглов
Мы сразу же передружились с соседями и рядом и через улицу,и были званы по всем случаям жизни , впрочем как и они к нам. Вспоминается трогательный эпизод, который приведу здесь,хотя и другие заслуживают внимания. Старшие трое братьев заказали у соседки-швеи три куртки- вельветки. О них надо подробнее. Это были не просто куртки, это была эпоха, сменившаяся на пиджаки с широкими подкладными плечами и узенькие брюки, одевавшиеся подчас с мылом на пятках и ступнях. Но это все будет чуть позднее, в самом начале 60-х. А пока вельветки. Конечно из черного вельвета и на ней полагалось до семи металлических замков- молний: на верхних и нижних карманах, на рукавах и большой через всю куртку. вместо брюк- шаровары из сатина. Ансамбль заканчивался кепкой-восьмиклинкой и сандалетами. Это летом. Зимой- полупальто "Москвичка" и войлочные боты, известные всем под названием "прощай молодость", которые одевались прямо на туфли.Вот такой был стиль и мода молодого горожанина.
И так, соседка выполнила заказ по вельветкам. Трое братьтев сразу превратились в модников. Мне трудно было подобрать точное выражение, что испытывала душа 14-летнего пацана, как бы отодвинутого на задворки. печаль моя передалась матери. ПОшептавшись с соседкой , меня позвали на примерку. До сих пор удивляюсь , как этой кудеснице удалось выпустиь ещё одно изделие теперь уже для меня, когда у нас не было ни денег, ни дефицитного вельвета кроме оставшегося небольшого куска от братьев, которого никак не хватало еще на что-то..
Этот эпизод укрепил меня в мысли, что пора зарабатывать себе на жизнь.
Наступившие летние каникулы после седьмого класса утвердили меня в этом. Я устроился на стройку подсобным рабочим. Шло строительство двухэтажного жилого дома. Наша задача была замешивать известковый раствор и носилками -окорятами доставлять его на второй этаж каменщикам по деревянным настилам. Охотников выполнять этот труд было мало, поэтому вакансия была предоставлена мне и пацану постарше. сказать, что мы выполняли наши обязанности на пределе наших силенок это было бы кощунством, потому что усилия были запредельные. За три летних месяца этих тяжких трудов мне выплатили сумму, которой как раз хватило на детский костюмчик 44-размера. К зиме стройку свернули, и я устроился в "теплое " место - на кирпичный завод ставщиком загружать и освобождать печь после обжига кирпича. Случившаяся авария производства привела к долгой остановке завода. Поиски заработка привели в шарашку по засолке шкур животных. Моя задача была обеспечить
чан засолки солью. Под легким летним навесом, а дело было в декабре, высилась гора соли, превращенная ещё с осенней непогодой в монолит. От него и надо было киркой отдалбливать соль.С такой задачей мог справиться только динамит. Испортив солью валенки и ботинки(спецодежда не выдавалась) расставшись с надеждой на заработок, сдал кирку на склад.
Здесь же работавшая женщина по приемке макулатуры, движимая материнскими чувствами к мальчишке, переговорила с мужем, который работал начальником цеха завода "Металист". Он взял меня учеником давильщика в свой цех. Рабочие занимались изготовлением алюминиевой посуды на приспособленных для этой цели токарных станках. В токарном станке зажималась болванка будущего изделия, подвигалась и закреплялась бабка, а между ними намертво вставлялся круглый лист алюминиевой заготовки. Включался станок, вертящаяся заготовка конусной палкой через упор медленно надвигалась на подвижную болванку, ешё несколько манипуляций , загиб буртика, и изделие готово. Это были бидончики, тарелки, чашки,кружки. После этого они попадали в каустический раствор. Изделие готово. С этого завода и началась первая запись в трудовой книжке 16 января 1959 года.Было мне в ту пору 16 лет и два года работы, не занесенные в трудовой стаж. Понятно почему, с 14 лет прием на работу запрещался, а значит и речи не было о трудовой книжке. Здесь так и хочется сказать- детство кончилось. Но чтобы так сказать, его надо было иметь и не только физически.
Свидетельство о публикации №211012601066