Эффект первого слова

Существует явление, которое я назвал бы эффектом "первого слова". Помните детскую пословицу: "первое слово дороже второго"? На самом деле для нас первое слово всегда дороже. Точнее - первая информация, которую мы получаем о чём-то, чего мы на тот момент не знаем. Эта информация, восполняющая наш внутренний недостаток знания, дающая какое-то (неважно, правильное или не правильное) объяснение, занимает определённое место в нашем сознании, становится его частью и так и воспринимается - как часть собственной личности или личного опыта. Следует подчеркнуть: всё это вовсе не гарантирует достоверности этой информации. Потому что сверить её нам не с чем. Когда мы сталкиваемся с другим решением того же вопроса или с другим объяснением (то есть со "вторым словом"), мы оцениваем его уже с точки "первого", которое считаем теперь своим достоянием. Происходит это автоматически. То есть для нас действительно первое слово всегда дороже второго. Заметим: не  достовернее, а именно - дороже. И мы готовы биться за "первое", а к носителям "второго" относиться как к своим личным врагам.
Так психология личности входит в противоречие с интересами познания.
В самом деле, «вторая» по времени  информация, как правило, ближе к истине, чем «первая» - в силу общего прогресса человеческого сознания и повышения уровня знаний. Но для индивида первая информация "дороже".
Отсюда - косность общественного сознания, его склонность к отжившим стереотипам, его сопротивление новому знанию, которое по отношению к прежнему представляется "ересью".
Обычно мы отстаиваем не позицию истины, а те взгляды, которые сформировались у нас благодаря случайности. Ведь какая информация нам попадётся первой, достоверная или недостоверная,  зависит от случая.
В одной старинной сказке король, отчаявшийся выдать замуж свою слишком разборчивую дочь, поклялся, что выдаст её за первого, кого встретит за воротами своего замка.
Вот так же и мы лишаемся информационной невинности с первым встречным, кто оказался поблизости. А противостоять соблазну мы, увы, не в состоянии – ведь информационный вакуум нужно чем-то заполнять.
На первый взгляд может показаться, что эффект «первого слова» касается только детей – ведь они познают мир с нуля и для них всякое слово – первое. Маугли воспитала стая волков – он и стал подобен волчонку. Павлик Морозов попал под влияние большевистской идеологии – и «сдал» папашу. Немецкие мальчики из «Гитлерюгенда» в 1945 году гибли в развалинах Берлина, защищая своего безумного фюрера.
Даже если бы это было так, если бы действие эффекта распространялось только на детей - это было бы уже немало. Ну в самом деле: кто из нас не был ребёнком?  А значит, сознание каждого из нас сформировалось не без влияния эффекта «первого слова». Разве не повод задуматься?
Но  напрасно мы, взрослые, полагаем будто бы теперь-то уж имеем  иммунитет от действия этого эффекта. Конечно, каждый из нас располагает некоторой суммой знаний, с позиций которой мы пытаемся оценивать новую информацию. Но ведь всё знать не может никто! Эпоха универсальных мыслителей, подобных Леонардо Да Винчи и Ньютону, давно миновала, да и тогда такие люди были скорее исключением. В наш век узкой специализации знание чрезвычайно раздроблено, каждый отряд узких специалистов даже говорит на своём, особом языке, который не понимают специалисты другой области. Специалист способен дать оценку информации по своему профилю, но когда речь идёт о новых для него вещах, тут даже пожилой профессор оказывается столь же беспомощным, как младенец. В такой ситуации эффект «первого слова» действует в чистом виде.
Какой-нибудь почтенный профессор антропологии легко поверит  впервые услышанной информации про «чёрные дыры» или «теорию струн», потому что он мало в этом сведущ и ему не на что опереться при оценке этой информации.  А вот последующую информацию на эту тему он уже станет  оценивать  с позиции первой,  как бы считая себя экспертом в этом вопросе. Если он услышит, как некие "британские учёные" выражают опасение, что в при запуске Большого адронного коллайдера может возникнуть «чёрная дыра», которая разрушит всю Центральную Европу,  да ещё если эту информацию повторят сразу несколько газет, телевизор и интернет (как обычно и бывает), - мы получим в его лице «эксперта» по чёрным дырам и убеждённого противника коллайдера.
Если через две недели он прочитает заявление специалиста  ЦЕРНа об отсутствии какой-либо опасности, его реакция будет предсказуема: "Ну конечно, успокаивают народ, а сами наверно своих детей  уже в Австралию вывезли! Опровергают, - значит что-то скрывают, значит, опасность действительно есть!"  Хотя, конечно, настоящий компетентный специалист-физик только посмеялся бы над опасениями антрополога. Но тот же узкий специалист-физик вполне поверил бы сообщениям об очередной находке следов йети, над которым в свою очередь посмеётся наш уважаемый профессор.  И так далее... Вот как это действует.
Феномен «первого слова» действует на всех  - это универсальное  явление. И лучше про него знать и учитывать.   
Как говорится, предупреждён - значит вооружён.


Рецензии