Куда Януковича ведет Коломойский?
По сообщениям ряда интернет-ресурсов, продвигает оружие в горячие точки широко известный авторитет Вадим Рабинович, сотоварищ Семена Могилевича.
Вот что пишет по этому поводу известный амениканский еврейский ресурс JTA осенью 2010 года.
Европейская еврейская организация получила олигарха, но кое-кто усматривает в этом захват в советском стиле
Уриэль Хайлман
БЕРЛИН (JTA)Октябрь – Два еврейских миллиардера, которые приехали в Берлин с Украины на прошлой неделе на конференцию, посвященную европейской еврейской жизни, пропустили заседание, касающееся глобального финансового кризиса.
Вместо этого они опрокидывали стопки водки вместе с главным раввином Израиля на цокольном этаже роскошного ХАБАДского центра Берлина.
Один из двух этих миллиардеров -- банковский магнат Игорь Коломойский, который со своим 2-миллиардным состоянием занял 488 место в рейтинге самых богатых людей в 2010 году журнала «Форбс», только что стал новым президентом Европейского совета еврейских общин (ЕСЕО), хозяина нынешней конференции. Он был удостоен этого поста после того, как пообещал давать на деятельность этой организации ежегодный взнос, исчисляемый миллионами евро, и внести за пять лет не менее 14 миллионов долларов.
Мнения по поводу этого назначения разделились: одни считают произошедшее щедрым спасением для безденежной организации, которая традиционно занимается социальным обеспечением и образованием, другие расценивают как грубый захват организации, имеющей весомое имя.
Проблема в том, что Коломойский не был избран. Он был назначен лично уходящим президентом организации Джонатаном Джозефом, который впервые встретился с Коломойским утром того же дня. Джозеф оправдывает свое неожиданное решение размером взноса Коломойского -- и необходимостью ответить человеку, который, может быть, и не расположен дожидаться официального голосования совета директоров.
«Если мы собирались вместе делать дела, то мы должны были делать их прямо сейчас, -- сказал Джозеф корреспонденту JTA, объясняя, почему он опустил «все тонкости процедур, принятых в ЕСЕО. – Для него это хорошая возможность, и это хорошая возможность для нас».
Назначение отмечали ужином на 150 человек с foie gras (паштетом из гусиной печени) и тушеной уткой в самой роскошной гостинице Берлина Adlon. И как сказал Джозеф, за все платил Коломойский.
Однако некоторым членам совета директоров организации, занятой социальным обеспечением, такой поворот развития событий категорически не нравится.
«Это не демократический процесс, -- сказал корреспонденту JTA Артуро Тедеши, член совета директоров ЕСЕО из Италии. – Все это напоминает захват в советском духе».
Тедеши и еще четыре члена совета после всего произошедшего ушли в отставку. А еще через несколько дней Итальянский совет еврейских общин вышел из ЕСЕО.
И не только недемократическая природа назначения раздражила и поразила членов совета директоров. Это назначение также подлило масла в огонь восточно-западной напряженности, бурлящей в недрах европейской еврейской жизни.
На протяжении десятилетий восточно-европейские и русские еврейские общины зависели от щедрости Запада, а в первые посткоммунистические годы еврейскую жизнь в этих странах отстраивали американские, израильские и западноевропейские евреи, которые делали все – и обеспечивали евреев едой, и показывали им, как молиться в синагоге.
И теперь, через двадцать лет после падения коммунизма и когда западные еврейские институты погрязли в финансовых проблемах, евреи из бывшего Советского Союза – олигархи, сделавшие свои состояния, когда на обломках падения Советов зародился капитализм – примчались, чтобы захватить лидерство в нескольких европейских еврейских организациях.
Некоторые видят в этом положительную динамику – спасением, пришедшем с Востока. Тогда как западные доноры испытывают слишком большое напряжение и явно устали, филантропы с Востока энергичны и щедры, -- говорит Джозеф.
«Они могут смешно одеваться и слишком много пить, но у них острый ум», -- говорит Джозеф.
Другие считают эти перемены угрожающими, подвергая сомнению мотивы филантропов с Востока – бизнесменов, которым нужны политические связи.
«Теперь у них появилась новая игрушка, с которой они могут везде появляться и выдавать свою точку зрения за мнение европейских евреев, -- сказала Бьянка Тедеши, приехавшая на конференцию в Берлин вместе с мужем Артуро. – Это очень страшно».
Джозеф защищает Коломойского.
«Мы проверяли его репутацию - она очень, очень хорошая, -- сказал Джозеф. – Да, у него есть коммерческие споры, но они есть у любого бизнесмена. Он абсолютно честный человек».
ЕСЕО далеко не первая организация, ставшая проектом-любимчиком русскоязычного олигарха.
В 2007 году компьютерный и агрохимический гигант Моше Кантор, занимавший 733 место в списке Форбс со своими 1,3 миллиарда долларов, был избран президентом Европейского еврейского конгресса. Александр Машкевич, казах, тоже входящий в списки Форбс, интересы которого лежат в области газовой промышленности и металлургии, возглавляет Евроазиатский еврейский конгресс. Украинский Вадим Рабинович, другой олигарх и медиамагнат, -- вице-президент ЕСЕО.
Это происходит не только в еврейском мире. Российский еврейский магнат Роман Абрамович купил почитаемую британскую футбольную команду «Челси» в 2003 году. В прошлом году российский миллиардер Михаил Прохоров купил баскетбольную команду New Jersey Nets, входящую в Национальную баскетбольную ассоциацию США (NBA).
Но тогда как покупка Прохорова широко приветствовалась (баскетбольная команда, которая в прошлом году продемонстрировала практически самый низкий результат в истории NBA, могла с помощью денег Прохорова улучшить свое положение), приход восточных багачей в западные еврейские организации приветствуется далеко не всеми.
«Нас не колонизирует Украина, это точно», -- сказал один из членов совета директоров ЕСЕО на конференции в Берлине.
Восточно-западная напряженность ощущалась на протяжении всей конференции, на которую приехали не только лидеры европейских еврейских институтов, но и несколько израильских чиновников – включая министра образования Гидона Саара и главного ашкеназского раввина Йону Метцгера. Приехал также Малькольм Хенлайн, исполнительный вице-президент Конференции президентов ведущих еврейских организаций Америки.
Восток и Запад взаимно недовольны друг другом, -- признал в своей речи на конференции Рабинович, второй олигарх, пивший водку в ХАБАДском центре в Берлине.
«Иногда мы смотрим друг на друга, и, кажется, боимся друг друга, -- сказал о восточных и западных европейских евреях Рабинович на конференции, куда он явился в джинсах, футболке с длинными рукавами и бейсболке (все остальные были в пиджаках и при галстуках). – Сейчас мы более активны. Мы действительно идем вперед».
Многие западные европейцы, с точки зрения восточных, робкие и неэффективные, нежелающие жестко и резко высказываться в защиту Израиля и против антисемитизма. Сетуя на это, Рабинович вспомнил, как на Украине «мы создали организации по борьбе с антисемитами и уничтожили их».
«В Западной Европе все иначе – там есть юридические проблемы, -- сказал Рабинович. – На Востоке все наши антисемиты сидят в тюрьме».
Восточноевропейские еврейские лидеры также жалуются на патерналистское отношение к себе Запада, что совсем неуместно сейчас, когда восточноевропейские общины встали на ноги после десятилетий коммунистических гонений на еврейскую жизнь.
«Мы готовы стать интегральной частью международной еврейской общины», -- сказал Дмитрий Марьясис, директор московского офиса Евроазиатского еврейского конгресса.
Однако в Западной Европе лидеры с Востока зачастую воспринимаются как невоспитанные, неизвестные, с сомнительным происхождением. Некоторые еврейские олигархи арестовывались или были замешаны в темных делах.
Леонид Невзлин, миллиардер, который когда-то управлял крупнейшей российской энергетической компанией ЮКОС, теперь крупный еврейский филантроп, живущий в Израиле, в 2008 году был признан российским судом виновным в организации пяти убийств. Невзлин, не присутствовавший на суде, отвергает эти обвинения и называет их политическим фарсом.
В сентябре Машкевич был пойман на борту шикарной яхты, которую задержали турецкие власти якобы за то, что там устраивались оргии с высококлассными проститутками. Машкевич говорит, что он не связан с организацией проституции и что его не арестовывали.
И еще один случай, который очень широко обсуждался. Несколько лет назад Кантор на встрече с германским канцлером Ангелой Меркель подарил ей кусок мыла, чтобы напомнить ей, что нацисты делали со своими еврейскими жертвами, когда провожали их в газовые камеры.
«Они как пустозвоны, которые на самом деле ни перед кем не отчитываются, -- сказала Суси Стоун, приехавшая на конференцию ЕСЕО из Лондона. – Еврейской общине надо чуть больше уравновешенности».
Like NBA’s Nets, European Jewish group gets an oligarch, but some see Soviet-style takeover
URIEL HEILMAN Nov. 2, 2010
BERLIN (JTA) -- Two Jewish billionaires who came to Berlin from Ukraine last week for a conference on European Jewish life skipped out on the gathering during a session on the global financial crisis.
Instead they were downing vodka shots with Israel’s chief rabbi in the basement of Berlin’s gleaming Chabad center.
One of the two billionaires, banking magnate Igor Kolomoisky, who with $2 billion in assets ranks No. 488 on Forbes magazine’s 2010 list of the world’s richest people, had just been named the new president of the host organization, the European Council of Jewish Communities. He was awarded the position after committing to give the organization an annual multimillion-euro gift for five years -- at least $14 million.
Depending on whom one talked to, the appointment was either a generous lifeline to a cash-strapped organization focused on social welfare and education or a hostile takeover of a group with an important-sounding name.
The problem was that Kolomoisky had not been elected but appointed unilaterally by the organization’s outgoing president, Jonathan Joseph, who had met Kolomoisky for the first time earlier that day. Joseph defended his sudden decision as justified by the size of Kolomoisky’s gift -- and by the need to respond to a man who might not be inclined to wait for an official vote from the board of directors.
“If we were going to do business together, we had to do business now,” Joseph told JTA, explaining why he skipped the “niceties of the procedures of the ECJC.” Joseph said, “It’s a good opportunity for him; it’s a good opportunity for us.”
The appointment was celebrated with a dinner of foie gras and braised duck for some 150 people at Berlin’s swankiest hotel, the Adlon -- paid for by Kolomoisky, according to Joseph.
But the few board members from the social welfare organization who were present at the dinner found the turn of events jarring.
“This is not a democratic process,” Arturo Tedeschi, an EJCJ board member from Italy, told JTA. “It took place like a Soviet-style takeover.”
Tedeschi and four other board members subsequently resigned. Days later the Italian Union of Jewish Communities withdrew from ECJC.
It wasn’t just the undemocratic nature of the appointment that rankled board members and raised eyebrows here. The appointment also touched the nerve of East-West tensions simmering just beneath the surface of European Jewish life.
For decades, Eastern European and Russian Jewish communities were beneficiaries of the West’s largesse, and in the early years of post-Communist life they were rebuilt by American, Israeli and Western European Jews who did everything from pay for their meals to show them how to pray in synagogue.
Now, two decades since the fall of communism and with Western Jewish institutions mired in financial woes, Jews from the former Soviet Union -- oligarchs who made their fortunes as capitalism emerged from the Soviet collapse -- are swooping in to take over the leadership of several key European Jewish organizations.
Some view this as a positive development, a rescue from the East. While Western Jewish donors are tired and overextended, the philanthropists from the East are energetic and looking to give, Joseph said.
“They may dress funny and drink too much, but they’re sharp,” Joseph said. “They haven’t been rubbed down and made dull yet.”
Others view the changes more ominously, questioning the motives of the philanthropists from the East -- businessmen for whom political connections come in handy.
“Now they have a little toy with which they can go around and say this is the opinion of European Jews,” said Bianca Tedeschi, who came to the conference from Italy with her husband, Arturo. “It’s very scary.”
Joseph defended Kolomoisky.
“His reputation, which we checked out, is a very, very good one,” Joseph said. “Yes, he has commercial disputes, but so does every businessman. His integrity is excellent.”
The ECJC is hardly the first such organization to become the pet project of a Russian-speaking oligarch.
In 2007, computer and agrochemical giant Moshe Kantor, No. 773 on the Forbes list with a net worth of $1.3 billion, was elected president of the European Jewish Congress. Alexander Mashkevitch, a Kazakh who has appeared on Forbes’ lists and is in the metals and gas businesses, heads the Euro-Asian Jewish Congress. Ukrainian Vadim Rabinovitch, another oligarch and media mogul, is a vice president of the ECJC.
It’s not just happening in the Jewish world. Russian Jewish tycoon Roman Abramovitch bought Britain’s venerated Chelsea soccer team in 2003. Last year, Russian billionaire Mikhail Prokhorov purchased the NBA’s New Jersey Nets.
But while Prokhorov’s purchase of the Nets was widely applauded (the basketball team, which last year nearly compiled the worst record in NBA history, could use some cash and a change of direction), the infusion of Easterners into Western Jewish organizations has not been universally cheered.
“We will not be colonized by a Ukrainian, that’s for sure,” one ECJC board member said at the parley in Berlin.
East-West tensions were evident throughout the conference, which drew not only Jewish organizational leaders from throughout Europe but several Israeli officials -- including Education Minister Gidon Sa’ar and Ashkenazi Chief Rabbi Yona Metzger -- and the executive vice-president of the Conference of Presidents of Major American Jewish Organizations, Malcolm Hoenlein.
The East-West resentment runs both ways -- something Rabinovitch, the other oligarch who was pouring vodka shots at Chabad in Berlin -- acknowledged in a speech at the conference.
“Sometimes we look at each other and we seem to be afraid of each other,” Rabinovitch said of Eastern and Western European Jews at the session, to which he showed up clad in jeans, a long-sleeved T-shirt and a baseball cap (everyone else wore jackets and ties). “We’re now more active. We’re really taking steps forward.”
Many in the East view Western Europeans as timid and ineffectual, unwilling to stand up unabashedly for Israel and against anti-Semitism. Lamenting that fact, Rabinovitch recalled how, in Ukraine, “We found anti-Semitic organizations and terminated them.”
“It’s different in Western Europe -- there are legal problems," Rabinovitch said. "In the East, all our anti-Semites sit in prison.”
Eastern European Jewish officials also complain of a paternalistic attitude from the West that’s no longer appropriate now that Eastern Jewish communities have come into their own after decades of communist suppression of Jewish life.
“We’re ready to be an integrated part of the international Jewish community,” said Dmitry Maryasis, director of the Moscow office of the Euro-Asian Jewish Congress.
In Western Europe, however, the emerging Jewish leaders from the East often are seen as uncultured, undignified and of questionable backgrounds. Some Jewish oligarchs have been arrested or linked with shady business dealings.
Leonid Nevzlin, a billionaire who once managed Russia’s largest energy company, Yukos, and is now a major Jewish philanthropist living in Israel, was convicted in 2008 by a Russian court of organizing five murders. Nevzlin, in absentia, dismissed the judgment as a politically motivated farce.
In September, Mashkevitch was caught aboard a luxury yacht stopped by the Turkish authorities for allegedly hosting an orgy with high-end prostitutes. Mashkevitch says he was not involved with the prostitution ring and was not arrested.
In one widely discussed incident, Kantor reportedly presented German Chancellor Angela Merkel with a bar of soap when they met several years ago to remind her of what the Nazis did to their Jewish victims as they were ushered into the gas chambers.
“They’re like loose canons; they’re not really answerable to anyone,” said Susy Stone, who came to the ECJC conference from London. “The Jewish community needs a little more levelheadedness.”
© Uriel Heilman 2010. All rights reserved.
http://www.urielheilman.com/1102-vadim-rabinovitch.html
Свидетельство о публикации №211012600435