70 лет снятия Блокады

       Восьмого сентября 2016-го года отмечается трагический юбилей —
                75 лет со дня начала Блокады Ленинграда...



Завтра, 27 января 2011-го года отмечается 67-я годовщина снятия Ленинградской блокады.
Даже не верится, что прошло столько лет, а мы еще живы.

По ТВ давно анонсируются новые фильмы о блокадном Ленинграде
Много лет о войне ничего не читаю, не слушаю, не смотрю, мне кажется, я просто пропитана этим знанием с детства, для одного человека этого более чем достаточно.
Понимаю, надо и рассказывать, и показывать, чтобы новые поколения не забыли и не повторилось все еще раз.
Тема войны, как от нее ни прячься, не дает о себе забыть, вспоминается какими-то неожиданными осколками.

Вот, например.
Я уже не раз говорила, как много ездила по Союзу, всегда по профсоюзным путевкам. Общая канва программы всегда одинакова: посещение мест боевой славы или памятников им, мемориалов революционных событий, местных достопримечательностей и обязательно музеев, в том числе, художественных.
Такой вот музей в Пскове, который сам производит впечатление музея, и вспоминаю иногда.

Несколько групп идут друг за другом по анфиладе залов, экскурсия заканчивается. Почти всегда последние залы посвящены современному советскому искусству, заход в них - чистая формальность, мало кто в них задерживается.
Я в живописи не много понимаю, ну с Черным квадратом все ясно, его и ребенок поймет,а в советской,практически, ничего не смыслю, но всегда захожу за компанию.

В тот раз мы буквально пробегали один из последних залов, я немного отстала от группы, не из-за особого внимания к творчеству советских художников, а просто не успевала за молодыми.
И вдруг, как будто кто-то дернул меня за рукав и потянул назад, я оглянулась и мои глаза наткнулись на небольшую картину, меньше ватманского листа, в простой раме. Висела картина почти у пола, смотреть приходилось сверху.

Я смотрю. Девочка лет 5-6-ти, даже не худая, а просто скелетик с торчащими сквозь платье костями, тонкая шея, на ней голова, которая кажется великоватой на этом высохшем тельце. Землисто-серое лицо, провалившиеся щеки и огромные глаза в темных впадинах, совсем недетские глаза с застывшим вопросом. Жидкие волосики. А вокруг этой головы светящийся нимб, как это изображают на иконах, такое впечатление, что свет идет из глубины этих печальных глаз.
Но главное - две большие солдатские руки, которые прикрывают это свечение, как бы сохраняют исходящее тепло и при этом греются сами, как обычно делают это сидящие у костра...

Внизу написано имя художника-блокадника, которое я не запомнила, и название картины, которое не могу забыть "Солнышко".
Прошло очень много лет, а я не могу отделаться от этого взгляда.
Тогда я стояла и думала: "Так вот, как выглядели блокадные дети..."


И здесь об этом: http://proza.ru/2010/05/06/626 - "Спасительная папироса".


Рецензии
На это произведение написано 25 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.