Саддукеи и фарисеи. Историческая справка
Саддукеи и фарисеи, вместе с ессеями составляли три религиозных направления, на кот. делились евреи от эпохи Маккавеев (ок. 150 до Р. Хр.) до разрушения Иерусалима (70 по Р. Хр.); расходились в способах применения Моисеева закона к жизни. С.- священнические, богатые аристократические роды, происходившие от первосвященника Садока, претендовали на исключительное право руководить народом, строго придерживались буквы закона, не допуская ни малейшего послабления в нем, отвергали народные обычаи и постановления позднейших законоучителей; отрицали бессмертие души, воскресение мертвых и существование ангелов и духов, признавали абсолютную свободу воли. Фарисеи - вожаки народных масс, стремились к ограждению от всего чужого, не еврейского, требовали строгого исполнения всеми закона, но последний они истолковывали своеобразным способом. Помощью искусственных приемов и разных фикций фарисеи стремились примирить постановление закона с новыми требованиями в началах этики, вырабатывая при этом систему благочестия, нормирующую все проявления жизни. Фарисеи были против применения смертной казни. Впоследствии фарисеизм принял форму талмудического еврейства, саддукеизм отразился в караимстве. Отождествлять фарисеизм с систематическим лицемерием - исторически неверно. Geiger, "Sadducaer und Pharisaer" (1863); Chwolson, "Das letzte Passamahl Christi" (1892); Каценельсон, "С. и Ф." ("Восход" 1897-98).
Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона
Ессеи
Ессеи, общественно-религиозное течение в Иудее во 2-й половине 2 в. до н. э. — 1 в. н. э. Е. — в числе главных предшественников христианства. Согласно античным авторам (Филону Александрийскому, Плинию Старшему, Иосифу Флавию, Ипполиту), Е. жили обособленными общинами, для которых характерны общность имущества, коллективность труда и быта. Осуждали войны, рабство и торговлю, отвергали кровавые жертвоприношения, ввели особый обряд ритуальных омовений. Некоторые Е. вели безбрачный образ жизни. Ессейство выражало пассивный протест народных масс Иудеи против внутренних и внешних угнетателей. После Иудейской войны 66—73 часть Е. слилась с иудеохристианскими общинами. Новый толчок для изучения Е. дан найденными в 1947 в районе Мёртвого моря рукописями одной из ессейских общин — т. н. Кумранской (см. в ст. Мёртвого моря рукописи).
Лит.: Амусин И. Д., Рукописи Мертвого моря, М., 1960; его же, Тексты Кумрана, М., 1971; Kosmala Н., Hebr;er — Essener — Christen, Leiden, 1959; Wagner S., Die Essener in der wissenschaftlichen Diskussion..., B., 1960.
И. Д. Амусин.
БОЛЬШАЯ СОВЕТСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
Свидетельство о публикации №211012600648
Игорь Леванов 26.01.2011 13:12 Заявить о нарушении