Фильмы - Связь времен, Поп

Всё началось, когда мне попалась одна рецензия на фильм "Поп".
"Пробудись Русь златоглавая! Туманные поля твои озарены светом Божьим. Ласковые крестьяне, белобрысые и голубоглазые, любят тебя и Бога. Голубь мира осеняет землю православную, кроткую и чистую землю.
Но дьявол не дремлет. С Запада ползет ирод. Хочет нарушить покой страны православной, счастье кротких коммунистов, (коммунистов зачеркиваем) верующих в Святую Троицу.
21 августа 1941 года. День Всех Святых. Народ прет в церкву в лучших традициях познепутинского режима. Но в умах зреют нерадостные мысли, понеже куры у попадьи стали нестись аки бешенные. Что не минута, то яйцо. Не к добру! "

МАРГАРИТА БЕЛОУХ: ПРЕКРАСНОЕ НАЧАЛО, но друг мой, Саша, Вы в ударе и  немного переборщили с лексикой, типа "прёт"
Ну, да простим Вам эту маленькую слабость, поскольку талант аргументированно анализировать на лицо, как и способность критиковать, не забывая о достоинствах людей работающих над фильмом.

"С первых минут фильма я отдал должное игре актеров. Сергей Маковецкий на высоте. Нина Усатова - привычно главная по кухне и хозяйству, словно потчует тебя вкусными пирожками через экран. Режиссер Владимир Хотиненко правильно выстраивает сцены и диалоги. Мастера своего ремесла! Не мне их судить!
Но настораживает другое, а именно та надуманная слащавость, которую ощущаешь временами. Словно бы хотели сделать немножко православного гламура и по неопытности (? - М.Н.Белоух) переборщили. Или это сделано намерено?! Подумаем над этим, а пока посмотрим собственно на сюжет фильма.
Герой Сергея Маковецкого отец Александр Ионин, служит священников в Псковской земле. После оккупации, по просьбе или приказу своего начальства, он едет в Ригу, где окунается в водоворот политической истории по образованию Псковской православной миссии под контролем фашистских сил.


Соло пристрастного зрителя ( ну, просто сокол ты наш ясный, Александр, сразу расставляет флажки - "кто не спрятался - я не виноват", кто  в теме, читайте, что это имхо)
-----------------------------------------------
Рига. Кабинет православного владыки. Буржуазный лоск интерьера и варенье на столе. Осень 1941 года. За круглым столом идет разговор в духе депутатов Мамонова и Пронина из сериала «Наша Раша». Тут в кабинет входит Маковецкий-Ионин и сходу получает предложение возглавить новую миссию. Немножко поругав братьев за дружбу с фрицами, он как истинный солдат идеологического фронта берет под козырек.
Пункт назначения – село Закаты.
----------------------------------------------


Как обычно в традиции советского кинематографа (И НАДО ДОБАВИТЬ - НЕ ЛУЧШАЯ ЭТА БЫЛА ТРАДИЦИЯ,М.Б.) фрицы предаются античному разврату. «Мамка! Курку давай!» и это еще цветочки. Гадкие солдаты фюрера сбивают на грузовиках коров, убивают девушку (правда по случайности!)

МАРГАРИТА БЕЛОУХ не выдерживает:
А ТО, ЧТО И НЕМЕЦКИЕ СОЛДАТЫ - ЭТО ТОЖЕ СЫНОВЬЯ СВОИХ МАТЕРЕЙ,ОТЦЫ ДЕТЕЙ или  МУЖЬЯ, И ИХ ПОД СТРАХОМ ВОЕННОГО ТРИБУНАЛА СГОНЯЛИ В АРМИЮ - это ничего? НЕ ВСЕ ЖЕ БЫЛИ ФАШИСТАМИ ПО УБЕЖДЕНИЮ ( или ИЗ ФАШИСТСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ) КАК НАМ НАВЯЗЫВАЛИ В СОВЕТСКОЕ ВРЕМЯ.
НАШИХ ПРИЗЫВАЛИ В АРМИЮ ПОД ЛОЗУНГОМ " ЗА РОДИНУ - ЗА СТАЛИНА" И ПЛЮС 100 г БОЕВЫХ ДЛЯ ХРАБРОСТИ ПЕРЕД КАЖДОЙ АТАКОЙ, ЗНАЮ ИЗ РАССКАЗА МОЕГО СОСЕДА ПО ДОМУ - ВЕТЕРАНА ВОВ, ОЧЕВИДЦА. Дед мой( и не только он, сержант, освободитель, дошедший до Берлина, командиры тоже) привез целую партию трофеев,это была  немецкая посуда, ковры, одежда - всё  конфисковано у мирных жителей Германии, а их, возможно, расстеряли). Дед  не дожил до моего рождения, рассказов его не слышала, а вот на скатерти немецкой очень долго обедала наша семья, я застала эту скатерть: качество отличное -  но я тогда не понимала, что такое трофеи войны.

Саша, продолжай!
"...Народ  русский негодует, и смело бросает в «освободителей» комья грязи. Тут появляется отец Александр. Он хочет возродить, он хочет окрестить. Попадья (актриса Нина Усатова) пророчествует: «Красивые словеса! Возрождать. С немцами. Прилепят вам всем потом на лоб – иуда!»
Отец Александр отвечает: «Большевиков обламывали! Колбасников не перехитрим что ли?!»
Жизнь тем временем ставит все по местам. Вместо партсобраний в церкви, теперь на ее фоне крутят фашистские агитационные ленты. «Кино приехало!» – орут дети, и бегут смотреть на эстетику свастик и гордых нордических орлов.
Соло пристрастного зрителя.
-----------------------------------------------
14 октября 1941 года. Праздник покрова. Плоть мертвецов покрывает землю от Смоленщины до подмосковной Дубны. На Дальнем Востоке люди просыпаются от гула в ушах. Так бывает, когда миллионы окровавленных ртов кричат одновременно.
Прихожане церкви села Закаты выходят на улицу после службы.
– Вот и первый снежок на покров! – голосок крайне умильный.
– Слава тебе Господи!
– С прааздником!
– С празником!
– И вас с праздником!
Колокол надрывается. Дите спрашивает у бабки:
– А почему покров?
– Это Богородица свой платочек снимает и всех нас покрывает от врагов.
Народ кучкуется. Предстоит застолье.
----------------------------------------------


В фильме  "Поп"  не обходится без мистики, и наивных попыток пустить слезу у зрителя. Один из партизан приходит убить отца Александра, стреляет, но икона Богоматери берет пулю на себя. Священник не против быть убитым, но просит возможность отпустить грехи своему убийце. Партизан соглашается и преклоняет голову. Зря! Не знает партизан силы христианского человеколюбия! Пять минут спустя, он уже любовно засматривается в глаза Богоматери, и заискивает перед батюшкой.

МАРГАРИТА БЕЛОУХ:
ПОПЫТКИ не пустить, а выдавить  слезу, действительно, очень портят восприятие  фильма, мешают раскрытию замысла в целом.

"Сентиментальный бред! Целевая аудитория которого, впрочем, известна."

МАРГАРИТА БЕЛОУХ:
ТОЧНЕЕ  НЕ СКАЖЕШЬ!
А ДАЛЕЕ, ЧИТАТЕЛИ, ПОДГОТОВЬТЕСЬ! Жестко, без компромиссов. Всем "сестрам по серьгам" называется.

"Нина Усатова (попадья) уходит из жизни ( Я БЫ СКАЗАЛА, ТРАГИЧЕСКИ, М.Б.)поучительно. Заболевая тифом, она не возвращается домой, где священник приютил десяток детишек. Она умирает в лесу, в одиночестве.
1944 год. Александр Ионин ходит вокруг гор трупов советских военнопленных. Один, поседевший и измученный, он отпевает разлагающиеся тела. Где-то не так далеко, эстетика Третьего рейха также догнивает в прочных, но затхлых катакомбах. Что есть это? Победа христианства над эзотерической школой, внезапно потерявшей свою силу?
 Нет. Это победа одного тирана над другим. Преобладающее движение одного маховика над другим. А между этими маховиками вечно перемалывающаяся плоть. Невинная плоть или виновная, изуродованное мясо не знает краски стыда.

"Фильм «Поп» рождает противоречивые чувства, как и то время, о котором в нем идет речь. Я (как зритель) чувствую истинный порыв священника Александра Ионина сделать мир чуточку лучше, но я также вижу наивность батюшки, наивность, которая граничит с конформизмом. Отец Александр - не предатель, он блаженный простак... (хотя и  умудренный опытом, М.Б.). Он не понимает, что машина Лжи питается его праведностью как бензином, что его праведность маскирует Зло той системы, в рамках которой он служит. Изменились времена, но не изменилась эта традиция. Сегодняшние священники, искренне служащие людям и ведущие примерный образ жизни, так же как и Ионин, прикрывают фурункулы системы покровами своей праведности. Праведность служит во имя Зла. Праведник служит Тирану."

МАРГАРИТА БЕЛОУХ:
ПРОСТО, БРАВО, АВТОР! Жестоко, но справедливо в последнем абзаце особенно.
Саша! Особенно порадовали три последних абзаца рецензии. Очень зрелый взгляд на российское кино на примере анализа  киноленты "ПОП" . Сдерживая восхищение, могу констатировать,появляются нормальные критики, владеющие материалом  и словом.

ПО-моему, Хотиненко использовал все эти гламурно - лубочные приемы неспроста, - это его эстетика , и другим фильм он бы, мне кажется,  не смог  сделать.
К замыслу автора сценария тоже есть вопросы , как у зрителя, и Вы, Александр,  ответили мне во многом.
Так не был ли этот проект социальным заказом? Как считаете?
 Но не будем о грустном.

Рассмотрим коротко для сравнения, хотя сравнивать - это не точно и  сравнения, не в обиду режиссёру Хотиненко, не в его пользу, а также не для  рекламы, это просто  мнение зрителя, фильм "Связь времён".
Вы знаете, стоит найти и посмотреть военно-мистическую драму "Связь времен" АЛЕКСЕЯ КОЛМОГОРОВА , где нет никакой "лубочности и  цветистости", есть профессиональная работа и своя концепция по вопросу  завоевания и завоевателей. И сам режиссер утверждает, что СССР повезло, что мы были  - не завоеватели. Прекрасная игра актеров, и несмотря на мистические моменты ( за которые пытались режиссёра покусать некоторые критики, да за юмор невольный), всё достаточно органично, и средства изобразительные оправдывают цель, и замысел продюсера Бурдихина в исполнении главного режиссера Алексея Колмогорова (он же автор сценария) великолепен -  пусть поморщатся от моего восторга те, кто не понимают эстетику современного кино и чистоту замысла в прочтении А. Колмогорова : рассматривается человеческий фактор войны , потери с обеих сторон в схватке двух великих держав, влияние на судьбы людей этой затеи столкнуть, померять силами сталинскую и гитлеровскую армии. Но какой ценой?!
Да, нет привычного россиянину кричащего  - СССР защищался и отвел от мира напасть "коричневой чумы". Отголоски войны очевидны, хотя не учтены и поныне в полной мере - и как награда зрителю - прекрасный финал фильма. Воссоединение любящих сердец.  Очень странно, что фильм только номинировался этим летом на премии лучшего фильма о войне, но так и не был награжден жюри двух конкурсов - ( в Быборге и в Благовещенске).
Надеюсь, что со временем будет удостоин внимания и премий в поддержку таланта и титанического труда ВСЕЙ съемочной группы, во главе с режиссером А. Колмогоровым и продюсерами (У.Ткаченко,К. Бурдихин) Вы лучшие, верим в вас!

А что же соприкасающегося или отталкивающегося в этих двух фильмах ( "ПОП", "СВЯЗЬ ВРЕМЁН"), помимо того, что  оба о войне 1941-1945 года . Второй ещё и об её итоге.
Это победа одного тирана над другим? Преобладающее движение одного " маховика" над другим? Весь ужас в том,  что между  маховиками не только  вечно перемалывающаяся плоть, которая показана у Хотиненко (как  и у других режиссеров военных фильмов "Брестская крепость", "Предстояние") "Невинная плоть или виновная, изуродованное мясо не знает краски стыда"- это верно, но у  Колмогорова в большей степени отражено, ЧТО  ещё  беззастенчиво  несёт "такая ", да и любая другая война - это сотни тысяч искалеченных судеб, исковерканных душ взрослых и детей, но как у любого явления есть и другая сторона, которую, как никто из других режиссёров, рассмотрел Алексей Колмогоров : даже в этой мясорубке, несмотря ни на что всегда есть место человечности ( это доказывается  образом героини  Насти, образом священника в исполнении Алексея Серебрякова) и судьбоносным встречам.
Нет однобокого подхода, и в этом я вижу  положительное, а также преимущество авторов фильма "Связи времён" над другими общепризнанными фестивальными лентами, победителями конкурсных программ.


Рецензии