Узелки на память

Вы когда-нибудь пытались развязать полиэтиленовый пакет, скажем, с печеньем или баранками, затянутый шведским узлом? Знаменитый шведский узел, в котором нет никаких премудростей, а держит прекрасно. Когда им завязана бечёвка или верёвка, развязать не так уж сложно. Другое дело – полиэтиленовый пакет.

Полиэтилен довольно скользкий материал. К тому же витки в узле переплетаются и «слипаются». Чёрт его знает, где заканчивается один и начинается другой. Тянешь, полагая, что развязываешь, а на самом деле ещё больше затягиваешь узел. И тем сложнее в этом деле разобраться, чем меньше размеры пакета. Кто не знает эту известную проблемку борьбы добра с добром…

То, что в магазинах сыпучие продукты расфасовывали и будут продолжать расфасовывать в полиэтиленовые пакеты, это понятно – удобно же! Непонятно мне здесь вот что. Ведь любая продавщица хоть однажды на своей домашней кухне мучилась, пытаясь развязать подобный пакет, пусть с той же банальной гречневой крупой. Наверняка! Тем не менее на работе она упорно продолжает завязывать полиэтиленовые пакеты тугими – именно тугими! – шведскими узлами. Почему, интересно? Кто-нибудь знает причину такой явной нелогичности? Я не знаю.

Есть у меня один знакомый художник. Он наверняка сказал бы, что причина подобной глупости в нашей ментальности, – любит он всё связывать с ментальностью. За неимением более ясного объяснения можно согласиться и с «ментальной» версией, хотя она в нашем частном случае ничего, по сути, не объясняет. Или всё-таки объясняет? Типа вот такие мы – и точка.

«Вот такие мы». По-моему, что это больше смахивает на диагноз, чем на объяснение.

Не так давно оказался я свидетелем удивительной ситуации – именно удивительной – как-либо иначе квалифицировать её затрудняюсь. Город Москва. К платформе станции метро подходит поезд. Как обычно, люди выходят из вагонов. Первыми торопятся самые спешащие. И вот, смотрю, подходит к дверям женщина – красиво подходит, с достоинством. Вошла в дверной проём и замерла буквально на секунду. А потом вдруг разжимает она руку, которую держала на уровне груди, – и пустая баночка из-под какого-то напитка попадает точнёхонько в щель между вагоном и перроном. То есть туда, куда и надо – на рельсы. Вслед за чем женщина также не спеша, красиво и с достоинством, вышла на перрон и проследовала в нужном ей направлении. Ну, и какой теорией объясняется данный случай? Меткий глаз, точная рука? Безусловно, есть в таких поступках что-то наше, истинно российское.

А мой друг, проживающий в славном городе Чебоксары на великой могучей реке Волге, рассказал, как прошлым летом «поел» мороженого. Купил он на площади местного автовокзала эскимо у симпатичной девушки, торгующей из холодильной витрины на колёсиках. Только было надорвал верхний уголок яркой герметичной упаковки, как вдруг почувствовал, что внизу, там, где должна находиться обязательная для эскимо палочка, рука никак не может нащупать требуемую твердь опоры. Сломана палочка.

Какая тут проблема, кажется, ведь в цивилизованной стране живём. Продавец возьмёт ваш бракованный товар и выдаст взамен товар качественный. Всего делов-то! Однако симпатичная девушка возле тележки с мороженым отреагировала на незадачливого покупателя по-своему. «Я не знаю, может, вы сами сломали палочку, – воскликнула она. Упаковка-то повреждена, как я теперь продам это эскимо со вскрытой упаковкой?!»

– Да как же его можно продавать, если там палочка сломана! – хотел воскликнуть мой друг. Но, разглядев нечто в небесных глазах продавщицы, просто положил бракованное мороженое на прилавок и пошёл своей дорогой. А что говорить? Напоминать продавцу о том, что он добровольно взял на себя функцию по обслуживанию покупателей? Или о том, что некачественный товар подлежит обмену? Или...

Каждый день средства массовой информации сообщают нам, гражданам, о том, что Россия ещё немного, ещё чуть-чуть продвинулась по пути построения развитого государства. Ответьте мне, только честно: вы это замечаете, на себе чувствуете? Всё ещё занимаетесь поиском теории, которая может что-то объяснить?

Все наши проблемы – в отношении к делу. Мы – граждане, которые в массе своей не желают (интересно, во вред кому?) делать полезные выводы. В своё время писатель Михаил Булгаков очень точно сказал устами профессора Преображенского: «Разруха не в стране, а в головах. Когда я стану мочиться мимо унитаза, у меня дома начнётся разруха». Это ответ любителям пресловутой «теории ментальности». И как долго, хочется спросить, страна наша будет тащиться по истории со своей якобы необъяснимостью и якобы ментальностью? Да пока торговец мороженым думает о продаже упаковки вместо того, чтобы «покупать» своим сервисом клиента. Пока художник вместо того, чтобы воплощать творческие идеи, продолжает на работе ударяться в политику. Пока дамы и джентльмены разбрасывают красивый мусор буквально себе под ноги. Пока продавщица в магазине продолжает затягивать пакеты с товаром тугими шведскими узлами.


Рецензии