Урок бородино

УРОК   « БОРОДИНО»


Одиннадцать классов я закончил в школе рабочего посёлка в двадцати пяти километрах от  Ленинграда. Было это без малого пятьдесят лет тому назад, это была моя пятая и последняя школа. Теоретически их могло быть десять, если бы моя матушка не взбунтовалась и продолжала бы ездить за моим отцом по всем местам его службы.
   Школа была самая рядовая, обыкновенная. Как раз в то время началась,а может быть продолжилась ( с первого класса мы учились вместе с девочками, а до нас школы были мужские и женские )  реформа  образования. Стали появляться школы различной специализации с углублённым изучением отдельных предметов:  физики, математики, истории и прочего. Нашей же школе досталось быть «политехнической» , Вместо десяти лет обучения нам сделали одиннадцать. Каждую неделю мы два дня работали на судостроительном заводе токарями и фрезеровщиками.
Такой режим был в девятом, десятом и одиннадцатом классах. Не хочу обсуждать всю мудрость или глупость этой программы,- но так было. Все учились, надеясь лишь на себя. Слова «репетитор» никто из нас тогда не только не слышал, но и не знал.
Самый серьёзный и полезный урок  я  получил классе в пятом-шестом, . короче, при изучении стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино». Русский язык и литературу преподавала   божественная Антонина Фёдоровна Полякова. О её качествах педагога, преподавателя, человека я могу отзываться лишь в превосходной степени. По-матерински она относилась ко всем нам без исключения.
  Итак, начали мы изучение «Бородино» . . .Сначала текст прочла учительница,  потом всем классом разбирались в мыслях поэта, в том что он хотел выразить тем или иным поэтическим образом.   Задание на дом мы получили: стихотворение выучить наизусть.
     Дома, при изучении наизусть стихотворения, я дошёл до места:               
                Сквозь дым летучий
                Французы двинулись, как тучи,
                И все на наш редут.
                Уланы с пестрыми значками,
                Драгуны с конскими хвостами,
                Все промелькнули перед нами,
                Все побывали тут.               
Мою зубрёжку прервала мысль: «  почему уланы с пёстрыми значками,  а  драгуны с конскими хвостами ?»  С этим вопросом я обратился к отцу, который в это время оказался на побывке дома. Отец мне разъяснил, что уланы и драгуны – виды лёгкой кавалерии. Уланы были вооружены саблями и пиками с цветными флюгерами на концах. Вот- «пёстрые значки».
Драгуны  в строю носили высокую каску из чёрной лакированной кожи с вделанным вверху гребнем из конского хвоста. Вот-«конские хвосты».  Вроде бы всё прояснилось: отец мой знает всё, а вот знает ли это Антонина Фёдоровна?   
            С этим,накрепко засевшим в голове вопросом, я на следующий день появился в школе. На уроке русского языка я выбрал момент и с невинным видом задал учительнице сверливший меня мой «контрольный вопрс»: почему «уланы с пёстрыми значками, а драгуны с конскими хвостами» ? Учительница объяснила всё «не так»: у уланов , мол ,  на одежде  были какие-то пёстрые значки, а «конские хвосты» - это- аллегория,- хвосты драгунских коней.
И тут наступил долгожданный момент моего торжества ! ! !    А вот и неправда Ваша, Антонина Фёдоровна ! Меня просто пёрло от гордости, распирало от сознания, что я знаю, что было на самом деле в те далёкие времена, что я могу объяснить это учительнице. Она спокойно восприняла мои доводы, поставила меня в пример классу: вот ,мол, как глубоко надо изучать произведения классиков. Я вырос в своих глазах до гигантских размеров, Но минуты славы  непродолжительны , закончились и они. Мы по очереди стали читать наизусть «Бородино».               
Одного из нас вызывали к доске, он читал стихотворение, потом  садился за парту, получив оценку, следующий, вызванный к доске, продолжал с того места, где остановили предыдущего, Так очередь дошла и до меня. Я с упоением декламировал бессмертные стихи, но пару раз запнулся из-за того, что забыл текст, Учительница, выставляя мне оценку, сказала: « Ты два раза запнулся , забыв текст, поэтому тебе нужно поставить «четвёрку», но раз ты оказался умнее меня, я ставлю тебе «пятёрку».
Обжигающая волна стыда обдала меня всего. Без объяснений я понял всю низость моего поведения при том, как «выставился», «выскочил», пробахвалился. Мои гигантские размеры в момент сдулись до микроскопических, я был противен сам себе. Сказать, что я «сгорал от стыда» - ничего не сказать.
Сегодня мне семьдесят без пяти лет , но я всю жизнь помню преподанный мне урок «Бородино», Антонину Фёдоровну Полякову, благодаря которой я за прожитую жизнь никогда не был выскочкой


Рецензии
Подобные щелчки по носу лучше получить ещё в школе. Было и у меня такое. Запомнил на всю жизнь.

Михаил Бортников   09.10.2015 18:35     Заявить о нарушении
Вот и я тоже. В этом мы с вами одинаковы. Хорошо, что сделали выводы.

Станислав Змачинский   10.10.2015 14:09   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.