Урок бородино
Одиннадцать классов я закончил в школе рабочего посёлка в двадцати пяти километрах от Ленинграда. Было это без малого пятьдесят лет тому назад, это была моя пятая и последняя школа. Теоретически их могло быть десять, если бы моя матушка не взбунтовалась и продолжала бы ездить за моим отцом по всем местам его службы.
Школа была самая рядовая, обыкновенная. Как раз в то время началась,а может быть продолжилась ( с первого класса мы учились вместе с девочками, а до нас школы были мужские и женские ) реформа образования. Стали появляться школы различной специализации с углублённым изучением отдельных предметов: физики, математики, истории и прочего. Нашей же школе досталось быть «политехнической» , Вместо десяти лет обучения нам сделали одиннадцать. Каждую неделю мы два дня работали на судостроительном заводе токарями и фрезеровщиками.
Такой режим был в девятом, десятом и одиннадцатом классах. Не хочу обсуждать всю мудрость или глупость этой программы,- но так было. Все учились, надеясь лишь на себя. Слова «репетитор» никто из нас тогда не только не слышал, но и не знал.
Самый серьёзный и полезный урок я получил классе в пятом-шестом, . короче, при изучении стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино». Русский язык и литературу преподавала божественная Антонина Фёдоровна Полякова. О её качествах педагога, преподавателя, человека я могу отзываться лишь в превосходной степени. По-матерински она относилась ко всем нам без исключения.
Итак, начали мы изучение «Бородино» . . .Сначала текст прочла учительница, потом всем классом разбирались в мыслях поэта, в том что он хотел выразить тем или иным поэтическим образом. Задание на дом мы получили: стихотворение выучить наизусть.
Дома, при изучении наизусть стихотворения, я дошёл до места:
Сквозь дым летучий
Французы двинулись, как тучи,
И все на наш редут.
Уланы с пестрыми значками,
Драгуны с конскими хвостами,
Все промелькнули перед нами,
Все побывали тут.
Мою зубрёжку прервала мысль: « почему уланы с пёстрыми значками, а драгуны с конскими хвостами ?» С этим вопросом я обратился к отцу, который в это время оказался на побывке дома. Отец мне разъяснил, что уланы и драгуны – виды лёгкой кавалерии. Уланы были вооружены саблями и пиками с цветными флюгерами на концах. Вот- «пёстрые значки».
Драгуны в строю носили высокую каску из чёрной лакированной кожи с вделанным вверху гребнем из конского хвоста. Вот-«конские хвосты». Вроде бы всё прояснилось: отец мой знает всё, а вот знает ли это Антонина Фёдоровна?
С этим,накрепко засевшим в голове вопросом, я на следующий день появился в школе. На уроке русского языка я выбрал момент и с невинным видом задал учительнице сверливший меня мой «контрольный вопрс»: почему «уланы с пёстрыми значками, а драгуны с конскими хвостами» ? Учительница объяснила всё «не так»: у уланов , мол , на одежде были какие-то пёстрые значки, а «конские хвосты» - это- аллегория,- хвосты драгунских коней.
И тут наступил долгожданный момент моего торжества ! ! ! А вот и неправда Ваша, Антонина Фёдоровна ! Меня просто пёрло от гордости, распирало от сознания, что я знаю, что было на самом деле в те далёкие времена, что я могу объяснить это учительнице. Она спокойно восприняла мои доводы, поставила меня в пример классу: вот ,мол, как глубоко надо изучать произведения классиков. Я вырос в своих глазах до гигантских размеров, Но минуты славы непродолжительны , закончились и они. Мы по очереди стали читать наизусть «Бородино».
Одного из нас вызывали к доске, он читал стихотворение, потом садился за парту, получив оценку, следующий, вызванный к доске, продолжал с того места, где остановили предыдущего, Так очередь дошла и до меня. Я с упоением декламировал бессмертные стихи, но пару раз запнулся из-за того, что забыл текст, Учительница, выставляя мне оценку, сказала: « Ты два раза запнулся , забыв текст, поэтому тебе нужно поставить «четвёрку», но раз ты оказался умнее меня, я ставлю тебе «пятёрку».
Обжигающая волна стыда обдала меня всего. Без объяснений я понял всю низость моего поведения при том, как «выставился», «выскочил», пробахвалился. Мои гигантские размеры в момент сдулись до микроскопических, я был противен сам себе. Сказать, что я «сгорал от стыда» - ничего не сказать.
Сегодня мне семьдесят без пяти лет , но я всю жизнь помню преподанный мне урок «Бородино», Антонину Фёдоровну Полякову, благодаря которой я за прожитую жизнь никогда не был выскочкой
Свидетельство о публикации №211012701196
Михаил Бортников 09.10.2015 18:35 Заявить о нарушении
Станислав Змачинский 10.10.2015 14:09 Заявить о нарушении