Несмешная смешинка

     Начало семидесятых… Туполевское ОКБ… Наше подразделение (это высшее структурное звено ОКБ) недавно получило нового начальника. Прежний начальник – Лазарь Маркович Роднянский –  умер в возрасте 55 лет. По отзывам всех его знавших, или просто имевших с ним служебные отношения, это был авиационный специалист высшей пробы, особенно в области систем управления самолётами. Собственно именно этими системами и занималось его подразделение. Надо отметить, что Л.М.Роднянский был заместителем ГЕНЕРАЛЬНОГО конструктора. А это в иерархии туполевского ОКБ – вторая величина после Туполева.
А главное – Лазарь Маркович был очень хорошим человеком в самом прямом смысле этого слова. И его юмор был неподражаем. Например, сделает выговор подчинённому, а потом добавит: «Если младший инженер выпивает, опаздывает на работу – то это лодырь, разгильдяй, и его надо немедленно выгнать! Если начальник отдела делает то же самое – то он, конечно, ошибается и ему надо указать на его ошибки. А если зам.главного выпивает, ухаживает в рабочее время за сотрудницами и т.п. – то он просто жизнелюб!» 
       Мы все очень уважали и любили Роднянского за его ясный ум, чёткие решения, доброе отношение к сотрудникам любых рангов.

      Но вот… у нас новый начальник подразделения… (Не берусь судить о нём. В моём восприятии он был какой-то никакой.)
     Однажды он вызвал к себе группу ведущих специалистов, занимающихся системами автоматического управления. Конечно, во главе с начальником нашего отдела САУ. (Скромно отмечу, что и я был в этой группе).
     Тема совещания: обсуждение неких аспектов автоматической бортовой системы управления (АБСУ) для создаваемого самолёта Ту-22М2...   Этой системой и её проблемами наш отдел занимался не первый год, начиная от создания алгоритмов управления, математического, потом и стендового моделирования, а потом и лётные испытания...
    И вот теперь новый начальник подразделения вызвал нас и стал говорить об АБСУ. Если читатель помнит речи М.С.Горбачёва, то тогда сможет представить речь нашего нового начальника. Он (наш новый босс) долго и нудно пытался объяснить нам (а вернее, самому себе), что такое АБСУ, как важна для самолёта АБСУ, как сложно создать АБСУ, и почему мы должны внедритьть АБСУ… Причём, наш новый босс «зациклился», и никак не мог выйти из замкнутого круга. Т.е. закончив на последней фразе, он начинал заводить пластинку сначала: «Вы понимаете, что такое АБСУ?......» и так снова и снова. Кроме того у него был нервный тик. (Помните киношного Мюллера? Вот-вот: подёргивание головой…)
     Мои старшие товарищи с каменными лицами сосредоточенно слушали речи босса и кивали головами в нужном месте. Вот в очередной раз босс объясняет, что АБСУ очень необходим для Ту-22М2 – и наш начальник отдела уважительно кивает головой…
     А босс никак не может закруглиться! Абсурд! Полный абсурд!
И тут меня начал разбирать смех. Причём кошмарный смех. (В народе говорят: в рот смешинка попала!)
    Что делать? Не смеяться же во весь голос при начальстве?!
Начинаю выдавливать из себя воздух… Всё… Всё выдавил! Если вздохну, то тут же расхохочусь, ибо новый босс в десятый раз объясняет нам, как делать АБСУ и при этом опять дёрнул головой в бок, будто у него за спиной враг народа... (ну точно, как кино-Мюллер)… Но если я не вдохну воздух – то помру! Господи, помоги!
И тут делаю почти невозможное. Я просто молча встаю и быстро выхожу из кабинета. За дверью, на глазах у секретарши, вдыхаю живительный кислород и смеюсь… Сколько длился этот смех? Полминуты? Минуту? Две?
     Отсмеявшись, прошу секретаршу: зайди в кабинет, скажи боссу, что у Свиридова на это время был заказан разговор по ВЧ с Ахтубинском, вот он и выскочил срочно…
     Пронесло! Более того, мой неожиданный уход и приход секретарши помог боссу выйти из клинча и прекратить тягомотное для него самого выступление.
     А мой непосредственный начальник долго смеялся, когда узнал причину моего ухода, и сказал, что возьмёт мой приём на вооружение.
     Надо же и нам как-то сопротивляться дурацким совещаниям…
                * * *
     Тут же вспомнил о другом, не менее несмешном случае.
В этом же кабинете нового босса шло серьёзное совещание с присутствием и под председательством начальника управления минавиапрома.      
     Речь шла всё о той же АБСУ для Ту22М2. На этот раз принималось основополагающее решение по выбору одного из двух вариантов этой системы. Поскольку утверждать постановление должен был именно этот приехавший из министерства высокий начальник, то были заранее заготовлены и отпечатаны два варианта постановлений. Они лежали на столе перед высоким начальством, среди кучи другой тех.документации… Бумаги без конца переходили из рук в руки, ими размахивали противоборствующие стороны, доказывая свою правоту... Несколько часов споров, дебатов, даже ругани… Наконец победил вариант №1. Все утирают пот… Победил нужный вариант! Уррра!!!
      Министерский начальник устало берёт одно из заготовленных постановлений, ставит свою размашистую подпись и уезжает.
Когда после его отъезда мои начальники взглянули на подписанный документ, то они почти истерически смеялись! Им всем смешинка в рот попала!

     Догадались? Ну конечно! Большой начальник подписал не тот вариант постановления! Но сообщить об этом высокому руководству никто не посмел бы. Короче: в производство поступил вариант №2.


Рецензии
Я слышал от специалистов, что АБСУ-145 в освоении считалась одной из сложнейших самолетных систем. Преклоняюсь перед разработчиками, которые находились на острие науки! Спасибо, Виктор, за Ваши воспоминания!
С уважением

Виталий Буняк   31.01.2011 20:13     Заявить о нарушении
Конечно, каждая новая система сначала сложна для освоения. И вот для сравнения расскажу: в г.Николаеве был центр переподготовки лётчиков морской авиации. Мне довелось в 1973 году присутствовать там при сдаче экзаменов по АБСУ-145 молодыми лётчиками (лейтенанты, капитаны). Удивились мы тогда: блестящие знания и понимание системы показали молодые лётчики.
В том же году мы приехали с инспекцией в Дягилевский центр (под Рязанью) и тоже присутствовали на таких же экзаменах. Но там переподготовку проходили полковники (переучивались с Ту-16 и Ту-22 на Ту22М2) У них был отрицательный результат! Почти все не понимали систему и были не готовы к отказным ситуациям. Видимо полковники психологически сопротивлялись всему новому. А вот главный инженер по АБСУ (подполковник) в этом Дягилевском центре знал систему вдоль и поперёк. Именно он обеспечивал техническую готовность АБСУ. Однако его вот-вот должны были спровадить на пенсию по возрасту. Мы рассказали про это нашему Главному и он лично обратился к Министру обороны... Подполковника сделали полковником и оставили в кадрах.
Извините за излишние подробности.
Спасибо за отклик...

Виктор Свиридов   01.02.2011 11:42   Заявить о нарушении
Очень интересные подробности. Ведь это тоже история нашей авиации.
С уважением

Виталий Буняк   01.02.2011 15:38   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.