Снайпер

"Я родился спустя полгода после смерти своего отца. А мама умерла, мне назавтра двенадцать исполнилось, - так начал свой рассказ Семен Петрович Перевалов. - Зиму еле пережил, а летом совсем на траву перешел, крапиву ел, клевер, лебеду по токам собирал. Ягоды, грибы выручали. Потом научил меня один мужик, как из двух бревешек соорудить что-то похожее на маленькую мельницу. Стал я на ней перетирать траву, лепить из полученной "опары" лепешки. Ближе к осени не выдержал, написал в Барнаул старшим сестрам. Забрали меня Поля с Наташей к себе в город. Да я чуть в плохую компанию не попал. Даже один раз стоял на "атасе". Спасибо сестрам, быстро рассчитались с работы и вернулись со мной в село".

В 1938 году призвали Семена Петровича в армию. Служил недалеко от японской границы. Во время учений не раз отличался - за сто метров двадцать из двадцати выбивал. Торжественно вручили ему за это значок "Ворошиловский стрелок". К концу второго года службы стал он командиром отделения. Прикрепил на отвороты три треугольника.

Закончилась служба, мысли о доме все чаще приходили ему на ум, да война все перепутала. За неделю через всю страну без единой  остановки довезли их от окраин Владивостока до самого Киева. А там уж вместо города развалины. Выдали вновь прибывшим винтовки Мосина. Приказали окапываться. Не успел один мальчишка из его отделения вовремя выполнить данное ему задание, и лейтенант  за это разбил ему лицо в кровь. Не выдержал Перевалов, и направив винтовку на лейтенанта, закричал: "Не смей солдата бить! В первом же бою сначала тебя убью, потом по врагам стрелять буду". Вызвали его в особый отдел. А там за угрозу старшему по званию лишили треугольников. Снова из сержанта стал рядовым, но понял, что легко отделался.

Как-то повели солдат в баню помыться. Там, когда Семен Петрович перекладывал дорогое Ворошиловское отличие из кармана (чтобы не потерять) грязной гимнастерки в чистую одежду, увидел этот значок командир роты. И сменили Перевалову винтовку со штыком на винтовку с оптическим прицелом.

- Из под Киева гнал нас немец. Семьдесят километров  до Москвы не дошли. А тут приказ Сталина: "Ни шагу назад! - в своем рассказе Семен Петрович не раз возвращался к этому эпизоду войны. После битвы под Москвой по железной дороге перебросили их полк к городу Грозному.

- Немцев и наших разделяла только шоссейная дорога. Вот мы, сидя каждый в своем окопе, и перекидывались гранатами. Есть хотелось очень. Мы сползали в ближайшее поле, наломали початки кукурузы. А немец нет-нет да и бросит в нашу сторону снаряд. Мы кричим ему, чтобы перестал кидать и дал позавтракать. И в ответ услышали:
- ... с тобой, завтракай.
Пару часов после этого была тишина. Не как после завтрака дали передышку...

Война для Перевалова закончилась под Моздоком. Из своего укрытия он заметил, что немецкий снайпер убил русского командира, и выстрелом снял его с дерева. И не сменив позиции, за своего командира рассчитался их старшим по званию, потому и попал под шквальный огонь.

Старшина доволок его, раненого, до санбата. А оттуда отправили Перевалова на лечение в Нальчик. Главный врач госпиталя с дочерью Сарочкой несколько часов              вытаскивали из солдата осколки. Голову опытный врач не тронул. Остались в виске и в губе фашистские "гостинцы". Да еще с тех пор не разгибаются три пальца правой руки, навсегда они сжались в кулак. Врач успокаивал: "Парень ты высокий, красивый, а девок на Алтае много - прокормят. Живи, сколько тебе Бог отмерит".

После лечения вернулся Семен Петрович в родное село, и никогда никому не был в тягость.     Работал бригадиром полеводов. Предложили возглавить бригаду механизаторов. Не отказался, но выдвинул условие: отправить его учиться. Училище механизации окончил с красным дипломом. Имеет медаль "За освоение целинных земель".

А из военных только одна, но очень значимая - орден Отечественной войны I степени. После одной из атак лейтенант сказал Семену Петровичу: "За сегодняшний бой ты достоин ордена "Славы", я буду хлопотать о его вручении". Но не успел командир выполнить обещание, в том же бою погиб.

Уже много лет, как живет Перевалов в Новокузнецке.  А когда Семена Петровича спрашивают, есть ли у него дети, он отвечает: "Три дочери и Толька". И как ребенок радуется, что опять не поняли его загадку, что у него не одни дочери, а есть и сын Толька - Анатолий Семенович Перевалов, продолжатель рода. Внук, очень похожий на деда, Андрей, служил в армии под Моздоком, и тоже побывал в военных действиях. Ох и поволновались за него тогда все Переваловы. Война - это страшно.

Десять лет назад, уже будучи вдовцом, встретил Семен Петрович мою свекровь.
- Уговорил девчонку за себя замуж.
Так все годы и зовет девчонкой. А девчонке той уже семьдесят два, жениху на десять лет больше. Оба с веселым характером, оба легки на ноги. И разговоры между ними никогда не кончаются: родились в одном краю, много лет знают друг друга, немало общих знакомых, оба помогали в тяжелое время Родине. Семен Петрович награжден за военные заслуги, Александра Семеновна - за трудовые. И Родина их не забыла. У них хорошая пенсия, отдельная квартира. Правда живут они не в ней, а в доме свекрови. Так ближе к земле, люди то они деревенские.

P.S. статья была напечатана в городской газете "Кузнецкий рабочий" 8.03.2005г. А сегодня 2011!  В феврале исполнится бывшему снайперу 93 года!!! И ухаживает за ним его "девчонка". "Моя Шурочка", только так он по-прежнему называет ее. Дед теперь больше лежит, но садясь в обед за стол требует сто грамм фронтовых. И бывает по ночам идет в атаку.


14 апреля 2011 года закончился жизненный путь этого неординарного человека.
Его поговорки и мудреные изречения давно уже стали среди нас крылатыми. И собравшись за столом, в память о нем мы будем петь его любимые песни.

Людмила Танкова в "Заждались уж мои палачи, затупились их  мечи" подробно пишет об этом. Ее рассказы "Последний день его войны" и "Спасибо тебе, солдат" тоже о Семене Петровиче Перевалове. Интересна его судьба. И жизнь его достойна памяти не только родственников.            
           На фото Семен Петрович со своей Шурочкой.


Рецензии
А завтра у мамы бы первый день рождения был. Она бы говорила, что в октябре праздновать его не будет. По паспорту правильный, а на маленький посток - это и непонятно...
Дед Сема бы требовал испить по единой...
Эх, время, время...

А тебя с твоим наступающим днем рождения, ведь замотаюсь и опять забуду.

Людмила Танкова   06.08.2016 15:09     Заявить о нарушении
Спасибо, Людмила. Вовка к моему юбилею построил беседку. Да такую красивую... А ночью приезжает в гости Илья. Так что я безмерно счастлива.

Наталья Еремеева   06.08.2016 15:32   Заявить о нарушении
Вот это уже хороший подарок! Во время Илья приезжает, знает, чем маму порадовать.
Вовка тут уже и уголь покидал почти весь, как он все успевает?
Беседку сфотай и выложи в Прозе, я в Контакт и Одноклассники не хожу.

Людмила Танкова   06.08.2016 18:16   Заявить о нарушении
На это произведение написано 15 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.