6. 1981 г. Ромашки. Любить сильнее возможного, 12

21.06.81, 12.30
Здравствуй Ленка!
Пишу тебе во второй день службы. Пока жив и здоров, но уже скучно.
На электричку успел в последний момент. Шёл сильный дождь, машин на улице почти не было. С трудом уговорил частника за пятёрку добросить до вокзала. На площадь приехали в 8.19. Вскочил в последний вагон и почти сразу же захлопнулись двери, мы поехали.
Пришлось продираться через битком набитый поезд во второй вагон, где ехали наши. Зато, когда я их нашёл, был вознаграждён за все муки – Боб с компанией уже развернули свои несметные запасы кур, мяса, апельсинов и пили ПИВО ! Оно-то больше всего меня и порадовало.
Да, один из нашего взвода всё же не приехал – конечно, Прасолов.
В Громово прибыли под дождём, но нас уже ждали машины, почто что закрытые. Немножко болела голова, хотелось спать, но погода приятно взбадривала. В общем, всё шло замечательно. От Громова ехали 15 минут.
Прибыли на место, получили обмундирование, сходили в баню, где я помочил голову под холодной водой, и стало ещё легче. В бане же нам в добровольном порядке, вежливо, но настойчиво предложили постричься наголо, что под радостные вопли Боба там и исполнили несколько человек совершенно тупой ручной машинкой. Качество стрижки зависело в основном от формы головы. У тех, у кого она была с вмятинами и шишками, голова стала похожа на шкуру пятнистого леопарда, например, у Жестокого.
Потом нас отвели в казарму, разместили по койкам – все 150 человек в двух проходных палатах. Здесь же оказался настоящий парикмахер из местных с хорошей электрической машинкой, и все дружно решили стричься. Из нашей группы наголо постриглись: Юра Иванов, Абакумов, Изотов, Боб, Соловьёв, Козлов (староста), Валера Васюков и я! Затем мы с Жестоким (вдвоём) решили довести дело до конца и побрились электрической бритвой. Голова оказалась совершенно круглой и блестящей. Действительно все лампочки отражаются, а на солнце исходит сияние. Все были довольны, особенно, пока не было комаров.
Сам себя не узнаю в зеркале – совсем другой человек, правда, все хвалят правильную, круглую форму моей головы, и это мне льстит. Так что, мне кажется, я поступил правильно.
Мы уже сфотографировались. Буду счастлив когда-нибудь дать порадоваться и тебе – увидев хотя бы серую копию сегодняшнего сияющего меня.
Целый день пожирали взятые на 10 дней запасы, т.к. вечером 20-го всё недоеденное обещали выкинуть. Было немножко тяжело, но вкусно.
Некогда.

Лирическое отступление.
Сейчас 14.45 21-го июня, воскресенье. Обед в 15.30.
Очень хочется кушать! И выпить. Голова уже ничего не соображает.

До обеда сегодня желающие ходили в филармонию (это действительно так называется – Ленинградская филармония на выезде, 50 копеек билет). Я не рискнул, сел писать тебе письмо.

Добираться сюда так:
1. До Соснова, оттуда на 108 автобусе до остановки «Переправа», затем, вроде, нужно пройти немного вперёд до военной части – спросишь воен.часть № 15720.
2. Или до Громова, автобус 119 до той же остановки «Переправа».
В Сосново труднее сесть, как говорят. Приезжать (пока) можно в воскресенье – отпускают с 10.00 до 16.00.
28-го июня у нас будет торжественная присяга.
Если соберёшься когда-нибудь ко мне приехать, захвати что-нибудь тёплое – свитер (без воротника – чтобы можно было одеть под гимнастёрку) или тёплую рубашку, безрукавку и т.д. – очень холодно. Пока погода удивительная – то очень холодно, то жарко, бросает то в пот, то в дрожь. Отчего бы это?
Обязательно позвони маме и передай ей привет.
Особенный привет Сашке и поцелуй. Расскажи ей обо мне сказку!
Очень тебя люблю и очень тебя вспоминаю, стараюсь скорее забыть, но пока не получается.
Приезжай с фотоаппаратом, пока я ещё лысый.
Не целую, потому что знаю, что тебе это не нравится.
Всем привет.
Пиши, адрес: 188743, Ленинградская обл., Приозерский р-он, п/о Ромашки, в/ч 15720-«С».
Твой Виталька.
Пиши чаще.
Жду писем.
===============================

22.06.81
Здравствуй, Ленка!
У нас неожиданно изменился литер при индексе. Адрес остался тот же, только не 15720-«С», а 15720-«М». Пиши «М», а то мне очень обидно будет не получать твоих писем.
Целыми днями маршируем и строимся. Строем, с песней в столовую и из столовой, на плац и обратно. Уже почти научился заматывать портянки, так что на ногах совсем немного кровавых мозолей.
Кормят нас лапшой и кашей со свининой без мяса, но с жиром или с рыбой. Есть можно, особенно, если очень хочется. Ем всё.
Здесь оказалась неплохая библиотека (для в/ч) – взял Хемингуэя, рассказы, буду заполнять пробелы в своём литературном образовании, правда, читать особенно некогда.
Сегодня тренировались одеваться за 45 сек и выбегать по тревоге. Выбегать уже получается.
Завтра у нас (в нашем взводе) вождение танков. Пока в своей жизни я водил только велосипеды и детские коляски, но думаю, что и с этим справлюсь.
С 6.00 утра, когда нас разбудили, постоянно немножко хочется спать, и я уже 2 раза засыпал: один раз на политинформации и один раз в строю на марше, правда, тогда совсем не надолго. Немножко хочется спать и сейчас, но нельзя – вот и решил написать тебе письмо. Ты рада?
Сегодня один из офицеров нашёл первый белый гриб – боровик!
Территория наша выходит прямо на Вуоксу. В 20-ти метрах от колючей проволоки – вода, пока холодная – 13 град., и на неё можно только смотреть. Говорят, что здесь отличная рыбалка.
На территории везде цветы земляники, брусники, кусты малины – всё это скоро можно будет есть.
Если всё-таки соберёшься ко мне приехать, захвати с собой ещё и мой кошелёк, который я у тебя забыл в столь памятную для меня ночь. (Все деньги, которые там были, можешь оставить себе – у меня ещё на несколько дней хватит). Он мне очень пригодится.
Получила ли ты первое моё письмо от 21-го июня 1981 г.? Надеюсь, что да. Очень жду, что ты в следующий раз напишешь адрес с новым литером (т.е. «М»).
Пиши, как там Сашка! Поцелуй её ещё раз за меня.
Привет всем знакомым.
Позвони маме, расскажи ей всё.
Твой Виталька.
===============================

22.06.81
Здравствуй мама!
У меня всё хорошо. Добрались нормально, хоть и под дождём. Устроились.
Кормят хорошо. Спим тоже в нормальных условиях.
Особенно не мучают пока с занятиями.
Адрес тот же, но изменился литер. Вместо «С» - «М».
Звони Лене, я ей писал.
===============================

25.06.81, 22.00
Виташечка, привет!
Спасибо тебе, малыш, за письмецо, очень обрадовалась, почитав. Не могу представить себе твою голенькую головку, но верю, что это очаровательное зрелище. Надеюсь наглядеться, если всё будет благополучно.
По вечерам регулярно беседую с твоей мамой.
Панкратов с острым гепатитом (не знаю правописания) лежит у Боткина. Сейчас выясняют инфекционный он или алкогольный. Если инфекция – каюк – к Сашке недели две нельзя, да и мы все под угрозой. Недаром он на печень жаловался.
Довлатовы в жутчайшем запое, в который ненадолго успела въехать и я. Сейчас, наконец, отдыхаю.
Жара невыносимая, делать ничего не хочется – так грязь и не разобрала. Если с этим желтушником обойдётся – может быть, приеду в это воскресенье. В противном случае придётся выдержать карантин, заразу возить не хочу. Тогда жди в следующее.
С большим удовольствием увидела бы тебя сейчас, скучаю, конечно же.
Большой привет тебе от Ирины – она звонила, интересовалась твоими делами.
Отвезла Сашке килограмм яблок – шикарных, но дорогих – 7 рублей! Шурик в восторге, мама полезла на стенку. Всё страшно дорого на рынке – тебя вряд ли удастся побаловать.
У Наташки была великолепнейшая история – приехала она ко мне в моё отсутствие, в квартиру не войти, а ей срочно должны звонить. Эта красавица просит какого-то пацанёнка – и тот влезает в окно и выносит телефон. Публика в восторге – на газоне стоит молодая женщина с красненьким телефончиком в руках и от безделья развлекается пустыми разговорами со знакомыми.
Позвонила и мне на работу, приведя весь театр в состояние бурного веселья. Ну, и. наконец, на полянке раздался долгожданный звонок, и комедия закончилась.
Буду писать почаще, ты не сердись. Просто первые дни вышли довольно бурными.
Нужны ли тебе книги, могу помочь с этим.
Спасибо тебе за стихи, было очень приятно их получить, пиши побольше – буду очень благодарна.
Чья у меня гитара? Шурика? Или какой-нибудь хозяин объявится?
Чем вы там развлекаетесь, бедные танкисты? На танке-то дают покататься?
Прошу тебя, пиши больше, если есть время.
К экзамену, естественно, не готовилась, что будет, когда припрут, - не представляю. Опустилась, обленилась, но надеюсь, что это временный спад.
Ну, всё, милый, давай прощаться, иду спать – это теперь моё любимое занятие. Не грусти, пиши, отдыхай, очень скучаю, честное слово!
Целую, надеюсь на скорую встречу.
Привет ребятишкам.
Ещё раз целую твою лысенькую глупую головку.
Лена
===============================

26.06.81
Добираться сюда можно, как я уже писал, на 108 автобусе от Соснова и на 119, 119А автобусах от Громова – до остановки «Переправа».
На остановку «Переправа» автобусы пребывают:
108 авт. В 5.31, 8.54, 12.01, 16.16, 17.41, 19.36, 22.21
От Соснова до Переправы 108 авт. Идёт, наверное, минут 40 – 60, т.е, соответственно, настолько же раньшеон выходит из Соснова.
119-й приходит на Переправу в 6.35, 10.50, 19.00.
119А -6.55, 8.40, 10.05, 12.25, 14.05, 15.45, 16.55, 18.15, 21.05 (по п.с.в.), 22.15.
От Громова до Переправы мы ехали на машине 20 минут, автобус, наверное, идет минут 30.
Удобнее всего ехать на электричке, которая отходит от Финляндского вокзала в 8.20 на Петрозаводск и доезжать до Громова, а там на 119-м  автобусе.
От остановки Переправа пройти метров 100 вперёд по ходу автобуса до развилки дорог. Налево увидишь забор, железные ворота – это КПП (контрольно-пропускной пункт) нашей части. Там спросишь курсанта 1-го взвода Иванова В.А. или другого, кого захочешь увидеть. (Пишу тебе с лекции по политико-воспитательной работе. Хорошо я её конспектирую?)
Живём мы здесь довольно неплохо. На территории есть магазины – продовольственный и промтоварный военторг и кафе «Лесная сказка». Можно купить молоко, полюстрово, разные пирожки и булочки, свежие огурцы. Офицерам продают пиво, нам категорически запрещено, хотя очень хочется.
Целыми днями занимаемся строевой подготовкой – готовимся к военной присяге. Она будет проходить в торжественной обстановке 28-го июня. Приглашают всех желающих, после присяги можно встретиться с приезжающими. Интересно, кто первый попадётся с алкоголем и что будет. Распивать запрещено. Пока все держатся, и я тоже – уже целую неделю!
Да, если поедешь, привези, пожалуйста, Беломор – здесь только Балтийские, любительские.
Если не лень, захвати фотоаппарат. С удовольствием попозирую в фас и профиль.
Я думаю, тебе не нужно писать о том, что ещё привезти. Я думаю, самое главное – привези себя! Очень хочется увидеть тебя 5-го или 12-го июля. (Лучше 5-го!)
Сейчас идёт лекция по военной гигиене. Свободного времени практически не осталось. Часто не успеваешь даже помыться. А у нас уже несколько дней страшная жара. Полотенец для ног не дают, свои держать запрещено – выкидывают, как и всё лишнее (неуставное, т.е. невыданное).
Слава богу, сегодня в баню. По расписанию дают 2 часа на мытьё на всех – 154 человека в небольшой баньке. Надеюсь, мне повезёт и удастся пробиться.

Удалось! Мылся целых 15 минут. Прекрасно. Голову не надо мыть. Я её и так мою раз 5 в день вместе с лицом.

Во вторник у нас были занятия по вождению танков. Каждый из нашего взвода провёл танк по кругу, длинной 5 км. Приятно, когда тебя слушается машина весом 36 тонн. Ехали по полю, через лес по лесной дороге.
Не обошлось, конечно, без небольших недоразумений. Валера Васюков, например, чуть было на полной скорости не влетел в овраг, где бы он по всей видимости и остался вместе с механиком.
Было много всего интересного, если приедешь, я тебе расскажу.
Вчера, в четверг ездили на стрельбы, стреляли из пистолета, автомата, бросали гранаты.

Леночка! Пока удаётся писать только во время небольших перерывов или на занятиях. Перед присягой нас здорово гоняют, каждую свободную минуту – сразу на плац, заниматься строевой с песнями. Так что пока совсем нет времени.
Огромный тебе привет! И Сашке!
Пиши мне о себе. Как ты там? Чем занимаешься? Какие у тебя планы на лето?
Спасибо тебе за наш последний вечер! Мне кажется, он был самым лучшим в моей жизни. Так хорошо мне никогда ещё не было.
Приезжай! Очень тебя жду!
Привет всем.
Твой Виталька

Звони маме.
===============================

27.06.81
Здравствуй Виташа!
Получила твою открытку. Спасибо, что написал. Рада, что у тебя всё хорошо. Погода, кажется, налаживается.
Какой у вас распорядок дня? Есть ли возможность заниматься физкультурой? Может быть, вспомнишь, как раньше играл в футбол и ручной мяч. Есть ли поблизости вода?
Как кормят?
У меня всё по-старому. Взяла от тёти Шуры материал. Очень плотный, не знаю, как буду шить на машине. Попробовала, получается не очень хорошо. Была в кино, был культпоход от работы, посмотрела немецкую картину «Федора». Фильм очень тяжелый, необычный о жизни одной актрисы. Очень знаменитой, которая ради своего имени и славы не пощадила даже дочь. Грустная история и до конца непонятная. Лишь в конце фильма понимаешь что к чему.
Несколько раз звонила Лена, кто-то из её знакомых заболел и лежит с желтухой в больнице. Почему-то она очень боится как бы не заразиться. Ну, это её дело.
Чувствую себя по-разному. Немного подурило сердце, видимо, очень резкая была смена температуры. Сейчас стало получше.
Всё остальное по-старому.
Напиши, когда в ваших местах станут созревать ягоды и есть ли возможность в окрестных местах собирать.
Пиши почаще. Целую мама
===============================

30.06.81, 00.30
Здравствуй Леночка!
Наконец-то получил твоё письмо! Спасибо тебе огромное за все добрые и ласковые слова. Мне так не хватало их! Честно говоря, я даже немножко боялся открывать конверт, но первые же твои строчки!..
Милая, дорогая моя Леночка я всё время думаю о тебе, очень скучаю, вспоминаю наш последний вечер и многое другое. Ведь у нас с тобой всё-таки было столько всего хорошего! Мне очень не хватает тебя! Любимых твоих глаз и слов. Пиши мне почаще, пожалуйста, пусть хотя бы понемножку.
Когда я сегодня получил твоё письмо и прочитал его, я просто обалдел от радости. Я прочитал его уже раз десять и буду читать завтра, после завтра и после-после завтра, пока не получу другое. Добрые твои слова резко улучшают моё настроение, хочется жить – жить и радоваться!
Громадный (ещё больший, чем мне от неё) привет Ирине! Передай ей, что я обязательно, как обещал, напишу ей стихи и письмо, вот только войду здесь немножко в колею. Пока временами всё-таки тяжеловато – слишком резкий переход к здоровой жизни.
Вот, например, вчера (в воскресенье) играл часа 1,5 в футбол, а сегодня еле передвигаю ноги – отвык. Правда, играть я, оказывается, ещё не разучился – забил один очень красивый гол, и второй забили с моей подачи. Наша команда выиграла 2 : 1. Но с дыхалкой плоховато, побегаю минут пять и две минуты отдыхаю. Но ведь это же ещё только первая неделя прошла.
Андрею Панкратову, как и мне, перемена обстановки может пойти только не пользу. Хотя гепатит (это желтуха?), наверное, отвратительная штука, и я ему не завидую.
К Сашке, пожалуй, лучше действительно пока не ездить.
За меня же не беспокойся, мне никакой гепатит не страшен – только бы увидеть тебя! Смотри, сама не заболей! Алкогольным гепатитом, возможно, тоже можно заразиться, если очень много пить.
В воскресенье принимали присягу. Встретимся – расскажу. Было много приезжих. После принятия присяги отпускали на целый день, т.е. до 21.30. Все вели, по крайней мере, внешне себя пристойно, и нас даже на следующий день похвалили за примерное поведение, что, естественно, всем очень польстило.
Смотрел фильм «Доктор Младен», играл в футбол, шахматы, читал книжку – короче, прекрасно отдохнул.
Насчёт книжек. Если у тебя есть что-нибудь интересное (может быть, фантастика?!), конечно, вези. Буду очень тебе благодарен.
Привези, пожалуйста, каких-нибудь напитков. Постоянно хочется пить, даже голова кружится. Молоко здесь есть. Но ты же знаешь, что мне больше нравится. Боюсь резких переходов. Здоровье стало не то. Ну, да здесь я его поправлю.
Ещё спасибо! Спасибо! Спасибо! Тебе за письмо! Пиши мне о себе и Сашке. Мне всё интересно.
Привет всем знакомым: Вальке, Самуйловым, Довлатовым и все-всем прочим. Пусть меня не забывают. Желающим можешь сообщить мой адрес – как писать или как добраться – мне скучно!
Целую
Твой Виташечка

Гитара – Андрея Осипова, друга Изотова Шуры
===============================

01.07.81
Привет, Виташа!
Получила ещё одно твоё письмо, очень рада. Очень у тебя хорошие письма, приятно читать – что-то родное, спокойное.
Как ты себя чувствуешь на воле? Не пьёте? Будь осторожен со своим танком, мне бы не хотелось, чтобы с тобой что-нибудь случилось.
У меня никаких радостей, ровно и серо. Изредка купаюсь, но без особого удовольствия – скорее для порядка. На работу хожу редко и ненадолго. В воскресенье жди (хотя письмо, вероятно, ещё не дойдёт – сегодня среда).
С отпуском ничего по-прежнему не ясно.
А вообще-то уже 1 июля, лето проходит, впереди маячит осень, никаких перспектив – нет ни дела, ни забот, ни радостей на горизонте.
Пиши, малыш, мне от твоих писем становится не так одиноко. Пиши побольше о ваших делах – всё это необычно и потому интересно.
Тоже очень не высыпаюсь – не могу утром спать при солнце, а вечером не очень хочется.
Сейчас ко мне на пару дней приехала Валька, привет тебе от неё большой.
Маме твоей звоню, но заехать никак не удаётся.
Панкратов отдал мне все долги и ещё даже больше, поэтому хоть с деньгами более удачно, чем обычно.
Нет у меня сегодня что-то настроения писать, наверное, погода давит – душно, мрачно и сыро. Подожди уж до лучших времён, хорошо? Может, хоть к вечеру или завтра разгуляюсь.
Не сердись, пиши, отдыхай. Целую тебя, Лена.

Предыдущее письмо было под литерой «С». Получил?

===============================

02.07.81, 11.00
Привет, Виташка!
Спасибо тебе – ты завалил меня письмами. Я не успеваю отвечать. Очень хорошо, что ты прислал точное описание дороги к тебе – легче будет добраться.
Была вчера у Андрея – всё в порядке, естественно, алкогольная желтуха, так что на днях поеду к Сашке со спокойной совестью.
Наташа ездила на дачу дня два назад, там всё хорошо, Сашка здоровая и весёлая. Водили они её в магазин, чтобы она сама выбрала себе игрушку. Она сразу вцепилась в какую-то маленькую грошовую машинку и ни на что больше не смотрела, а на предложение выбрать ещё что-нибудь ответила весьма раздражённо «Нет уж, хватит!»
Очень мне понравились твои лекции (особенно по военной гигиене). Чем больше вас будут учить, тем веселее будет мне.
Приходил Андрюша Осипов за гитарой, привет всем от него.
Вчера приехала Киса с супругом. Я заходила к ним в гости (они снимают комнату у одной знакомой девчонки на О.Форш) – Ленка пьяная, весёлая, Володя (или как его там – забыла) как обычно скромный, тихий и скучный до невозможности. Короче, несмотря на хороший стол и предложенный ночлег, я сбежала через час.
На работу ходить надоело до безумия (хоть я и прихожу туда раза два в неделю, да и то не больше, чем на часок). Пишу на работе под музыку нового спектакля. Идут репетиции с польским режиссером, поэтому все очень нарядные, модные и накрашенные.
Дошиваю себе (сама!) шикарный белый кримпленовый купальник (из моего выпускного платья – помнишь?) Должно получиться замечательно.
Никак не могу пока что отыскать свой фотоаппарат, вероятно, придётся ехать за твоим.
У нас жара невыносимая, на улицу не выйти, дышать нечем. Каково-то вам, несчастным! Очень сочувствую.
С летом моим ничего ещё не ясно. Возможно, с Валькой куда-нибудь поедем (у неё не вышло с экспедицией).
Театр на гастроли уезжает 2-го октября (а ты, вроде бы, в это же время в отпуск пойдёшь, да?). Я еду по маршруту Батуми, Сухуми, Тбилиси. Подъезжай!
Всё, малыш, меня зовут, заканчиваю. Потом напишу ещё.
Отдыхай, поправляйся.
Целую.
Я
===============================

03.07.81
Здравствуй, мама!
У меня всё хорошо. Жив. Немножко простудился – кашель, насморк. Температуры нет, ничего страшного. Здесь резкие перемены погоды, то очень жарко, то холодно, а выдали нам только гимнастёрку и майку – в чём мы всё время и ходим.
Кормят здесь кашами, вермишелью, гороховым супом, не очень вкусно, но сытно.
Подъём в 6.00. В 8.20 завтрак, потом занятия, в 15.00 обед, самоподготовка, в 20.00 ужин, в 22.00 отбой. Свободного времени практически нет, все перерывы заполняют стройподготовкой или различными хоз. работами. Скучать некогда и время летит быстро.
28-го июня принимали присягу. Так что я теперь настоящий солдат.
Уже 3 раза у нас было вождение танков, и я накатал километров 15 по полю и лесным дорогам. Очень интересно.
На огневой подготовке стреляли из пистолетов и автоматов по неподвижным и движущимся мишеням.
На полигоне в свободное время собираем грибы – довольно много красных, правда, девать их некуда – отдаём офицерам. Появилась первая земляника.
Если тебе не тяжело, сделай мне, пожалуйста, ещё воротничков – они расходятся очень быстро, заставляют подшивать новый почти каждый день.
Очень быстро расходится и гуталин, у меня он уже кончился. Чистить сапоги приходится 3 – 7 раз в день.
У нас несколько изменился адрес. Новый и как добираться ко мне – спроси у Лены. Она должна приехать ко мне 5-го или 12-го. Если хочешь, можешь передать что-нибудь с ней. Мне кажется, что в один день вам с ней приезжать не стоит. В воскресенье очень хочется кого-нибудь увидеть, но вряд ли вы сможете приезжать часто.
Привези мне, пожалуйста, простых носков и чего-нибудь тёплого, что можно поддеть под гимнастёрку.
Как у тебя дела? Почему не пишешь?
Большой привет всем знакомым.
Целую. Виталик
===============================

03.07.81
Здравствуй Леночка!
Поздравляю тебя  нашим праздником! Опять не удаётся встретить нам его вместе! Что за жизнь?! Когда же нам наконец повезёт?
Очень скучаю. Тоска здесь страшная. Всё одно и то же: построения, строевая и т.д., казарменные шутки Абакумова. Свободного времени практически нет. Наловчился отключаться во время занятий, работ – затыкаю уши и вспоминаю Ленинград, тебя, Сашку, Парутино, как мы с тобой ездили в Киев, всё хорошее, что лезет в голову. Иначе невозможно.
Ещё два раза водили танки. Я уже накатал 15 километров. Жалко, что дают мало танков и времени. С удовольствие бы водил каждый день – намного интересней, чем ходить строем.
Получил первый наряд. Наконец-то! Вообще-то я веду здесь себя хорошо, стараюсь по мелочам не срываться. Готовлюсь к чему-нибудь крупному. Очень хочется сбежать!! (шутка)
Понятие об армии я уже получил достаточное. Драили с Валерой Васюковым курилку после отбоя – за то, что опоздали на 1 минуту на построение.
В полк приезжал ком.див, моложавый полковник кавказского типа, провёл с нами беседу. Глаза хитрые-хитрые. «Попросил» нас помочь полку отрыть и оборудовать 100 танковых окопов (каждый окоп 7х4х1,5 м). Теперь через день нас возят на инженерные работы – копаем, валим лес, обшиваем стенки окопов брёвнами. Вчера ввосьмером мы сделали 4 окопа. Увезли нас в 6.45 и привезли обратно в 21.30. Обед привозили на место, правда второго и третьего мне не досталось.
Не подумай, что я жалуюсь. На свежем воздухе было просто чудесно! Погода стояла прекрасная, не жарко, не холодно, как раз как надо. В свободное время собирали грибы – довольно много красных, только деть их некуда – отдаём офицерам.
Появилась первая земляника, крупная и сладкая.
Приказали написать стих, посвящённый принятию присяги в боевой листок нашего взвода (каждому взводу полагается выпускать его 2 раза в неделю). Накропал. Текст прилагаю. Всем понравилось. Пользуюсь здесь популярностью. В ротной газете поместили моё «В кино». Читают и удивляются – я это или не я?
Ну вот, лекция кончается, надо закругляться. Очень прошу, пиши почаще. Мне нужны твои письма.
Как у тебя дела в театре? Как здоровье? Не появляются ли симптомы гепатита?
Как Сашка? Поцелуй её за меня!
Всем большой привет!
Крепко целую твою безалаберную, самую любимую и дорогую головку!
Люблю! Жду писем.
Очень жалею, что не смогу тебя увидеть 8-го.
Ещё раз целую и поздравляю.
Твой Виталька!

Принимая присягу

Под красным знаменем мы родине клялись,
Торжественную приняли присягу,
Что, если надо, отдадим и жизнь,
Проявим мужество, и твёрдость, и отвагу!

В ученье тяжело - легко в бою.
Науку побеждать мы учим крепко.
Чеканным шагом ходим мы в строю,
На полигоне мы стреляем метко.

И, если враг коварный нападёт,
Мы примем бой, не отступив ни шагу.
Любой из нас в атаку поведет
Свой взвод, свой танк - и выполнит присягу!

===============================

03.07.81
Виталич, дорогой!
Как тебе там мыкается? Надеюсь, что ты работаешь над подборкой, и после твоего приезда останется только перепечатка.
Хочу тебе напомнить, что для печати необходима тематика – надеюсь, не надо объяснять, какая. За нею следом пойдёт всё остальное. Отнесись, пожалуйста, к этому серьёзно и поднатужься.
С Ленкой не знаю, что делать – её наивность граничит с идиотизмом. Пока она сидела у меня, у неё была какая-то «денежка», и она купила даже два полотенца. После её этого «подвига», я, будучи тоже идиоткой, вернула ей 10 руб., и она испарилась – пять дней я не могла её добиться – Алёна усиленно её скрывала. Наконец, я просто туда подкатила.
Там был самый разгар фиесты – мрак, пьянь выдающаяся. Были пропиты отпускные Бори и зарплата. Это притом, что на следующий день приезжал ребёнок. Затем Сахарова, чтобы прокормить ребёнка, решив за Панкратова, что ему деньги не нужны, извлекла в «долг» 50 р. пополам с Ленкой! Тут же вынули из неё 10 р., на следующий – остальные.
Сегодня я извлеку из неё 25 р. (у неё получка), если успею, естественно. И шиш она у меня их получит, пусть приходит жрать, а я ей куплю хотя бы пару трусов (извини).
Если ты считаешь, что это неправильно, то напиши. Я не вижу иного выхода борьбы  потребительством и с Ленкиным маразмом, от которого сама страдает, когда уже выпотрошена.
Ну, вот всё, дорогой. Пиши, буду ждать.
Целую тебя.

Ирина (Сюзева)
===============================

03.07.81
Здравствуй Виташенька!
Послала тебе письмо.
Живу по-прежнему. Было очень жарко, дома до 28 град., очень тяжело, сердце стало побаливать и делать ничего не хотелось.
С конца той недели Лена больше не звонила. Просила я взять апельсины для Саши, она мне опять стала говорить, что занята, много дел. Так и не заехала. Жаль Сашеньку. Бедная девочка, из-за дурости родителей много придётся хватить ей в жизни.
А потом дорогие родители скажут, что её кто-то плохо воспитал. Ну, да ладно.
Ездила в воскресенье к дяде Моти, ты их с женой, наверно, плохо помнишь, от них поехали в Павловск. Было много народа и комаров. Комары (собаки) как всегда меня здорово объели.
Сегодня (случайно) предложили на экскурсионный теплоход билет по Финскому заливу. Завтра вечером съезжу.
Виташа! Пиши мне почаще и побольше, т.к. Лена, видимо, больше звонить не будет, я ей звонила несколько раз, то никто не отвечал, потом подошла какая-то женщина, сказала, что её нет дома.
Как кормят? Нужны ли папиросы? Напиши, как к вам ехать.
Сегодня постараюсь съездить к няне.
Целую мама
===============================

06.07.81
Здравствуй Виташенька!
Получила сегодня твоё письмо. Спасибо, что не забываешь. Очень рада, что у тебя всё хорошо.
Вчера звонил твой приятель, передал твой привет. Рассказал немного о вашей жизни.
В пятницу вечером звонила Лена, сказала, что собирается к Саше и тебе. Утром в субботу приезжала перед работой. Отдала долгожданные апельсины Сашеньке, огурцы и сгущёнку тебе. Лена звонила поздно, а приехала рано, так что я толком ничего собрать не успела. Обещала позвонить в воскресенье, но не позвонила. Может быть, осталась у Сашеньки. Звонила ей сегодня, но никто не подошёл.
Была ли она у тебя? Никак не могу привыкнуть к необязательности.
Разговаривала несколько раз с тётей Машей. Она живёт сейчас у хозяев. Они уехали в отпуск и попросили тётю Машу покараулить квартиру, т.ч. мы с ней разговариваем частенько. Попросила меня покрасить окно. Как буду свободна, в хорошую погоду схожу ей помогу.
Дома занимаюсь хозяйством. Всё время нахожу себе работу. Отремонтировала меховую шапку свою.
В воскресенье плавала на теплоходе по Финскому заливу. Вечер был хороший, и я получила большое удовольствие. Давно хотелось побыть на воде, да как-то всё было не собраться, а тут в пятницу подвернулась горящая путёвка, так что я, долго не думая, отправилась в путь.
Виташа! Буду звонить в течение недели Лене. Может быть, позвонит она. Если ничего не узнаю, приеду к тебе 12-го.
Воротнички я тебе сошью, постараюсь купить носки, если где-нибудь куплю, т.к. простые носки бывают не всегда. Нашла твой старый свитер, маленький серенький, но ведь его нельзя будет одеть вниз, там стоячий воротничок, или есть ещё рубашка трикотажная с рукавами.
Подожду, подумаю, время до воскресенья ещё есть.
Да! Звонил Серёжа Воронцов, интересовался твоими делами. Дала ему твой адрес. Сказал, что у них практика была проще, чем у вас.
Пока всё. Целую мама
P.S. Большой привет от няни. Она желает тебе здоровья и всего хорошего.
===============================


Рецензии