Где кончается демагогия и начинается теория управл

 

   
   Самая современная демагогия вращается  вокруг термина «демократия» . Пустоту и произвольность этого термина  нам показала история. Слово, которое значит всё что угодно, не значит уже ничего.

    Если бы физическая теория до сих пор оставалась в рамках греческой натурфилософии никакой современной техники  до сих пор не было бы. Это вроде всем очевидно.  Но когда речь заходит  о механизмах управления государством, то всем дозволено упражняться в терминах платоновской классификации: демократия, аристократия, олигархия , монархия.   Мысль  о том, что управление государством сложнейшее дело требующее специальной профессиональной подготовки и весьма определённых личностных  качеств  в массы проникла неглубоко, если и вовсе проникла. 
  Сама правящая  элита, впрочем, об этом догадалась давно. Ещё Древний  Египет, для повышения эффективности своего аппарата  управления создавал школы писцов.  Евреи,  анархисты по натуре,  долго обходились  системой судейского  правления и  придумали  систему обучения правящих судей.  Эта система ныне известна как «талмуд –тора» . А  в средневековой Европе университеты преподавали соответствующую дисциплину «полисия».  Даже в относительно отсталой России  ещё в начале девятнадцатого века  догадались создать Царскосельский лицей для подготовки правящей элиты.
  Кто первый придумал демагогию как средство подчинения масс трудно сказать. Демагогия Александра Македонского точно бежала впереди его победоносного войска, ломая дух сопротивления.
  Итак с критикой  нынешнего  у нас полный переполенс.  Но тут уже вставал вопрос – ну что дальше?
 Вот и  пойдём дальше.  Почему мы?  Да потому что творцы культуры для того и существуют , чтобы переносить передовые идеи в отсталое массовое сознание.
  Важно вовсе не то какая архия и кратия, а то с какой целью осуществляется управление и насколько умело.
  Так вот цель:
Государственное управление должно подчиняться критерию «рост качества народа»
  А  вот насчёт умелости
  Исполнительная власть должна выбираться из профессионалов.
А чтобы их не заносило во вред народу:
  В школы профессионалов  управления отбираются  только альтруисты наделённые волевыми качествами и высокими интеллектуальными способностями.


   Подробные соображения изложены мной во многих статьях .
 Вот краткая выжимка.
Приложение1.
Эволюция критерия управления.

Качество народа как цель и критерий эффективности управления государством     входит в научный  и чуть менее в практический  обиход . Происходит это как на уровне детальном, на уровне измерения качества каждого отдельного человека, так и на уровне сравнения успехов различных стран в процессе их развития. Новорожденный получает оценку по десяти -бальной шкале (сумме балов по пяти  трех- бальным показателям ) . Школьник  и призывник по  100-бальной. Поступающий на учебу и работу оценивается по  шкале  психотеста.  и  шкале степеней учености и лет учебы . 
    Успехи разных стран оцениваются не только по валовому продукту и скорости его роста ,  но и по росту «свободности», преступности , безработице, образованности  и здоровью граждан и т. п.  показателями  обобщаемым терминами, «индекс  развитости людей» , «индекс свободности» ,  «социальный ресурс» или «человеческий капитал». Таким образом показатель «качество народа»  возникает  как естественное продолжение  нормального экономического анализа . Известно . что экономическое развитие определялось объёмом продукции , хотя все понимали, что степень образованности и здоровья населения , характер социальной организации, объём естественных богатств и мера экологической сохранности среды не в меньшей степени определяют совокупное богатство нации. В 1992 году Всемирный банк  выделил средства на исследовательский проект разработки методов количественной оценки экологических и демографических параметров. Результаты частично опубликованы в журнале Economist  , а также в газете Вести  9.10.95 ( После зелёной революции зелёная экономика ) .  Интересующий нас параметр назван
«социальные ресурсы».
На  эти ресурсы оказывается приходится  64 %  всего богатства по 182 исследованным странам. В том числе в самой богатой Японии - 81%  или 470 тыс долларов на душу населения   ; в Германии 79% , 300 тыс.; в Сингапуре 85%  , 260 тыс, ;США  59% , 250 тыс

    Индекс развитости людей (Human Development Index -HDI)
был впервые измерен статистиками ООН в 1994 году для 173 стран.  Первое место получила Канада  с оценкой 0.932 Австралия 0,93 ,  Израиль 0,9, Египет 0,53,  Россия 0.858 -34  место, Иран 0.672 - 86 место Китай  0.644 - 94  место
  Опубликован и даже попал в электронную энциклопедию ENCARTA  индекс свободности  (fredom reiting) . Израиль по этому рейтингу имеет уровень 2, соседи от 3,5  до 6,5. Китай находится на уровне 7 , а  "подлинные демократии",  с США во главе ,уровень 1.
С  восьмидесятых годов на различия между      экономическим ростом и развитием обращала внимание Программа развития Организации     Объединенных Наций. В начале девяностых   человеческий аспект развития был признан наиважнейшим, что и нашло отражение в   подготовленном ООН докладе по проблемам развития.
 Эксперты Организации Объединенных Наций  ввели в рассмотрения Индекс человеческого развития (ИЧР). Этот индекс отражает достижения каждой данной страны в обеспечении трех важнейших аспектов человеческого благополучия: 1) здоровья и долголетия, измеряемых ожидаемой продолжительностью жизни; 2) образования, измеряемого комбинацией двух показателей - грамотности взрослого населения и охвата населения тремя ступенями образования (начальным, средним и высшим); 3) материального уровня жизни, измеряемого величиной реального ВВП на душу населения,.
В  списке стран мира, ежегодно составляемом ООН, первые пять мест по величине ИЧР (по данным за 1993 г.) занимают Канада, США, Япония, Нидерланды и Норвегия, а последние пять (начиная с конца списка) - Нигерия, Сьерра-Леоне, Сомали, Мали и Буркина-Фасо. Среди развивающихся стран список возглавляли Гонконг, Кипр, Барбадос, Багамы и Республика Корея (
К категории качества народа относится и индекс коррумпированности власти так же регулярно измеряемый ООН. Вот пример за 2005 год. Наименее коррумпированными в 2005 году оказались Исландия 9,7, Финляндия  и Новая Зеландия 9,6

К оценке качества народа относится и  анализ благотворительных вкладов жителей стран мира в процентном соотношении с ВНП (GDP) их стран.
       Американцы на первом месте - 1,7%, что вдвое превышает аналогичный показатель Великобритании, занимающей 2-ое место - 0,73%. Канада, Австралия и Южная Африка делят 3-е место - приблизительно 0,7%; Ирландия и Голландия - 0,5 %; Сингапур, Новая Зеландия, Турция и Германия - приблизительно 0,2. Последнее место среди цивилизованных, сострадательных и милосердных наций занимает Франция - всего лишь 0,1 %. благотворительных пожертвованиях

 
Рейтинг интеллектуального развития стран мира.2.10.2006
Всемирный Банк\World Bank традиционно готовит рейтинг интеллектуального развития стран мира (KAM Knowledge Index) и рейтинг использования научных достижений в реальной экономике отдельным государств (Knowledge Economy Index).

В 2005 году в первую десятку стран, получивших наиболее высокие оценки в рейтинге KAM Knowledge Index, который показывает общий научно-технический потенциал государства, вошли: Швеция (9.25 балла), Финляндия (9.11), Дания (9.08), Швейцария (8.84), Великобритания (8.80), Исландия (8.76), Нидерланды (8.71), Австралия (8.70), Норвегия (8.65) и США (8.58).
Из постсоветских государств наиболее высоким потенциалом обладает Эстония (22-е место) - 8.05. Литва на 32-м месте (7.26), Латвия - на 33-м (7.06), Россия - на 41-м (5.97), Украина - на 49-м (5.37), Армения - на 52-м (5.18), Беларусь - на 60-м (4.93), Грузия - на 66-м (4.47), Молдова - на 67-м (4.36), Казахстан - на 74-м (4.01), Кыргызстан - на 79-м (3.67), Узбекистан - на 84-м (3.31), Таджикистан - на 101-м (2.24).
Всего в рейтинге учитывались данные по 128-ми государствам - последнюю строчку заняло государство Съерра-Леоне с результатом 0.47 балла. Для сравнения: Германия - 13-е место (8.41), Япония - 14-е (8.35), Израиль - 24-е (7.81), Польша - 37-е (6.94), Китай - 72-е (4.12), Иран - 96-е (2.65), Индия - 98-е (2.58).
Рейтинг Knowledge Economy Index, который показывает как преуспели те или иные страны в использовании изобретений ученых и инженеров на практике, выглядит несколько иначе. Первая десятка не изменилась, но многие страны сменили свои позиции - к примеру, США поднялись с 10-го места на 8-е. Итоговый перечень: Швеция (9.54), Дания (9.23), Финляндия (9.22), Австралия (8.99), Великобритания (8.94), Швейцария и Исландия (по 8.92), США (8.80), Нидерланды (8.77) и Норвегия (8.73).
В этом рейтинге наилучшие результаты из стран бывшего СССР вновь показала Эстония - 8.09. У Литвы 7.26 балла, у Латвии - 7.09, у России - 7.07. Беларусь (6.22) опередила Украину (6.04), а Грузия (5.27) - Армению (5.16). Казахстан набрал 4.74 балла, Молдова - 4.60, Узбекистан - 3.88, Кыргызстан - 3.68, Таджикистан - 2.34.

   Таким образом качество народа как какая-то из важных характеристик государства  исследуется и , даже, измеряется . Профессионалы управления  согласны , что- это   какая-то из  целей управления .   Следующий шаг лишь в том , чтобы эта цель  реально заняла верхнюю ступень иерархии целей народов и государств , то есть  стояла над  любыми избранными  как избранная народом цель.  Более того как народообразующая цель
На самом деле высказываемая явно или подразумеваемая , но вдохновенная цель есть основной народо-образующий фактор.. Иными словами , сидящий в сознании и подсознании  народа критерий эффективности деятельности правительства и любых других учреждений и институтов есть основной организующий фактор, определяющий развитие народа.  Победы и завоевания веками были главным критерием для многих народов . Даже у Пушкина положительный герой  «воитель смелый мечем раздвинувший пределы..»  , а отрицательный «воин слабый средь мечей». Александр Македонский ,разоривший родную Македонию , он Великий да и ещё и с еврейским прозвищем «Шура» вместо греческого «Фаланга».  А  отец его Филипп , который и создал эту самую фалангу  и Великую Македонию,  а сыну своему в учителя нанял не меньше не больше как Аристотеля , он просто Второй и Македонский. Известно , что Великая по военному критерию Македония ненадолго пережила своего Великого Александра. Менее известно , что   мощь Китая держалась на школе, а не на армии , или полиции. Мудрецы конфуцианских воззрений правили Китаем , предоставляя военным довольно низкий статус. Критерий функционировании системы был  вроде бы тот же , что и у всех древних -  «величие правителя» , но не военные считались  великими , а  мудрые . Лао-цзы приписан афоризм «армия неблагоприятное средство»,   [У-Цзин]  .Возможно поэтому Китай завоёвывали многократно, но в результате  побеждали побежденные китайцы. Где сюн-ну (гунны) , где табгачи, где журжени, где последние - манжуры ,все  они сегодня китайцы. И мы стоим перед фактом, что и сегодня побежденные европейской цивилизацией китайцы потихоньку переваривают и этих завоевателей.
   Экономические завоевания как критерий это уже прогресс и , легко заметить совсем недавний. 
  Англичане заполнили собой  треть мира и сделали английский языком мирового общения . Спасибо кому? Тому , кто ввел в обычай давать  дворянство за экономические достижения. Мельницу построил- получай дворянство. Экономический критерий успеха , таким образом родился в Англии .  И если мамой была английская традиция , то папой довелось стать Адаму Смиту  . А французам не повезло .    Был бы французский мировым языком , но  Наполеон оказался слишком  Великий.  Побочный продукт его побед   французы ощутили   уже к 1830 году нехватку новорожденных .Не шло это дело без  французских мужчин , чьи молодые кости гнили  от Африки до России.
В рамках европейской цивилизации  только после второй мировой экономический критерий успехов государства можно считать окончательно победил  критерий военный . И только после этого всплыла на поверхность массового осознания недостаточность и этого критерия.   Уже можно прочесть о  "производство человеческого капитала" в качестве основы «парадигма мирового развития в метаисторическую эпоху» [Фукуяма]  и о "производстве личностей" .

Приложение 2.
Структура параметрона  КАН в первом приближении.

1. ЗДОРОВЬЕ.
1.2 Моральное здоровье.
1.2.1 Качество семей - уровень заботы о детях и детей о родителях и друг друге (по оценке школьных учителей, социологов и психологов).
1.2.2 Детская преступность на 1000 детей (фиксируется в статистических справочниках).
1.2.3 Число  альтруистов в возрастных группах  (по наблюдению педагогов, психологов и социологов начиная с детского сада).
1.2.4 Фиксируемые милицией нарушения моральных норм.
1.2.5 Фиксируемые социологами в специальных исследованиях уровни моральности (аморальности) поступков граждан (верность-предательство, честность-обман, стойкость -  ненадежность, отзывчивость -безразличие).
1.2.6 Общий уровень преступности (фиксируемый милицией и СМИ).
1.2.7 Политическая аморальность. Степень занятости  аппарата управления борьбой за власть из всего бюджета времени,  отведенного на решение проблем управления (оценка оппозиции, СМИ и независимых от аппарата власти исследовательских организаций. Накопление в Интернете  мнений об  этом частных лиц).
2. ТАЛАНТЛИВОСТЬ
2.1 Процент творческих (талантливых) людей в составе народа  (оценка по числу носителей более чем второй ученой степени, писателей, художников, организаторов процветающих компаний или эффективных общественных организаций).
2.2 Количество гениев в составе народа (людей  обеспечивших качественный скачок бытия народа).
2.3 Оценки способностей и фактических успехов в учебе детей  и студентов.   
2.3.1 Оценка  умственных способностей детей  (статистика такого рода накапливается в организациях занятых тестированием ).
2.3.2 Статистика     контрольных работ и экзаменов  (накапливаются и анализируются министерством образования).
2.3.3 Статистика результатов местных и  международных олимпиад (накапливаются и анализируются министерством образования).
2.3.4 Количество  студентов специальных и высших учебных заведений (накапливаются в министерстве науки,  университетах, колледжах  и т д.).
2.3.5 Оценка выпускников местными и международными работодателями (требуется регулярное проведение социологических опросов для выяснения этих оценок).
3. СПЛОЧЕННОСТЬ
3.1 Сплоченность на общегосударственном уровне.
3.1.1 Относительные ранги кривых распределения оценок  межгрупповых и межэтнических конфликтов (частота, острота,  криминальность,  цивилизованность), продолжительность - по оценкам полиции и социологической службы).
3.1.2 Относительные ранги кривых распределения оценок  взаимопомощи (фонды и движения в поддержку) и социальной защищённости (по оценкам социологической и психологической служб).
3.2.1. Относительные ранги кривых распределения оценок  деятельность  местных организаций моральной и материальной взаимопомощи (объективная оценка по результатам  плюс субъективная оценка местных жителей по результатам опросов)
3.2.2. Относительные ранги кривых распределения  субъективных оценок причастности к принятию судьбоносных решений (результаты социологических опросов).
4. ОБРАЗОВАННОСТЬ
4.1 Сумма лет учебы, взвешенная по количеству лиц  данного возраста и по средней оценке.
4.2 Сравнительная  международная оценка уровня и качества образования международными исследовательскими организациями.
 5. ПРОДУКТИВНОСТЬ
5.1 Научная продуктивность (индекс цитирования,  умноженный на количество публикаций на душу населения).
5.2 Относительные ранги кривых распределения производительности труда по группам населения (данные статистического бюро).
5.3 Валовой продукт на душу населения (занятого производством  этого продукта в том числе рождением и воспитанием  и обучением детей и взрослых, то есть  подготовкой кадров оцениваемых как «человеческий капитал»).
6. ПАССИОНАРНОСТЬ
6.1 ОРКРО политической активности народа (участие в общественных движениях, организациях, обсуждениях  - статьи, книги, выступления,  голосования, демонстрации).
6.2 ОКРО религиозной активности (изучение, активное приобщение, публикации, выступления).
6.3 ОРКРО  экономической активности (предприимчивости) -  участие в создании новых предприятий, организаций, услуг, продуктов) взвешенных по моральности (аморальности) методов достижения успеха.
6.4 ОРКРО  творческой  активности (наука, литература, музыка,  живопись, скульптура, кино, театр, дизайн).
 7. ЦЕЛЕУСТРЕМЛЁННОСТЬ
7.1 Устойчивость целей правительственной активности (завершаемость начатых проектов, частота,  значимость, обоснованность изменений).
7.2 Устойчивость региональных целей (завершаемость начатых проектов, частота,  значимость, обоснованность изменений).
7.3 Устойчивость личных целей (завершаемость начатых проектов, частота,  значимость, обоснованность изменений).


Рецензии