Красный Луч. Нистра. Тома не хочет в интернат 1966

Глава 93

   В 1964 г.я написала Валеевым (сестре Лене), что я наконец-то приехала с детьми к маме. Лена просила узнать, нет ли в магазинах холодильников, так как многие достают где-то, а в Черновцах их нет. Универмаг в Красном Луче был напротив центрсберкассы и я сходила. А там столько разных холодильников, что глаза разбежались. Я дала телеграмму:"Есть. Шлите деньги. Какой брать?" Oни шлют мне телеграмму:"Шлем 400. Поговори с людьми. Твое усмотрение." Я поговорила сперва с продавцами, они сказали, что все холодильники хорошие, но, в основном, берут "Нистру" - выпускает Молдавия. Я подошла к покупателям и в разговоре выяснила, что все хвалят "Нистру". Я купила, заплатила за доставку к станции Краснуй Луч. Заплатила мастеру за ящик 5 рублей, он хорошо упаковал, забил, я написала адрес (тогда они жили в старом одноэтажном доме, куда я с девочками ездила в гости).. Пoлучила квитанцию об оплате за выписку. И все. Вскоре получила телеграмму:"Получили. Порядок. Спасибо." А в письме Лена благодарила меня за труды, за беспокойство:"Соседи завидовали, а мы рады, что продукты теперь не пропадают; какое счастье, что ты у нас, Галочка, есть. Дай Бог тебе здоровья и твоим детям..." А чтобы себе купить холодильник -такого и в мыслях у меня не было. Где взять 300 рублей? Это же целый капитал. Мы пользовались погребом. Продукты покупали понемножку. А Гриша - муж Лены был рад, что не зря помогал мне в трудные времена. Что наконец-то и Галя им помогла; он всегда ценил хлопоты и говорил, что дела всегда дороже денег. Я тоже была рада, что наконец меня признали дееспособной, деловой. Лена писала, что обязательно приедут к нам в гости всей четверкой. Мы с мамой, как могли, готовились к встрече.
  1966г. Сначала, как я устраивала Тому в интернат, она немного капризничала, потом меньше, а когда под конец учебного года я думала, что она иной жизни уже не представляет, спросила у нее:"Ну, как, Томочка, правда же в интернате хорошо, кто-то тебе варит, стирает, а ты умылась, оделась, поела и знай себе учи уроки; и кино показывают, и на прогулку водят, и концерты бывают. Мне бы так, я бы была счастливой. А то беру с собой на обед что-нибудь из дому, в обед поем, а до вечера далеко, кушать хочется, а нечего. Пoйду в буфет, а там кроме твердых, как камень, котлет, тоже ничего нет. Есть, правда, такие села, где есть столовая, тогда я живу - кушаю то манную кашу, то булку с молоком. Пока я доберусь домой, иногда часов в 8 или 9 вечера, опять голодная, как собака, начинаю готовить на завтра, уставшая, сонная. А утром чуть свет опять в дорогу. Правда, я работаю с удовольствием тогда, когда по 2 дня сижу в сберкассе, подготавливаю документы для ревизии. А потом по 2 - 3 дня езжу в одну сберкассу, потому что за один день  не успеешь проверить 100 - 150 сберкнижек вкладчиков на дому. Бывают села разбросанные нa 2 -3 км., а мне надо зайти в каждый дом (почти в каждый)." Томочка слушала, я знала, что она все понимает, но я этим отвлекала ее от хандры. Я знала, как только мы дойдем до поворота на интернат, Тома обязательно повернется ко мне лицом и скажет:"Я не хочу в интернат..." Как бы я этого не хотела слушать, но я же слышу. Следующую неделю провожаю ее, а сама думаю, а может Тома сегодня ничего не скажет на повороте. И говорю ей:"Томочка, вот ты всегда разрываешь мне сердце тем, что не хочешь в интернат. Конечно, в выходной мы с тобой высыпаемся, кушаем, что у нас есть, играемся, ходим в кино, гуляем по улице, шутим, балагурим. А в интернате мамы нет, делаешь то, что тебе прикажут, как все, так и ты, тебе это не нравится. А вот еще один год проучишься и к тебе прийдет в интернат Гуля, в 1-й класс. Как вам будет хорошо! Ты ее будешь видеть каждый день, то на прогулке, то на зарядке. И буду я вас провожать обеих. Вот нам будет весело! Правда?
 "Да... но это еще целый год, ..долго..." "Томочка, да 2-й класс ты быстро закончишь, правда!" "Тома от радости, что скоро она пойдет вместе с Гулей, забыла сказать надоедливые слова и, помахав мне рукой, побежала, крикнув на ходу:"Мама, мы здесь будем с Гулей играться!" Так впервые я не услышала от нее нежеланных слов:"Я не хочу в интернат." Выходит, дело не в интернате, а в том, что нет рядом Гулечки. Как я раньше не догадывалась завести о Гуле разговор?
   Итак, наступило лето 1966 г.  За это время я купила стол с дверцами, кровать, кое-что для кухни и плюшевое пальто за 60 рублей и детям кое-что из одежды. Слава закончил училище с очень хорошими оценками. В Красном Луче я его часто видела, когда они строем шли в баню. Баня была по ул. Чкалова, в центре города, а мы с Екатериной Григорьевной жили в конце улицы Чкалова. Иногда из сберкассы можно было доехать автобусом одну остановку до квартиры. Я экономила, 5 коп. и ходила пешком до улицы Чкалова, 98. Я заказывала ванную комнату за 50 копеек, и были мы сами, трое, я и девочки; я закрывала дверь на крючок и зная, что полчаса нам не хватит вымыться, то я сперва мыла головы девочкам мылом (тогда не знали, что такое шампунь), потом мочалкой мыла их с ног до головы, и если никто не стучит в дверь, если не истекло 30 минут, я даю полотенце им вытираться, а сама берусь за свою голову. Если я не успеваю сама выкупаться, то не одеваю чистое белье, а одеваю девочек (помогаю им) и выходим. Если никого у двери нет, контролерша улыбалась и говорила:"Сегодня вам повезло, 45 минут купались." "Да?" - говорила я, так давайте я доплачу." А она:"Нет, нет, мы берем полные 50 копеек за 30 минут, а частями у нас нет таксы." "Честно говоря, я только голову помыла, а купаться прийду вечером, в общую, за 15 копеек." признавалась я. "Ну и приходите, пожалуйста, а то с этими детками, я знаю, кошмарные расходы," - сказала она, гладя Гулю по спине.


Рецензии
Гульнара! Почти два месяца Вы не выкладываете продолжение.Вас читают,интерес не спадает.Хочется знать, как складывалась жизнь Вашей семьи дальше.Вы так точно описыается детали, что у каждого, думаю, тут же возникают свои ассоциации. Вспомнилось,как у нас тоже иногда не хватало этих копеек на баню! Пишите, читатели ждут.Привет Вашей замечательной маме.

С уважением, Ольга.

Ольга Юрьевна Колоскова   20.03.2011 15:50     Заявить о нарушении
Да, это серьезная болячка, от компьютера она тоже может обостряться, а мы иногда увлекаемся,не делаем перерывов.Желаю Вам, Гульнара, поскорее выздороветь окончательно.Буду ждать продолжения.Маме Вашей привет и пожелания здоровья. Желаю Вам новых читателей и почитателей!

С уважением, Ольга.

Ольга Юрьевна Колоскова   14.04.2011 23:57   Заявить о нарушении