Лик ижицы

Была когда-то в русском языке буква ижица. Была и нет. Кто нынче знает, как она писалась, чем произносилась, и в чем состояла ее исполненная, а может так и не доведенная до конца сакральная миссия в русской словености и порожденных ей умах. Участь ее не одинока. Как много явного стало тайным, тайное — забытым, а забытое — неважным.

Была когда-то присказка: «показать ижицу». Была и нет. Кто нынче знает, что она значила, и чем столь пугающ и грозен для современников был лик таинственной и канувшей в вечность буквы. Однако было в ней видно нечто грозное. Было и нет. Равно как и в государстве Российском. Русь — это новая ижица. Кто помнит, к чему были все ее ракеты, корабли и чудо-богатыри. За какое такое светлое завтра горбился от рассвета до заката ее народ. Чем столь жутким с берегов Невы хотела грозить она шведу, и с какого перепуга тот ее боялся.

Ижица — это тень сознания. Коллективное неосознаваемое, всеобщее забытое, мировое неважное. Планетарная закулиса, темный чулан, куда по собственной воле приличный и хорошо одетый человек без крайней нужды не попрется. Если только конечно не родился там сам. И в этой тени встревоженному уму мнятся, а может и впрямь угрожают и кишат, всех мастей свирепые гады и невиданные чудища. Как не отводи взор, сколь не вытесняй мысль, а так-таки и вспомнишь о примостившейся под боком жути.

Поднимите себе веки, и узреете ижицу. Во всей красе воссияет ее любящий и гневный лик пред вами ярче тысячи солнц. Она по прежнему там где была, и никуда не уходила. Ведь если язык и бывает мертвым, то алфавит никогда. И знаки его, подобные цифрам и первоидеям незримо и вечно парят в месте, где нет ни времени ни пространства. А может и нет. Кто на самом деле помнит начертание ижицы, кто слышал ее произношение, кто постиг ее тайну во всей семантической глубине, прагматической пользе и синтакическом правописании? Тех нет, или далече. Может и не было никакой ижицы?

Принесите мне ижицу, и покажите ее. Не боязно взглянуть в пустые глазницы страхов. Что если не так она страшна,  как малюет ее старинная присказка? Да и была ли она вообще? А вся эта страна? Не есть ли Русь тот самый незримый и грозный, а ныне никому не важный, лик ижицы? Не третий Рим, не утонувший назло монголам Китеж, а воплощенная буква, которой не было? И буква стала плотью, и ходила по земле среди нас, и стращала народы. И было ей имя — ижица. Было и нет.


Рецензии