Русский издатель

РУССКИЙ ИЗДАТЕЛЬ

Русский издатель. Кто он такой? Бытует мнение, что это очень обеспеченный человек, решивший зарабатывать деньги на литературе.  Во многом это так, но не каждый издатель – русский.
Это обыкновенный, простой человек, выходец из глубинки, провинции, из какого-нибудь там городишечко Пестово Новгородской губернии или из такого же - Опочка Псковской области. Этот обыкновенный, простой человек вырос в глубинке. Он с детства влюбленный в хорошую художественную литературу. Он воспитанный на произведениях классиков – Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Фета, Бунина, Тургенева, Чехова. Он сам что-то пишет.
Классиками богата земля русская! И наш обыкновенный, простой человек знает толк в художественной литературе, у него есть чутье на замечательные произведения русской литературы, у него есть чутье на талантливейших, гениальных авторов, и он видит – что они есть, есть они в современной художественной литературе, но почему-то… в силу дискультурных обстоятельств современности – их почти не издают. Издают кого угодно – у кого есть деньги или имя, вот хоть американская певица Мадонна написала сказку, и эту сказку тут же издали тысячи издательств миллионными тиражами, пошли продажи, миллионные прибыли, хотя гениальность сказки остается под сомнением. Вот издают ширпотребную литературу – детективы, боевики, розовые романчики, в надежде получить от них прибыль, и ведь получают… потому что издают большими тиражами и - известные, так называемые «раскрученные» имена (раскрутили их, понимаете, как веревкой над головой некоторые предметы - груши или барабаны…), хотя наш умный читатель уже «наелся» всей этой бестолковщиной - псевдо-литературой, ибо не отражает она реальной жизни, а ведет только в заглумление… Но, идем дальше. Издают тех, у кого есть связи, так называемая «мохнатая лапа». Лапа эта что-то греет… Греет и издателя, греет и самого автора. «Василий Васильевич! – говорит Петр Сергеевич, – Пригрей ты хорошего человечка в своем издании! Талантливый. Умный. А я тебе помогу…». Ну, тут у кого какие возможности – тот тем и помогает.
Однако обыкновенный русский человек не видит в этом потоке издающихся по-настоящему талантливых имен. Еще он знает, что гении русские чаще живут в глубинке, в провинции, в какой-то там тьмутаракани, и нет у них ни связей, ни денег, ни раскрученных имен. Зато есть у них талант, а если гений – так талант ограненный, подобный бриллианту, сияет изысканно самобытным, авторским стилем душе родное. Но крайне редко встречаются такие авторы в изданиях. Обитают они чаще где-то на свалках литературы в Интернете, где теряются под толщами окололитературного мусора, а то и вовсе пишут в стол, так как нет у них ни компьютера, ни Интернета.
Такая ситуация не устраивает русского человека, влюбленного в литературу, пробивного и мечтающего, горящего что-то сделать доброе в этом мире, не для себя, но опять же для Её Величества Литературы. И тогда он стойко решает стать издателем. Он собирает последние деньги, собирает понравившихся ему авторов (которых он нашел хотя бы в Интернете) и начинает издавать новый литературный журнал. И здесь ни кому в голову не приходит, что издатель этот - обыкновенный русский человек - не имеет собственного жилья, так уж сложилась судьба, ютится в чужой снимаемой им квартире, вместе со своей семьей – маленьким ребенком и женой, и большие деньги, заработанные где только возможно, но честным, трудовым путем – тратит не на жену и ребенка, не на себя, хотя изредка делает семье подарки, не на строительство собственного домика, хотя такие планы есть, не на кредит за автомобиль, - как честный человек он всё же платит за кредит в срок и положенные суммы, - ведь без автомобиля вообще невозможна его деятельность - много разъездов, много работы, - так тратит он суммы на издание журнала в надежде воскресить доброе имя Современной Отечественной Литературы. Так он становится Издателем.
Он находит поддержку в литературных кругах. Его поддерживает местное отделение Союза Писателей. И, о радость! Первый номер журнала выходит в свет! Издатель понимает, что его журнал – это еще ребенок, малыш, что его предстоит воспитывать, растить, не исключены и ошибки, в том числе и в оформлении, и в наборе, и в корректуре. Но это уже профессиональные штучки… и постепенно наш издатель становится профессионалом. Готовится к выходу в свет новый номер журнала. Он становится лучше. В номере публикуются замечательнейшие авторы русской провинции, одухотворенные, талантливые, каких не встретишь в иных постных или скучных изданиях. Всё было бы хорошо… Но вопрос второй – реализация, распространение журнала… Без массового читателя журналу трудно так же, как без издателя трудно автору. Публикуемые авторы – молодцы, заказывают по несколько экземпляров номера, несмотря на то, что есть авторские бесплатные экземпляры, и они правильно делают – дарят журнал, где опубликованы, друзьям, родственникам, умножая тем самым число читателей, оказывая незаменимую добрую службу и себе, и журналу, и издателю - помогают распространить журнал и возместить хотя бы крохи вместо затраченных хлебов. И таким образом реализуется, распространяется одна десятая часть  тиража журнала. А что делать с девятью десятыми, с большей частью?
Издатель идет в книжные магазины заключать договор. И, о ужас! Книжные магазины отказывают издателю в реализации журнала. Мы не берем журналы, - говорят они, - Идите в «Роспечать». И издатель идет в «Роспечать», но и в «Роспечати» получает отказ. «У нас ходовой товар! - говорит директор сети ларьков, морщась, смотря на художественное издание, – Зажигалки, газеты «из рук в руки», «теленедели» и «телесемь», еще китайские брелки, авторучки, скотч,  переводки, наклейки, ножички…». Но издатель заблаговременно распечатал цветные полоски, рекламки литературного журнала – узенькие, размером с два спичечных коробка, с фотографиями номеров и небольшим рекламным текстом. «А вы повесьте вот эти рекламки на витрину, на уровне глаз покупателя, они маленькие, места на стекле вполне хватит, подойдет покупатель – увидит, заинтересуется, купит». Директор сети ларьков, по-прежнему морщась, смотрит то на журнал, то на свои витрины, где красуются отрядами китайские феноловые куколки, брелки, зажигалки, экс-порно-газеты… «Нет!» - твердо говорит он. – Не возьмем!». «Вот это РОСПЕЧАТЬ!» - восклицает издатель и уходит. Он идет дальше, и – радость! Центральный книжный магазин областного центра дает добро! Милые, добрые, умные женщины, которым не безразлично состояние русской культуры, принимают на реализацию несколько десятков экземпляров журнала. В конце концов - еще одна десятая часть тиража реализовывается, журнал находит своего читателя. Но что делать дальше?
Издатель с журналом едет по библиотекам… Библиотеки! Нищие библиотеки современной России!.. Бедные, забытые… забитые… Часто там работают уже не те люди – Библиотекари (с большой буквы) – а просто женщины, без интереса к книгам и литературе вообще, тем более к тому, что там написали местные «писашки»… Поднимая усталый взгляд, сквозь очки, смотрит этакая тётя-библиотекарь на издателя. «Это не к нам…» - говорит она…
Издатель не стоит на месте. Он намечает поездки по литературным объединениям области. А сколько их! в каждом городке есть свое литобъединение. Вот, пожалуй, куда можно направить  журналы, где найдут они своего читателя… Однако затея эта откладывается и откладывается. У издателя не хватает времени на поездки, всё время приходится тратить на заработок денег, чтобы выжить и жить достойно, чтобы опять же издать журнал, так как понимает, что поездки займут много времени, а дохода будет – мизер…
Но вот на кону – новый номер журнала. Издатель тщательно отбирает материал. Сам делает макет журнала для верстки в типографии, ищет финансовую помощь у друзей, знакомых, так как своих средств недостаточно, он сам живет, едва сводя концы с концами… Десять обеспеченных знакомых отказывают. «Я даже своему отцу не помогаю!» - чванливо заявляет один предприниматель, поглаживая свой распухший от сырокопченых колбас живот.
Но вот чудо! Директор одной крупной компании соглашается и даёт издателю часть денег на издание нового номера.
И вот новый номер выходит в свет.
И опять – те же проблемы… реализация… распространение…
Кое-что издатель умудряется распространить через свой сайт, сайт журнала, и опять по новому кругу!..
Тем временем на первый номер журнала приходит отзыв самой ПАНИ (Петровской академии наук, бывшей РАН) – одобрение, пожелание успехов, удач в этом нелегком, но нужном российской культуре деле! В новый номер журнала попадают выдающиеся авторы, заслуженные, признанные – лауреаты различных литературных премий и конкурсов, награжденные золотыми медалями за вклад в художественную литературу, члены СП, и простые но талантливейшие авторы.
Созревает новый номер журнала, добавляются новые рубрики, интересные… Но опять у издателя нет денег, он опять ходит, ищет спонсоров, так как сам не в состоянии уже оплатить тираж. И кругом одинаковые сытые лица, вдомек ли им, что от состояния культуры, которое формируется и чтением художественной литературы, зависит и их жизнь, и их судьба…
И здесь издателю приходит мысль – написать текст, призвать к совести всех читающих, опубликовать этот текст на всех литературных сайтах рунета, чтобы проснулась эта совесть, чтобы авторы не только требовали «Публикуй!», а и помогли в распространении, ибо все мы находимся в одной упряжке – авторы и издатели – и нечего автору садиться в эту тележку, чтобы издатель волок его к свету и славе, издателю самому тяжело, точно так же и нечего издателю забираться в тележку, чтобы волокли его авторы… как поступают многочисленные коммерческие издатели: «Хочешь публиковаться – плати деньги, тыща рэ за страницу...». Важно понять и автору (издатель уже понял), что в современной России культура поставлена в бескультурное положение, и необходимо, чтобы выйти из этого положения - объединить усилия и издателя, и автора. И авторам – насколько возможно – помогать издателю. По совести! Хорошее слово. А многие ведь его уже подзабыли…
 Итак… издатель пишет текст, размещает его на многих известных литературных сайтах… И… что дальше? Издатель спокойно выслушивает (вычитывает) унижения. Некий «Попрыгунчик Клю-клю», какие только «псевдонимы» не встретишь на литсайтах! – в рецензии к тексту обзывает издателя «лохом, недотепой», даже не поняв, чей текст читает… Другие подозревают в мошенничестве, - полное недоверие (конечно, уже наелись!...), некоторые, высокомерно считая себя «звездами всекосмической литературы», смотрят презрительно. «А хто ты сам?» - глядя свысока, вероятно из окон какой-либо многоэтажки, задают они издателю вопрос и тут же сами отвечают: - «Сам ты бескультурщина бесталантная! А вот мы… - знатоки!.. Звезды!.. Шедевры!.. Гении!..». И забывают то многоуважаемые «звезды и гении», что авторы публикующиеся у нашего издателя – далеко не простые люди. Но издатель смотрит далее… И вот уже видит, что текст удален неким модератором с одного известного сайта за рекламу…
Каков же итог? Издатель подсчитывает количество читателей, прочитавших текст, видит это число приблизительно равное сотни…. Из ста читателей – только один - умный, вдумчивый, неравнодушный человек заказывает на сайте журнала два номера. Но издатель и этому рад. Он идет на почту, покупает конверт и высылает наложным платежом журнал…
Спасибо Вам, добрый Читатель! - говорит он.
И такова ситуация во всех литерурных журналах России. Мы разучились читать. Разучились выписывать журналы, ждать их (на то есть объективные причины)... И часто только требуем, ничего не давая взамен...

"Что читать, где публиковаться" удаленное с сайта "..ру" находится здесь:
http://wiking-litera.ucoz.ru/forum/5-31-1


Рецензии
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.