Борт над тундрой

       Наливает вертолётчик полстакана другу-лётчику, а себе – полный… Всё равно, пока донесу – расплескаю! Трясет на вертолёте, значит, вибрирует. Это шутка, но это и правда.
       Вот он стоит, МИ-8 МТВ. Обойдём перед взлётом, посмотрим. Досконально надо глядеть – на Севере всё надо смотреть как следует. Снимаем крепления, они чтобы не унесло машину внезапно поднявшимся ветром.
         Кто сегодня с нами будет, что там по заданию? Так, геологи-сейсморазведка, понятно, эти регулярно, по точкам. Просятся ещё рыбаки на реку Лемву и, по купленным билетам, местные ненцы (коми, другая коренная народность, живут немного южнее). У этих багажа много – в городе редко бывают, а гостинцев нужно всей родне привести.
         Молчаливые тундровики-оленеводы, пока не выпьют... Лишь бы не сильно пьяные, а то не полетят сегодня – не возьму!
          Рыбаки – «левые», высаживать буду подвеской, на высоте 50-70см, не касаясь земли. Это сложно, но необходимо: иначе самописцы зафиксируют неплановую посадку, а за это нарушение, за него  могут и наказать…
         Всё. Механик забрался на место, значит проверил как груз уложили и дверь закрыл. Хороший механик – душа вертушки… А как они в Афгане пахали – из изрешечённого металла за ночь «почти новые»  склепывали. Было.
          Запрашиваем рулёжку. Выруливаем. Останавливаемся на полосе. Запрашиваем взлёт. Диспетчер уточнил ветер, погоду и разрешил взлёт. Так, максимальные обороты - лопасти винта слились в круг.
          Понемногу увеличиваем подъёмную силу винта. Есть такая машинка – автомат перекоса, он управляет наклоном лопастей винта. Отрыв. Подъём. Курс. Подзаведу и поставлю время на пультовых часах. Пошло полётное время…
           Уже час над тундрой. Как два огромных кота, за спиной сверху громко мурлычат турбины, подсвистывает несущий винт. Налетела тучка, потоки дождя размазаны по стеклу щётками стеклоочистителя...
           Вот и Лемва. Рыбаки просят ещё за излучину. Там коса галечника плотная – проросла мелким кустарником. Делаю круг, захожу на посадку… Тут и высажу. Договариваемся: через двое суток за ними вернусь. Будет рыбка!
            Несколько секунд удерживаю машину над галькой берега. Одним глазом вижу как выпрыгивают люди и собака, выкидывают тяжёлый тюк с резиновой лодкой. Механик закрывает дверь, садится на место. Набираем высоту, уходим севернее: теперь пассажиры-ненцы. Доставить и высадить. Тучка прошла - дождь кончился.
         На Юг летать интересней. Там чаще поселения и гуще леса. Урал подходит почти вплотную к железной дороге. Реки красивейшие:  Кожим, Косью. Кожим золотоносен, стекая с отрогов Урала, размывает кварцевые жилы и несет золотой песок по всей длине реки.
         Здесь, в конце 70-х начале 80-х, работала знаменитая артель «Печора»,  под руководством Вадима Туманова… Тогда много мы с ними работали. Потом артель проложила дорогу от города и наладила автомобильные перевозки. Но не понравилось тогдашнему руководству республики «неуправляемость» артели, её самостоятельность.
          Да и заработкам старателей откровенно завидовали… Вот это, наверное, и явилось главной причиной закрытия разработок золота! Артель ушла, а новые хозяева наладить промывку золота там до сих пор толком не могут.
        А на Север – тундра, тундра, тундра до Океана и петли рек – почти  все текут в Печору. Вот и стоянка оленеводов, островерхие чумы, нарты торчком, прозрачный дымок над тарахтящим движком-электрогенератором.Снижаемся,садимся, высаживаем. Приглашают прилетать ещё. Раньше сюда летали чаще, сейчас каждый прилёт – событие…
        Дальше, за Уралом, за Салехардом, за широчайшей Обью, кое-где до сих пор виднеется просевшая насыпь железной дороги на Норильск. Обветшавшие разъезды, сгнившие бараки и даже оставшиеся тут навсегда рельсы, вагоны и паровозы. ГУЛАГовская стройка №501. Затратив неимоверные усилия и заплатив многими людскими жизнями её  довели до реки Надым, построив неисчислимое количество мостов через тундровые, как правило, безымянные речки и ручьи. Затем дорога была заброшена…
       Тут где-то, в тундре, мой друг, пилот Алексей Мазурин нашел остов огромного четырехмоторного немецкого самолёта, возможно Me.264(?), упавшего в тундре во время войны. Зачем он забрался так далеко и что должны были здесь делать его пассажиры и экипаж мы, наверное, никогда не узнаем. Нет уже Алёши, от тоски по небу, раньше времени, умер этот иконописно красивый парень и пилот от Бога.
         По ходу вспоминается семейная легенда Мазуриных. Не любило его отца, Павла Мазурина – сильного, высокого, красивого мужика, любимца и любителя женщин, лагерное начальство… В пятидесятых годах был он на Воркуте. И сообщили ему верные люди, что в вагоне поезда, когда поедет он оттуда, его «замочат».
         И этот человек совершил подвиг: он зимой, в мороз -30 пешком, по насыпи железной дороги, пришёл  в город Инту, сохранив себе жизнь. Его жена, тётя Шура, была землячкой и подругой моей мамы. А сам он, всегда весёлый, энергичный, ещё много лет заведовал Интинским деревообрабатывающим комбинатом.
        Теперь осталось ещё доставить на «точку» геологов. Делаем прощальный круг над чумами и летим обратно, над разноцветно - полосатой тундрой. Здесь недалеко петляет по тундре река Молва-Ю (Ю - по коми собственно и означает – река).
       Скважина вблизи этой реки даёт нефть уникального качества: светлую и прозрачную. Геологи говорили, что если ей заправить топливный бак дизеля, то трактор будет работать на сырой, только из скважины нефти, как на очищенном соляровом масле. Уверяли, что даже лучше.
        А вот эта река - Колва-Ю. С одной из скважин в этом районе связана ещё одна слышанная от геологов история совсем недавних времён. В эпоху «большого хапка», в достопамятные 90-е годы здесь была пробурена очень перспективная, по данным сейсморазведки, скважина.
        Геологи-буровики, что её пробурили, решили её приватизировать. Оформили все необходимые документы, отвезли их и сдали в соответствующую контору по принадлежности. Господа чиновники, как и полагалось по закону, пообещали рассмотреть в течение двух недель.
        Терпеливо выждали две недели, приехали в Москву. Те же чиновники попросили их зайти через часок. Ну, что ж вышли парни во двор, закурили. Тут, малое время спустя, подошёл к ним молодой человек, из себя невидный, с чемоданчиком-дипломатом.
        Человечишко этот, представившись юристом некоей компании, очень вежливо назвал их по именам–отчествам и фамилиям, затем присел рядом и предложил им отказаться от месторождения, а то… и назвал имена их детей, сколько лет каждому, кто и где учиться.
        Плюнули ребята и поняли, что чиновнички, которые занимались их документами, за малую мзду продали их труды московским или иным бандитам…Тем и кончилось. Конечно, эти новые владельцы ни добывать ни строить ничего не стали, а просто перепродали это месторождение какой-то крупной компании, кажется Роснефти…
        Вот такие размышления в полёте. Ладно, подошли к точке. За спиной зашевелились геологи. Сейчас высадим и можно домой.
      27.01.2011.День рождения Ирины.


Рецензии
Случай один из великого множества...к сожалению!

Людмила Сотникова   11.11.2012 14:25     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.