7. 1981 г. Ромашки. Любить сильнее возможного, 13

07.07.81, 20.30
Здравствуй Леночка!
Сегодня 7-е. Завтра 8-е. Отмечаю день нашего бракосочетания, вступая на сутки в наряд по столовой. Предстоит мыть на 400 человек всю посуду, баки, драить полы, чистить картошку.
Поздравляю тебя, моя милая! Обещаю выпить завтра в 12 часов за твоё здоровье лишнюю кружку компота или чаю, что будет. С ума сойти, уже прошло 4 года, как мы с тобой вместе! Солидный срок.
Получил сегодня разу 2 письма – от тебя и от Ирины. От тебя уже третье, второе получил вчера. Спасибо!
Ну, вот пока всё. Кричат, что пора на судомойку. До завтра.
----------

08.07.81, 12.10
Поздравляю тебя, малыш!
Пью чай. Сделал тебе маленький подарок -  сбрил усы, как ты просила. Ты рада? Приедешь, посмотришь на меня без усов. Теперь голова моя почти совсем голая.
Вчера убирали столовую до часу ночи. Одели нас в белые нательные рубахи (точнее когда-то они были белыми – сейчас неопределённого цвета) – точь в точь как гуси-лебеди в Скворцова-Степанова, а также в страшные засаленные штаны. Так мы и ходим по столовой, разносим еду, моем полы и посуду.
Утром в судомойке спугнули здоровенную крысу – от головы до хвоста сантиметров 40.
На полах в кухне и судомойке можно кататься, скользить, как по льду – до того всё жирное. В воде для чая, супа – где ближе котёл – повар и поварята моют руки. Всё нормально. Только почему-то у меня пропал аппетит. А вообще-то, прапорщик (дежурный по столовой) нам вчера сказал, что паёк солдата в Советской армии самый калорийный в мире. Вполне возможно, его хватает и нам и свиньям, которым достаётся его большая половина.
Позавчера вечером по приказу начальника нашей кафедры, полковника, в «свободное время» чистили резинкой (для карандашей) ножки у столов и стульев в Ленинской комнате.
Днём на занятиях по тактике бегаем поэкипажно (4 человека) от офицера до следующего столба, изображая танки. Настоящих нам теперь не дают. Наши офицеры с кафедры разошлись мнениями в некоторых «моментах» с офицерами части. Весьма сложно разобраться, кто здесь наше непосредственное начальство и кто главнее.
Получил объёмное письмо от Ирины, в котором она весьма обстоятельно излагает мне свои, твои, а также ещё нескольких товарищей денежные отношения и положения. С интересом ознакомился. Получил массу удовольствия. Спасибо ей за заботу о моих творческих поисках (самые искренние!).
Правда, к сожалению, здесь не дом отдыха для начинающих поэтов и не дача, предоставленная Союзом писателей. Обещаю сделать всё, что в моих силах. Для начала попробую ей ответить.
Очень рад за Сашку! Страшно хочется её увидеть!!
Целую её и тебя.
Ещё раз поздравляю вас обеих (ведь она здесь тоже причё).
Жду тебя. Люблю!!!
Отдыхай, поправляйся.
Твой Виталька

(Извини, что грязно – я пишу в столовой, и очень мало времени – весь в делах.)
===============================

14.07.81, 3.00
Здравствуй, Ленка!
В воскресенье, пока мы с тобой отдыхали на речке, у нас в роте сборов был большой шухер. Какой-то майор, переодевшись в штатское, прогуливался по берегу и набрёл на компанию наших курсантов, распивающих водку. А те его ещё послали на три буквы. Он, естественно, обиделся и доложил дежурному офицеру. В результате организованной облавы было поймано 14 купающихся. Пьяных обнаружить не удалось.
В 17.00, когда мы с тобой доедали праздничные пирожные, было ротное построение. Разыскали почти всех, кроме меня и ещё человек двадцати. Как обычно, попугали, но, в конце концов, всё обошлось. С трепетом ждали вечерней поверки, но на ней дежурный офицер сказал только несколько общих фраз. Пронесло. Он, вроде, сам был несколько не в себе.
Сейчас только что вернулся с поста. Наш взвод вчера вечером заступил в караул по полку на сутки. Выдали боевые автоматы и по 60 боевых патронов каждому – на 2 магазина. На каждом посту по 3 человека. Сменяемся через 2 часа.
Погода замечательная. 3 часа ночи, а на улице градусов 18. Ночь светлая, на небе ни облачка. Бродишь между двумя рядами колючей проволоки по периметру: с двух сторон сосновый бор шумит, с двух других – поле, и видно – далеко-далеко. В Ромашках – огни. С речки туман поднимается. Заберёшься на вышку – видно Вуоксу, на ней лунная дорожка. А Луна – огромная. Тихо. Только собаки на соседних хуторах лают да комары звенят. Слышно даже как плещется рыба в реке, а до неё не близко.
А в руках – автомат. Испытываешь какое-то новое, неизвестное чувство спокойствия и уверенности.
Так что пьянствуйте на здоровье, мы стоим на посту.
Не обошлось, конечно, без «Бобовских шуточек». Возвращаемся с караула, вдруг из-за кустов за проволокой: «Стой, ни с места!» - знакомый голос. У всех автоматы. Один дёрнулся. Нам здесь, особенно перед выступлением в наряд, достаточно нарассказывали страшных историй.
Кстати, вчера ночью мне приснился кошмарный сон. Плыли мы на каком-то корабле, и Боб почему-то залез на высоченную мачту и начал, как обезьяна, крутить на верхней рее солнышки и т.д., не удержался и полетел вниз головой. Я всё видел в мельчайших деталях. В общем, осталось одно мокрое место. К чему бы это?
А под утро ещё один сон, но уже весёлый. Приснилось, что мне дали званье ефрейтора (старший солдат). Как хорошо быть начальником, хотя бы и маленьким!
Как у тебя дела в театре? Проясняется ли чего-нибудь с гастролями?
Доходят слухи, что Наташа Левитская в положении. Возможно ли это?
Как Володя? Едут ли они работать в Воркуту? Если да, то – кто, как и когда? Мне интересно.
Большущий поцелуй от меня Сашке! Пиши мне о ней почаще и побольше. И, конечно, о себе. Не забывай! Никакие оправдания не принимаются.
Жду тебя 19-го! Очень-очень жду!!
Люблю и скучаю. До воскресенья ещё так долго. Приезжай, пожалуйста, с утра, спасай от тоски и работы.
Крепко целую.
Жду. Жду. Жду! Жду! Жду! Жду!! Жду!! Жду!!!
Привет всем знакомым.
Твой Виталька
===============================

16 июля 1981г.
Здравствуй, Виталик!
Вчера получил от тебя письмо и сразу же отвечаю, ведь рабочий день у меня длинный теперь, так что время есть. Виталик, если ты помнишь, то когда мы встречались с тобой в последний раз, я трудился на колхозных полях и рабочий день у меня был короткий с 9 ч. до 11-ти, а теперь с понедельника я работаю на своём обычном месте, поэтому и пишу, что день стал длинный. Сам понимаешь, что после такого «балдежа» в колхозе, который продолжался ровно четыре недели, работать целый рабочий день чрезвычайно трудно.
Меня успокаивает только то, что с 27-го июля я пойду в отпуск, а значит мне осталось работать чуть больше недели. Поеду вместе с женой и сыном к своей бабке в деревню, наверное, недели на три, а ещё одну неделю проведу здесь в Ленинграде.
Виталик, сейчас я к тебе приехать, к сожалению, не смогу, а вот в последнюю неделю отпуска, т.е. после 16-го августа, я обязательно приеду к тебе за грибами-ягодами.
Пока работали в колхозе, погода стояла отличная, и я здорово загорел, а рядом с Наташкой вообще кажусь негром, но я, конечно, преувеличиваю.
Вот такие у меня дела и такие мои планы.
Новостей у меня нет. Володе Попову я звонил недели две назад, его ещё не было, надо бы позвонить ещё, очень хотелось бы посмотреть на «попа», я же с ним не виделся лет шесть, не меньше.
В общем, веду себя я сейчас смирно, да ты же знаешь, какая у меня жена и как она меня отпускает. Правда, недавно, дело было в пятницу 26-го июня, я провинился очень сильно. Понимаешь, у нашего начальника отдела был большой «сабантуй» по поводу его 60-ти летия и он пригласил всех сослуживцев, в том числе и меня. Водки там было предостаточно, а денёк довольно жаркий, так что наклюкались мы прилично и вышли из гостей довольно весёлые часов около 12-ти ночи, а в этот день как раз был выпускной вечер в школах, и мы втроём решили прогуляться по Неве. Я-то позвонил жене и позвал с собой, но, наверное, язык меня плохо слушался, и жена со мной не пошла. Короче, проболтался я до 4-х утра и на такси приехал домой. Сам понимаешь, какой у меня был напряжённый разговор с женой, в общем, всё, никакой мне веры нет, и больше меня никуда не отпустят.
Сейчас мы, конечно, уже помирились, так что всё в порядке.
Виталик, ты очень подробно и обстоятельно описал свою службу и времяпровождение, что ж, за три месяца ты вполне поймёшь, что из себя представляет солдатская служба, а приказания и команды начальников всегда направлены на то, чтобы солдат был постоянно занят, а чем – всё равно. Поэтому придётся всё переносить, хотя, конечно, тоска «зелёная», но зато будет что вспомнить.
Конечно, тебе повезло меньше, чем нам в своё время, чувствуется, что дисциплина у вас строгая, да и по времени вами торчать 3 месяца – срок вполне приличный. Виталик, неужели там никто не играет в карты или ты их не взял? Я думаю, что ты бывал и не в таких переделках и чем заняться найдёшь.
Мой брат Андрей сейчас тоже находится в лагерях под Талином. Он прислал письмо и пишет примерно то же самое, но у них всё-таки будут экскурсии в Таллин, и торчать там им всего месяц.
Виталик, в таких частях обычно бывают неплохие библиотеки, и, если их не разграбили, то можно найти интересные книги, хотя времени свободного у тебя не так уж много. Да ты же там не один, а со своими сокурсниками, так что не скучай, я ведь почти два года был один, и то ничего.
Сейчас достал интересную книгу «Мастер  и Маргарита» Булгакова, и нужно успеть прочесть до отпуска, а времени у меня мало.
Очень много вещей нужно везти с собой в деревню. Представляешь себе деревню, в которой нельзя купить молока и яиц? Так что бегаю по магазинам и ищу необходимые продукты питания: тушенку, колбасу копчёную и прочее, а всё это достать очень сложно. Если бы мы не копили на кооператив, то поехали бы отдыхать в г. Ейск на Каспийское море к знакомым, а так приходится выбирать то, что по карману. В деревне в этом отношении дёшево и сердито.
Виталик, я уезжаю в деревню 25-го, так что пиши мне туда по адресу 171 Калининская обл., ст. Кесова гора, п/л Столбово, дер. Сафоново, Воронцову В.А.
Если, конечно, захочешь.
Ну вот, пожалуй, и всё что я хотел тебе написать. Наташа передаёт привет.
До свидания. Сергей Воронцов
===============================

19.07.81
Здравствуй мама!
У меня всё в порядке. Учимся, работаем. В свободное время, хотя его не много, занимаемся спортом. Вчера играли в футбол со вторым взводом. Я стоял на воротах. Выиграли 3 : 0. Сегодня утром бежали кросс на 3 км. Воскресенье прошло быстро, играли в футбол, волейбол. Объелся земляникой, красной смородиной, черникой – сегодня на ягоды никто не обращал внимания, ко многим приезжали.
Как у тебя дела? Как здоровье? Чем занимаешься на работе и в свободное время?
Погода стоит хорошая, тепло. Я уже неплохо загорел, правда, по пояс.
Купи мне, пожалуйста, стельки для сапог 42-го размера, лучше 2 пары. У меня в одном сапоге разорвалась пополам, в другом еле держится, а под стелькой – одни гвозди. Я уже здорово стёр себе ноги.
Лене я об этом писал, но она, может быть, уже уехала в отпуск. Он у неё с 20-го.
Звонит ли она тебе? Что-то давно не было писем, правда, они здесь иногда задерживаются.
Если Лена сможет приехать в следующее воскресенье 26-го, передай ей, пожалуйста, или привези сама.
Неплохо бы какой-нибудь смягчающий крем для ног.
И деньги у меня совсем кончились – не на что купить папиросы. Если можешь, одолжи мне немного денег. Когда приеду из лагерей, отдам.
Если никто не сможет приехать, пришли по почте. Я тебе буду очень благодарен.
В субботу получил извещение на бандероль. Спасибо! Надеюсь получить её в понедельник или во вторник, как отпустят.
Ну, вроде, всё. Пиши мне почаще.
До свидания. Целую.
Виталик
===============================

21.07.81
Здравствуй Леночка!
Вот и прошёл первый месяц моей службы. Осталось ещё два – безрадостная перспектива. Замечаю, что у меня начинает портиться характер. Надоело заниматься ерундой. Хоть бы учили чему-нибудь толковому, но, похоже, что здесь ничему, кроме как держать лопату в руках, не научишься. Да, и эту науку я прошёл лет 10 тому назад.
Похоже (раскрою тебе военную тайну), что в Советской Армии не хватает патронов. Я понял это после того, как за первыми двумя занятиями по огневой подготовке, когда нам с большим скрипом выдали по несколько патронов и позволили пострелять, последовали следующие штук 10, на которых нам разрешали уже только целиться по аляповатым мишеням.
Скоро приедет один их наших непосредственных начальников (я уже в них запутался), полковник, вроде бы, нач. штаба дивизии, а может, и нет. Неважно. Говорят, что он большой любитель проверять готовность личного состава и в частности физическую подготовку. По этому поводу мы срочно готовим заброшенный спортивный городок, приводя его в состояние бурной спортивной активности. Вчера наш взвод с обеда до ужина перекапывал заросшую чуть ли не по пояс травой беговую дорожку. Сегодня в это же время другой взвод дружно строем её утаптывает. В свободное время чистим и красим засиженную птичками полосу препятствий. Работа идёт полным ходом.
Вчера мне один мальчик лет шести, сын майора (здесь много офицерских детей), когда я его спросил, хочет ли он стать генералом? – ответил, что он лучше в ящик залезет и действительно залез (рядом стоял пожарный ящик для песка) и даже накрылся крышкой.
С удовольствием бы тоже куда-нибудь спрятался, да некуда.
Когда же я сказал, что больше не могу с ним играть – нужно работать, он пригрозил, что приведёт папу и тот посадит меня на ГУБУ. Пришлось спасаться бегством. Хорошо, я фамилии своей не назвал!
Послал второе письмо Ирине. Получает ли она мои письма? Может быть, я не правильно пишу адрес?
Ул. Рубинштейна, 15/17, кв. 248.
Пожалуйста, проясни.
Не получал от тебя письма уже целых 16 дней!! Почему ты мне не пишешь? Мне так нужны твои письма. Очень прошу тебя: черкни мне  чего-нибудь о себе и Сашке. Я волнуюсь, мучаюсь, беспокоюсь, не сплю по ночам, а только днём на занятиях – и за это мне ставят двойки и дают наряды!
Пожалей, Леночка! За что ты меня так мучаешь? Может быть, ты попала под машину и сломала руку? Тогда попроси кого-нибудь, пусть напишет за тебя. Или опять влюбилась? Нехорошо забывать старых друзей, тем более мужа. Ведь, чтобы ни случилось, мы всё равно с тобой останемся друзьями, хотя ты прекрасно знаешь, насколько мало мне этого.
Я люблю тебя и страшно скучаю!
Пишу тебе и не знаю, может быть,  ты уехала в отпуск и получишь моё письмо не сразу. Зато, когда ты приедешь, тебе придётся долго-долго читать мои письма. Ты рада?
Письмо пишу урывками, целый день – как выпадает свободная минута.
Только что был отбой, я уже в кровати. Долго выясняли всем взводом со старшиной, как укладывать штаны на табуретку – ширинкой налево или направо, к стенке или душке кровати. Всё должно быть единообразно! Было много споров. Вопрос оказался серьёзным, и дело чуть не дошло до драки. Последнее слово, конечно, осталось за старшиной.
Прочитал «Фиесту» Хемингуэя. Приятно читать такую вещь в состоянии хронической трезвости. Вспоминал последний год. Поразительно, насколько наши трагедии похожи на будни его героев. Вещь понравилась – наконец-то я его оценил! Обязательно буду читать ещё.
Ну вот, и хватит. Я уже совсем засыпаю, а ещё только 23.00 – хронический недосып.
Прости, если тебе кажется, что я немного зло пишу. Когда выливаешь на бумагу то, что накопилось в душе, становится легче. Ведь ты знаешь.
Посылаю тебе небольшой стишок, не совсем новый, наполовину. Здесь пишется плохо. Как он тебе?
Ещё раз прошу тебя: не забывай, пиши! Приезжай, как только сможешь! Я очень жду тебя. Очень тоскливо. Курить нечего – деньги кончились, видимо, придётся бросать.
Получил письмо от Серёги Воронцова, бандероль от матери. Обоим спасибо.
Позвони, пожалуйста, маме!
Привет друзьям и знакомым.
Спокойной ночи, малыш!
Крепко целую, твой Виталька.

*  *  *

Торжественно. Спокойно. Ясно.
Лунный свет чуть серебрит поля.
В этот час, высокий и прекрасный,
Отдыхает мать моя, Земля.

Я молчу, внимая с восхищеньем
Разговору звёзд и небесам.
Вот оно, прекрасное мгновенье,
ДАрящее людям чудеса!
===============================

24.07.81
Леночка!
Почему не пишешь? Очень волнуюсь!
Что с тобой? Отзовись!
Жду письма. Как Сашка?
Люблю.
Крепко целую.
Твой Виталька

P.S. Садись и пиши!
===============================

25.07.81
Здравствуй Лена!
Что с тобой случилось? Вот уже две недели я не получал от тебя ни одного письма. Очень ждал сегодня в воскресенье, а ты не приехала. Мне плохо. Что ты? Где? С кем? Я волнуюсь, не нахожу себе места.
Сегодня ходил встречать каждый автобус. На КПП на меня уже стали смотреть как на дурака. Наплевать!
Я люблю тебя! Я совершенно невозможно тебя люблю! Я не могу тебя потерять. У меня это просто не укладывается в голове. Ты – родная, совсем родная, ты и Сашка. У меня больше никого нет. Я во многом виноват перед тобой, но разве возможно забыть всё то хорошее, что у нас было?
Я знаю, как сложно сюда добираться, как трудно тебе вырваться (наверное, не отпускают?) Очень благодарен тебе, что ты приезжала ко мне целых два раза, несмотря ни на что, даже на то, что нужно сидеть с чужою собакой, ведь больше некому.
Прости меня за этот невесёлый юмор. Почему ты не приехала? Почему не пишешь? Самое страшное – неизвестность. А отсюда ни уехать, ни позвонить. Письма идут долго. Недавно один из наших ребят получил письмо, которое шло 10 дней. Может, твои письма просто задерживаются? А может быть, ты в больнице, заболела, попала под машину или снова влюбилась? Я очень тебя прошу, пиши мне почаще, хотя бы несколько слов: жива, здорова…
Хватит у тебя сил? Ради нашей любви, дружбы, Сашки, очень прошу тебя! Не так, наверное, это тяжело.
Чувствуешь, до чего я дошёл? Может быть, тебе будет смешно?
Смейся на здоровье, только пиши. Пиши! Доходят ли до тебя мои письма? Я уже начинаю сомневаться, пишу чуть ли не через день, как только есть свободное время, бумага и ручка. Ты должна быть завалена моими письмами!
Здесь всё по-прежнему. Занимаемся, работаем. Вчера играли в футбол со вторым взводом. Я стоял на воротах – меня тут признали лучшим вратарём. Выиграли 3 : 0. Сегодня утром бежали кросс в полном обмундировании (сапогах и т.д.) – 3 км, днём опять играли в футбол, волейбол. Объелся земляникой, красной смородиной, черникой. Набираюсь сил. Погода целый день стояла замечательная. На небе небольшие тучки, тепло, но не жарко.
Всё было замечательно, только не было тебя.
Ну, вот и всё. Набежала толпа народа – на улице всё же закапало. Писать уже невозможно.
Ездила ли ты к Сашке? Как оа? Не забывай её!!!
Привет всем знакомым, кроме алкоголиков и гадов.
Получила ли Ирина моё письмо? Почему не отвечает?
Крепко целую. Люблю!
Думаю о тебе всё время.
Очень жду писем!
Не забывай своего Витальку!!!
Как в театре? Не отменили гастроли?
Ещё раз целую тебя и Сашку.
Пишите!
Как с отпуском? Очень жду!
Если сможешь, приезжай в следующее воскресенье 26-го, 2-го августа наш взвод до обеда, возможно, будет работать!
===============================

25.07.81
Лена!
Привези, пожалуйста, мне пару стелек (лучше две пары) для сапог 42-го размера. Где хочешь достань!! Позвони моей маме, если сама не успеешь. Они продаются в обувном магазине. Мои в сапогах совсем развалились, а под ними гвозди, которые никак не заколотить.
Буду держаться до воскресенья из последних сил. Ноги все в крови. Спасай!!
Ну всё. Пора на пост.
===============================

26.07.81
Прости, Виташка!
Ничего лучшего не нашла, но зато выполняю обещание!!!
Пишу в воскресенье, только что вернулась от тебя, стоя в толпе, проехала до Соснова и так же до Ленинграда. Представляешь моё состояние. Ненависть к людям, к власти, плюс жуткая усталость.
Пишу лёжа. Как ты? Не попался?
Когда приеду к тебе в следующий раз, когда буду у тебя, домой поеду на последнем автобусе – единственный выход.
Всё, милый, ложусь спать, нет сил даже писать, ты уж не обижайся на такое посланье, но мы ж договорились, что лучше уж такое, чем ничего!
Завтра напишу толковое письмо, жди. Очень рада, что повидалась с тобой, не грусти, пиши.
Крепко целую.
Лена
===============================

27.07.81
Здравствуй мама!
Получил твою бандероль! Большое спасибо за лекарство и конфеты. С ногами уже стало немного лучше. Мажу каждый день.
В воскресенье приезжала Лена. Пробыла у меня целый день. Передала от тебя и Сашки большой привет, привезла стельки, крем и т.д. Ещё одно большое спасибо!
С утра у нас был спортивный праздник, соревновались с солдатами из части: бегали 100 м, метали гранаты, играли в футбол, баскетбол. Наша рота сборов по большинству видов победила.
После обеда с Леной ходили на речку.
У меня всё по-прежнему: занимаемся, работаем. Здоров, набираюсь сил.
Как у тебя со здоровьем? Лена сказала, что бронхит. Что-то серьёзное?
На этой неделе начнутся занятия по стрельбе из танковой пушки.
Мама, у меня к тебе ещё две небольшие просьбы. Пришли или лучше привези мне, если будет время и получше со здоровьем, комсомольский значок – я свой потерял, и цветные карандаши: синий, зелёный, коричневый, чёрный и красный – мне нужно для занятий.
Буду очень рад тебя увидеть.
Много ягод: черники, земляники, начала появляться малина.
Ну вот, и всё. Зовут на раболту.
Привет всем знакомым.
Целую, твой Виталик.

Обязательно передай привет няне. Как её здоровье?
===============================

27.07.81
Виталька!
Я только что получила твоё письмо с изумительной припиской – «Садись и пиши». И села. И вчера я отправила тебе письмо. Не волнуйся, теперь это будет регулярно, т.к. я купила стержень (чёрт побери! Только сейчас сообразила, что его можно вставить в ручку!!). Попытка не удалась – нет ручки. Ну ничего, разберёшься.
Я немного заболела (бронхитик). 38 град. вчера. Я сразу же оделась потеплее и пошла к Самойловым (бегом). Там чуть-чуть выпили, порезвились, и вот результат – температуры нет, кашля тоже. Привет тебе от них. Там тоска – Маринка на диете, Серёга печальный. Мне были рады.
Звонил Володя из Воркуты пьяным голосом. Вернутся 16-го. С ним Миша, Валечкин (его брат – кретин) и кто-то из прошлогодних (я не помню). Наташка Володе выслала денег на обратную дорогу.
У нас начались дожди – срочно нужно уезжать. Со Львовом всё ещё ничего не известно.
Приходил вчера Антон и настойчиво на протяжении трёх часов говорил о любви и хотел результатов. Первое время я очень мягко всё объяснял, потом стала бросаться к телефону (хотела милицию вызвать), орать на него, под конец пустила в ход тяжёлые предметы типа утюга – тогда он ушёл.
Мне, конечно же, немного неудобно на пламенную любовь так отвечать, но ты же знаешь, что занудством меня можно довести до истерики. Вот так. Ещё с одним кавалером разделалась.
Ну что, малыш? Разбираешь мои каракули? Я ж ещё и не проснулась к тому же.
Я очень радуюсь твоим письмам, спасибо, Виташка. А я, конечно же, очень виновата перед тобой, но я постараюсь исправиться.
Сейчас я закругляюсь, т.к. умираю от голода – бегу в магазин. А если я сейчас не опущу письмо, то могу и забыть. Потом напишу побольше.
Целую тебя, мой родной, жду писем, не грусти, я буду теперь много-много писать. Привет ребяткам.
Ещё раз целую. Лена
===============================

28.07.81
Виталище, дорогой мой!
Я знаю, у тебя есть все основания меня проклинать – но ни на день тебя не забывала. Просто судорожно разорвала конверт и… осталась без адреса.
Сейчас получила твоё второе письмо, а на первое ответила, но, увы, не отослала. Письмо длиннющее, особенно по поводу танков.
Дорогой мой! Пишу о Ленке. Она между мной и Панкратовым. Устала она до безумия. Это видно. Но жалость женская вещь чудовищная. Потребитель он, человек, конечно, больной, но… ! отлично на этом спекулирует. Я делаю всё, что могу, чтобы тебе помочь, всё же она мне сказала, что тебя любит, так у меня от восторга слёзы полились. Эта дура не приехала к тебе, потому что у неё не было денег!! Конечно, лучше тебе было прождать на остановке день и дёргаться?!!!
Сейчас утро. Суббота. Лялька поехала к Сашке на дачу. Самая большая наша задача – оторвать её от этой компании, и от Довлатовых в том числе. Сейчас говорила с Борей – повесила трубку. Очень обеспокоен тем, когда я Ляльке верну 110 р. Хочет «занять»! Уже «заняла» Грише и Грубину 10 р. Всё, что у неё осталось от отпускных это 110 р. Довлатов мне сказал, что я суюсь в чужие дела, занимаюсь интригами и ещё море гадостей, в частности, что я по Ленкиному приглашению дважды приезжала на их мерзкую попойку, один раз с Володькой (оба раза на 1,5 часа), оба раза, между прочим, за Ленкой. Первый раз удалось её сразу увезти, во второй она приехала за мной следом. Ленке попало за приглашение, что я приехала без приглашения и т.д. и т.п.
Ты не представляешь сейчас моего бешенного состояния. Прости, что я сейчас не в силах ответить на твоё первое письмо, а пишу уже о себе. Я бы много отдала за возможность с тобой сейчас поговорить и услышать твои советы и спокойные слова. Я бешусь за своё безволие, что давно не могу покончить со своей привязанностью к Боре – эти люди, даже имея возможность мне помочь (имею в виду работу) пальцем не шевельнули, более того, постоянно создают мне репутацию бездельника, бездарности и пр. Пытались меня поссорить даже с Женей (безнадёжно). Уверена, что сделают попытку поссорить и с тобой. Ужасно и то, что Сахарова переходит на работу к Ленке, кто станет держать работника, который, как водопроводчик, после зарплаты 3 дня не выходит на работу. Ленке советую сразу же искать себе место. Буду рада, если ошибусь. Мама мне давно говорила, чтобы я прекратила отношения, что «муж и жена одна сатана». Пусть Лялька тебе расскажет, как Сахарова на днях интриговала. Методы любые, включая клевету, типа, что я пью портвейн. Помоги мне словами, приедешь делом.
Уже в консерватории ползут слухи, кстати, про портвейн, а там даже никто и не догадывался, что я люблю выпить. Вот до чего дошло дело. Женьке (не помню, может быть, говорила) позвонили домой дважды – матери, потом жене, что у него есть любовница в районе Кузнечного рынка – жена и мать очень больны. Высчитали – кроме них никто не мог.
Дружище мой будущий, может быть, уже настоящий, я свинья окаянная, мучаю тебя ещё своими проблемами. Прости, сижу одна (к своей великой радости), так хочется с тобой говорить. Кстати, читаю тоже Хема. Кстати, не могу не похвастать, один мой друг назвал меня Бреет, правда, растолстевшей, а я добавила и беззубой. Правда, он никогда не видел меня в этой компании.
Сделала себе стрижку – короткую прекороткую и «развонялась» французскими духами. А долги все … не надо слов.
Нет худа без добра. Виталище, и ты всё же отдыхаешь. Поймёшь это, когда будешь в городе Главное трезвость, воздух, спорт, хотя очень хорошо понимаю, разделяю твои муки. Тебе потом будет легче разобраться во всём, особенно в методах помои Ляльке. Когда Лялька уедет в отпуск, соберусь и, может быть, приеду. А так, естественно, не хочу вам мешать. Пиши мне чаще. Очень полюбила твои письма, а о почерке… особо.
Целую тебя, твоя И. (Ирина Сюзева)

P.S. Боюсь, что не дойдёт – очень много написала, целая бандероль.
===============================

28.07.81, 06.15
Здравствуй Леночка!
С добрым утром! Только что вышли на уборку территории. Раза два в неделю нас бросают на этот ответственный участок собирать окурки, спички, конфетные бумажки, подметать асфальтированные и грунтовые дорожки. Настроение бодрое. Чувствую себя помолодевшим лет на 15, как будто я снова в пионерском лагере и у нас по распорядку уборка территории.
После завтрака резко захотелось спать. Слава богу, у нас сегодня первые два часа занятия по «методике тактической подготовки танкового взвода». Сладко проспал весь первый час. Поражаюсь собственной приспособляемости – сплю прямо на глазах у преподавателя, держу ручку в руках и даже, вроде бы, что-то записываю. Сейчас посмотрел – не разобрать ни строчки, ничего не помню, но исписаны две страницы!
Ещё раз хочу тебе сказать, как я рад, что ты приезжала в воскресенье. Радуюсь, перекрывая все нормы, которых, конечно, нет. Но сильнее радоваться всё равно невозможно! Ты меня зарядила хорошим настроением на всю неделю.

21.30
До обеда после методики бегали по лесу 4 часа «пешим-по-танковому», изображая БРД, т.е. боевой разведывательный дозор. Шёл небольшой дождь, но это не мешало дозорному танку, в экипаже которого был и я, ловко маневрируя в зарослях малины, избегать неожиданных встреч с противником – майором Кадоличем. Одному из двух других экипажей избежать такой встречи не удалось, в результате чего ему и пришлось проходить оставшиеся полтора часа занятий в противогазах.
Пишу тебе, развалившись на сене в колхозном сеновале – огромное бетонное помещение метров 10 высотой, доверху наполненное сеном. Дух стоит удивительный. Состояние блаженное. Только что выпил 8-ую кружку (очень большую) молока. Нам дали на семерых 40-ка литровый бидон, почти целый парного молока и несколько буханок тёплого хлеба. После обеда отправили помогать колхозу убирать сено 2 взвода. Мы попали на разгрузку.
Всё, зовут. Придётся возвращаться под дождём пешком километров 5.

29.07.81, 19.30
Последние дни что-то совсем нет свободного времени, т.е. некогда писать письма, а очень хочется написать тебе что-нибудь хорошее. Вот и сейчас… не успел написать несколько строк – построение и на ужин. И через 10 минут опять будет построение. Так что всё. До новых встреч, дружище!
Жди писем, и я твоих очень жду.
Не забывай! Привет Сашке, поцелуй её за меня.
Спокойной ночи, моя милая, дорогая Леночка.
Крепко целую! Люблю!
Твой Виталька

Не забывай иногда звонить моей маме.
Комсомольский значок.
Цветные карандаши – красный, синий, чёрный, коричневый, зелёный.
===============================

29.07.81
Здравствуй Виташенька!
Письма от тебя нет, я до сих пор сижу на больничном. Флюорография подтвердила, что рисунок в лёгких с двух сторон увеличен.
Сидеть дома что-то надоело одной.
Погода очень душная, пасмурная, дышать тяжело, особенно жарко ночью. Сквозняки устраивать страшно, правда, и так все форточки открыты.
Никогда такого не было, чтобы у меня не лежали ни к чему руки, правда много читаю, хоть и глаза побаливают.
Вчера ездила на рынок за картошкой 60 коп. – 1р – 1 кг, всё очень дорого, таких цен ещё никогда не было, ягод уже нет, много огурцов, да и те хорошие 1р – 1р 20коп.
В субботу заходила Лена. Дала тебе посылочку и 3 р. денег, может, она и не отдала тебе их, т.к. у неё не было денег на дорогу. Просила по приезде позвонить, но еле дозвонилась сама до неё. Она сказала, что простудилась, температура, хочет спать.
Во вторник опять позвонила ей, предложила, если она плохо чувствует себя, пожить у меня – она отказалась.
Звонила ещё несколько раз, хотела пригласить на обед, но никто не отвечал.
Звонила вчера няня, у неё понизилось давление, и она очень плохо себя чувствовала. Сегодня буду звонить ей, как она.
Как у тебя дела Что новенького?
Постараюсь приехать в воскресенье, но в какое время?
Лена сказала, что ваш взвод в воскресенье чем-то занят. Приезжать или нет? Может быть, можно позвонить из части, если написать не успеешь.
Целую тебя мама.

P.S. Книгу по талонам выиграли, надо только её выкупить.
===============================

31.07.81
Здравствуй Леночка!
Получил сразу два твоих письма. Наконец-то! После двадцати пяти дневного перерыва целых два замечательных письма! Я глазам не поверил, когда узнал на конвертах твой почерк, они очень быстро дошли – всего за три дня. Я знаю, они торопились ко мне, ведь я их так ждал!
Мне очень досадно, что тебе приходится с такими сложностями до меня добираться и, особенно, уезжать, толкаясь 3 часа в битком набитых автобусе и электричке. Торжественно клянусь возместить все твои мучения по своём приезде тысячью мелких и тремя большими услугами, а также миллионом смешных и бесполезных глупостей.
Антона, если он посмеет дотронуться до тебя хоть пальцем, с радостью прибью. Никакие возражения приниматься не будут. Каков наглец! Честной женщине, добродетельной супруге, прекрасной матери предлагать подобные вещи! Точу кинжал, прыеду зарэжу!
В воскресенье всё обошлось благополучно, поймали только одного – и то не меня. Я же с удовольствием проспал на травке часик до ужина и полтора после.
Вчера стреляли из пушки. Поразил все три подвижные и неподвижные мишени – танк, самоходное орудие и пулемёт. Особенно понравилась подготовка к стрельбе: троих из нашего взвода, в том числе и меня, один из офицеров отвёз на собственных «жугулях» поглубже в лес, где, раздав нам по 2-х литровой банке, дружески попросил нас насобирать ему черники. Мы, конечно, с радостью исполнили его просьбу и меньше чем за 2 часа собрали 6 литров, естественно, неплохо поели сами. Ягод на полигоне очень много, от черники всё чёрное.
Вчера вечером у нас в казарме устроили обыск, проверяли все тумбочки, заставили вытряхнуть вещмешки на кровати – смотрели, что у кого лишнее. Приказ начальника военной кафедры, полковника Черноты – боится, что мы сбежим в Ленинград в спортивной форме, поэтому у нас всю её и забрали за исключение тапочек. Выдавать впредь будут только по особому распоряжению его лично. В кедах и семейных трусах, конечно, Алеко не сбежишь. В роте роптание.
Сейчас заступаю – с пятницы на субботу в наряд по кухне, скоро надо идти.
Письма от Ирины до сих пор не получал. Привет ей, Самойловым и прочим.
Если есть возможность, пришли всё же немного денег. Очень туго. Может быть, можно у кого-нибудь занять до моего приезда?
Большой привет Сашке.
Если куда-нибудь уедешь в отпуск – шли свой адрес и письма.
С нетерпением жду дня, когда мы с тобой опять увидимся. Приезжай, пожалуйста, побыстрей.
Очень жду тебя, крепко целую, люблю и скучаю по тебе,
твой солдат Виталька!

P.S. А завтра уже 1-ое августа!
PP.S. Приписка не отменяется: садись и пиши!
===============================


Рецензии