ПУТЬ

Старый учитель, расстелил коврик на вершине молчания, и приготовился к встрече с рассветом. Просторная долина вечного спокойствия, величественно раскинулась перед его взором и умиротворённо ласкала слух почтенного старца, своей звенящей тишиной. Над головой учителя, от лёгкого горного ветерка, плавно покачивалась редкими игольчатыми ветвями, одинокая вековая сосна, одаривающая своего случайного спутника, запахом хвои и смолы. Одинокая птица, летящая над молочными покровами тумана, из под которого словно одинокие айсберги, выныривали острые выступы скал, покрытые снежными шапками, еле слышным криком, приветствовала своего наблюдателя. Учитель ответил ей своей детской улыбкой. Жёлто–красный огненный диск мирового светила, робко начал выглядывать из-за зазубренных выступов величественных горных вершин, окружающих долину. С первыми лучами солнца, осторожно исследующими земную поверхность, ныряющими в густую млечность и исчезающими под её покровом, просыпалась сама жизнь. Это была любимая пора учителя, почти каждое утро он наблюдал за рождением нового дня, огласившим своё появление на свет, голосом далёкой птицы.

Неожиданно за его спиной послышался еле слышный шорох мелкого гравия. В такое время очень редко, кто-то мог нарушить покой и утреннее созерцание учителя.
- Это ты мой ученик? – спросил учитель умиротворённым голосом.
- Да, это я учитель, прошу простить меня за мою дерзость, я не хотел вас беспокоить.
- Если бы ты действительно не хотел меня беспокоить, то не стал бы сюда приходить.
- Ещё раз простите меня, я немедленно удалюсь обратно в храм.
- Если ты решился прейти сюда, то вероятно у тебя была на это резкая причина. Возможно тебя гложет вопрос а может и не один, зачем же тогда возвращаться обратно если ты уже проделал свой путь сюда? Что тебя гложет, говори так как есть, и можешь не прятаться за стволом этой вековой сосны. Ты можешь скрыть от моих глаз своё тело, но не в силах скрыть свою душу.
Ученик вышел из-за своего укрытия, поклонился своему учителю и сел перед ним прямо на камни.
- Говори сын мой, что тебя гложет?

- Учитель, сегодня для меня один из важнейших дней жизни.
- Как он может быть важнейшим, если каждый день начиная с даты твоего рождения и заканчивая датой твоей смерти, является для тебя одинаковым и в тоже время единственным и неповторимым? Разве солнце с луной когда-нибудь менялись местами? 
- Нет учитель, я говорю о дате завершения моего обучения, ровно пятнадцать лет назад, вы обещали мне открыть смысл истины просветления.
- Разве эта дата уже наступила?
- Конечно, именно поэтому я осмелился потревожить ваше утреннее созерцание, неужели вы не помните собственных обещаний?
- Не помню, мало того я не собирался запоминать никаких дат.
- Но как же учитель? Ведь каждый день во время своих испытаний, я грезил об этой заветной дате. Тогда ради чего я прошёл столько мук, познал все учения Будды, истязал своё тело голодными ритуалами очищения, рвал свои мышцы на величайших испытаниях прочности, и провёл тысячи часов в бесконечных молитвах?
- А ты считаешь себя готовым к восприятию истины?
- Конечно готов учитель, я только и жду того, когда вы откроете мне ваш секрет.

- Мальчик мой, я вижу что тысячи часов твоего воспитания канули в пустоту, или прошли мимо тебя, так ничему не научив. Это слышно в твоих словах, мало того я чувствую в них обиду и даже злость, которая словно самая страшная болезнь, разъедает тебя изнутри. Ты говоришь о вере, словно о тяжком принуждении, и в то же время говоришь о своих достижениях с гордостью. Боюсь если я открою тебе правду, ты не в силах будешь понять её истинный смысл, мало того даже моя правда останется только моей. А свою правду ты должен найти самостоятельно. Подумай внимательно, прежде чем хотеть чего-то, готов ли ты к осуществлению своего желания? Не будут ли твои ожидания неоправданными? Ведь даже готовясь заранее к чему-то неизвестному, ты обрекаешь себя на самообман и последующее неминуемое разочарование. Так как готовится, к тому чего ты не знаешь, бессмысленно и даже губительно для твоего сознания. Разве ты не видел что случается с теми учениками, кому я решил открыть истинный смысл? Разве ты не наблюдал как некоторые из них сходят с ума и бросаются с этих высоких скал в пропасть, разбивая свои тела в прах? Уверен ли ты что действительно готов к этому?

- Я готов учитель, я хочу стать таким же просветлённым, как и вы.
- Боюсь я не смогу тебе помочь – ответил учитель и покачал головой.
- Но, но вы не можете вот так оставить меня. Почему? Чем я провинился перед вами? Если хотите я могу выдержать самый серьёзный из всех постов. Ровно 45 дней я не буду ничего есть и пить, кроме трёх глотков воды в день. Ровно 45 дней я не встану с этого места, и проведу их в молитве. Вы слышите меня? Я готов ко всему, только дайте мне единственный в жизни шанс.

- Нет мой ученик, я не открою тебе истину для твоего же блага. Есть люди, которым дано понять этот путь, а есть и те, которые остаются слепы и глухи к истине обладая ушами и глазами.
- Выходит всё это зря? Выходит, что всё что вы мне обещали - враньё? Зачем же я проходил все эти лишения? Зачем я потратил бесценные пятнадцать лет на ваше обучение?
- Я ничего не обещал тебе, и тем более я не обещал, что ровно через 15 лет ты познаешь истину.
- Но как же? Я сам слышал от вас что…..
- Ты слышал только то, что были способны донести твои собственные уши. Но твой разум оставил для себя лишь несколько слов, отбросив всё остальное за ненадобностью. И потом, хорошенько вспомни, я ли искал тебя чтобы обучить? Не ты ли сам без всякого принуждения, пришёл на порог нашего храма? Я лишь дал согласие на твою просьбу. Ты хотел спокойствия и просветления? Тогда почему же в твоих речах я слышу тревогу и отчаяние?
- Это всё из-за того что я чужак? Да, ведь это так учитель? Ну конечно, в отличии от ваших учеников, я родился не таким чистеньким как остальные. Да, я не впитывал учение по капле с молоком матери, я не совершенствовал свой дух с малолетнего возраста, вместо этого я бродил по городам и побирался. Да, я воровал! Терпел всяческие лишение и унижения! Да, я испробовал грех и вымазался в нём, как вымазываются свиньи в грязной канаве, но моей вины в этом нет. Любой родившейся в моей ситуации опустился бы ещё ниже. Так что я ни в чём не виноват, и потом если бы я был недостоин вашего учения, то вы бы не взяли меня к себе в ученики, разве это не так?
- Сын мой, ты всё твердишь о своей вине. А тем временем разве я обвинил тебя в чём-то, хотя бы единожды? Разве я упрекал тебя в твоём прошлом или поступках? В твоих мыслях нет моей вины, и в твоём происхождении тоже. Знаешь, почему я принял тебя к себе в ученики? Хотя, вот уже тридцать лет я никого не учил, и жил в этом храме отдельно от всех?
- Почему учитель?

- Потому что у тебя мой сын, есть незаменимый опыт мирского соблазна. В отличии от тех учеников кто родился в этом храме и не видел другой стороны жизни, ты успел побывать на одной и другой половине чаш жизненных весов. Ты успел вкусить греховный плод, ты начал свою жизнь с гораздо более сильного испытания чем находящиеся здесь, и тем не менее ты сам пришёл на порог этого храма, без чужих советов и наставлений. И именно поэтому я взял тебя в свои ученики. Другие же, не смотря на свою верность храму были объяты гордыней, будучи заранее уверенными что без труда справятся с тем что их ждёт. Именно поэтому я не щадил их, и открывал им истину когда они сами этого хотели. Но тебя мне не хочется терять.
- Но как же быть с датой? Почему вы мне сказали об этом проклятом сроке в 15 лет?
- Ты сам хотел услышать границы собственного обучения, и я тебя в этом нисколько не виню. Такова человеческая природа, мы ко всему вокруг пытаемся налепить собственные ярлыки, везде пытаемся установить свои ориентиры, а тем временем ни одно из учений не определяется какими-либо рамками. Каждый приходит к просветлению по разному, одному требуется всего один день и даже час, а другому и целой жизни не хватит.
- Но учитель, зачем же тогда жить, если моё просветление может наступить только в самом конце своей жизни?

Учитель впервые открыл свои глаза, внимательно посмотрел на своего ученика и тот заметил на его лице улыбку.
- Сейчас ты задал правильный вопрос, а как ты уже знаешь, любой вопрос рождённый в муках размышлений, имеет в себе полный ответ. Теперь я знаю, что ты готов к истине, но выдержишь ли ты всю правду? Этого я не могу знать. К сожалению, каждый учитель сталкивается с этим выбором, направить ученика по новой дороге, или оставить его на прежнем пути. Знай, что услышав от меня сова истины, ты больше никогда не станешь прежним.
- Спасибо учитель, простите меня за мои чёрные слова и мысли. Все эти 15 лет я гнал от себя любые сомнения, но видимо я не достаточно хорошо впитывал ваше учение. Я не хотел вас обидеть, я хотел лишь узнать путь к просветлению.
- Я знаю сын мой, твоё желание мне понятно, но как я вижу оно не настолько сильное как хотелось бы. А добавить твоему желанию дополнительную силу, я не смогу. Мало того это было бы не мудро.
- Говорите, я готов ко всему, и если мне придётся проститься со своим разумом и жизнью ради достижения истины, то это достойная цена.

- Твоя неопытность видна невооружённым взглядом. Ты называешь меня учителем, а тем временем истинный просветлённый, не нуждается в званиях, и для него я бы являлся лишь хорошим другом, попутчиком в этом бесконечно долгом пути.
- Похоже я понял в чём моя ошибка, простите меня ещё раз. Но я не готов называть вас другом, и мало того я сильно ошибался в своих знаниях. Я думал что понимаю вас, а на самом деле видимо я ещё далёк от этого.
- Так ты готов слушать дальше, или отложим наш разговор на другое время? Скажем ещё лет на пятнадцать?
- Зачем ждать ещё пятнадцать лет, если мой путь остаётся на одном и том же месте?
- Это мудро.  Но помни, что у солнца нет возможности остановится и подумать, а у тебя она есть, так что береги и цени эту драгоценную возможность. Раз ты дал своё согласие, несмотря на мои предупреждения, мне бы хотелось начать своё повествование с прошлого. Как ты считаешь? Кем был твой учитель, когда ему было столько же, сколько было тебе, когда ты в первый раз появился в этом месте?
- Но, разве вы не жили в этом храме с самого дня рождения?
- Нет, я пришёл в этот храм, лишь когда мне исполнилось тридцать лет.
- Простите меня, мне и в голову не приходило спросить об этом у вас. Я считал себя недостойным спрашивать вас о прошлом.

- Всё верно, но на самом деле ты был слишком увлечен самим собой. С одной стороны это правильно, но слишком прицельное усердие может не только помочь, но и сломать собственную голову. Так вот я был таким же как ты, хотя это и не совсем так. Мне тяжело это говорить, но на самом деле я был убийцей и вором, грабил, убивал и насиловал ради собственного удовольствия и наживы. Однажды, когда я шёл по лесной тропинке, то встретил на пути сухого старичка. Он мирно сидел на одной из кочек, и казалось сладко дремал на летнем солнышке. По началу я не обратил на него никакого внимания, но его взгляд из под соломенной шляпы, вдруг неожиданно заставил меня остановится. Он смотрел так пристально и строго, что я разозлился на пустом месте и начал кричать на него. Но старик не обращал на мои ругательства и угрозы никакого внимания, он лишь продолжал смотреть в мою сторону. Тогда я обнажил свой меч и решил отрубить ему голову за эту дерзость. Со звериным рыком я кинулся в сторону старика, и за несколько шагов вдруг споткнулся об камень, с позором покатившись кубарем к его ногам. Мой меч выскочил из рук и остался лежать в паре шагов от старика. Он мог бы запросто воспользоваться этой ситуацией и убить меня собственным мечом. Но вместо этого, он тихо встал со свой кочки, медленно подошёл к мечу, поднял его, и уважительно поклонившись, протянул его мне. Оторопев от такого поступка, я забыл про свою злость, и решил простить старика, но тот снова взглянул на меня своим буравящим взглядом и моя злость в душе вскипела по новой. Он как будто знал кто я, и чем занимаюсь. Мало того, в его глазах словно в сказке пролетели все те лица людей, которых я убил или обидел. Когда я замахнулся изо всех сил чтобы опустить меч на его голову, старик успел взглянуть на меня в последний раз, но вместо этого невыносимого взгляда я вдруг увидел улыбку маленького ребёнка. Но к сожалению, меч в моей руке уже опустился на его голову, и она покатилась по пыльной дороге. Я развернулся и побрёл к своей лошади, пытаясь увидеть тот камень, из-за которого упал. Но камня нигде не было видно, дорога была абсолютно ровной. Неделю спустя, при очередном ограблении одного из торговцев, который ехал на своей повозке из одной провинции в другую, мои руки неожиданно перестали слушаться.  Меч вываливался из рук, тетива лука словно мёртвая не хотела натягиваться, а собственная сила куда-то исчезла. И хотя торговец настолько перепугался моего вида, что готов был сам отдать все деньги, я отпустил его. В тот момент я вдруг осознал, что возможно не туда иду, но где обрести новый путь? Этого я не знал тоже. От странствующих монахов, я узнал, что далеко в горах есть монастырь, в котором я смогу обрести душевное спокойствие, так как улыбка и последний взгляд старика всё время вставали передо мной в воспоминаниях. Но когда я наконец появился на пороге храма, настоятель, увидев мою чёрную душу отказался учить меня, но при этом не прогнал. Он разрешил мне жить в отдельной комнате. В тот момент, когда я поселился в этом храме, я поклялся что весь оставшийся отрезок моей жизни, проведу в покаянии и примирении.

Ровно пять лет, никто из жителей храма не сказал мне не единого слова, поэтому я находил работу самостоятельно. Делал всё что только возможно и не ждал пока меня попросят что-либо сделать. Пищу я тоже добывал самостоятельно, а если не было возможности поесть, терпел голод. Несколько раз я порывался бросить всё и уйти, но что-то меня удерживало. Затем, в один из дней, настоятель храма неожиданно заговорил со мной. Он дал мне манускрипты с учением и велел их прочитать во время отдыха. И именно тогда я и начал свой духовный путь.

- Выходит что вас никто не обучал?
- Да, меня никто не обучал, так как обучать на самом деле было нечему.
- Но как же так? А как же философия Буддизма? Как же быть с методиками медитации и очищения сознания? Как быть с физическими испытаниями тела и духа?
- Сын мой, если ты искренне желаешь пойти по пути просветления, ты должен забыть о том, что изучал за всё это время.
- Но….
- Помни, ты сказал что готов узнать тайну какой бы она не была, поэтому я не приму никаких возражений. Но никакие возражения в мире не сравнятся с твоими собственными. Это и есть первое великое испытание собственной веры.
- Но как же быть дальше? Для чего я проходил все эти испытания? Нет, я не пытаюсь вас обвинить, я лишь хочу понять, в чём был их истинный смысл.
- Истинный смысл испытаний заключался в процессе самоочищения собственного разума.
- Но ведь вы сами, вместе со мной читали молитвы и соблюдали все священные ритуалы. Разве не вы голодали со мной бок о бок, разве не вы заставляли меня нести ношу судьбы с горы почтения и обратно в гору? А теперь вы утверждаете, что всё это не имеет смысла?

- Смысл тут есть, но он не тот о котором ты предполагал. Как я ранее и говорил, все мы подвержены самообману, и любые обстоятельства нужно воспринимать по мере их поступления, не ожидая что в будущем мы получим от них отдачу. Твоя ошибка заключалась в том, что ты вместо смирения ожидал награды в будущем за свои испытания.
- Простите учитель, но теперь я абсолютно запутался в ваших словах.
- Ты запутался оттого что торопишься обогнать солнце, в то время как солнце может не успевать за тобой. Если бы я не принимал участия в ритуалах и молитвах, ты бы не смог всего этого делать самостоятельно. Тебе нужен был вектор направления, и я дал его тебе своим  собственным примером. Ты жаждал очищения от опыта прошлого, в то время когда прошлое должно было соединится с настоящим, что бы породить между собой священный союз мудрости.  Смирение с обстоятельствами, есть главная цель твоего начального курса. Ты должен был смерится, не только с испытаниями посланными тебе но и в первую очередь со своей сущностью.  А теперь я открою тебе вторую тайну. Готов ли ты к ней?

- Теперь я понимаю, почему нужно было пройти такой срок. Если бы вы меня спросили об этом лет пять назад, то страх в моей душе не разрешил двигаться дальше. Теперь же, я избавился от любого страха навсегда. Я готов выслушать вас дальше.

- Должен предупредить тебя, что вторая тайна внесёт ещё больше сомнений в твою душу чем было раньше. – сказав это, учитель снова открыл глаза и взглянул на своего ученика. Тот соблюдал истинное спокойствие и ответил покорным молчанием.

- Ну что же, я вижу что ты готов к этому. Прежде всего я хочу, чтобы ты по новому взглянул на буддизм.
- Каким образом?
- Забудь про все молитвы и правила, и взгляни в основу. Но взгляни в основу не только одного буддизма, но и в основу любой из других религий. Помнишь как мы подробно изучали каждую из них в отдельности?
- Помню учитель, но ведь мы проповедуем буддизм?
- Верно, но почему мы проповедуем именно эту религию?
- Потому что она является наследием наших предков.
- Правильно, но в то же время ты не задумывался о том, почему некоторые из наших соплеменников выбирают другие виды религий, индуизм, мусульманство или христианство?
- Возможно всё дело в том, что они ошибаются?
- А как правильно определить, ошибается человек в чём то или нет? Ведь ты сам по началу вёл совершенно другой образ жизни, и считал его правильным.
- Да, всё так! Но ведь я нашёл свой путь.
- А как ты понял, что он твой?
- Не знаю, просто почувствовал это своим сердцем.
- А ты не думал о том, что эти люди тоже почувствовали свой путь?
- Думал, но не мог понять почему.
- А как ты считаешь? Если в любой религии есть своё учение, тогда почему полного просветления добиваются лишь единицы?
- А разве и в других религиях можно достичь просветления?
- Конечно, буддизм это далеко не единственный духовный путь.
- Я считал что наоборот, только в буддизме можно достичь настоящих духовных вершин. Теперь я в растерянности. Почему же мы не изучаем что-то другое?
- Потому что буддизм это лишь начальный духовный путь, и он учит основам собственного просветления, которые гласят «Прежде чем полюбить других, сначала полюби себя». Хотя, ты можешь начать свой путь с любой из представленных религий. Смысл любой религии заключается не в соблюдении ритуалов, а в самом желании пойти по духовному пути. А какой он этот путь? Как он выглядит?
- Наверное он подробно описан в религиозных текстах?
- Ты читал все тексты храма, скажи, теперь ты можешь его описать?
- Нет учитель, не могу, я до сих пор не знаю как он выглядит и надеялся что вы мне откроете глаза.
- А разве они у тебя не открыты?
- Выходит что нет.

- Вот – улыбнулся учитель, - наконец ты начинаешь понимать. Религия это лишь один из первых шагов на духовном пути, она зарождает желание душевного очищения, она может быть твоим верным спутником на жизненном пути, но только само назначение и верность пути ты должен определить самостоятельно. Мало того, эти шаги можно проделать и вовсе без религий, хотя это не так просто.
- То есть вы хотите сказать, что не сможете мне его показать, поскольку он у каждого человека индивидуальный?   
- Вот именно, твой духовный путь к просветлению, остаётся только твоим. А я иду по своему пути, и придём ли мы к конечной его точке, не известно. Про себя я могу лишь сказать то, что я на верном пути, во всяком случае я в этом абсолютно уверен. Но само понимание его верности, пришло ко мне лишь через годы самопознания и развития. Твоя религия это всего лишь стартовая точка на пути, она лишь помогает тебе с него не сбиться. В любой религии зашифрованы указания о том, как себя вести в той или иной ситуации. А если взглянуть на них обобщённо, то несмотря на различия имён, дат и событий, все они учат в первую очередь обыкновенной человечности. Любви к себе и ближнему своему.

- А как он выглядит этот путь? Вы не могли бы хоть немного рассказать о нём, как вы его видите?
- Я вижу его как бесконечную дорогу, по которой мы начинаем идти с самого своего рождения. Пока наш разум чист в раннем возрасте, мы идём по этому пути не оглядываясь назад и никуда не сворачивая. Но с каждым годом, наш жизненный опыт искривляет собственное зрение и само восприятие дороги, и вот уже вместо ровной поверхности, мы начинаем натыкаться на кочки и камни которых на самом деле нет. Помнишь как в той истории со стариком? И кто-то из нас падает и не встаёт, а кто-то поднимается и продолжает идти. А кто-то не выносит всех лишений и мучений, и сворачивая с дороги, строит себе уютно жилище чтобы не терпеть мук и сложности дальних путешествий. Другие по чужому примеру, соблазнившись, вступают в союзы и живут вместе у тёплого очага. Но когда они умирают, путь начинается заново, и снова высшая сила даёт нам шанс пройти его до конца. А в конце истинного пути нас ждёт просветление. Просто все невзгоды в виде дождя, снега, колючек под ногами, острых камней, жары и прочих препятствий, всё это испытания посланные высшей силой. И только тот, кто самый терпеливый и верующий в себя а не в неизвестное нечто, пройдёт этот путь до конца. И не только пройдёт, но и сможет помочь другим его пройти. Главное в него верить, и идти по нему в вечном ожидании.

- То есть, даже вы не можете сказать, когда и чем он закончится?
- Ни я, ни кто-либо другой. Но одно я знаю точно, тот кто не хочет идти по этому пути, обречён вечно скитаться в муках. Даже если он остановился у дороги и решил жить без забот, даже в этом случае, высшая сила пошлёт ему новые испытания в виде болезней и всяческих невзгод. А многие даже не подозревают об этом пути, и религия лишь может помочь его осознать, главное потом найти в себе силы и найти возможность поиска. Но при этом, нет универсальных решений, и именно поэтому только единицы находят этот путь.
- Выходит, что и я иду по этому пути?
- Не только ты, мы всё по нему идём, даже самый последний преступник. Только правильность пути определяется самостоятельно, можно идти в верном направлении, а можно дойти до большого перекрёстка и повернуть по неверной дороге. И с каждым годом, таких перекрёстков будет всё больше и больше. Истинный выбор правильного направления ты должен сделать только сам, тут уже не поможет никакая религия, это нужно чувствовать свои разумом и сердцем.
- А как же быть, если ты пошёл неверной дорогой?
- Тогда остаётся лишь начать новый путь с новым рождением. А если есть хоть немного времени, смерится со своей ошибкой, осознать её и пойти в другую сторону.  Иногда, чтобы выбрать новое направление, проходит несколько жизней. Но в одном я уверен точно, если ты ведёшь неправедный образ жизни, любое греховное деяние отдаляет тебя от верного пути всё дальше и дальше. И чем дальше ты находишься от верного направления, тем больше испытаний выпадает на твою голову, и тем тернистей будет твоя дорога в начале следующей жизни. Правда в том, что многие люди, не только не хотят сами увидеть этого пути, но и оставляют своих детей на обочине, насильно удерживая их в клетке из мирских благ.

- Но учитель, как мне понять правильность своих действий?
- Они у тебя в сердце. Твой компас это твоя совесть, твои советы по прохождению и решению проблем в дороге, это любые религиозные писания в которых оставили добрые советы те кто успел пройти большое расстояние, твои силы черпаются в собственных поступках. Твоя слабость, в мирских соблазнах и собственных страхах. Твоя неудача в греховности. Чувствуй своим сердцем сынок, что именно необходимо делать, куда идти, что видеть, а мимо чего проходить закрыв глаза и уши. Уйми свои страсти, убери гордыню и злость, полюби себя и других. Если помогаешь другому путнику, то помогай не ради выгоды, а ради совести, это прибавит тебе сил. Умерь свои потребности, избыток пищи затруднит твой путь, а недостаток уменьшит твои жизненные силы. Укрепляй своё тело и свой дух. Крепкое тело даст тебе возможность идти по пути не роняя сил, а здоровый дух убережёт от соблазна остановится или пойти в другую сторону. Умей отказывать, умей принимать, умей делится, умей прощать и умей любить. А теперь мой сын, ты сам должен решить, куда тебе идти дальше.
- скажите учитель, а вы знали кого-нибудь из смертных, кто достиг конца пути и добился просветления?
- Нет.
- Тогда почему вы так уверенны в своей цели?
- Потому что я верю.
 
Ученик встал с колен, поклонился своему учителю и ушёл, не произнося не единого слова. По морщинистой щеке старика, потекли блестящие капельки. Это были слёзы счастья.
- Мы ещё встретимся на этом пути, мой дорогой попутчик – сказал старик вслед удаляющемуся ученику.


Рецензии
На это произведение написано 17 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.