Приключения маминой Сибирячки - 8

Природа той части Турции, где мы жили, соответствует климату. Деревья – приземистые, как правило, с жёсткими, толстыми или узкими листьями, от солнца жмутся друг к другу, экономя дефицитную влагу. Трава – невысокая и сухая, выжженная солнцем. Благоухают олеандры, потряхивают на тёплом ветру массивными кистями завязей пальмы, обильно цветут когда-то высаженные, но неухоженные розы… Именно в этом году я наконец пригляделась к странным, гротескным деревьям, как будто изображёнными быстрым карандашом художника-графика. Гладкий ствол, густая раскидистая крона и неправдоподобно огромные листья. До моего сознания долго не доходило истинная роль этих фантастических обитателей сада, пока я совершенно случайно не обнаружила росшие на одном из диковинных деревьев плоды инжира. Ну, конечно, фиговые листья! И ведь я всегда была уверена, что это словосочетание содержит в себе определение меры сродни пресловутому голубиному клюву... Да этим нефиговым листочком и слоновье хозяйство спокойно обернуть можно! Век живи – век учись, всё равно дураком помрёшь.

Что же до фауны, то даже самая обыкновенная также представлена здесь сравнительно небогато. Диких собак ни в районе отелей, ни в городе почти не видно, зато кошек вполне хватает. Как правило, худющие и весьма своенравные хвостатые полубоги, даже живя при хозяевах, ведут самостоятельный образ жизни, в руки решительно не даются и мало интересуются всем, что напрямую не касается их кошачьей жизни. Впрочем, тех двух дикарок, которые в прошлом году заправляли остатками трапез в нашем отеле, я теперь тут не вижу. Скорее всего, были приблудные и ушли по окончании сезона, когда им перестало перепадать.

Зато в немыслимых количествах расплодились воробьи. Спасу от пернатых разбойников в ресторане нет решительно никакого: стоит только зазеваться буквально на пару секунд, поворачиваешься обратно – а в твоей тарелке уже сидит серый негодник и деловито проедает дыру в свежем хлебе. Изобилие мух с раннего утра и до захода солнца – также бич этого года. В том году, помнится, нас ночами усердно ели комары, но вот этой напасти я что-то не припомню.

Еще одна скотинка раз отличила меня своим вниманием. Пожаловало  как-то вечером на мой арбуз нечто бежевое, трёх-четырёх сантиметров длиной: узкое, усатое и лупоглазое; задние лапы, как сучки из полена, из одного места растут, а передние – коротенькие и потолще, возле морды держатся. Богомол? Очень приятно. Ну, думаю, раз уж такая штуковина решила арбуза непременно с моей тарелки отведать, запечатлею я, пожалуй, дорогого гостя. Вот только как трудно-то с наведением разобраться, не вставая из-за стола. И вспышка, опять же, слишком близко. Не спугнуть бы…
Не знаю, какие там фототаксисы у этого насекомого. Вряд ли оно просто не любит папарацци… но, когда эта дрянь, вспугнутая вспышкой фотоаппарата, совершила марш-бросок с тарелки прямо мне в лицо, мой дикий визг отвлёк от тарелок чуть ли не полресторана. Незамедлительно подлетевший ко мне официант мгновенно оценил ситуацию, сгрёб агрессора со скатерти, куда я, отбиваясь, его смахнула, и бережно унёс подальше от ужинающих. 

Море в нашем заливе удивительно чистое и прозрачное. Редкая растительность островками служит скорее образцово-показательной  иллюстрацией к идеальности песчаного дна, а кучу водорослей на берег может намыть только мини-буря, вызванная южным ветром. Само собой, всё это весьма скоро собирается сотрудниками отеля, отвечающими за порядок на пляже, так что специфического запаха йода и сероводорода от разлагающихся на солнце морских растений и гниющих ракушек на нашем побережье не найти. Однако рыб в воде около берега довольно много – косячки мальков, да и особи покрупнее так и шныряют в светлой воде, почти сливаясь с ней и различимые для непривычного глаза только по тени на ровном песчаном дне.

Само собой, свято место пусто не бывает, и такие просторы обживаются на максимуме природных возможностей. Если в ровном светлом песке кое-где видны лишь сероватые кучки с дырками, сотворённые морскими червями, то редкие островки весьма элегантной растительности, как выяснилось, являются густо заселёнными кварталами. Жители обитают в самом нижнем этаже: среди корней зарыты в песке целые залежи морских огурцов и красивых двустворчатых моллюсков. Витые же раковины, очевидно, изредка намываемые сюда с ближайших по соседству с лагуной территорий, по окончании жизни их изначальных хозяев, автоматически превращаются в ценнейшее вторичное жильё. Ни одна не пустует, и новые их обитатели – мелкие крабики – горой стоят за свои хрупкие дома. Крабы тут находятся легко, а ведут они себя умилительно отважно. Попробуй, извлеки такого на свет божий – как только эта мелочь почует тепло и избыток воздуха, то немедленно высунется оценить ситуацию и, скорая на расправу, сразу же тяпнет тебя за палец ведущей клешнёй. Тут расчёт исключительно на внезапность – продрать кожу до крови даже крупная особь не в состоянии, но, если не ожидаешь весьма чувствительного щипка, то, естественно, тут же не задумываясь отбрасываешь забияку подальше. Но если ты сталкиваешься с ним уже не впервые, и спокойно встречаешь отпор, то тактика тут же меняется. Краб немедленно забивается обратно и пересиживает тебя до последнего. Единственное, чем после этого ты можешь себя развлечь, помимо внимательного разглядывания пустой ракушки, это положить её к себе на ладонь и опустить в воду. Немедленно выпустившийся краб, быстро перебирая ногами, щекочет твою руку, боком добираясь до края, отталкивается и падает обратно на дно. Кстати, то ли мир настолько тесен, то ли их там совсем не так уж и много, но мне во время моих варварских экспедиций по вторжению в их privacy повезло дважды за лето выловить одного и того же! (Я опознала его по крупной, специфически заизвесткованной розоватым налётом раковине). Кажется, во второй раз он смотрел на меня уже немножко спокойнее… 
Что же до голотурий, то это существа по-своему привлекательные и абсолютно безобидные. Глянцевая поверхность тела, напоминающего огурец только по форме, но никак не по цвету, вся покрыта пупырышками, а с каждого из торцов имеет по отверстию. Какое из них при этом служит им ртом, я, честно сказать, так и не поняла, хотя регулярно раскапывала безответных красавиц со дна, чтобы полюбоваться на это чудо природы.


Рецензии