Убежать от грозы

Петр Гейдек "Гроза"
Холст, акрил, размер 70х100 см, 2001 г.

Интересно, каково это – оказаться в эпицентре разбушевавшейся стихии, не имея возможности спрятаться или убежать? Такая мысль пришла мне на ум при взгляде на картину Петра Гейдека. "Гроза" оправдывает свое название: мы видим ночь; темное небо, которое разрезают вспышки молний; странные силуэты деревьев, словно просвеченные рентгеновскими лучами. Особенно привлекают внимание зрителя темно-красная полоска воды и лошадь - единственное живое существо на картине.
С изображением лошади все более менее понятно. Она главное действующее лицо, она сообщает пейзажу тот динамизм, без которого сюжет картины смотрелся бы гораздо зауряднее.
Теперь красная полоса воды. Почему художник изобразил ее в этом цвете? О чем он хочет нам рассказать? Возможно, перед нами своеобразный рубеж, отделяющий два полюса - добра и зла? На той стороне реки остался выжженный лес и непроглядная ночь, а здесь, на лугу рядом с лошадью, приветливый мир раскрывает нам свои объятия. Ну а красная река – кровь, которую добро проливает, отстаивая свои идеалы в извечной схватке со злом.
Глядя на картину, невольно примеряешься к двум берегам реки. Как же тонко и ненавязчиво подводит нас художник к этому выбору. Он будто задает нам вопрос: "И где же вы хотите оказаться?" Не сомневаюсь, что большинство зрителей предпочтет усмирять вырвавшегося на свободу коня, чем плутать по неживому лесу. Живое тянется к живому, так и человек, перенося себя на картину, интуитивно стремиться оказаться рядом с лошадью. Художник изобразил ее блестяще, в таком свободном "полуполете".  Но и другой берег, который отвечает за злые силы, тоже не лишен динамики. Ветер гонит по небу тучи и клонит к земле деревья, которые выглядят очень хрупкими, будто вот-вот рассыпятся.
Самая трудная задача для художника – заставить пейзаж развиваться в воображении зрителя. Чтобы любой человек, глядя на картину, представлял и дальнейший бег лошади, и вспышки молнии, и начало дождя. Петр Гейдек всего этого добился, его пейзаж не "законсервирован" в рамках одного изображенного эпизода.
А теперь немного о моей собственной идеи, касающейся данной картины. Из чего состоит наша повседневная жизнь? Из таких же гроз, у кого-то - меньше, у кого-то – крупнее. Из темного, непроходимого леса трудностей и проблем, которые мы решаем изо дня в день. Разочарование, обиды, страдания – это душевные раны, обагрившие кровью чистые воды реки надежды. С этими детскими наивными надеждами, ожиданиями каждый из нас вступает во взрослую жизнь. Но мало, кому удается избежать потерь и не запятнать кристально чистые воды.
И все-таки наедине с собой, во сне или наяву, мы продолжаем мечтать. Мечтать о том, чтобы сбросить груз повседневных проблем и умчаться в дальние дали. Лошадь – это душа, рвущаяся на свободу. Она знает, что от грозы не убежать. Но лес, в котором так просто заблудиться, остался на другом берегу. Впереди только бескрайний зеленый луг, и наша лошадь мчится, не раздумывая. Долгие годы скованная и лишенная движения, она просто наслаждается бегом.
Где же человеческой душе можно вкусить этой свободы? Да хотя бы на отдыхе. Вы не задумывались, почему так приятно иногда уехать за тридевять земель, сменить обстановку? Потому что мы покидаем опостылевший лес с его грозами, и выпускаем на волю лошадь. И как на картине, лес по-прежнему стоит, молнии сверкают над головой, но их не замечаешь, о них забываешь. Пока есть возможность, нужно бегать, дышать полной грудью, смело оглядываться по сторонам.
То есть лошадь на картине не зря зовет нас за собой. Она зовет нас в далекое, прекрасное путешествие. А потом, напоенные воздухом столь желанной свободы, мы снова ринемся в бой. Недаром силы принято делить на душевные и физические. Душа особенно нуждается в заботливом и бережном обращении. Не замыкайте ее надолго в рамках повседневности, отпускайте почаще в беспечный забег. Ваша лошадь будет Вам благодарна!


Рецензии