Философия-4

Уважаемый Валерий, интересны Ваши сопоставления марксизма, восточной философии и христианства. Они стимулируют мысль. Марксизм, впитавшей в себя активное начало немецкой философии, диалектику, прямо противоположен восточному взгляду на жизнь. Марксизм исповедует революционное внедрение на земле абсолютной справедливости, в его понимании – абсолютного равенства. Без каких-либо промедлений. А что говорит нам Лао-цзы? «Отсутствие желаний приносит покой, и тогда порядок сам собой устанавливается». Интересная философия. Я как-то прочитал похожую мудрость: «Сиди спокойно, и ты увидишь, как мимо тебя пронесут труп твоего врага». И у Ремарка я однажды  наткнулся: «Alle Weltverbesserer waren Weltverschlechterer». «Все те, кто пытался мир улучшить, ухудшали его».
Какая позиция Вам более по душе, марксистская или восточная? Я бы выбрал середину. Из западных философов мне ближе Спиноза и Гегель. Гегель, хоть он и является главным разработчиком диалектики, своей главной формулой охлаждает головы нетерпеливых. Вот его формула: «Все разумное действительно, все действительное разумно». Вы можете биться за идею, против идеи, но если в ней нет разума, то ваши старания бесполезны. Так умирают неразумные политические системы и  учреждения, так возрождается то, что, кажется, умерло навсегда. Наши коммунисты хоронили капитализм, кричали во всю глотку, проклинали его – не умер капитализм. А их собственный порядок канул в Лету. Нам бы понять, почему мировой разум (мировой Дух) так поступил. Вы цитируете Ленина, который общественные взгляды людей (нравственные взгляды, религиозные, социальные) выводил из «интересов правящей идеологии», то есть правящего класса. Но все у нас, в России, в странах восточной Европы, в Китае получилось не по Ленину и не по Марксу. Дело в том, что у пролетариата никакой идеологии, кроме желания иметь приличную зарплату, нет. А о желании властвовать он и не помышляет. Серьезно ошибся Ленин. Да, вожди, которые вскочили ему на шею, имели образование и свои идеи в голове, но это их идеи.  Выходит, что общественные взгляды людей вовсе не определяются идеологией господствующего класса. Можно  предположить, что в истории они чертят свою, независимую линию и способствует им  в этом общественная наука, главным образом – философия. Получаем идеализм? Получаем то, от чего наши форумские марксисты шарахаются, как лошадь от паровоза.

Христианство. Хорошо сказал Энгельс: «Христианство при своем зарождении было движением угнетенных; оно выступало сначала как религия рабов, бедняков, бесправных, покоренных Римом народов». Дело, однако, не только в этом: без веры не могут жить и богатые, и властители. Не могут, потому что и они нуждаются в святом человеке, от которого можно узнать, как жить по справедливости. Люди понимают, что святой праведник долго не живет, но  оставляет после себя свое Писание, некий кодекс, в котором четко расписано, что есть добро и зло, справедливость и несправедливость, истина и заблуждение. Именно этого момента – желания народа иметь надежный источник, возвещающий последнюю, неоспоримую правду, – не учли классики марксизма-ленинизма, что явилось причиной великого гонения на религию в Советской России. А когда поняли свою ошибку – положили тело Ленина в Мавзолей, чтобы народ обращался к нему, как всезнайке, как к святому. И тут же стали издавать произведения нового пророка большими тиражами.

Почему Римская империя признала христианство? Среди прочего и потому, что христианство призывает к миру. Какая империя не нуждается в мире, когда она уже распухла до невозможного! Надо обустраиваться – склонить на свою сторону завоеванные народы, укрепить границы, унифицировать законодательство. А Гегель считает, что освобождение рабов – это результат духовной работы христианства с его проповедью к миру, любви к ближнему, равенству, взаимоуважению. Христианская терпимость к насилию – это, скорее, сдержанность в борьбе с насилием и злом, чтобы в порыве гнева не впасть в истеричность и не навредить добру. Сдержанность, напоминающая стойкость. Всякая власть от Бога? Но это аналогично гегелевскому – все действительное разумно. Надо лишь помнить поправку великого философа: не все существующее достойно статуса действительности (то есть разумности). От Бога, - значит, от разума. К месту здесь и Ваша интерпретация мысли Конфуция, которая (эта мысль) соответствует христианскому отношению к государству: «Если государство плохо управляется, то мудрый должен молчать и заниматься самим собой, ибо на все есть наказание судьбы; важнее взаимная благожелательность». Думаю, что и в этой позиции заложена не пассивность, а стойкость, которая внешне выглядит, как пассивность.

«По существу религия всегда оправдывала эксплуатацию большинства», - прочитал я у Вас. Вместо слова «оправдывала» я бы поставил слово «терпела», потому что понимала, что дорога к свободе лежит только через осмысление сущности человеческой жизни самим человеком, через понимание истины, формирование самосознания каждой  отдельной персоны. Да, через  формирование самосознания. Поэтому в прошлом тексте я и привел размышление Гегеля о господстве и рабстве в «Феноменологии духа».. Если человек сам не понял, что он свободен по своей природе, по понятию, по истине, то освобождать его бесполезно: из одного рабства он тут же впадет в другое. Так и случилось: большевики в России подтвердили мысль Гегеля.

Мессианство. Жители Иудеи ждали мессию, который освободит их от власти римлян. И мессия пришел, но не тот, которого они ждали. Христос призывал освободить душу от зла, награда – блаженство. Однако не в этой жизни, а в загробной. Для этого надо было поверить в бессмертие человеческой души. Священнослужителей Иудеи этот вариант не устроил, и они выдали Христа римскому наместнику Понтию Пилату как провокатора, как смутьяна, призывающего к неповиновению. Н.А. Бердяев считает, что идею мессианства, идею реального освобождения (а не на Небесах) Маркс позаимствовал  у иудеев. И я согласен с ним. Только Маркс избрал для этой роли не выдающуюся личность, а класс – пролетариат. Идея эта стимулировала создание целой теории о строительстве совершенного общества через революцию, через революционную диктатуру пролетариата. Так большевики в России упразднили одно рабство и внедрили другое, Марксом санкционированное. Вместо равенства свободных людей перед Богом граждане наши получили равенство рабов  перед вождем, вместо капиталистического угнетения – угнетение политическое. Тяжело изживается рабство. Народ наш, переживший сталинские лагеря, колхозы, единомыслие, и сегодня еще просит Сталина. И я говорю не только о т.н. простом народе, я говорю и о значительной части интеллигенции, находящейся в плену марксистской философии. Но всемирный дух продолжает свою работу.
 
Об иерархии. Да, природа построена иерархично, апостол Павел прав. Звезды, солнце и луну разнятся в своей славе. А как построено общество? Полагаю, что и общество должно быть построено природосообразно. Люди разнятся, и не только в славе, но и в силе, здоровье, уме, образованности, благородстве. В целеустремленности, профессиях.  И, естественно, в богатстве. Социальная справедливость не может обойти все эти градации. Почему социальная справедливость должна называться равенством в распределении материальных благ? Это, скорее, несправедливость, отход от естества, от того, что подсказано самой природой. Равенство – великое благо, но оно должно быть прежде всего равенством всех граждан перед законом, которое не гасит, не убивает его желания уйти вперед, уйти дальше других. Марксистское равенство – это уравниловка, и оно доказало свою непродуктивность, нежизнеспособность. Пагубность для общественного прогресса, потому что вместе с водой – неоправданным расслоением граждан на богатых и бедных – выплескивает ребенка – главный трудовой стимул. суббота, 29 января 2011 г.


Рецензии