Отчуждение и Падение в жертву

Подростковые личностные расстройства возникают в силу различных психосоциальных причин.
Отчуждение - это невозможность подростка самостоятельно выйти из конфликтной ситуации, распознать её и справиться с этим личностным расстройством самостоятельно.
  Отчуждение -
1. отстранение, отдаление от других людей, недостаток или отсутствие теплых отношений с ними;
2. отдаление человека от самого себя, от своей "сущности" ("человек - экзистенциальный предатель"). Отчуждение считается следствием влияния большинства, желаниями других, давлением социальных институтов и других "внешних" мотивов;
3. деперсонализация, утрата ощущения принадлежности к себе различных проявлений Я[В.А.Жмуров. с.423].
Чтобы подростку уйти от конфликтной ситуации ему необходимо разорвать связь между своим "Я" и травмирующей средой. Этот разрыв создает дистанцию между человеком и окружением, а позднее она перерастает в отчуждение.
Отчуждение происходит и из-за словесных нападок, от обид, унижений и оскорблений и даже существует опасность развития виктимности (виктимнось от лат. victima- жертва)"падение в жертву". Все эти особенности необычного поведения подростка,  как особенность его личности навлекают на него агрессию других людей из-за его покорности, внушаемости, неосторожности, доверчивости, легкомыслия.
М.Борба. советует
1. Научите подростка уверенно вести себя с обидчиком: высоко держать голову, стоять прямо и смотреть обидчику в глаза. Подросток должен указать ему на непорядочное поведение и твердым, спокойным голосом попросить прекратить это: "Ты дразнишь меня. Перестань!" или "Уйди", иногда лучше сказать :"Прекрати!"
2. Не обращать внимания.
*притвориться невидимым.
*уйти даже не взглянув на них.
*посмотреть на что-то другое и засмеяться.
*сделать вид, что вас это не волнует.
*сохранять спокойствие.
*принять полностью отстраненный вид.
*тренироваться игнорированию задир.
3. Задавать обидчику вопросы: "Почему ты сказал это?" или "Почему это ты захотел сказать мне, что я тупой, толстый, или ещё какой-то там, и обидеть меня?"
4. Пользоваться формулой "Я хочу"
5.Соглашаться с задирой.
6. Смейтесь, когда вас дразнят. "Ну и что?, "Да что ты!", "И что дальше?","Спасибо, что посветил меня"[с.106-107].
Девид Шэффер в книге "Дети и подростки: психология развития" пишет:"Каждый из нас, возможно знал хотя бы одного сверстника, подвергавшегося преследованиям, ребенка, который постоянно служил целью враждебных действий со стороны других детей.
Согласно экспертным оценкам учителей, около 10% выборки, репрезентирующей подростковую среду, состоит из индивидов, которых можно охарактеризовать как хронических задир, регулярно подвергающих другие 10% выборки физическим и вербальным притеснениям. Среди детей помладше количество таких преследований даже выше: в детском саду каждый пятый ребенок сообщает о приставаниях со стороны сверстников (Kochenderfer&Ladd, 1996), а девочки, учащиеся в младших классах, не менее часто, чем мальчики, задирают других девочек, либо становятся жертвами притеснений, обычно вербальным способом или путем косвенной агрессии (Crick et al.,1999).
Хронические задиры нередко становились свидетелями конфликтов между взрослыми и взрослой агрессии в домашней обстановке, но сами редко были целями агрессии. Опыт, накопленный ими дома, подразумевает, что агрессия выгодна, вследствие чего они начинают рассматривать жертву как "легкую мишень", уступающую необходимые агрессору ресурсы или подчиняющуюся иным образом без особых попыток к сопротивлению. Отсюда следует, что задиры, судя по всему, преследуют своих жертв из личностных или инструментальных побуждений (Olweus, 1993), обычно являясь проактивными агрессорами.
Хронические жертвы сходны в том, что отвергаются сверстниками (Boulton, 1997), но причины этого различны. Большинство из них - это пассивные жертвы - социально отчужденные, физически слабые дети, не склонные к тому, чтобы дать сдачи, и никак не провоцируют агрессию в свой адрес, кроме того, что оказываются "легкой мишенью" (Boulton, 1999). Мальчики, ставшие пассивными жертвами, нередко имели тесные взаимоотношения с гиперопекающими матерями, поощряющие их выражать словами страхи и сомнения в себе, что, как правило, порицается в среде мальчиков в течении половой типизации и не очень хорошо принимается мужской частью класса во время учёбы в школе (ladd,1998).
Напротив, меньше всего количество жертв могут быть названы провоцирующими; они склонны противопоставлять себя окружающим, неугомонны и вспыльчивы, чем раздражают сверстников, а также нередко пытаются дать сдачи (безуспешно) и демонстрируют склонность к приписыванию враждебности, что характеризует реактивных агрессоров. Провоцирующие жертвы часто подвергались насилию или другим преследованиям в домашней обстановке и вынесли из своего опыта, что других людей следует рассматривать как враждебно настроенных соперников (Schwartz et ol.,1997).
К сожалению, многие дети и подростки, ставшие хроническими жертвами, продолжают подвергаться преследованиям, особенно в том случае, если они винят себя за это и не имеют друзей, которые вступились бы за них и помогли бы им приобрести социальные умения (Graham&Juvonen,1998). Кроме того, преследуемые дети подвержены риску разнообразных адаптационных проблем, включая одиночество, тревожность, депрессивность, дальнейшую эрозию самоуважения и растущую антипатию к школе, превращающуюся в прогулы (Egan &Perry,1998).
Поэтому существует неотложная необходимость во вмешательствах, которые должны не только отучить одних детей  третировать других, ног и помочь хроническим жертвам сформировать здоровое самоуважение, приобрести социальные умения и поддерживающие дружеские отношения, что позволит им улучшить свой социальный статус [1,c.733-734].
Литература:
1. Шеффер Д. Дети и подростки: психология развития. СПб.,Питер, 2003.

Автор и Жертва в практической психологии
Автор: Н.И. Козлов

В академической психологии популярен термин "субъект", "субъектность" и менее распространено понятие "автор", "авторская позиция". Есть ощущение, что эти понятия сильно близки, иногда они используются как синонимы. Как действительно соотносятся эти понятия? Видимо, автор своей жизни - всегда субъект, но не всякий субъект находится в ответственной - авторской позиции. В этом случае линия внутренней активности имеет вид: Объект - Жертва - Субъект - Автор.

В практической психологии, перевод из позиции Жертвы в позицию Автора - важная часть консультативной работы.

Часто клиенты видят проблемы там, где их нет. Обсудить разногласия - это ужас? Лететь на самолете - страшно? Люди увидят, что вы расплакались: а проблема-то в чем? - Когда клиент переходит в позицию Автора, все эти страшилки пропадают сами собой.

Пока клиент в состоянии Жертвы, он демонстрирует свою беспомощность, и в этом случае все работа (и вся ответственность) ложится на психолога-консультанта. Если только удается перевести клиента в позицию Автора, он сам снимает свои страхи и проблемы, сам переосмысляет ситуацию, сам восстанавливает себе нормальное состояние.

Как правило, смена позиции на авторскую, должна быть подготовлена как установлением контакта с психологом, так и нормализацией состояния клиента. Если девушка совсем в разобранных чувствах, глаза плавают или в слезах, то требовать позиции Автора - преждевременно, до этого нужна работа с эмоциями и состоянием клиента.

С другой стороны, сильное требование авторской позиции, как шоковое воздействие, может парадоксальным образом привести человека в себя.

Три авторских ключа: как выводить себя из состояния Жертвы
Материал Не будь Жертвой - по другому к происшедшему отнесись, что можно - разрули. Что невозможно исправить сейчас - предупреди возникновение этого на будущее. - Консультирует проф. Н.И. Козлов
Возьмите себе за правило - в трудной ситуации, вместо того чтобы жалеть себя, злиться или расстраиваться, поищите возможность:
• переосмыслить происходящее.
В любой ситуации есть не только "ужас", но и свои плюсы. Какие?
• разрулить происшедшее.
"Что можно сделать прямо сейчас для решения ситуации?"
• предупредить подобные ситуации на будущее.
Жизнь большая, и сегодняшняя неприятность, если из нее сделать правильные выводы - возможно, будет замечательным уроком.
Это есть три Авторских ключа. Не очевидно, что в любой ситуации у вас получится реализовать все три варианта, но если вы сделаете хоть что-то одно, вы уже вышли из позиции Жертвы.
Как работают эти ключи? Например, вы поехали на встречу и застряли в ужасной пробке. "Ну что тут можно поделать?!" Примеряем ключи:
• Сообразить, что на будущее надо будет в Интернете смотреть карты пробок и выезжать на машине раньше либо ехать на метро (ключ предупредить).
• сейчас позвонить-предупредить, далее все-таки доехать до ближайшего метро, там бросить машину и добираться уже на метро, это быстрее (ключ разрулить).
• если никакого метро поблизости нет, использовать пробку для учебы, отдыха либо чего другого полезного. Расслабляться, учиться и получать удовольствие (ключ переосмыслить).


Рецензии