Светлана

               

Эту историю я услышала давно. Было это в году 1976 или 1977 в санатории г. Гурджаани. Тогда -это была Советская Социалистическая республика Грузия.
            Поселили меня в номер с двумя женщинами из Кисловодска,я сейчас даже имён их не помню и Светланой - женщиной из города Белая Калитва. Как нередко случается, с кем-то люди сходятся быстро, а с кем-то устанавливаются прохладно-корректные отношения. Так сложилось и у нас. Женщины из Кисловодска держались вместе, ну а мы - сблизились со Светланой. Она была значительно старше меня, но это не помешало нашим доверительно-дружеским отношениям.
     Стояла чудесная весенняя пора, всё в природе радовалось теплу и солнышку.Я в то время жила на Севере , и для меня цветущие сады сразу после морозов, стали настоящим подарком судьбы. Много лет мне не приходилось видеть этого торжества природы, ведь в отпуск мы старались ездить летом. Детство моё прошло на юге- в Киргизии, и, конечно, цветущие сады и первые весенние цветы хранились в моей памяти приятным и ярким воспоминанием.
    Иногда случалось, память во сне возвращалась в прекрасные весенние картины детства, и тогда до боли хотелось увидеть наяву и цветущие сады, и тюльпаны, и цветущие кусты сирени... Даже чудился в воздухе аромат цветущих деревьев... И вот - благоухающие цветущие абрикосы, миндаль, яблони - наяву. Их можно не только потрогать, но и понюхать.Великолепная пора!
   Мы много гуляли со Светланой в чудесном парке санатория и по городу. Сейчас пишу эти строчки- а перед глазами-цветущие фиалки в зелёной траве между плитками дорожек в парке санатория...
                И вот во время одной из таких прогулок Света заговорила со мной о своей жизни.
           Не знаю почему,Света решила открыть мне её самые сокровенные страницы? Бывает так, что в поезде, или вот так- случайному знакомому, люди откровенно рассказывают всё о своей жизни. Может быть при этом играет роль то, что рассказав незнакомому человеку что-то важное из подробностей своей жизни, человек освобождается от некоего груза.А может быть- и то, что этот человек- не из близкого окружения рассказчика, которому можно поверить тайны в надежде, что близкие об этом никогда не узнают...
   Не знаю, что именно послужило поводом для откровенного рассказа Светы о своей жизни, но она мне открылась. Интересно, все ли участники этой истории живы сейчас, и точно ли я воспроизведу рассказ Светланы- я, конечно, не знаю, но попытаюсь рассказать её историю так, как она мне запомнилась. А история эта - неординарная, это - история счастливой и одновременно горькой любви Светланы. Своё повествование я буду вести от её лица.
  Рассказ Светы поразил меня накалом и искренностью чувств, жертвенностью и таким непростым выбором, сделанным ею когда-то. Я начинаю рассказ:
                - Это случилось, когда мне было тридцать с небольшим лет.Я была замужем, у меня уже было две дочери. Муж мой, хороший человек, работал шахтёром. Я работала на заводе мастером. Обычная советская семья. Я была вполне довольна своей жизнью, была любима и , казалось, любила сама. Но в один прекрасный, а может быть, страшный день - всё моё счастье и благополучие рухнуло...
   К нам на завод приехала бригада инженеров- наладчиков. Их направили ко мне, чтобы я руководила производством наладочных работ на моём участке. Наладчиков было четверо, но я увидела только одного. Это было как выстрел- посмотрел он на меня -и для меня перестало существовать всё остальное на свете! Произошло некоторое замешательство, но я попыталась взять себя в руки. С бешено колотящимся сердцем начала знакомиться с новоприбывшими. Уже не помню точно, как это всё было, но своего смятения побороть мне тогда так и не удалось . Кое-как обговорив характер предстоящей работы, поспешила уйти в свой кабинет.В кабинете  попыталась разобраться, что же это вдруг произошло со мной, но мысли путались. Перед глазами сияли синим светом необыкновенные глаза на очень смуглом лице. Это были глаза Алика. Они манили меня, притягивали к их хозяину и совершенно лишали воли!
    Как потом выяснилось, Алик был азербайджанцем по отцу и русским по матери. Странное у него было лицо,очень тёмная кожа казалась чуждой для совершенно славянских черт лица. И тем ярче казались на тёмном лице большие синие глаза.Эти-то глаза и лишили меня покоя, как оказалось, на всю жизнь...
                Придя с работы и кое-как справившись с домашними делами,  попыталась занять себя всякой ерундой, чтобы отвлечься от этой неожиданной проблемы, но у меня это получалось плохо.Передо мной незримо стоял Алик и смотрел на меня своими невыносимо синими глазами. Муж заметил моё смятение, попытался меня обнять.Но я со слезами убежала в ванную. Он долго стоял под дверью, выпытывая у меня причину моих слёз. Не помню уже, что я там ему наговорила... Но через некоторое время он ушёл в спальню. Я пошла к девочкам в тщетной надежде, что дети помогут мне обрести былое спокойствие.
                Ночью я долго не могла уснуть, а заснув- вновь почувствовала притягательную силу всё тех же синих глаз. Какой же длинной мне показалась та ночь! Утром я лихорадочно приготовила завтрак, проводила мужа и старшую дочь, и прихватив малышку, чтобы завести её по пути в садик, на негнущихся ногах пошла на работу.До начала рабочего дня оставалось минут двадцать Не дойдя до проходной завода, услышала оклик. Ещё не увидев окликнувшего меня человека, сердцем я поняла - это он! Да, это был Алик. Быстро подойдя ко мне, он взял меня за руку и увлёк в сторону, от движущегося в сторону заводской проходной людского потока.
- Боже мой, наконец-то я тебя дождался!
- срывающимся от волнением голосом, прошептал он. А синие глаза смотрели на меня не отрываясь.Они вглядывались , ласкали взглядом моё лицо, и вновь устремлялись  мне в глаза. Не знаю, как вообще  в тот миг я удержалась на ногах. Голова моя кружилась, а в мозгу неотвязно звучала одна и та же мысль:
 - Что ты делаешь, остановись! Ты совсем сошла с ума! - рефреном- другая:
- Что это? Почему я утратила опору под ногами? Почему меня так манят эти глаза?
 -Мы стояли, взявшись за руки, время для нас остановилось. Вдруг до моего сознания дошёл голос подруги, с которой мы работали в одну смену:
- Света, чего это ты тут стоишь, опаздываем!
 -Она подхватила меня под руку и увлекла за собой. Совершенно механически я последовала за ней и пришла в себя только в своём кабинете.
 - Какой стыд,
- думала я,
 - Люди видели меня в этом состоянии ступора... Что обо мне подумают?!
- И тут же новая мысль вытеснила всё из моего сознания ,
- А ведь я жить уже не смогу без этих глаз!
-И я залилась слезами.Несколько успокоившись, начала раздумывать над сложившейся ситуацией, механически продолжая делать свои обычные дела, давала какие-то распоряжения, проверяла качество выполненных изделий, разговаривала с людьми. Всё это происходило как бы помимо моей воли и желания. В голове же была одна единственная мысль:
- Как я буду жить дальше?
 Наконец-то наступило время обеда. В столовую я не пошла и отправилась в свой кабинет. Не успела я сесть за свой стол, как открылась дверь и зашёл Алик.
 - Света, срывающимся голосом прошептал он. -Иди ко мне!
- Не помню как, но я очутилась в его объятиях. Постояв так несколько мгновений, мы разом начали говорить... О чём - не знаю, не помню... Но, наверное, о чём-то очень важном...
   Только уже к концу обеденного перерыва он предложил мне выйти за него замуж. Да, ничего не зная обо мне, предложил - выйти за него замуж! Это уже после мы стали рассказывать друг другу подробности собственной жизни.
- Как же долго я искал тебя,
 - говорил он мне! что-то там я отвечала ему...
 Выяснилось, что он всего около двух лет назад женился, у него есть жена и маленький сын.
- Где же ты была?!
- Всё спрашивал он меня...Я ему тоже рассказала, что у меня есть дети -две девочки. И муж есть, которого люблю..
И замолчала на полуслове, нет, не люблю! Любила!- почти закричала я. Думала, что люблю!
Обеденный перерыв закончился, в кабинет начали заходить люди.Алику пришлось уйти.

                Три недели его командировки пролетели для нас единым мгновением в горячечном бреду. Я боялась назвать мужа его именем... Я вообще боялась всего, а в первую очередь, себя, своего внезапно возникшего чувства. Я готова была идти за ним куда угодно! Для меня весь мир сосредоточился теперь в этом человеке. То же самое происходило и с ним. Мы превратились в людей, потерявших от любви разум .Мы не были близки физически, но наши души не разлучались ни на минуту. Мне было тяжело неимоверно, любовь и долг в моём сознании боролись между собой. Я боялась физической близости, думала, что после этого я никогда не смогу с ним расстаться.! Он был очень нежен и бережно внимателен ко мне.
            Перед его отъездом , мы уехали за город, наплевав на все условности. Дело было в августе. Мы долго бродили в лесопарке, сидели обнявшись на скамейке и всё говорили, говорили, говорили... Короче, договорились до того, что попробуем месяц не видеться.Если сможем удержаться, значит- у каждого продолжится своя собственная жизнь. Так решила я.
- Не можем мы, не имеем права сделать несчастными пять человек!
-говорила я ему, он меня убеждал в обратном. Говорил, что мы с ним тоже имеем право на счастье.
- Почему из-за нашего сумасшествия должны страдать мои и твои дети, твоя жена, мой муж?! - говорила я, пытаясь убедить в этом не столько его, сколько себя...Он, стоя передо мной на коленях, умолял  забрать детей и ехать с ним.
- Куда?- спрашивала я.Как я могу? У тебя сын- ему отец нужен, не могу я отобрать тебя у твоего сына!
- Плача, я целовала эти, такие дорогие мне, синие глаза.
   Он уехал. Жизнь для меня почти прекратилась. Я ждала его, ждала наперекор своей воле. Я прислушивалась к телефонным звонкам, в тайной надежде услышать его голос, хотя сама твёрдо настояла на том, что в этот месяц нашей добровольной разлуки звонков- тоже не будет. Алик выдержал только две с половиной недели. За это время я постарела на несколько лет... Все знакомые допытывались, что со мной произошло и настойчиво отправляли меня к врачу. Все решили, что я очень больна.Я же, мучительно раздумывая над всем происходящим, твёрдо решила ничего в жизни не менять. Я считала, что не могу нарушить жизнь своей и его семьи.Не могу оставить без отца ни своих девочек, ни его сына. Я очень похудела и осунулась за эти дни. Никто не знал, что творится в моей измученной душе. Муж всячески пытался обратить на себя моё внимание, старался как-то приласкать и успокоить меня. Дарил цветы, подарки... Ещё горше мне было видеть знаки его внимания и чувствовать свою вину! Душа моя плакала горькими слезами, а глаза оставались горячими и сухими. Муж, движимый заботой и жалостью ко мне, не понимая моего состояния, настоял на том, чтобы я уехала на недельку из дома в заводской профилактории. Я, подчинившись его воле, уехала. Но через три дня, в каком-то ужасном нетерпении  возвращалась в город. Что-то влекло меня туда с неодолимой силой! Этим чем-то - был Алик. Он не выдержал, приехал ко мне! Встретил он меня у дома. Забыв обо всём на свете, мы кинулись друг к другу. Потом я опомнилась...Мы с ним ушли от дома, поехали в гостиницу и сняли номер.Здесь случилась наша первая и последняя ночь страстной любви. Я плакала и от счастья, и от горя одновременно. Ведь для себя я уже всё решила! Мы не спали всю ночь. Утром, я сказала ему, что мы расстаёмся окончательно:
-Так нужно!
 -сказала я. Всё моё существо трепетало в немом протесте против собственных слов. Но я твёрдо стояла на своём.
 - Не построить нам счастья на несчастье наших близких!
- горестно прижав руки к груди, сказала я ему.
    Боже, как же мне было больно! Всё во мне кричало:
- Ты ведь убиваешь себя, опомнись!
-Но я не слушала этот голос...
      Как я узнала потом, именно в этот день умерла его мама. Никто не знал, где он... Алик приехал домой в день её похорон. Так случилось. В тот день ему пришлось оплакивать не только нашу любовь, но и смерть самого близкого человека, своей мамы.
                Мы расстались. Алик сделал ещё несколько безрезультатных попыток переубедить меня, А потом, разобидевшись, попытки свои прекратил. А во мне после той памятной ночи женщина умерла.Да, наверное, и не только женщина. Постепенно я пришла в себя, но жизнь совершенно утратила для меня смысл и краски. Обиженный моей холодностью, муж пытался различными путями привлечь к себе моё внимание.Но все его попытки наталкивались на моё холодное равнодушие.
   Мы стали совершенно чужими. Вместе, теперь ,нас удерживали только дети. Муж начал выпивать, в этом состоянии он -то кричал мне с ненавистью:
- Ты холодна, как рыба! Я ненавижу тебя!
- То валялся в ногах и молил о любви, которой я ему дать уже не могла. Потом он завёл себе женщину на стороне и успокоился. Мы по-прежнему живём вместе, вернее сказать- рядом. Живём по-привычке, как старые , добрые соседи. У него своя жизнь, а у меня - существование... Дети теперь уже выросли, старшая дочь заканчивает учёбу в техникуме, младшая - в школе. Они скоро уйдут в свою, взрослую жизнь. А я останусь совсем одна.Немолодая, больная женщина...Да, больная женщина. А может быть и не женщина, а старуха ! Да, я давно стала старухой, после той последней моей счастливой ночи.Никогда больше я не чувствовала себя женщиной. И вообще ничего не чувствовала.Пропало влечение, желание. Неудовлетворённое женское естество обернулось гинекологическими проблемами. Вот и здесь я по этой же причине. Жалею ли я о том, что выбрала , как мне казалось правильно, долг? Да, очень жалею! Нельзя проводить такие эксперименты над собственной душой! А была ли счастлива моя семья со мной? На этот вопрос тоже нет однозначного ответа. Муж- точно не был счастлив! Не знаю, где сейчас Алик, счастлив ли...Я об этом стараюсь не думать. До сих пор больно!
     Она задумалась и некоторое время молчала.Потом глубоко вздохнула и с горечью продолжала:
- Думаю, что и девочкам моим не очень-то  тепло в нашей холодной семье. Я решила, вот сейчас приеду домой, поговорю с ними. Я их очень люблю! И хочу, чтобы они были счастливы! Я им расскажу историю своего, такого короткого счастья. Которое я разрушила собственными руками. Пусть они не повторят моей ошибки! Дети должны расти в обстановке любви родителей, только тогда они будут иметь правильное представление о любви, семье.
 Да, долг- это хорошо. Но только тогда- когда он не приносит такие вот страдания. Она замолчала, раздумывая о своём.
  Мне хотелось как-то успокоить Свету, обнять её. Но я не посмела....

        Я тоже молчала и думала, а как бы я поступила на её месте? И тогда, да и сейчас тоже -  не могу дать точного ответа на этот вопрос. Всё так непросто и неоднозначно в человеческих отношениях. Рассказ Светланы запомнился мне. И спустя  так много лет нет- нет, да и всплывает в памяти эта давняя, чужая история ...
               
   


Рецензии
Хорошо написано. Душевно.
Успехов вам!
с уважением,

Наталия Антонова   16.01.2015 11:00     Заявить о нарушении
Спасибо за визит Наталия и за оценку. Удачи вам! С уважением,

Валентина Бурлуцкая   16.01.2015 12:05   Заявить о нарушении
Валентина, почему ваше имя означает силу-Валя. Галя-тишина. Очень правильная концовка вашего произведения, мир перевернул семя. Семья распадается и от этого страдают все. Валя и Валентина, получается тина, которая в болоте. Галя-Галина, убрали "ент". Нет как тень и "ш" появилась откуда? "Е" упала и "Ш" стала. Тише и тишина от "е" и на. Светлана как свет, "л" становится "н" из-за "а". Союз.
Любовь, когда все дома.

Даша Новая   12.11.2015 12:25   Заявить о нарушении
Не поняла, какое отношение к этой истории имеет трактовка моего имени,но за визит- СПАСИБО, заходите ещё, с уважением,

Валентина Бурлуцкая   12.11.2015 12:58   Заявить о нарушении
Валентина, картина перед вашим произведением о многом говорит. Люди не понимают жизнь из-за слов и душа закрыта. Мы расстаёмся с живыми людьми навсегда, а что говорить о мёртвых. Нет идеального человека, так как идеал строится внутри каждого. О вашем имени я написала, чтоб вы увидели силу своего имени. Вам это не важно, а зря. Нас неправильно учили в школах. Нас учили повторять, а не понимать. Только сейчас люди начинают о чём то задумываться. Семья зависит от всех.
Каждый играет роль и от каждого многое зависит. Роза, красивый цветок, но с шипами. Шип и пиши, укол и урок для нас. Больница - боль и ученица. Лекарство души - это слово. Даже какое-либо лекарство вы не пили, без веры оно не поможет. Вера возникает от слов, так зачем говорить о плохом.
Конец вашего произведения учит. Сохранить не разрушить, охранник - профессия и работа семьи охранять своё счастье.

Даша Новая   12.11.2015 13:22   Заявить о нарушении
Спасибо, Наталия!Обдумываю написанное ранее и сейчас, Вы правы, многое от нас сокрыто. Я- не исключение, стала задумываться над многим только недавно, многих и многое потеряв...С уважением,

Валентина Бурлуцкая   12.11.2015 18:15   Заявить о нарушении
Валентина, я тоже. Поэтому, всё сначала. Вы видите обстановку в мире. Моя семья - моя страна. Если человек не может сделать мир в своей семье, то о какой стране можно говорить. Начала искать исток. Исток - это история.
Первое человеческое преобразование - это имя. Начнём со своей страны. Русь обосновал Олег. Одноликое имя и он был один. Раздвоила Русь Ольга, невестка Олега - Оля. Но она освятила Русь своим именем. Имя Оля - святое. Расстроил Русь Владимир. Вова и Володя - имя тройное, три лика.
Вот сейчас всё хочется начать сначала. Русь-гусь стала лебедем Россией и беда. Слова пусты и мертвы из-за буквы. Эту боль принесла в Россию Армения. Если русские поймут, что их язык Божий - мы спасены. Начнём с семьи, крепкая семья и крепкая страна как ни странно. От каждого всё зависит.

Даша Новая   12.11.2015 18:27   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.