Дневники бабушки - Армавир. Дом деда. П

        АРМАВИР. ДОМ ДЕДА. ПОПЫТКА ВТОРАЯ И ПОСЛЕДНЯЯ
                (глазами ребёнка)

      Дед принял нас не лучше и не хуже, чем в прошлый раз. Учебный год ещё не закончился, поэтому меня определили во второй раз в первый класс. Мама больше не пошла работать, потому что не знала, останемся мы в Армавире или уедем в Днепропетровск. На Украине жить нам было негде, а у дедушки в Армавире был большой дом. Детей у них с бабушкой не было, они были уже не молоды, поэтому мама просила деда позволить нам остаться в Армавире, убеждая его, что всем вместе нам будет легче выжить. Как потом я узнала, на предложение моей мамы дед ответил: ”Два медведя в одной берлоге жить не могут”.
 
      Дед жил безбедно, несмотря на войну. Как я писала ранее, он имел свиней, корову, а сейчас у него появилось и стадо из тринадцати коз. Я хорошо запомнила эту цифру, она стала для моей семьи знаменательной! Наверное, власти запрещали тогда, иметь большое хозяйство и мой дед подрядился пасти и чужих коз, прибавив к своему стаду, две три чужие козы. Я уже видела коз в Сибири и знала, что они дают ценное молоко. Знала так же, что люди живут очень бедно и, если у кого-либо было две козы, то он считался богачом.

      Как-то возвращаясь из школы, я увидела деда, который гнал стадо коз домой. По пути к дому, к деду подошли две или три женщины и забрали своих коз. Я ждала, что бы разобрали и других, но дедушка привёл всех оставшихся тринадцать коз к нам во двор. На мой вопрос, почему другие хозяева не забрали своих коз? Дедушка сказал мне всю правду, но просил никому не рассказывать об этом. Уж не помню, обещала ли я ему это, но когда я пришла в школу на другой день сам факт тайны, и свалившееся богатство на нас, не давало мне покоя. Хотелось всем рассказать, какие мы богатые! И я рассказала всем, кто хотел меня слушать.

      Время моего возвращения из школы совпадало со временем окончания работы моего деда. Был прекрасный солнечный день. Мы шли с группой ребят, когда услышали хоровую песню и увидели много солдат, которые маршировали строем и задорно пели. Они шли на фронт. Мы с ребятами пристроились рядом с колонной солдат и тоже пытались шагать с ними в ногу и петь.

      Неожиданно я увидела деда со стадом коз, идущего навстречу солдатам. Я обрадовалась ему, побежала навстречу, а он, отогнав стадо к обочине дороги, остановился. Когда я счастливая подбежала к нему, он спросил меня: ”Так сколько у меня коз?” - “Тринадцать, дедушка” - радостно ответила я. Он поднял кнут и начал считать: ”Вот тебе одна коза, вот вторая, третья, четвёртая……..”, и так просчитал все тринадцать коз на моей спине кнутом! Мне не было больно или может быть я не чувствовала боли, потому что другие более сильные и смешанные чувства подавляли физическую боль. Стыд и сильнейшая обида не позволяли мне сдвинуться с места. Я так и стояла, но не плакала и не просила, не бить меня!
      Всё моё внимание было обращено на проходивших мимо солдат, где некоторые из них смеялись, наблюдая эту пасторальную сцену. Мне было мучительно стыдно не за то, что я выдала тайну деда, а потому, что меня уже большую девочку посмели наказать прелюдно! Что же касается тайны деда, то я не понимала, почему он не гордится своим богатством и почему за ПРАВДУ он наказывает меня, если мама всегда говорила мне, что правда это святое и наказывают за ложь? В моей голове всё перепуталось, но я не плакала!

      Когда дед кончил считать своих коз на моей спине, и колонна солдат прошла, я мигом сорвалась с места, и побежала домой. Дома меня ждала, как всегда собачка, которая меня очень любила. Я закрылась с ней в сарае и, заплакав, всё ей рассказала. Животные чувствуют горе человека и особенно ребёнка. Она чуть-чуть поскуливала и лизала меня язычком.
      Вскоре дед привёл своё стадо домой. Почему-то всех коз загнали в сарай, а козёл остался во дворе. Это был рыжий с огромными рогами козёл. Уж не знаю почему, но, увидев меня, он стал передо мной и не пускал меня войти в дом. Я хотела обойти его и убежать, но козёл побежал за мной к калитке сада, что за домом, и придавил меня рогами к забору. Вот тут уж я не выдержала издевательств и позвала на помощь. Из дома выскочила мама и спасла меня.
      Маме об избиении перед солдатами я ничего не сказала, Мне было стыдно, что допустила такое надругательство над своим достоинством. Узнала она не от меня.



      (Прошло 18 лет. Я была уже замужем и проживала с семьёй в Румынии. Приехала я, как всегда к родителям на время, в отпуск. Незадолго до этого в то же самое время приехал дедушка из Армавира навестить мою маму. Однажды, когда мы с ним остались в комнате одни, он сказал мне: ”Ты прости меня, ЛЕНОЧКА, за то, что я тогда тебя перед солдатами кнутом отходил!” Наверное, это беспокоило его всю жизнь, поэтому он перед смертью решил отдать всем “долги”. Я не обижалась уже, так как многое в жизни узнала и поняла сама, к тому же научилась прощать.
      А Леночкой он назвал меня не по ошибке. Мою бабушку, которая сбежала от него ещё в молодости, и которую он любил всю свою жизнь, звали ЛИНОЙ. Меня так дома называли в её честь. Дед это знал, но произносить имя Лина, вероятно ему было больно, он никогда не смог простить бабушке предательства, несмотря на сохранившиеся чувства к ней, поэтому он упрямо называл меня Лена.
      Мама приглашала много раз деда к себе в гости, но он отказывался, а тут вдруг приехал. Мама предложила ему переехать жить поближе к ней или даже вместе с нею и с папой. Дед отказался, повторив свою обидную для мамы фразу, ”Два медведя не могут жить в одной берлоге!” - “Так зачем же Вы приехали, папа?” - “А посмотреть! Как ты приспособилась к жизни? Ничего, хорошо живёшь!” Больше никогда ни я, ни мама деда не видели. Вскоре он умер, оставив мамину мачеху одну в целом доме. Она тоже не захотела переезжать к моим родителям.)



      Ещё до отъезда из Армавира со мной приключилось последнее печальное событие. Мне прокусила насквозь кисть левой руки моя любимая собачка, которая, как я думала, меня тоже любит. Однако оказалось, что она не захотела делить со мной свою косточку, которую грызла. Игра с ней стоила мне сорока уколов в живот, так рассказала мне мама.
 
      С пяти до восьми лет я узнала, что такое ложь и правда, предательство и несправедливость и все эти лекции преподнесли мне взрослые люди. К счастью, я оставалась незлобивым и весёлым ребёнком. Быстро забывала обиды, стоило меня слегка приласкать.
      К моему великому сожалению именно ласки и нежности мне всегда в жизни не хватало. Когда я спрашивала маму, почему она меня никогда не целует, она отвечала, что целует меня, когда я сплю. Может быть, поэтому я так трепетно, с благодарностью  отношусь к людям, которые дарят мне нежность и заботу обо мне, и с отчаянием, не только абсолютно не приемлю грубости, хамства, невоспитанности, но и просто не понимаю таких людей. Для меня такие люди это инородные тела в обществе, и если таковыми являются вынужденные “родственные узы” или знакомые, то я просто стараюсь вести себя так, чтобы не давать им повода меня обижать, игнорируя их. Хотя не всегда это помогает…

      Не понимаю людей, которые списывают всё на своё “неудачное” детство или ещё хуже на наследственность, стараясь оправдаться. Бескультурье, это не аргумент, так же как и отсутствие знаний. Мол, я такой, как есть! Конечно, никто не отрицает роль родительского влияния на ребёнка, в особенности в его первые годы жизни, однако, кроме родителей, есть ещё и мы сами. Мы сами и только сами, ответствененны за поступки совершаемые, будучи взрослыми и кто этого не понимает, значит, такой человек или туп или самовлюблённый эгоист, а эгоизм – это тоже одна из сторон тупости.
      Как говорил великий Альберт Эйнштейн, «Две вещи являются бесконечными, это вселенная и человеческая тупость. Но я не уверен насчёт вселенной….».
 
(продолжение следует)  http://www.proza.ru/2011/05/17/683

 КРЕЩЕНИЕ


Рецензии
Спасибо, есть где присесть и подумать.

Созерцатель Вечности   27.11.2016 16:21     Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.