Воспоминания о Крестном ходе 2007
« О Цвете несказанной чистоты,
Душа моя к тебе взывает стоном:
Заступнице моя, когда б не ты,
К кому б еще прибегнул,
недостойный? »
( иеромонах Роман.
« Пресвятая Богородице, спаси нас!»)
Милостью Божией, в третий раз прошел Крестный ход с 18 по 24 июля 2007года из г. Ржева в с. Оковцы с образом Божией Матери Оковецкая- Ржевская. И вновь его главный девиз :
« Матерь Божия, спаси и сохрани землю Русскую»!
Крестный ход! Крестный ход…
Тот, кто прошел крестным ходом, всей душой стремится прикоснуться к этому событию снова и снова. Крестный ход, ты держишь нас в плену благодати и любви, которую Господь дал нам испытать за наш малый труд. Все, кто пошел рядом с тобой эти километры в течение семи дней, стали родными и близкими. При встречах сердце радостно стучит:
- « Наши».
Что так может так объединить людей? Совместная молитва, общий труд Богу и Его Пречистой Матери.
18 июля, после окончания праздничной Литургии, служится молебен Господу о путешествующих, Матери Божией и преподобному Сергию Радонежскому. Настоятель протоиерей Константин благословляет каждого из участников маленькими образками Оковецкой Божией Матери что бы мы шли с ними. Во дворе Храма накрыты столы: нас ждет чай и булочки с пирожками - это позаботились наши прихожане, участвуя таким образом в Крестном ходе.
Матерь Божия, благослови! Идем с пением тропарей Кресту, Божией Матери и святым по городу новым маршрутом, который заранее роздан всем участникам организаторами Крестного хода. Останавливаемся у бывших Храмов и нынешних для краткой молитвы. Мимо Казанского кладбища идем с пением:
-« Со святыми упокой…».
За пределами города начинаем молиться за себя, читаем нараспев Иисусову молитву. На этом участке пути больше всего населенных пунктов. Но наша готовность послужить, натыкается на не готовность жителей к восприятию этого события. В первой ближайшей к Ржеву деревне никто не вышел встретить Кресный Ход.
В д. Тростино собрались жители; вроде радушно встречают, а что дальше делать люди даже в принципе не знают. Что такое молебен «о здравии», что такое «панихида»? Часто звучит в оправдание : нас отучили от веры , десятки лет мы не знали Церкви. Все это так. Но самое грустное: не знали и не хотим знать. В Ржеве уже 20 лет, как открыт Вознесенский Собор,возрождена красавица Оковецкая церковь. В Храме Новомученников и исповедников Российских идут ежедневные богослужения. Ржев в зоне досягаемости – есть автобусные маршруты. Но часто в трудах и заботах о хлебе насущном мы забываем о душе. А как важно сберечь, приготовить ее для вечной жизни с Господом. Возможно это только исповеданием своих грехов и слезным покаянием. Помоги нам Господи увидеть грех и сохрани Церковь для спасения нашего. Может быть малый наш труд – совместная молитва, станет началом .
После водосвятного молебна в д. Тростино, идем в детский лагерь отдыха -
« Краностроитель». Здесь нас ждут. Дети собраны в актовом зале и с неподдельной заинтересованностью наблюдают за происходящим. Батюшка рассказывает о нас, о Крестном Ходе, о наших задачах – дойти до места явления Оковецкой иконы Божией Матери, нести с собой молитву по всем дорогам, селам и деревням родного края. Молиться во время Крестного хода об Отечестве, живущих и отшедших ко Господу людях. Светлана Сергеевна просто и доступно рассказывает им о преподобном Сергии Радонежском, чью святую память чтит сегодня Церковь. Говорит о том, что надо молиться преподобному Сергию о помощи в учении. А как молиться узнаем, когда будем служить молебен. Раздаем детям нашу детскую православную газету « Колокольчик ». Батюшка раздает крещеным детям крестики, а они их, в свою очередь, с удовольствием надевают.
Течет Волга в обрамлении березовых хороводов. По обеим берегам рощи и рощицы и милые сердцу деревни. У меня самой детство формировалось в деревне. Деревня - моя колыбель. И в душе храню драгоценные воспоминания особенной свободы и чувство, что весь мир принадлежит тебе и все принадлежит Богу. А посредник между всем этим – бабушка. Дай нам Бог быть такими же бабушками – хранителями своего рода.
Деревня моего детства доверчива и приветлива ко всем: и к соседям, и к проходящим мимо. Замок для запирания дома применялся очень редко. Чаще палочка, прислоненная к двери – свидетельство, что хозяев нет в доме – ищи в огороде.
Господь дал мне еще раз почувствовать эту приветливость и любовь. После окончания первого дня нашего Крестного Хода остановились на отдых в пос. Заволжское. Нас приглашает на ночлег и отдых Антонина. Натоплена чисто вымытая баня, в доме приготовлены постели, отдельная комната для батюшки.
Тамара - идейный романтик. Ей хочется ночевать под открытым небом на лужайке у яблоньки. Зовет меня с собой. А что я? Я готова тряхнуть стариной, как говорится. Заодно испытаю новый спальный мешок , приобретенный для меня моими домашними.
Удивительная ночевка. Во-первых - такое легкомыслие в моем возрасте, во – вторых - такая радость и добыча для полчища комаров! А ведь еще классик предупреждал:
-« О лето красное! Любил бы я тебя, когда б не зной, да комары, да мухи». Не спится. Ночь теплая, а в спальном мешке просто как на русской печке, это уж слишком.
Говорим о духовном. Спохватываемся о том, что надо бы поспать, восстановить силы, но не спится. Светлеет восток, бледнеют звезды, что-то исследует спутник, летая среди звезд то туда, то обратно. А может это вообще разные спутники? Думается о многом: -« Я вижу небо Твое, сияющее звездами. О, как Ты богат, сколько у Тебя света! Лучами далеких светил смотрит на меня вечность, я так мал и ничтожен, но со мною Господь, его любящая десница всюду хранит меня ».
( икос 5 акафиста « Слава Богу за все » )
Утром Антонина продолжает служить нам с любовью, заботой и сердечностью, как дорогим гостям.
В семье скорбь: болен любимый муж – перенес инсульт. Просит :
- « Батюшка, что мне можно сделать для мужа»?
И за ее любовь, труды и заботу Господь дает такую великую милость – ее муж исповедуется и причащается Святых Пречистых Христовых Таин. А мы по-житейски благодарим ее тем, что в ожидании батюшки собираем с ее картофельного участка колорадских жуков.
Заходим и во второй детский лагерь отдыха «Факел» где служится молебен, где как дыхание необходимо православное воспитание не только детей, но и вожатых.
Матерь Божия, раскинь Свой Покров над Россией! Тебе все возможно Пречистая. Умоли, Господа нашего, Сына Твоего. Да не останутся в неведении Божиего Закона жизни все деточки нашего Отечества. Да просветятся Евангельской любовью сердца учащих и учащихся!
У братского воинского захоронения в д. Погорелки где покоятся более шести тысяч останков собрались, кто пожелал, местные жители. Батюшка отпевает усопших сродников сельчан, служит панихиду. Мы тоже отдаем записочки об упокоении наших усопших близких. Помяни их Господи во Царствии Твоем! Прости им все прегрешения их вольные и невольные.
По периметру братского захоронения, еще не очень благоустроенного, лежат солдатские каски, пробитые осколками и временем – ржавчина разъедает металл.
Об относительности категории времени говорили на уроках физики в школе и институте. Но ощутила эту относительность в полной мере только сейчас. Прошедшие 65 лет со времени боев за эту землю - это много? Относительно земной жизни человека – да. Относительно сути событий – мгновение. Батюшка, протоиерей Константин, рассказывает о встречах и беседах с поисковиками. Среди личных вещей убитых часто находили православные крестики. Говорит:
- " За короткий промежуток времени в этом году , на этом месте захоронения, в третий раз служу панихиду. Мне кажется, что здесь захоронен какой-то праведник ».
На лицах слезы - печали ? Молитвы ? У каждого – свое. Но плачем не только мы. Идет дождь. Легкий и быстрый. Он никого не испугал и не намочил. Он дополнил происходящее. Слышу за спиной:
- « Это Матерь Божия поплакала вместе с нами ».
Этот участок маршрута был особенным. Здесь много братских могил. Эта земля обильно полита кровью.
" А такая земля – святая. Ее надо беречь, ею надо дорожить" - говорит батюшка.
На границе Чертолинского сельского поселения нас встречают по русской традиции с хлебом и солью на вышитом рушнике. Провожают до места нашего следующего отдыха – пос. Ильченко. На ужин нам приносят молоко и эмалированное ведро теплых вареных яиц. Что-то очень непривычно видеть женщин в большом окружении детей, которые здесь нас встречают, подходят под благословение и на беседу к батюшке. Все просто, дети приютские. Они вперемешку с родными детьми норовят прислониться к локтю или боку чужих мам и бабушек, работающих в этом приюте. В приюте есть все: хорошее благоустроенное место расположения, чистое отремонтированное внутри здание; еда, одежда, нянечки и другой обслуживающий персонал. Там нет единственного, и самого главного для детей: там нет мамы, там нет папы.
Утром служится молебен . Есть верующие, но их единицы. Заказан молебен о благополучии скота. Молодые наши удивляются что есть и такое прошение ко Господу. Начинаем спешно искать для батюшки молитвослов с молитвой св. мученикам Флору и Лавру. Сказал пророк:
- « Блажен, еже скоты милует».
Кто жил трудом деревенским , тот знает, что хозяева, прежде чем сесть за стол, накормят и напоят животных. И только потом сядет за стол семья, будь то утро или вечер. Будет здорова и сыта коровушка, будет и хозяйке что на стол поставить, будет, чем накормить мужа и детей. А мне Господь дал еще один повод вспомнить о том, что в бабушкиной деревне, где прошло мое детство, праздник почитания св. мучеников Флора и Лавра был престольным. 31 августа – конец лета и начало учебного года и в доме пахло всегда бабушкиными пирогами.
Прощаемся с гостеприимным местом. Крестный ход поднимает свои хоругви и, возглавляемый иконой Владычицы и иереем Владимиром из Никольского Храма в Молодом Туде , идет дальше.
Братское воинское захоронение в д. Сухуша. В нем нашли пристанище останки 3024 войнов. Наши мужчины - участники Крестного Хода, устанавливают привезенный с собой православный Крест. Священник служит панихиду при стечении руководства сельского поселения, местных жителей, участников Крестного хода.
« Духом едина, сердцем едина, молится Церковь Твоя ».
Звенит июль песнями сверчков и кузнечиков, кивают приветливо своими головками цветы, колышимые легким ветром, горят яркими огоньками полевые гвоздички.
На этом участке пути деревни встречаются реже. Деревня труженица, деревня кормилица. Глядит на нас пустыми окнами забитых и просто брошенных домов. Приходит время отдавать ей долги. И едут к истокам своего рода москвичи, петербуржцы, жертвуют на восстановление Храмов, сажают в палисадах мальвы. Две пожилые четы из Петербурга выходят к нам на встречу, несут чистой воды напоить всех желающих. Вода у них дефицит и налита в канистры. Спаси их, Господи за эту милость к нам. Не оскудеет рука дающего!
За другим поворотом вдоль дороги рукотворная пустыня – варварски вырубленный лес. Вывезена вся деловая древесина. Остались безобразно брошенные в кучу остатки деревьев, взывая к небу торчащими бревнами. Проходя мимо, Ольга роняет с печалью:
-« Какой беззащитный лес».
Мы расслабились. Теплые встречи и внимание радуют. Входим в деревню Отрадное. Нас ждут и, только подойдя ближе , становится ясно, что это ожидание носит агрессивный характер. Какой-то человек, с угрожающим видом идет нам на встречу, потом пересаживается за руль автомобиля и делает попытку протаранить колонну. Отрицает попытку любого разговора. Обогнав нас на повороте, ставит свою машину поперек дороги, всем своим видом давая понять:- « No pasaran! » - они не пройдут ! То ли злодей, то ли просто не в себе. Но опасность и угроза от этого не меняется.
Игорь обгоняет колонну и идет на переговоры, пытаясь вразумить. Не знаю, какая была реакция у остальных . Вроде продолжала звучать Иисусова молитва, как и во все время Крестного Хода. Говорю за себя - всей душой возопила к Господу :
-« Да воскреснет Бог и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящие Его »! Одновременно с окончанием чтения молитвы Честному Животворящему Кресту подходим к нашему «террористу», исчезает ощущение опасности. Он выруливает на обочину и медленно уезжает прочь. Господи, вразуми его и помилуй!
Нас ждут и встречают в дороге с поддержкой матушка Валерия с детьми и прихожанами Никольского храма. Обустраиваемся на отдых и ночлег . Священник готовится к служению всенощного бдения – праздник Казанской иконы Божией Матери. Заступница усердная , в третий раз тебя славит наш Крестный ход и всякий раз необыкновенно. В поле, отгороженном от деревни высокими кустами, пасется стадо коров под присмотром пастуха. Коровы то и дело норовят забрести в наш лагерь. В лучах заходящего солнца служится всенощная. Матушка регентует. Необыкновенно красиво звучат афонские распевы. Подпевают нежные хоры птах, перед нами перебегают с места на место трясогузки. « Слава Тебе за умиленные молитвы растроганной души». ( из икоса 4 акафиста « Слава Богу за все» ).
В стороне поодаль сидит на корточках растроганный службой пастух, забыв о своих обязанностях. Жаль, что местные жители появились только тогда, когда не дождались вовремя стадо с пастбища и пошли встречать своих коров.
Крестный ход продолжает свой путь. Идем с молитвой. Вместе с нами идут прихожане Никольского храма с иконой святителя Николая. Следующая наша стоянка в пос. Молодой Туд. На входе в поселок нас встречает Крестный ход , организованный прихожанами Никольской Церкви. Крестный ход ,усиленный такой поддержкой , идет по поселку с пением:
- « Спаси, Господи, люди Твоя, и благослови достояние Твое…».
Открываются взгляду удивительные места. Течет река, питаемая большим количеством родников. На возвышенном месте стоит красивая деревянная церковь святителя Николая. Здесь явственно ощущается духовное окормление людей церковью. После молебна прихожане не расходятся, проявляют к нам любовь. Разбирают с радостью принесенные нами православные газеты и приглашают к себе на ночлег. Хочется остаться ночевать в Храме среди святых образов ( священник благословил), но как отвернуться от любви, от готовности людей послужить Богу , служа ближнему.
За нами на автомобиле приезжает хозяин дома, где нас принимали. Семья очень колоритная. Хозяин – военный в отставке, атомщик- подводник. Рядом с мужем Ольга Павловна. Лучший представитель из рода офицерских жен, из тех, кто, если надо и из топора суп сварит, всех приютит и первой красавицей на празднике рядом с мужем об руку будет. Не даром в народе говорят:
- « За плохой женой- намаешься, за хорошей - накрасуешься ».
Мальчики наши, девочки наши слушайте:
-"Выбирайте себе суженых в огороде, а не в хороводе"– так старики советуют.
Хозяева наши постоянно живут в Москве , а здесь родительский дом Евгения Михайловича. Здесь милые сердцу проселочные дорожки и тропинки , по которым ходил в школу за шесть километров в одну сторону. Здесь дом, хранящий тепло родительской любви, с уютной русской печью, фотографиями по стенам. Среди них часто встречается фотография бравого крепыша-моряка. Будущая опора и хранитель рода и памяти. В наше распоряжение предоставлена баня и сауна, обшитая деревом, комната отдыха с мебелью и спальными принадлежностями. Кроме нас у хозяев гостят трое внучат, дети. И видно, что им тут всем хорошо. Они дружны и приветливы.
Утром следующего дня нас на машине привозят к Храму, где стоят наши палатки. Накануне женщины с топориком и лопатой прошлись тут по репейнику и крапиве - уж очень не на месте это все разрослось, видно , что рабочих рук не хватает. Нас встречает и благословляет приехавший иерей Константин и шутит:
-« Что-то вы тут все чистенькие и беленькие».
К нашему Крестному ходу присоединяются прихожане Никольской церкви и благословясь, вооружившись Иисусовой молитвой, продолжаем идти к предпоследнему месту нашего маршрута - Дружной Горке. Название такое веселое, но дорога к нему идет не простая. Нас провожают местные жители, а один мужчина идет с нами проводником. Предостерегают нас быть осмотрительными- в лесу змеи. Поддаюсь испугу. Переобуваюсь в резиновые сапоги и мучаюсь от собственной глупости. Сапоги здоровые, солнце жарит, идти тяжело, а дорога, как дорога. Не асфальт, конечно, но пройти можно. Воспринимается, как самый живописный участок пути.
А лес дарил нам прохладу, ребяткам ягоды малины, которые невозможно не сорвать, проходя мимо, луга – красу полевых цветов и трав. Мы читаем Иисусову молитву, а Господь говорит с нами устами своего творения: журчанием реки, шуршанием листвы, щебетом птиц.
Очень красива эта местность, где стоит деревня - Дружна Горка. Именно так, без буквы "я" в произношении местных жителей звучит название- Дружная.
Ровный тихий свет уходящего дня в нашем православном лагере. Этот вечер ляжет драгоценным жемчугом воспоминаний в мое сердце. Сколько было светлых минут в жизни, связанных с этим временем дня : и рыбалка с отцом на озере , и студенческий стройотряд , и прощание с родительским домом навсегда.
Навеянное атмосферой, настроение света и любви охватывает , похоже, всех. Как-то сам собой возникает разговор о красоте слова, чувства, песни. Вспоминаю свои украинские корни, и одну из песен, которой очаровалась с юности. Ведь и сам украинский язык певуч и выразителен.
« Нiчь яка мiсячна, зоряна ясная, видно хочь голки сбiрай…»
Смысл песни : молодой человек, очень хочет увидеться со своей девушкой, своим сердечком, как он ее называет. Ты выйди на минуточку – хвылыночку, я посмотрю на тебя и , уставшую от дневной работы, отнесу домой на руках. Удивительно, как это настроение близко нашим девочкам и мальчикам и любой чистой душе. Наши молодые журавлята, торопящиеся расти, лететь. Мы ворчим на вас, мы любим вас. Да сохранит Матерь Божия вашу юность чистой и непорочной и станет такой же наша Земля и все живущие на ней!
В низине лежит туман, он оседает на палатки, на листья деревьев и иголки сосен. Утром умываемся обильной росой. Лучи солнца вызывают такой эффект – палатки стоят в облаках. Так интенсивно испаряется с них влага.
Идя Крестным ходом, никуда не денешься ни от желудка, он идет с тобой, ни от бренного тела, которое надо помыть и одеть. Утро безоблачное, день обещает быть жарким. Надеваю на себя сарафан – он светлый и яркий, а поверх светлую блузку. Ну, вот состояние души у меня такое сейчас. Это вызывает реакцию среди женщин. Сначала шутливую:
- Нарядилась!
Потом строгую:
- Надо идти в одной и той же одежде с начала и до конца.
Сижу с кружкой чая и комментирую себе под нос:
-« А вот Великим Постом нам батюшка говорил о поучении святых отцов. Постится брат твой с радостным лицом – не осуждай его; постится брат твой со слезами – не осуждай его. А, приезжавший к нам в город по приглашению священства профессор богословия диакон Андрей Кураев,отвечал на вопрос об одежде христианина так : -"Раньше наши православные одевали в церковь самую лучшую одежду и цвета выбирали радостные. А мы теперь все серые, да темные. Что же у нас за вера-то такая, что же это у нас за молитва - то такая слабая, что от одного вида брата или сестры смущается сердце? Мы идем с радостью о воскресшем Господе! Пусть все нашей вере радуются, пусть захотят ее узнать»!
Благослови, Господи, остался последний переход. Где-то на середине этого маршрута спешит нам навстречу батюшка – отец Игорь из с. Итомля , через которое дважды шел наш Крестный Ход в предыдущие годы. С батюшкой дети. А у нас открывается второе дыхание, как говорят спортсмены. Со священниками идти всегда легче, а им - то каково? Даже физически им труднее - идут в облачении, да еще и темном. На нас блузочки светлые - солнце отражается, а по темной одежде жарит и печет.
Господи, они воины Твои, Спаси и Сохрани их !
Мы пришли в Оковцы. Особый покой, тишина и очарование в природе. В этих местах был явлен образ Пречистой. Хочется говорить словами акафиста: « Радуйтесь леса и реки …небеса и земли Царицу Небесную лицезревые ».
Обустраиваем лагерь, в нем потом будут отдыхать наши деточки. После всенощной едем на Святой Ключ. Радуемся тому, как явственно обустраивается Святое место, сколько произошло добрых перемен. После купания, с самыми благодатными ощущениями, забираемся в грузовик. С пением « Богородице Дево , радуйся!» возвращаемся в лагерь. Машину нещадно трясет и подбрасывает на ухабах, по тенту с размаху хлещут ветки. А детвора наша, забравшись на горку тюфяков, беззаботно спит крепким сном, завернувшись в одеяла.
Вечернее правило читаем при свете фонарика и - отдыхать. Завтра ранний подъем. В семь часов утра в Церкви будет служиться молебен с акафистом Божией Матери, а нам надо еще приготовиться к Святому Причащению.
Божественная Литургия на Святом ключе . В центре на резном аналое лежит наша труженица- икона с образом Божией Матери Оковецкая - Ржевская. Она украшена с любовью сплетенным венком из брусничных веточек прямо вместе с ягодками.
День памятен проповедью архиепископа Виктора о необходимости хранить в чистоте православие, привезенное в Россию из Византии святой равноапостольной Ольгой, чью память празднует сегодня святая Церковь. Быть послушными матери Церкви, где всегда звучит глас Божий во спасение мира и Отечества.
Служится молебен и, освещается по молитвам архипастыря и сослужащего ему священства, источник. Я стою совсем рядом и , в заключение, владыка окатывает меня и стоящих рядом паломников, водой из двух ведер поочередно. Спаси Господи, не надо стоять в очереди для того, чтоб окунуться в купели.
Завершен наш Крестный ход 2007 года.
Богу нашему Слава! Отечеству нашему мир и благоденствие!
Пастырям нашим, всем участникам Крестного хода и молитвенникам за нас, всем православным христианам многая лета!
Возвращаемся домой, раздается междугородный телефонный звонок из Вологды и мои трогательные и любимые старички, крестный и тетушка с тревогой говорят:
- « Это уже четвертый звонок за день, где вы все, ведь у Володи сегодня день рождения. Ааа, так ты опять ходила Крестным ходом? Ну, расскажи! Напиши!
Написала.
С благодарностью за труд прочтения.
Вакина Лидия
Свидетельство о публикации №211013001193
Спасибо.
Сергей Одиниз 18.03.2014 23:59 Заявить о нарушении
С уважением.
Лидия Вакина 19.03.2014 21:54 Заявить о нарушении