Постсталинский антисемитизм

                5 марта 1953 года умер Сталин. Умер, так и не успев осуществить зловещий гитлеровский план «окончательного решения еврейского вопроса». Но и после его смерти антисемитизм – не только на бытовом, но и на государственном уровне – не кончился, не исчез бесследно. Наследники тирана – и те, которые его критиковали, и те, которые старались его обелить – неуклонно продолжали сталинскую «мудрую национальную политику».
   В своих мемуарах Хрущев многократно подчеркивал, что Сталин был отъявленным антисемитом. Став Первым секретарем ЦК КПСС, он продолжал сталинскую политику в этом вопросе. В своем знаменитом докладе на 20-м съезде парти в феврале 1956 года « О культе личности и его последствиях», говоря о сталинских репрессиях, Хрущев ни единым  словом не упомянул ни об убийстве Михоэлса и расстреле Еврейского антифашистского комитета, ни о борьбе с космополитизмом, ни о «деле врачей» и  готовившейся расправе над всеми советскими евреями. Подобно Сталину, Хрущев считал евреев Советского Союза  «агентурой американского и мирового империализма», потенциальной «пятой колонной». В том же 1956 году в беседе с делегацией канадских коммунистов Хрущев заявил, что «Крым не должен стать центром еврейской колонизации, так как в случае войны он был бы превращен в плацдарм против  Советского Союза».
     В 1958 году был затравлен писатель Борис Пастернак – за публикацию своего романа «Доктор Живаго» за рубежом. Осенью 1959 года была подожжена  синагога под Москвой, произошли  нападения фашиствующих хулиганов на синагоги  и еврейские общинные центры в Москве, Ленинграде, Волгограде, Тюмени, Иркутске, Пензе, Горьком. Осквернены еврейские кладбища в Казани, Ленинграде, Калуге, Пятигорске, Петрозаводске, Кишиневе, Астрахани, Воронеже, Тамбове, Таганроге, Махачкале. Ни в одном из этих случаев «преступники не были обнаружены». В том же году появился проект застройки урочища «Бабий Яр» в Киеве жилыми и спортивными сооружениями. И лишь благодаря вмешательству большого числа выдающихся деятелей культуры этот кощунственный проект был отмененен(впоследствии он все же был осуществлен). Потом был поставлен памятный камень на площади – далеко от настоящего места расстрелов фашистами мирных граждан. Но за приближение к этому камню милиция тут же задерживала  - и если в паспорте была «пятая графа», то могли и арестовать. В 1961 году «Ли тературная газета» напечатала  стихотворение Евгения Евтушенко «Бабий Яр». В советской прессе началось шельмование поэта, а редактор газеты был снят с должности. Когда Дмитрий Шостакович написал 13 симфонию «Бабий Яр» на слова Евтушенко, ее долго не разрешали исполнять и после  премьеры сняли с репертуара. Антисемитизм Хрущева характеризует и тот факт, что за время его правления количество синагог в стране снизилось с 400 до 100.
   В стране сохранялась процентная норма для евреев при поступлении в ВУЗы. После их окончания евреев, как правило, распределяли в наиболее отдаленные районы страны с неизбежной потерей старой прописки. Вот официальные данные о процентном количестве студентов-евреев в ВУЗах страны: в 1962-1963  годах - 2.68%,  в 1963-1964 – 2,53%, в 1969-1970 – 2.22%, в 1972-1973 – 1,91% (гораздо меньше, чем при царском режиме!). Огромные трудности претерпевали евреи при устройстве на работу или при переходе на другую работу. Гениальный скрипач Давид Ойстрах как-то сказал: «У нас евреи делятся на 3 категории:  с зарплатой 100 руб.  в  месяц  - просто жид, 200 руб. – просто еврей, а те,кто как я 500 руб.- гордость русского народа». В 1961 году министр обороны Гречко и президент АН СССР Келдыш получили указание ЦК КПСС разработать график освобождения армии и науки от «засилия евреев». Гречко обещал выполнить указание за несколько лет, а Келдыш заявил, что ему для этого потребуется более 10 лет. С 1961 года Хрущев начал  проводить также кампанию против  так называемых «экономических преступлений». Она имела откровенно антисемитский характер. Процессы  широко освещались в прессе, причем смачно, с явным удовольствием назывались типично еврейские имена и фамилии. Специально был принят указ о применении смертной казни  в этих случаях. За период с 1961 по 1967 год в  ходе процессов против реальных и мнимых преступников было вынесено 168 смертных приговоров . Из них 163 – евреям.
   С приходом к власти Брежнева ситуация практически не изменилась. В 1966 году были арестованы и осуждены писатели Юлий Даниэль и Андрей Синявский за публикацию своих произведений за рубежом. В 1967 году кинорежиссер Александр Аскольдов снял по рассказу Гроссмана «В городе Бердичеве» фильм «Комиссар»(в главных ролях Нонна Мордюкова и Роланд Быков). Фильм сначала хотели уничтожить, но потом положили на 20 лет «на полку», а самого режиссера исключили из партии, уволили с работы и выселили из Москвы.
   Летом того же года после обсуждения на Политбюро ЦК КПСС  итогов шестидневной войны Израиля с несколькими арабскими странами, министр обороны СССР  издал директиву, запрещающую назначать офицеров-евреев на должности командиров соединений и в штабы округов и флотов.  Приэтом были  разорваны дипломатические отношения с Израилем и приостановлен начавшийся было выезд евреев в эту страну. Вообще, в отношении выезда евреев в Израиль и другие страны власти СССР придерживались самых драконовских правил. Сначала указом Президиума Верховного Совета СССР  был установлен порядок лишения  репатриантов советского гражданства. Затем была установлена квота выезда – не более 1500 человек в год -  в основном пожилых и без высшего образования. В декабре 1972 года был принят закон «о возмещении гражданами СССР, выезжающими на постоянное жительство за границу, затрат на обучение». Согласно этому закону выпускники МГУ должны были заплатить 12200 рублей, выпускники других университетов – 6 тысяч, кандидаты наук – 15400, доктора наук – 17100. В 1972 году государство получило с них 4,5 миллиона рублей, в январе 1973 года -794 тысячи, в феврале – 768 тысяч. В 1972 году было рассмотрено 26,9 тысяч заявлений о выезде, получили разрешение 25,4 тысячи, из них с высшим образованием 2840 (в том числе 1162 инженера, 500 педагогов и 500 врачей). Печальной была судьба  «отказников» - их тут же увольняли с работы и большинство из них многие годы, до получения разрешения, вынуждены были зарабатывать себе на жизнь случайными работами (грузчиками, чернорабочими, санитарами). Правда, находились и порядочные, смелые начальники, которые  оставляли их в своих учреждениях (но не на руководящих должностях). А тех, кто  все-таки получал разрешение на выезд, ждали издевательские, садистские процедуры на советских таможнях – рылись в их багаже ( и при этом прокалывали подушки и даже пакеты с детским питанием), делали просвечивание желудка, женщин подвергали   унизительному досмотру гинеколога – искали «драгоценности, которые евреи хотят увезти из страны».
   Следует отметить, что люди, желавшие вырваться из «социалистического рая», активно боролись за свое конституционное право.  Так, еще в 1970 году группа смельчаков пыталась захватить в Ленинграде самолет и улететь на нем сначала в Швецию, а затем в Израиль. В этой группе из 12 человек половина не являлась евреями. Всех их задержали еще до выхода на летное поле. И в тот же день начались массовые аресты активистов еврейского движения – в Москве, Ленинграде, Риге, Кишиневе, Киеве, Тбилиси, Вильнюсе, Минске. Всего более 700 человек. Приговоры были суровыми: 2 смертных, остальным – по 15 лет лагерей.  И только под давлением мировой общественности смертные приговоры были заменены 15 годами лагерей.  В ноябре следующего года большая группа «отказников»(около 20 человек – научные работники, врачи, писатели, художники) пришли на Центральный телеграф в Москве и объявили голодовку в знак протеста. Через три дняих арестовали и дали по 15 суток – «за мелкое хулиганство».  В марте 1977 года по обвинению в шпионаже в пользу  США арестовали Натана Щаранского, защищавшего права советских евреев. Он просидел на Лубянке почти 10 лет, из них 18 месяцев – в холодном карцере. И лишь в феврале 1986 года его обменяли на арестованных на Западе советских шпионов.
   За 20 лет(1965-1985) в СССР увидели свет 230 книг на антисемитские темы, не считая огромного количества публикаций в газетах и журналах. И в то же время не допускались к печати материалы, свидетельствовавшие о  героизме и подвигах евреев в годы Великой отечественнолй войны. Все эти годы не утихал антисемитизм не только со стороны верховных властей, но и на местах. Особенно ярко он проявлялся на Украине и в Ленинграде. На Украине было введено полуофициально еще большее ограничение при  приеме евреев в ВУЗы . На руководяшие посты брали только тех  евреев, которые были членами партии. Ну и, естественно, в Советской Армии  от «дедовщины» в первую очередь доставалось евреям. В Ленинграде с 1970 по 1983 годы первым секретарем обкома КПСС являлся Романов, который не без основания считался  самым главным и самым заядлым антисемитом. Он  откровенно заявлял, что    «все евреи – это граждане страны, которая всегда является нашим потенциальным врагом». Во время его «царствования» в Ленинграде евреев  просто не принимали в ВУЗы и не назначали на  более не менее руководящие должности. При нем из города вынуждены были уехать Аркадий Райкин со своим театром, Сергей Юрский и многие другие деятели культуры. Романов способствовал изгнанию из страны Иосифа Бродского и Сергея Довлатова. Он держал в «черном теле» всемирно известный Большой Драматический Театр и его художественного руководителя Георгия Товстоногова.
   С падением и развалом советского государства и лишением статуса государственной идеологии марксизма-ленинизма, в этой области  сразу же образовался некий вакуум, который начали заполнять различные философские, религиозные и политические учения, многие из которых являлись явно антисемитскими. В открытую публиковались такие дурно пахнущие книжонки как «Майн Кампф» Гитлера и «Протоколы сионистских мудрецов», началось издание газет типа «День» и «Завтра» под редакцией махрового черносотенца Проханова. Было организовано хулиганско-антисемитское общество «Память». В 1992-1993 годах  начали ходить в народе довольно реальные слухи о  готовящихся в Москве, Киеве и ряде других городов еврейских погромах. В Государственную Думу были избраны такие одиозные личности как Макашов и Шалдыбин, которые без малейшего стеснения проповедывали антисемитизм. По данным Московского бюро по правам человека, только в 2008 году в России зафиксировано  8 случаев нападения на евреев и 9 случаев осквернения еврейскихмогил и памяти жертв Холокоста.  И совсем свежие факты: 8 декабря 2010 года, в день еврейского праздника Ханука  в Риге было осквернено еврейское кладбище. Во время последних беспорядков в Москве на Манежной площади в подземном переходе  появились на стенках антисемитские лозунги и нарисованы свастики. Антисемитизм и поныне остается составной частью российского радикального национализма. Ситуация при этом усугубляется  глубоким экономическим кризисом, ведущим к ухудшению материальной ситуации, безработице и, как следствие, к поиску врагов среди «инородцев».    Без сомнения, процесс над Михаилом Ходорковским и вынесенный ему столь жестокий приговор  носит не только политический характер, но и национальный. Хотя сейчас эти две категории чрезвычайно близки.


Рецензии
Не думаю, что евреям в России что-то угрожает. Самые обычные люди, ничем не лучше и ничем не хуже других, не умнее, не глупее татар или калмыков, русских или белорусов...
Проблема антисемитизма, слишком уж преувеличена.
Что касается Ходорковского, то судят его не по национальному признаку, а по долларовому...

Фёдор Куракин   31.01.2011 00:17     Заявить о нарушении
Хотелось бы,чтобы Вы были правы. А насчет Ходорковского Вы не
поняли - я не отрицаю ни экономическую,ни политическую подоплеку
его конфликта с путиным. Но национальный аспект тоже может иметь
место,зная особенности биографии последнего.

Аркадий Белкин   31.01.2011 19:43   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.