Автору эссе Ум и сердце

Рецензия на «Ум и сердце» (Выдумщик)

По тому вопросу, который Вы затрагиваете, поскольку в тексте содержатся ссылки на Священное Писание, позволю себе несколько добавлений в этом направлении Вашей мысли.

В первом Послании апостола Павла Коринфянам есть такие слова:"...погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну", далее: "Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие? Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих..." и наконец: "...немудрое Божие премудрее человеков, и немощное Божие сильнее человеков", "Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых..." и т.д. - первая глава Послания.
Если кратко, проповедь Христа, звучавшая одинаково для всех слушавших Его, умудрила не мудрецов, наполнявших синагоги и досконально, наизусть знавших закон и пророков, на которых Христос постоянно ссылался в Своих проповедях, а простых рыбарей и мытарей - людей из низших необразованных слоев общества. И после эти "неучи"(по людским меркам) своей проповедью изменили весь на тот момент истории преимущественно языческий мир. Только представить себе, что сегодня учение какого-нибудь сантехника Васи может т.о.преобразовать вселенную? немыслимо и вообразить себе такое.
Что заставило их поверить так, чтобы их проповедь наполнилась такой мощной преобразующей человечество силой? - по всей видимости, очевидность происходившего на их глазах, они видели все собственными глазами и на видимое горячо откликалось бесхитростное сердце, и столь же бесхитростной была их первая проповедь. Почему то же самое не убедило стоявших тут же мудрецов века сего? Человек редко способен отказаться от собственного, нажитого непосильными интеллектуальными трудами умственного багажа и мировоззренческих взглядов даже в пользу очевидного. Что сказали фарисеи, когда узнали о воскрешении Лазаря? Слишком много народу тогда уверовало. "Этот Человек, - сказали они, - много чудес творит. Если оставим Его так, то все уверуют в Него, и придут Римляне и овладеют и местом нашим и народом...лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб...", а чтобы народ не ходил и не глазел на воскрешенного Лазаря,и очевидностью произошедшего тут же не увлекался в воронку новой слишком немудреной веры, первосвященники "положили убить и Лазаря"(цитаты из Евангелия от Иоанна главы 11-12).
К чему это все так многословно излагаю, Евангелие есть сегодня почти в каждом доме. Редко заглядываем, потому и кажется очевидное парадоксальным и противоречивым. Противоречия исчезают стоит только услышать сердцем главные слова: "верою познаем". Вера - первое, что "пробило" апостолов. Поверили сразу - сверхъестественная сила повела за собой, встали и пошли. Сегодня срабатывает то же - стоит хотя бы раз на мгновение распахнуть сердце для этого "верую", чтобы понять и пережить самому все, что последует дальше...
Разум - высшая способность ума, говорит богословская наука в лице лучших своих представителей. Умом мы руководствуемся в повседневной жизни, разумом направляемся к главной цели. Главная цель - спасение души. Спасение души в воссоединении её с Тем, кто Источник и Первопричина всего видимого и невидимого. Познавать, переживать, чувствовать, наслаждаться прекрасным, одним словом, учиться любить, вбирая в себя данный нам в ощущения мир всеми пятью чувствами, но не забывая при этом, что мы не принадлежим этому миру полностью - мы будущие небесные жители. А там все по-другому, все не как на земле. Твои мысли как в прозрачном стакане, чувства - тут же очевидны для всех... "Будьте совершенны, как Отец ваш небесный совершен есть" - это призыв к очищению сердца от грязи уже здесь, пока ещё все можно изменить. Все изменения возможны лишь во временных и пространственных координатах этого временно-пространственного мира. В вечности все пребывает в неизменности - это трудно представить. В это надо просто поверить. "Немудрое Божие премудрее человеков". И в то поверить, что достичь совершенства без помощи Совершенного нам не дано. Для этого Он и пришел, и проповедовал языком немудреным и через не мудрствующих, и отделил мечом острым мудрое мира сего от немудрого, чтобы кротких и послушных Его слову овец увести за Собой в Царство Небесное. И жизнь положил Свою за них, чтобы вещественно оставшись в хлебе и вине в Таинстве Евхаристии, быть ими вкушаемым для телесного их подкрепления и очищения, а примером безгрешного и праведного образа жизни и мыслей быть духовной направляющей для нашего ума, управляющего нашими действиями, волей.
Евангелие не пестрит несоответствиями. Пестроту имеет наш ум, рассредоточенный по явлениям, приманкам и прикрасам нашего мира, едва поспевающий за нашими разрозненными и противоречивыми чувствами и привязанностями - всё успеть пережить, всему в себе найти оправдание... Стоит поставить жесткие ограничители - их немного, но исполнить сложно без Его помощи - это о заповедях - внешних: не делай другому того, чего не желал бы себе, и внутренних - даже мысли, чувства и желания должны быть очищены "от всякия скверны", - и пестрящие непонятности исчезают. Всё Писание нанизано на одну очень простую мысль, выраженную в притче про блудного сына: человек отвернулся от Отца, сотворившего мир для него, и получил такую историю человечества, какую мы знаем - полную лишений и кажущихся несправедливостей. Мы заставили мир жить не по Его, а по своим правилам, потому что решили, что мы, тварные, умнее Творца. Этот мир таков, насколько он нами испорчен. Всё, что не добро, становится злом. Но обратившись к себе таким, какими нас сотворил Бог изначально, добровольно подписываясь, что называется, "играть" по Его "правилам", т.е. по мере сил стремясь к совершенству и чистоте сердечных волений и движений ума( те самые светлые и добрые души, о которых Вы пишете, - это доступно каждому), мы тем становимся на путь возвращения себе потерянного наследия - сыновства Богу. И как блудного сына принял отец в притче, так и нашего сердечного обращения Отец ждет на пороге Своего Небесного дома. "Вот стою у дверей и стучу, кто откроет мне, к тому войду и устрою пир"...

И в завершение... Сердце нам дано, чтобы ЧУВСТВОВАТЬ им, что нам во благо, а что во вред. И если сердце чисто и непорочно, оно очень хорошо и правильно это чувствует. Это, по слову Божьему, нравственный закон, написанный в сердце. Голос совести замолкает или распознание вреда и пользы нарушается, если человек активно с ней(совестью) борется путем постоянного и упорного нарушения этого закона.
Сердце откликается на то, что ощущает как благо для себя теплом и приятными ощущениями. А далее должен включаться ум, который по природе своей бесстрастен и способен к анализу, и он обязан ЗНАТЬ, действительно ли благо то, что сердце ощущает как благо или сердце находится в заблуждении, а значит в нечистоте.
ЗНАТЬ, что есть БЛАГО, есть БОГОПОЗНАНИЕ, потому что "никто не благ, как только один Бог"(Мф 19;17) А богопознание заключается в том, чтобы знать, чего от нас хочет Бог, а Он ясно говорит "соблюдай заповеди". Т.е. критерий - заповеди. Их в ум, сердце - в умственную узду и далее по тексту: "уклоняйся от зла и твори благо". И вперед и ввысь! телом по земле, полноценно участвуя в жизни, головой - в небе, постоянно памятуя об ответственности за все, во что погружено твое тело...

Только на первый внешний взгляд религиозное направление мышления кажется ограниченным видением жизни. Сквозь эту "замочную скважину" открывается перспектива бесконечности. А что может быть увлекательнее для познающего, чем отсутствия пределов познаваемого?..


Рецензии
Всегда считала что чрезмерно чувствительное сердце это своего рода недостаток, бороться с которым не получается и с годами он лишь усугубляется.Наверное глупо для многих когда кто то рыдает о невинных смертях в подбитом самолете, о невинно сожженных в Одессе, об убитых в своем родном доме на Украине, о том что страдает какой то незнакомый человек.С годами всё чувствительней оно становится.Только Господь знает что творится в наших душах,сколько боли можем мы выдержать.Только с его помощью и поддержкой дожить свой век,сумев не запачкаться и не заразиться той скверной что покрыла землю толстым слоем.

Мария Селис   07.02.2016 13:53     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.