Бабушка Аня

 

Зелёный Яр в Запорожье. 

Туда меня  доставили из Ташкента, когда было ясно, что мама уже совсем не жилец, в лютую зиму, самолётом, с пересадкой в Москве, где пришлось задержаться у родственников на день - обогреть меня, помыть, замотать заново, и лететь уже до Запорожья - навсегда.

  Мне было 6 месяцев. Я еле родилась 27 июня, Мама умерла 1 мая следующего года, меня уже не видя, но перед отлётом она (семейная история) завещала меня не средней сестре, которая была уже замужем и родила сына, а младшей.
 
Незамужней, отчаянной и готовой на всё ради Оленьки Рае. Семейные истории у нас всегда двояки - особенно сейчас, когда нет больше тайн, но появилось что-то нехорошее типа кто же мне роднее. 
По версии средней сестры - удочерение меня младшей  было совершенно  недопустимо, и в её-то заботливых до удушья руках моя жизнь сложилась бы совсем иначе.

  Я прожила уже достаточно долго, чтобы благодарить Всевышнего за правильный выбор.  И это несмотря на то , что с младшей  сестрой у нас дочки-матери не сложились .
 
До прошлого года, когда она умирала в Запорожье, и я туда полетела по вызову - хоронить, провела почти 2 месяца, поставила её на ноги и теперь она меня так любит , что деваться уже некуда от новорождённой материнской любви .
Но я рада - наконец- то . Хотя ей не расскажешь, и на плече не поплачешь. У меня есть Лялька . В своё время я себе поклялась, что ни за что не буду применять на своей дочери воспитательные приёмы своей матери.
Знаете, что интересно ? ЗРЯ. Но поздно в картине.
 
Я выставляю фотографию трёх сестёр и даже не поясняю, кто есть кто. 

Я называла свою Мамочку Кроткой. Больше не комментирую. Мне выдали это фото год назад. Я сама его увидела впервые в Запорожье времён "Понаехали тут".

Версия моей мамы гласит :

- " Оленька тогда уже совсем была плохая.. водянка не уходила, откачивали без конца, она даже  бывала иногда раздражена , и вот я подошла к ней с тобой на руках, а тебе было 4 месяца ,  и ты так вертелась у меня в руках, что я тебя слегка шлёпнула ..( в этом месте мама  всегда начинает плакать и задыхаться ) -  и...и.. Оленька так посмотрела на меня ...и сказала  -  никогда не  обижай мою девочку. .. я буду смотреть ...обещай мне, что ты никогда не обидишь мою девочку .."

Из чего последовал  вывод , что участь моя решена. И по-любому, на тот момент с Оленькой были только бабушка и Рая.
Папа был  .... болен, занят и утомлён  лазаретом в доме ..

Пока я ещё жила в огромном ташкентском доме , меня выкармливали козьим молоком . Кормилицу не нашли , и вообще люди были очень заняты . Я выжила - козье молоко вполне заменяет материнское .

  Меня транспортировали в Запорожье . На Зелёном Яру у нас была половинка частного дома , которую якобы по легенде помог купить мой очень богатый папа на каких- то таинственных условиях , о которых мне не хочется узнавать совсем .
Конечно  же, мне всё казалось огромным  . Я так ясно помню свою жизнь , связанную с Зелёным Яром  -  вторую половинку дома, где жила сумасшедшая Верка с дочерью, которая  уже позже, когда мы переехали на Малый , оказалась  моей учительницей по английскому .
Ей было жутко неловко  на меня смотреть - я же знала страшную тайну о её матери !
Зато я няньчила её сына Серёжу и обожала её мужа Толика , который умер в 28 лет от саркомы .   

Мама была жутко занята всё время - она работала тогда учителем начальных классов и славилась железной дисциплиной , но основное время она " комсомолила " - её выражение .  У них были нескончаемые сходки, клубы, встречи  и песни . И ещё у неё были две верные  незамужние подруги  и они себя называли " Три Мушкетёра " .
Тётя Женя (ещё жива, но совсем слепая) и тётя Катя ( вышла замуж в 45 лет за алкоголика, но таки вышла ! и похоронила его от цирроза ). Tётя Катя умерла уже давно.

 Они были членами нашей семьи , то есть Бабушка к ним относилась как к дочерям и они это ценили . Мама всё оставшееся время проводила с ними, иногда захватывая меня в гости  и строго-настрого запрещая что-нибудь есть у них.  Воспитанные девочки не едят в чужих домах. 
Правда, когда мама приходила после сборов с комсомолом, она всегда мне приносила в сумочке хорошую конфету ( такая редкость ) или даже мандарин !

Половинка дома состояла из крошечного предбанника , кухни - святая святых моей Бабушки, дальше - комнатка, где спали мы с мамой, и оттуда дверь в спальню Дедушки и Бабушки. В нашей с мамой была настоящая печка, которая топилась дровами  или углём и наверху была лежанка. И я знала слова - тяга, кочерга, добавить ли в топку.

Когда у семьи средней сестры накопилось немного денежки , но на кооператив ещё не хватало , они продали халупку на Калантыровке , за железной дорогой , где я так боялась паровозных гудков - боюсь до сих пор  -  и въехали к нам на Зелёный .

  Это было тяжёлое время для меня - ибо вместо обожаемого дедушки в роли главы почему-то стал мой дядя.
Герой ВОВ , Ветеран, с бешеным характером, грубыми окриками , ужасно пахнущими носками и ломающий стулья во время матчей по футболу . Его вопли приводили меня в ужас, и только  Бабушка могла кое-как вернуть его на землю. Где он продолжал вершить сам себе назначенную роль .
Бабушка ублажала его любимыми блюдами , и уже много лет спустя , приезжая ко мне во Владимир поговорить как мужчина с мужчиной с моим тогдашним мужем , он мечтательно закатывал глаза :

- " Эх, Софийка , ну почему твоя тётька так и не научилась делать фасолевый суп с чёрными галушками ! И Гелзеле вечно у нее разваливается ! "

И я ему варила этот суп , обжаривая муку, не жалея куриного внутреннего жира , рубя лук до посинения( моего ) .
Я выбирала самую пожилую курицу с толстой кожей и зашивала в эту тушку  наперченную начинку  , и варила отдельно в бульоне из второстепенных частей куры . 
Гелзеле всегда имело идеальную форму надутой от чувства собственной важности Расселовской  птицы .


 Он ел , и его лицо становилось добрым . Разговоры не помогали , но уж супа и гелзеле  ему было вволю.

Но до их нашествия я жила в Раю. Я умела летать . Я знаю это точно !! До калитки шла узкая тропочка из камушков, и я присаживалась на корточки , зажмуривалась и оказывалась у дверей калитки . Много-много- много раз.  Я помню это чувство полёта  - невесомое, нестрашное и волшебное . За калитку мне было запрещено даже высовывать нос - адрес был улица Шевченко 300 , и тогда там была остановка трамвая. Вечный страх Бабушки и Дедушки потерять единственную память от Оленьки ограждали меня от многого . Но до поры .

 По тропинке я летала . Но внутри двора был наш личный сад .Который был отгорожен забором от хорошей тёти Вали , с её внуками, играющимися со мной в первого в жизни "доктора" .  Мне было 4 года и ничего это не значило .
Я знала этот сад наизусть . Летняя  кухня для бабушки - вот на фото ...всегда там , что-то мастерящая  , всегда с улыбкой , всегда руки в тесте , замешивающие, взбивающие, раскатывающие, режущие, вечно занятые САМЫМ ГЛАВНЫМ ЕВРЕЙСКИМ ДЕЛОМ НАКОРМИТЬ ВСЕХ   руки..

Деревянный туалет , рядом с которым подло и несправедливо росла черешня  породы  Воловий Глаз или Бычье Сердце . Как можно было жить спокойно , заходя по детской нужде и видеть сквозь дощаную крышу эти чёрные громадные недоступные ягоды ? 
 
Однажды я увидела в туалете паука .

Тогда у меня была фобия . 

Сейчас фобия исчезла по причине появления гораздо худшего варианта у Ляльки . Нынче я обречена бежать на её вопли  MOOOOOOOOOOOOOOOOOTHERRRRRRRRRRRRR !!!!!!!!! , где бы я не находилась. Убивать нельзя вроде - буддизм там или ещё какой мишигас.. Худший вариант, если любое насекомое не ловится, а падает . Конец света .

... Я увидела паука в углу туалета . Как я заорала ! Прибежал Дедушка и спас мою маленькую жизнь . Никто надо мной не смеялся . Всем было ясно, что паук - это смертельная опасность  для меня. Как меня любили ...........................
...................................



   За половинкой дома сумасшедшей Верки  была другая заповетная калиточка - в наш настоящий сад .
Ходить туда не сильно приветствовалось Дедушкой и Бабушкой - особенно . 
Там была тоже каменная тропочка,отделяющая наш сад от сада-огорода тёти Мани со страшным мужем дядей Сёмой, КОТОРЫЙ ВСЕГДА СМОТРЕЛ В ОКНО !   

Ты , Софийка, только цветок понюхаешь - криков не оберёшься.
 
Как мне хотелось нюхать цветы тёти Мани ! У неё росли белые и розовые пионы . И ни слова о большом жёлтом крыжовнике .

Однажды я .

И больше никогда !

В большом саду мы сажали , копали, у меня были свои грядки с карателькой - бабушка показывала мне всё - всё . Мы собирали белые сливы , лопнувшие от сладости, и Бабушка заботливо охраняла меня от ос и пчёл . Угорку мы трясли . Бабушка прикрывала мою голову .
Яблоки- груши там были неинтересные . Зато перед входом в нашу половинку росла могучая яблоня  Апорт . Когда к нам въехали родственники , мой двоюродный брат, читая на крыше , забавлялся  швырянием спелых плодов в меня. Вы знаете, какого размера достигают ухоженные  яблоки Апорт ? Статья о предумышленном убийстве. Бабушка осмелилась закатить скандал  моему дяде .
Как всегда, виновата была я - ибо я , оказывается, не давала ему спокойно заниматься.  Бабушка из мести не стала лепить пельмени !

Рядом с будкой Каштана ( да, да,  из  "Дуэли"  ) находилась плаха.

Я - ребёнок, выросший в ассимилированной семье , поэтому  многое для меня стало явным гораздо позже  .
После суровой школы  Шулхан Оруха ( свод Законов Иудаизма ) .
Семейное предание говорит, что когда Бабушка вышла замуж за Дедушку, они жили большой  семьёй. И мой Прадедушка Липа-Нота был религиозен . Бабушка соблюдала Кашрут строжайше .
Во время эвакуации в Омск Прадедушка умер у Бабушки и трёх её дочерей на руках - он отказывался от трефного . И ещё он был очень старенький .

Поход на Рынок с Бабушкой был Событием. Тогда мы ходили на Большой рынок - на Анголенко . Моя Бабушка на глазах превращалась в весьма устрашающее зрелище . Она никому не верила на слово . Она щупала живых кур  на предмет  внутренних яиц, которые я обожала в бульоне ,  и которых ни за что не найти здесь . В Запорожье на Mалом Рынке я с такой тоской смотрю на потрошки , где это богатство лежит рядом с печёнкой , которой позавидует любое Foie gras , причём за копейки , вздыхаю и иду в рыбный ряд .

Мой двоюродный брат всегда с "тонкой" улыбкой отмечает - чё ты здесь-то выпендриваешься ? Никто же не узнает..Ну о сале и сырокопчёных колбасах - языках  даже не начинайте - да, хочу до смерти . НУ И ЧТО ? 
Мне здесь Петровича хватает с его застольями и комментариями .

Семечки должны были быть Маслянка или Пузанок , желательно  двойняшки и тройняшки . На  проверку прелости Бабушка лезла на дно мешка , и долго расщепляла дюжину серых штуковин. Тётки зверели , но уважали .

В мясном ряду она выбирала грудинку с этой восхитительной частью  - где не жир рядом с рёбрышками , а упругое, жёлтое, и посоленное не знаю как называется - здесь такого  нет.  Хотя это из передней кошерной части коровы . Лень нашим хасидам  ... И кошеровать куриные сердечки тоже лень. Они их отдают на консервы для животных. А я согрешила и в Лондоне купила эти сердечки халаль. Выжила . Хотя ела со страхом . В Израйле их кошеруют . Но там мы были 11 лет назад. 

И ещё она смотрела, как зоркий сокол, чтобы в трубчатых костях был мозг - не порушенный  безжалостным топором рубщика . Для меня она это выбирала, готовила, сама осторожно вытрясывала на ложку дрожащее содержимое, солила, давала кусок серого хлеба и смотрела с благоговением , как ребёнок кушает ... кушает ..  кушает ...
Так она любила  .... Говоря философски - я не о процессах приготовления еды пишу , а о  спасении жизни ( если кто не понял ... что-то я рассердилась - Израйлем навеяло ) .

Курица покупалась только живая.
Или петух - в зависимости от меню . 
Последний - для Бабушкиного сказочного холодца  .
И ............. Дедушка брал очень очень остро наточенный топор и одним махом рубил им головы .
 
Мне не было ни страшно, ни противно . Дело привычное и житейское . Меня слегка напрягало  только то, что после экзекуции  это продолжало бегать кругами . И тогда мне становилось  на секунду жутко . Но Бабушка меня обнимала и я утопала в её большом тёплом теле , и она выговаривала Дедушке, что он перепугал ребёнка .
 Бабушка  готовила специальные вещи каждый год - теперь я знаю, зачем . 
Осенью - фаршировала рыбью голову и голубцы, ранней весной пекла гоменташен - она их так и называла , и мне разрешалось облизывать деревянную ложку, покрытую маковой начинкой - 3 раза. Не больше . Это вредно для ребёнка .
Поздней весной она раскатывала  мацу - яичную и простую, и мне давали колёсико на палочке   - проводить по тончайшим листам теста , оставляя дырочки .

Каждый год на 1 Мая она зажигала толстую свечку , и все приходили с Парада , был огромный  роскошный обед, и первую рюмку все выпивали молча.Я даже не задавалась никакими вопросами  - для меня это было привычной традицией .
 
 Я помню , когда мы с ней шли на троллейбус - поехать в гости к средней дочери , уже выстроившей микроскопический кооператив на Космосе , и мне захотелось газировки за 4 копейки - Крем- Соду.

Не из автомата - мне было строго-настрого запрещено пить из автоматов и под страшнейшими угрозами ( заставили поклясться !) НИКОГДА не покупать беляши в переходе под Универмагом Украина . В список запретного навсегда также входило магазинное шоколадное масло . А я  так его любила. Бабушка делала для меня самодельное - но магазинное было вкуснее. Позже я покупала себе 200 граммов и съедала просто так . Наслаждаясь .
Из мороженого Бабушка мне позволяла только Пломбир за 19 копеек . И ни в коем случае не Ароматичне за 6 копеек. Гевалт и позор.

Подойдя к  установке с разноцветными сиропами в стеклянных цилиндрах, я засмотрелась на эту роскошь.
Продавщица оказалась Бабушкиной знакомой по колонии или селу .

Они заговорили на иддиш - я мало что знала, только записывала в блокнотик всякие смешные  вещи типа " дрей де копф ",  " зайнид кинд грейс ха хомем " , " зиц унд швайг " - на этом мой иддиш заканчивался и я помню именно эти варианты .

Я подошла к Бабушке . 

Продавщица  сказала :

- " Ой. Это Олина дочка ? "

Бабушка крепко сжала меня - мне стало даже больно - ... и я не помню, что она ответила ...

Для меня тогда это имя ничего не значило.

А остальная история в Дедушке.

Каждый раз, когда я зажигаю йорцайт свечи - Она со мной.

Даже без свечей - Она всегда со мной.

Моя святая. 


Защитница.


Рецензии
Люблю читать любые мемуары, воспоминания.
Ваши прочитала с интересом и вниманием. Понравились.
Но вот этого не поняла "Я еле родилась 27 июня , Мама умерла 1 мая". Как это? Май ведь предшествует июню.
Некоторые названия и слова хотелось бы узнать подробнее, не все знают разные блюда и слова. Заинтриговали, а значение слов неизвестно.
Какие три красивые женщины! И бабушка с дедушкой - симпатичные, добрые лица, не напряжённые.

Троянда   05.01.2013 00:40     Заявить о нарушении
Мама ушла 1 мая следующего года, мне было 9 месяцев.
Красавицы, да...
Спасибо Вам за тёплые слова.
Я не ввела глоссарий - спрашивайте, Троянда - отвечу с удовольствием ( и извините за запоздалые ответы).

С Наступившим Вас НГ и всего самого лучшего.

София Павлова   06.01.2013 05:32   Заявить о нарушении
Тогда переверните 6 на 9. Ведь Вы написали, что Вам было 6 месяцев.
С новогодьем. Глоссарий полезен бы был для многих. Это дало бы возможность подробнее ознакомиться с разными традициями и культурами.
Успехов в творчестве.

Троянда   06.01.2013 13:42   Заявить о нарушении
А Вы не пробовали перечитать?

"Зелёный Яр в Запорожье .
Туда меня доставили из Ташкента , когда было ясно, что мама уже совсем не жилец, в лютую зиму, самолётом, с пересадкой в Москве, где пришлось задержаться у родственников на день - обогреть меня, помыть, замотать заново, и лететь уже до Запорожья - навсегда.

Мне было 6 месяцев."
и через три месяца ....

всё сложилось теперь ?

София Павлова   06.01.2013 19:21   Заявить о нарушении
Да, теперь понятно.
Будем надеяться, что такие тупые читатели встречаются не ежедневно.))

Троянда   06.01.2013 22:45   Заявить о нарушении
На это произведение написано 29 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.