20 лет псевдо-реабилитации

Гуго Вормсбехер
20 лет «реабилитации»:
зияющие высоты на пепелище национальной политики

                «…Потому что и сегодня в стране самый доходный бизнес -
                от имени государства и народа действовать
                против интересов государства и народа»
                (Из анализа ситуации)

Полгода назад, впервые за последние почти два десятилетия, в центральной печати России, а именно - в международном журнале «Свободная мысль», был опубликован материал о проблеме реабилитации российских немцев; в интернете он разошелся под названием «В интересах Государства Российского». Его авторы – Вячеслав Дашичев, доктор исторических наук из Москвы; Вольфганг Зайферт, доктор международного права из Германии; и я, ваш не всегда покорный не всегда слуга, - провели историко-политический анализ вопроса, который давно уже вышел за рамки интересов только российских немцев, а тесно связан с интересами и других народов России, с интересами страны в целом, с имиджем России на международном уровне. И пришли к выводу, что вопрос о реабилитации российских немцев, суть которого – восстановление их государственности, незаконно ликвидированной в начале Великой Отечественной войны, сегодня может быть решен очень выгодно для страны как в экономическом, так и во внутриполитическом и международном плане.
По понятным причинам, авторы статьи не стали тогда концентрировать свое внимание на практической деятельности ведомств двух стран по выполнению российско-германского Протокола о восстановлении государственности российских немцев (1992 г.). Но анализ этой деятельности также очень актуален для нас – и с политической, и с практической точки зрения. Поэтому позвольте остановиться на этом важном и весьма показательном вопросе поподробнее.

              Реабилитация российских немцев была в интересах России,
                потому ее и не провели

Как следует из самого названия Протокола, он ясно отражает тогдашнюю готовность руководства страны выполнить принятый на год раньше (1991) Закон «О реабилитации репрессированных народов» в отношении российских немцев. В Протоколе дальновидно была опущена жесткая привязка решения вопроса к территории бывшей АССР НП, что позволяло при необходимости (и желании) выйти из тупика, созданного в то время организованными «протестами населения» в Поволжье, и рассмотреть другие варианты. В Протоколе четко выражена и готовность Германии оказать России всестороннюю поддержку в решении этого ее внутреннего вопроса.
 Не надо быть даже одной пяди во лбу, чтобы сегодня понимать: такое долгожданное, выстраданное и народом, и страной, и такое выгодное для страны решение тогда не могло быть выполнено. Почему? Потому что оно было в интересах страны, «в интересах Государства Российского», в интересах собирания ее народов, - в то время как в стране буйствовали злорадное разрушение СССР, разбрасывание его народов, беспрецедентное разграбление государственной собственности. Протокол, многосторонне отвечающий интересам России, пришел в явное противоречие с целями и интересами находившихся во власти разрушителей России.
Но одна составляющая Протокола всё же представляла интерес даже для них – это готовность Германии оказать помощь. Что и стало главным в дальнейшей политике «российской стороны» в лице кучки чиновников, постоянно меняющейся по составу (особенно национальному: в ней давно нет ни одного российского немца!), по дислокации (Госкомнац, Миннац, Минэкономразвития, сегодня – Минрегионразвития), но удивительно стабильной по методам и результатам действий. Лозунг их был простой: «Германская помощь на реабилитацию – да, сама реабилитация – нет!». И «политика» - от имени государства! – началась…
Хотя у «России» в первые годы неизменно «нет денег» на выполнение двусторонне принимаемых планов (формируется класс собственных олигархов!), а затем она еще долго выделяет на это лишь часть удерживаемых ею налогов с германской помощи (не правда ли, «креативно»: брать с оказываемой тебе помощи еще и налог?!), германская сторона проявила нордическое терпение, понимание и верность слову… пока 2,5 млн. российских немцев не оказались на «исторической родине».

               «Народ из процесса решения его судьбы исключить,
                интересы народа представлять подрядчикам!»

Однако, несмотря на декларируемое финансирование поэтапного восстановления государственности, как раз этот главный вопрос Протокола всё реже стал упоминаться «российской стороной» на заседаниях российско-германской Межправительственной комиссии, созданной специально для реализации Протокола. Что постепенно привело к молчанию по этому вопросу и германской стороны: ведь высокая дипломатия не должна ставить партнера в перманентно неловкое положение!
Возникла и другая коллизия, связанная с тем, что после 1941 г. у российских немцев нет ни своих представительных органов, ни своих представителей во власти. Даже если кто-то из них и попадал во власть, то не от российских немцев, и потому, за редким исключением, всегда опасливо сторонился (и сторонится сегодня) проблемы своего народа.
В этой ситуации с «российской стороны» в Межправкомиссию могли быть  допущены только бесправные общественники, с которыми можно было не особо церемониться. Что и происходило: с самого начала было решено не считать российских немцев в Комиссии «третьей стороной» с правом представлять интересы своего народа. Со временем же в Комиссию вообще не стали допускать тех общественников, которые никак не хотели забыть о ее главных целях и задачах. Их заменили более понятливыми «представителями народа», готовыми не только молчать о реабилитации, но и утверждать, что реабилитация уже состоялась, что восстановления государственности уже не нужно, а значит, Протокол устарел и содержание работы Комиссии тоже пора актуализировать.
Так был достигнут желанный идеал: «народ» по-прежнему «представлен» на заседаниях, где решается его вопрос, но этот «народ» устами своих новых представителей горячо убеждает всех в том, что ему не нужно никакого решения его вопроса, а нужна… только выделяемая на это помощь двух государств. То есть, вместо долгожданной реабилитации народа, народ был вообще выключен даже из процесса обсуждения его реабилитации, а вопрос о реабилитации исключен из повестки дня заседаний Комиссии, созданной для осуществления реабилитации.
Добиться такого дипломатического успеха «российской стороне» было-таки нелегко – 15 лет понадобилось. Но успех был достигнут. Как? – Тем же методом, о котором пишется в статье «В интересах Государства Российского»: «рыночнизацией власти», но теперь уже не в стране, а в национальном движении российских немцев.

                Верной дорогой пляшут товарищи
                во время чумы!

Дело в том, что вопрос о реабилитации ее противникам надо было подавить не только на заседаниях Комиссии, но и за ее пределами, в первую очередь в национальном движении и национальных СМИ, чтобы заказываемые откровения новых «представителей народа» не звучали диссонансом, а были «единым мнением» (точнее: единственным). Это, при наличии Федеральной целевой программы по российским немцам с ее бюджетными средствами (а их распределяют и одновременно контролируют эффективность их использования те же чиновники, что заседают в Комиссии), оказалось уже делом техники. Потому что, «забывая» политический вопрос о восстановлении государственности, те же чиновники правильно помнили, что «народу» всё же нужно что-то дать. Проекты по строительству и благоустройству в двух национальных районах не могли, разумеется, заставить народ забыть о необходимости реабилитации - ведь в районах проживает меньше трех процентов немецкого населения страны. Поэтому более эффективными были сочтены проекты в сфере культурно-массовой работы: они хотя бы на время могут отвлечь зрителей и внушить им, что поющие и пляшущие во время чумы товарищи идут верной дорогой. (Важно: среди зрителей всё еще есть и немцы, хотя отчетная выгодность массовости мероприятий стимулирует бурный «интернационализм» в привлечении публики.).
Так постепенно вопрос о реабилитации народа был сведен к эпизодическим культпроектам для небольших, формируемых из наличного близлежащего контингента, «целевых групп». Но и здесь исполнителями проектов были не общественные организации российских немцев, выступающие за реабилитацию, а подрядные структуры (основная из них – всегда плавающий наверху «Международный союз немецкой культуры»), которые с большим энтузиазмом откликаются на все пожелания распределителей средств. Отсюда именно подрядчики стали главными «представителями народа» и на заседаниях Комиссии, и в выражении удовлетворенности «уже состоявшейся» реабилитацией, и в оценке начальных целей Протокола и Межправкомиссии как утративших актуальность, - т.е. в чисто политических вопросах, в калашный ряд которых подрядной фауне вообще-то вход должен бы быть заказан. И теперь, после установления между распределителями средств и подрядчиками полной гармонии интересов и позиций, они единым фронтом двинулись на последний оплот верности реабилитации – на общественные организации российских немцев.

                Золототельцовый поход против реабилитации

Против этих организаций, против их региональных и местных структур, не имеющих собственной экономической базы, начинает проводиться с помощью проектов (т.е. всё тех же бюджетных денег, выделяемых на реабилитацию), жесткая политика выкручивания рук: «хочешь получить проект – не заикайся о реабилитации!»; «… – выступи против реабилитации!»; «… – выступи против федерального руководства твоей организации!»; «… – выйди из твоей федеральной организации!»;  и, наконец, – «хочешь проект - вступи в МСНК!».
Такая политика поэтапной перезагрузки национального движения оказалась гораздо более эффективной, чем утвержденная международным документом политика двух стран по поэтапному восстановлению государственности российских немцев. Потому что подкреплялась и административным ресурсом, и бюджетными деньгами:
на бесконечные семинары, мастер-классы, бизнес-академии и различные тусовки в причерноморской Анапе по взращиванию «национальной элиты» из обезнационаливаемой молодежи, после которых сама молодежь вопиет от разношерстности состава участников и приучения ее к пьянству;
на регулярные форумы руководителей подрядных «центров встреч» и «центров культуры», которые провозглашаются уже никак не меньше чем национальными форумами российских немцев;
на «заседания Советов», «конференции», «съезды» представителей тех же подрядных структур, которые с одобрения бюджетных путеводных спонсоров выдаются за заседания Советов, конференции и съезды легитимных федеральных общественных организаций, хотя проводятся с вопиющими нарушениями вплоть до фальсификации документов при поддержке даже Минюста РФ, что вызывает понятную осторожность и у судов при рассмотрении протестных исков…
Сегодня можно сказать: усилия чиновников дали свой результат. Внедрена новая формула счастья для последнего не реабилитированного в стране народа, а именно: «Реабилитация есть рыночная власть плюс представительствование интересов народа лицами подрядной национальности!».
Вертикаль такой власти по освоению финансовой помощи двух государств почти уже сформирована: параллельно системе федеральных, региональных и местных структур общественных организаций создана система структур подрядного планктона, активно поглощающая первую.
Свобода слова и свобода плевать на свободное слово также приведены в полную гармонию: бюджетом поддерживаются лишь те СМИ «для российских немцев», которые следуют принципам вышеуказанной поэтапной антиреабилитационной политики, - т.е. лишь СМИ подрядных структур.
Возможность же для сторонников реабилитации достучаться своими кровоточащими обращениями на уровень, где могли бы хотя бы выслушать их предложения о решении вопроса, надежно исключена: от перевернутого батута чиновничьего «потолка» все обращения наверх мгновенно отскакивают опять вниз…

                «Помощь российским немцам» - помощь надежно умереть?

Перед нами стоит еще один весьма нелегкий вопрос. Чем дальше, тем яснее мы видим, что финансирование двумя странами так называемых «проектов в пользу российских немцев», желательное прежде, а нередко и сейчас, уже не один год всё больше используется фактически против интересов российских немцев, против их национального движения, против их реабилитации, против восстановления их государственности, а значит, против интересов страны. Отсюда напрашивается логичный вывод: не пора ли, наконец, добиться, чтобы отбор проектов и контроль за их исполнением происходили при обязательном участии федеральных общественных организаций как действительных, а не назначаемых представителей интересов народа? И чтобы остановить противозаконное вмешательство чиновного люда в дела этих общественных организаций, прекратить политизацию распределения проектов и обусловленность их получения выступлением против реабилитации и предательством своей организации?
И если эти элементарные требования соблюдения законности не будут выполнены, поставить вопрос о прекращении финансирования проектов - до принятия руководством России решения о восстановлении государственности российских немцев.
Конечно, нужно быть готовыми к тому, что такая инициатива сразу же вызовет вселенский вой и демагогию. Не у тех, кому сегодня выкручивают руки, заставляя действовать против своего народа и своих организаций, а у тех, через кого выкручивают руки. Сам же народ от приостановления финансирования практически мало что потеряет, потому что сегодня это финансирование используется в основном для того, чтобы под музыку, пляски и политическое словоблудие о самоорганизации, реабилитации и прочей национальной идентичности препроводить народ без лишних эксцессов в последний путь.
Нынешняя политика, лишающая народ шансов на будущее, всё равно рано или поздно вызовет прекращение этого финансирования – когда процесс нашей ассимиляции будет признан уже необратимым. То есть когда мы окажемся в еще более трудном, чем сейчас, в еще более безысходном положении. А значит, нужно прервать этот путь в никуда еще на стадии обратимости процесса, проявить волю, чтобы отказаться от дальнейшего приема наркотических проектов, и послать подальше сегодняшних нарко-культ-торговцев вместе с их покровителями из обеих стран. 
После же принятия политического решения о восстановлении нашей государственности будет неизбежно оказана и стартовая помощь двух государств, предусмотренная Протоколом 1992 г. Только уже не сегодняшними шприцевыми дозами, а в объеме, отвечающем значению вопроса для страны. Тогда эта помощь будет иметь и другого адресата: не сегодняшние распределители средств, и не подрядные структуры, а сам народ вместе с государством будут определять, что, кем и как должно быть сделано.
Прекращение финансирования нашей проблемы будет иметь сильный очистительный эффект: оно сразу выведет из сферы противодействия реабилитации тех чиновников, подрядчиков и псевдо-активистов, которые с оплачиваемым рвением уже годы действуют против интересов страны и народа, загоняя наш вопрос всё дальше в тупик, а народ – в эмиграцию и ассимиляцию.
Прекращение финансирования может изменить парадоксальную ситуацию, когда люди, действительно болеющие за свой народ, отстранены от оказания ему помощи и поддержки, а те, кто наживается на содействии исчезновению народа, сделаны его единственными представителями.
И не надо бояться, что нашему делу будет нанесен вред: народу уже нечего терять, кроме сосущих его паразитов-демагогов, а такую потерю он, без сомнения, переживет.
Приостановление финансирования обнажит многое.
Истеричный вой мгновенно покажет тех, кто пришел в движение только по зову своего кармана.
Выявится, что, после многих лет финансирования, созданные «структуры самоорганизации российских немцев» не способны и дня прожить самостоятельно. То есть что помощь шла не на укрепление жизнеспособности этих структур, а лишь на поддержание их полной зависимости от финансирования извне для управления из того же извне.
Еще яснее станет, что под флагом помощи фактически проводилось переформатирование движения российских немцев: с уровня решения политических задач его все больше опускали на уровень мелкоподрядной суеты под полным контролем распределителей средств.
Предстанет взору и то, как многолетняя практика приспособленчества ради получения изрядно пообкусанной «помощи для народа», «для конкретных людей» и для весьма размытых, в т.ч. национально, «целевых групп», привела к выработке целой философии приспособленчества для его оправдания перед политическим активом движения. И как затем эта философия логично превратилась в идеологию отступничества от политических целей движения - ради получения тех же подрядов, давно уже ставших главной целью сегодняшних «представителей народа».
Услышим мы и высокую мотивировку этого отступничества, например:
«ведь реабилитация народа всё равно нереальна» (без сомнения, заметим мы: если вместо борьбы за нее служить тем, чья цель ее не допустить);
«надо делать конкретные дела для конкретных людей» (конечно, но не путем же отказа от главной политической цели народа);
«если я откажусь сотрудничать с ними, они найдут другого» (опередить в предательстве других – не самое благородное качество «борца»);
и – «ведь сегодня проект можно получить только от них» (значит, надо не угодничать «им», а бороться против политизации ими распределения проектов).
Конечно, личное дело каждого, как ему решать извечный гамлетовский вопрос: забыть или не забыть о народе ради личных интересов? Но это личное дело лишь если ты не входишь ни в какую организацию. А если входишь – уже не личное дело, и тогда хотя бы выйди сначала из своей организации, чтобы не позорить ее своей «борьбой за народ» по ресторанному принципу: «кто дэвушку ужинает, тот ее и танцует»…

                Итоги «реабилитации»
                в исполнении лиц подрядной национальности,
                или: Две горы родили мышь?

Если кратко подвести итоги этой почти уже 20-летней бурной возни «в пользу российских немцев» кучки лиц подрядной национальности от имени целого многонационального государства, то картина предстает неприглядная.
Вопрос о реабилитации народа находится сегодня неизмеримо дальше от своего решения, чем он был 20 лет назад, до подписания Протокола и создания Межправкомиссии по его исполнению.
Выезд 2,5 млн. российских немцев, вытолкнутых в эмиграцию такой политикой, нанес стране, по самым скромным подсчетам, только экономический ущерб в размере около 50 млрд. долл.
За последние 20 лет российские немцы практически полностью лишились даже того немногого, что у них было при Советской власти: школьных классов с преподаванием родного языка, вузовских отделений по подготовке учителей родного языка, издания учебников по родному языку и литературе, радио- и телепередач на родном языке, национальных газет и единственного журнала, редакций по выпуску национальной литературы, немецкого драмтеатра.
Выделяемые двумя государствами средства, которые за эти годы могли бы поспособствовать созданию хотя бы временной системы самоорганизации народа без территории, всё больше расходуются на утверждение симбиозной распределительно-подрядной системы «культурных центров» и «центров встреч», настойчиво выдаваемой за «систему самоорганизации российских немцев».
Федеральная целевая программа по российским немцам на 1997-2006 гг. была за десять лет выполнена лишь на 3-4%, что не помешало чиновникам и подрядчикам пробить новую программу, еще более далекую по своим задачам от цели реабилитации, - ведь ассимиляция еще не завершена.
Общественное национальное движение, созданное и действующее по законам страны, от имени государства и на средства государства противозаконными действиями разрушается и подменяется системой подрядных структур, используемых и подкармливаемых для снятия политических вопросов реабилитации.
В многонациональной стране давно упразднено Министерство по делам национальностей.
В «государственной политике» по реабилитации российских немцев давно ликвидирован главный инструмент ее проведения – Департамент по российским немцам.
Вопросы реабилитации, жизненно необходимой народу, уже почти 20 лет поручается «решать» тем, кто всеми фибрами души выступает против нее, потому что восстановление государственности российских немцев разом лишит чиновников права распределять бюджетные средства, а исполнителей проектов – гарантии внеконкурсно заниматься доходным халтуртрегерством за исполнение политических антиреабилитационных заказов.
И как наивно ожидать в стране борьбы с коррупцией от тех, кто процветает в отлаженной ими системе этой коррупции, так и в данном вопросе ожидать самосовершенствования не приходится. Потому что и сегодня в стране самый доходный бизнес - от имени государства и народа действовать против интересов государства и народа. И потому что помощь двух государств на реабилитацию народа фактически отдана на откуп именно тем, кто никак не заинтересован в этой реабилитации.
Подозревать само государство в такой антигосударственной политике против одного из своих народов, вся вина которого лишь в том, что он был несправедливо обвинен, несправедливо репрессирован и всегда хорошо работал на благо страны, - трудно. Тем более при сегодняшнем руководстве страны. Остается только надеяться, что и этой политике недолго осталось ждать жестких вопросов к ней руководителей государства.

                «Чудище обло, огромно, стозевно и лайяй»

Наверное, представители старшего поколения еще помнят этот жутковатый эпиграф Александра Радищева к его знаменитому «Путешествию из Петербурга в Москву», эпиграф, которым он дал характеристику тогдашнего российского государства. Вспоминаются эти слова не случайно: ведь многие искренне считают, что  сегодняшние бедные чиновники - всего лишь бесправные исполнители, и без указания сверху пальцем не могут шевельнуть.
Полагаю, наша нынешняя российская бюрократия (чиновничество), как когда-то советские ракеты и балеты, тоже непревзойденная в мире. Не только по всё растущему ее количеству на душу всё убывающего населения, но в первую очередь потому, что она – не бесстрастный государственный механизм четкого исполнения принятых политиками решений, и не надежная пневмопочта в большом многоэтажном государственном здании, быстро доставляющая по назначению капсулы с нетронутым содержимым. Наша бюрократия – это невероятный по размеру живой организм, это то же самое «чудище», которое еще и объявило самоё себя главной политической партией страны, вкупив в себя для улучшения имиджа, как в булку изюм, известных лиц из сферы спорта, культуры и проч.
Наше чиновничество – это живой, даже очень живой, а может быть, и самый живой, но бесспорно - самый огромный в стране живой организм. А значит, он не может быть просто нейтральным передаточно-исполнительным механизмом. И он не просто передает то, что должен передавать: он пропускает это всё, без исключения, через себя – через все свои органы, плоть и кровь, через каждую свою жаждущую еще более «изячной жизни» клеточку. А что после этого доходит до конечной «инстанции», и в каком виде - извините… Ведь живой организм должен жить, а непомерное содержание ему выплачивают ведь всего лишь за то, что он пропускает через себя, а не за то, как он пропускает через себя, и тем более не за конечный продукт, получающийся от пропускания. Так что – еще раз извиняйте...
Если же чиновничество – живой организм, да еще одновременно политический, то всем своим стозевным существом оно будет в первую очередь заботиться о себе. И каждая его клеточка, пропуская что-то через себя от одних к другим, неизбежно будет заботиться о себе как о субстанции гораздо более высокой и более значимой, чем эти другие. А значит, любые указания сверху, любые недовольства снизу, сбоку и из других измерений, будут ему до лампочки – ведь один надзиратель «там, наверху», за каждой клеточкой никогда не уследит, так что риск небольшой.
И если чиновничество – живой организм, да еще перекачивающий через все свои трубопроводы, трубки, задвижки, крантики и капилляры потоки всех жизненно важных систем государства: финансовой, правовой, информационной, законодательной, судебной, политической, исполнительной, - то кто же лучше этого организма знает, как, что и с какой «модернизацией» и «инновацией» пропускать и доставлять, не только без ущерба для себя, а с пользой для себя? (Пропускаемое «в пользу российских немцев» - жалкий частный случай). 
Еще раз: наше чиновничество, проявившее чудеса самоорганизации, сделавшее даже первого своего начальника внепартийным лидером своей партии для отражения его авторитетом любых недостойных подозрений, - вполне самодостаточно, чтобы действовать и без указаний сверху. В своих интересах. И чтобы действовать даже вопреки указаниям сверху - в тех же интересах. Наглядный пример – коррупция. Ведь никто не дает сверху указаний заниматься ею, однако занимаются! Причем, как снова и снова говорит глава государства, занимаются сверху донизу, во всех сферах, во всех регионах, в каждом уголке необъятной страны, где только может уместиться хоть один чиновник, чтобы что-то распределять, собирать, взимать или, на худой конец, проверять и разрешать.
Поэтому, на мой взгляд, и в проблеме российских немцев не требовалось особого указания сверху, чтобы начальные идеи и задачи, заложенные в межгосударственном Протоколе, за почти двадцать лет его «исполнения» командами особого назначения были перенацелены против реабилитации, против восстановления государственности, против движения российских немцев, против их будущего как народа, против интересов государства. Для этого вполне достаточно было распределительных интересов…
Это я к тому, что нам не следует слишком зацикливаться на выражении недовольства конкретными чиновниками, а лучше добиться приема на высшем уровне, пробив, наконец, перевернутый батут «живого организма»…    

                Что нам нужно? -
                Всего лишь внимание руководства страны. Хоть на полчаса.

Мы понимаем, что происходящее уже годы с «реабилитацией» российских немцев является отражением многих серьезных проблем, стоящих перед страной, перед ее руководством, и часто еще более значительных, чем проблема российских немцев. Поэтому и предлагаем сегодня, - еще убежденнее, чем раньше, - решить ее в увязке, в пакете с другими крупными государственными или региональными проблемами. Решить – на благо страны, на благо народа, на благо конкретного региона.
И еще яснее, чем раньше, мы видим, что реабилитация российских немцев сегодня и возможна, и актуальна, и в интересах страны. Для этого требуется лишь должное внимание к ней руководства страны. А именно: требуется принять, в соответствии с Законом «О реабилитации репрессированных народов» и подписанным Протоколом, политическое решение о восстановлении государственности российских немцев.
Полагаю, и нам не следует пассивно ждать манны небесной. Давно уже надо было сформировать представительную делегацию и обратиться к руководству страны с выработанными нами предложениями по реабилитации нашего народа в сегодняшних условиях. Ведь за дымовой завесой двадцатилетней «помощи» сегодня уже на всех уровнях власти призабыли, что в стране вообще есть российские немцы, что у них была своя государственность, что они были незаконно репрессированы и до сих пор, оказывается, еще не реабилитированы. И даже хотят еще этой реабилитации, вопреки тому, что подрядчики давно и с воодушевлением твердят: она уже «состоялась».

                ***
Статья «В интересах Государства Российского» завершалась выводом, что реабилитация российских немцев может стать очень даже рентабельным для страны экономическим проектом. Данное выступление приходится завершить не менее значащим выводом, а именно: нереабилитация - более выгодный экономический проект, чем реабилитация, - с существенным уточнением: для распределительно-подрядной команды, а не для страны. Потому что нереабилитация для этой команды – «штука посильнее „Фауста “ Гёте», т.е. гораздо выше интересов государства.
Что надо учитывать. И нам, и еще больше – государству, интересы которого так бесконечно бессильны перед интересами этой команды.

2010, март


Рецензии
Чрезвычайно интересный и ценный материал, имеющий историческое значение. История репрессированных народов вообще мало изучена и, как мне кажется, замалчивается. И много искажённой информации: часто целые народы обвиняют в предательстве. А у немцев особо трагичная судьба. Я непосредственно сталкивалась в Казахстане.
Но у вас описан последний этап, "спотыкач" с чиновниками. Но надеюсь, всё это позади, и больше никто никогда не подвергнет целые народы унижению.

Эль Фаустова   30.01.2011 22:07     Заявить о нарушении