Хотелось, как лучше

Раньше очагами политико-воспитательной и культурно-просветительной работы предприятий и учреждений были "Красные уголки", а в Советской Армии - Ленинские комнаты.
Была такая и в моей казарме. Не убогая, но и очагом её назвать было трудно. Стенды, выкрашенные белой водоэмульсионной краской, несли необходимую идеологическую нагрузку. Все тексты были выполнены траурным цветом: чёрный или коричневый, как того и требовали всевозможные директивы Политуправления СА и ВМФ и инструкции. Скучно, но однообразно. Подшивки газет и журналов читались не активно, т.к. более 50% личного состава по-русски ни бельмеса, поэтому подшивка использовалась по другому назначению. Активно эксплуатировались настольные игры, а в свободное время бойцы писали письма на родину, хотя больше это они любили делать во время занятий...

Немного отступлю. Письма писались весьма любопытного содержания. Раньше как было; попался кто-то из бойцов, что пишет письмо во время занятий, поднимешь его, поругаешь, но письмо не конфискуешь и не читаешь. Так было до некоторых пор, пока на имя командира батареи не пришло письмо от мамы одного солдата, где она просила сообщить командира: о войне с Китаем(?!) и нельзя ли от этой войны освободить её сына. Близость границы с Китаем будоражило воображение солдат. Кто-то верхом катается на ракетах, другие всю ночь отбивают нападение на казарму китайских лазутчиков, были письма, которые начинались примерно так: Сижу на трупе китайского солдата и пишу это письмо.... Надеюсь Вы понимаете, что чувствует мать, получая такие письма. Поэтому делали так: кто попадался за написанием писем во время учебного процесса, то его письмо конфисковалось на цензуру.

Ленкомната была и ладно; никто меня за неё не ругал.., но... Решили с командиром батареи сделать совершенно иную Ленкомнату, поправ святое святых: директивы и инструкции Политуправления СА и ВМФ. Когда были готовы и утверждены эскизы будущей комнаты, командир батареи выделил мне для работ двух сержантов (как оформители), художника и писаря. К идее переделки Ленкомнаты активно подключился и старшина батареи из срочной службы.

Что надо для ремонта? Правильно! Материал. Кто даст? Ага, сейчас! Держи карман шире! Догонят и ещё дадут! Где в таком случае брать материал? Где плохо лежало - там и брали.

Через дорогу от нашего полка располагался танковый полк, в котором военные строители возводили новую солдатскую столовую. Через них старшина и доставал необходимый материал. Замполит выделил только несколько листов ДВП, гуашь и плакатные перья.

Перед выходом на занятия на директрису ко мне подошёл старшина и говорит:
- Тов. ст.л-т, когда будите проходить возле строящейся столовой, обратите внимание на крышу. Там есть на что посмотреть.
- Хорошо, - говорю. - Посмотрю.

После обеда старшина спросил:
- Ну, и как, видели?
- Видел. Что-то большое и белое. Только что это, так и не понял.
- Это пенопласт для утепления. Его бы хорошо сюда. Весь не нужен. Есть идея у меня: обрезать его соответствующим образом и обшить им потолок. Наш-то совсем не смотрится. Его хоть крась - не крась, не исправишь.

Это соответствовало действительности потому, как наша сборно-щитовая казарма (барак) была собрана при... никто не помнил когда и давно просилась под снос, выслужив не один срок.
- Я пробовал со строителями договориться, - продолжал старшина, - но они упёрлись. Ни в какую! А ведь, если бы этим пенопластом потолок закрыть, то это уже бы дало 50% от общего вида. Вы согласны?!
- Да, хорошая идея. Всё сразу бы смотрелось по-другому.

На этом мы и расстались. Утром, придя на службу, зашёл в Ленкомнату, а там на полу лежало ... 16 пенопластовых плит. "Ай, да старшина!" - подумал я о нём и тут же услышал его голос:
- Ну, как, тов. ст.л-т?!
- Молодец! Без эксцесса?
- Так точно! После отбоя поднял сержантов, курсов попроворнее и совершили небольшую прогулку. Всё тихо. Какая у них охрана? Напились и дрыхнут!

Так, стараниями старшины появился весь необходимый материал. Может кто-то скажет, что это нехорошо... Согласен. Но, если это всё продадут или пропьют - лучше будет? А так в дело пошло. А главное можно было приступать к переоборудованию Ленкомнаты.

Старшина сам изготовил станок для резки пенопласта и обшил им потолок. Помещение преобразилось до неузнаваемости! Центральное место в Ленкомнате - это портреты членов Политбюро ЦК КПСС. Под них отвели одну из торцевых стен. Обожгли паяльной лампой две плиты ДСП, на которых и разместили портреты. Сделали так, чтобы их можно было свободно менять местами, т.к. они (члены) слишком часто либо умирали, либо "уходили" на "другие участки работ." Между плитами с портретами на красном фоне разместился барельеф В.И.Ленина со словами "Ленин жил...." Получилось хорошо.

Художники в оформлении стендов предложили, как сказали бы сейчас, ноу-хау. Чтобы стенды привлекали внимание и хотелось прочесть размещённый на них текст, оформители делали на одном стенде несколько цветовых пятен и писали по ним соответствующим цветом гуаши. Сделали экспериментальный стенд - глаз не оторвать! По этому образцу утвердили и остальные стенды. Повесили новые шторы, люстры - Ленкомната засияла, притягивая к себе солдат и сержантов. Уютно стало. Не по казарменому, а что-то от домашнего. Заходил и замполит с пропагандистом, смотрели, хвалили.

Время шло. Всё было нормально, пока в один из дней....

Я валялся на койке в общаге, переваривая съеденный обед, как в дверь постучали и на пороге появился посыльный по мою душу.
- Тов. ст.л-т, Вас замполит срочно в полк вызывает!
- Что случилось?!
- Не знаю, только очень срочно, сказали!
- Хорошо! Сейчас буду!

Замполита, в сопровождении пропагандиста, я застал на строевом плацу. Лица у обоих красные, взглядом молнии метают, стремясь меня заживо испепелить. "Да, - думаю, - дрянь дело!" Подхожу к начальнику, доложил о прибытии.
- Твою ты мать! - сорвался на меня замполит. - Я тебя здесь сгною! Что ты себе позволяешь?!...
- Тов.майор! Извините, но я не понимаю! Что произошло?!
- Ах, он видите ли не понимает! - из-за спины замполита наконец-то показался пропагандист. - Во что ты превратил Ленинскую комнату?! Отвечать!!!
- Комната, как комната. До обеда было всё нормально...
- Её только что посетил ЧВС (член военного совета, должность начальник политуправления округа, но они любили, чтобы их называли не по должности и даже не по генеральскому званию, а именно ЧВС! Видно член - он и есть член). Жаль тебя там не было, - истерил замполит, - а то бы и остался там висеть! Ты знаешь, что сказал ЧВС?!
- Откуда? Меня там не было!
- Он сказал: " Что Вы здесь, майор, за кабак развели?! Может ещё и варьете пригласите с голыми бабами?!" Он дал два дня, чтобы ты всё переделал и привёл в соответствие с требованиями директив и инструкций по оформлению Ленкомнат! Вам всё понятно?!....

Мне было понятно всё! Только так обидно стало... Хотелось, как лучше, а вышло.. очередным, правда последним, партвзысканием. С тех пор я больше не уделял Ленкомнатам какого-либо особого внимания. Что было, то и было. Содержание текстов соответствовало, а в остальном чуть лучше, чем знаменитый "Сеятель" в исполнении Остапа и Кисы. Что интересно: меня за это, практически, не трогали. Недаром существует поговорка в армии: "Инициатива наказуема!"


Рецензии
Читаешь - словно запускаешь машину времени. Виктор, с уважением

Анатолий Дудник   13.08.2020 04:48     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.